Мудрый Юрист

К вопросу о понятии конституционализма

Самигуллин Марат Венирович - преподаватель кафедры историко-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД РФ.

Наука - сложное явление, но ведущая роль мысли в ней - неоспорима. Мысль быстра, свободна, способна исследовать самые разные стороны бытия и небытия. По Бертрану Расселу, мысль - свет мира и важнейший источник красоты человека <1>.

<1> Bertrand Rassell. Principles of Social Reconstruction. 1916. P. 9.

Ученый сомневается, не принимая на веру ни одного утверждения. Этим он отличается от теолога. Отличается он и от неученого, дилетанта, но уже тем, что его мышление организованное. Оно "отлито" в понятия и категории, которые наряду с суждениями образуют первооснову гипотез, теоретических конструкций, концепций, доктрин.

Для юриспруденции, политологии, социологии и тесно связанных с ними других дисциплин существенно понятие "конституционализм". Это, пожалуй, одно из фундаментальных понятий в системе научных дисциплин, объектом и предметом которых являются публичная власть и различные аспекты ее организации и функционирования. Конституционализм во многом выступает как некое интегральное понятие, которое выполняет в юриспруденции в целом роль высокозначимого системообразующего фактора. Так, А.С. Автономов рассматривает конституционализм в качестве не понятия, а категории конституционного права, выработанного в рамках данной науки. При этом под категорией он понимает "совокупность мыслей, отражающих в обобщенном виде некоторый способ существования в постоянном взаимодействии и развитии явлений бытия, что дает возможность познания таких явлений" <2>. Это обусловлено тем, что позиция этого ученого несколько расходится с пониманием категории, принятым, в частности, в логике. Здесь, как известно, категория - это понятие с предельно широким объемом. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя <3>.

<2> См.: Автономов А.С. Методологические аспекты исследования системы категорий конституционного права. В сб.: Теоретические проблемы российского конституционализма. М.: ИГиП РАН, 2000. С. 5 - 6.
<3> См., например: Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридич. вузов и фак. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1987. С. 38.

Каково же его содержание?

Классический конституционализм уходит своими корнями в уникальную историю правовой культуры Запада, в западную традицию права <4>. В силу этого он зиждется на частной собственности, ограничении (самоограничении) государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы, приобретающей юридическую форму субъективного публичного права как "права против общества в лице государства и его должностных лиц" с последующим включением в его содержание составных третьего поколения прав - прав коллективных. Европейская культура - это прежде всего личностная культура, и в этом ее универсализм.

<4> Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 11.

По Г.Дж. Берману, термин "конституционализм" был введен в научный оборот на рубеже XVIII - XIX веков для обозначения главным образом американской доктрины верховенства писаной конституции над законами. Однако реальность этого феномена впервые проявилась еще в городских правовых системах Западной Европы в XI - XII столетиях <5>.

<5> Берман Г.Дж. Указ. соч. С. 370.

В современной юридической литературе конституционализм обычно рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как "вера в существование конституционных способов относительно установления государственных ограничений", "юридическое ограничение государства и полная противоположность своевольному правлению", совокупность принципов, порядка деятельности и институциональных механизмов, которые традиционно используются с целью ограничения государственной власти <6>. Это, однако, не исключает разнообразия мнений на этот счет.

<6> См.: Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 1999.

Так, Ю.П. Еременко рассматривает конституционализм как единство конституционного строя, конституционной идеологии и конституционной практики <7>.

<7> См.: Кабышев В.Т. Еременко Юрий Петрович - видный ученый и педагог // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Вып. 4. Саратов, 2003. С. 7.

По Л. Фридмэну, конституционализм есть: а) живой, верховный закон, проведенный в жизнь страны; б) отношение общества к конституции; в) демократические образы поведения и институты, взращенные вокруг конституции; г) конституция, которая в конечном итоге представляет собой то, что о ней говорят судьи; д) совокупность гражданских прав, свобода слова и гарантии прав меньшинства от подавляющего большинства <8>.

<8> Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. С. 150 - 152.

С точки зрения Н.А. Богдановой, "конституционализм - это система идей и взглядов, в которых воплощены представления о конституционном государстве, их конституционное оформление, а равно политико-правовая практика реализации таких идей и закрепляющих их норм" <9>.

<9> Богданова Н.А. Понятия науки конституционного права: опыт аналитического и системного подходов к построению их системы // Вестник Моск. ун-та. 1999. N 5. Право. С. 20.

Л.В. Сонина считает, что "конституционализм - это политико-правовой режим, заключающийся в конструировании индустриального (постиндустриального) общества и установлении в нем начала конституционности (гармонии, справедливости) с целью обеспечения его равновесного существования и развития путем воплощения в праве, правосознании, общественно-государственном устройстве идей (ценностей) приоритета конституционного законодательства, обеспечения человеческого достоинства, прав и свобод человека и гражданина, демократии и децентрализации, сильной государственной власти, свободы экономической деятельности, иных идей (ценностей), а также путем выделения в обществе социальных групп, способных отстаивать названные идеи (ценности)" <10>.

<10> Сонина Л.В. Конституционализм в Российской Федерации как политико-правовой режим: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 7.

Н.А. Рябинин убежден, что под конституционализмом понимается учение о конституции как обоснованном инструменте политического управления государством; в первую очередь сложившаяся в обществе политическая система, основанная на конституции и конституционных методах управления государством <11>.

<11> Рябинин Н.А. Государственность и российский конституционализм // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20 - 21 апреля 2000 года). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001. С. 54.

Ж.А. Бокоев рассматривает конституционализм в трех аспектах: 1) как систему (форму) правления, противостоящую абсолютизму в форме конституционного правового государства, основанного на принципе ограниченного правления и примате прав человека; 2) как вариант политической модернизации, состоящей в перераспределении монархической власти органам народного представительства; 3) как политико-правовой режим отношений государства и общества, сложившийся в целом ряде стран, основывающийся на определенном наборе правовых принципов <12>.

<12> Бокоев Ж.А. Модели современного конституционализма и опыт постсоциалистических государств (на примере Киргизской Республики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 13.

Любопытно следующее. Рассматривая становление и развитие конституционализма в мировом масштабе, он приходит к выводу о том, что под влиянием целого ряда факторов (психологических, экономических, религиозных, культурных, географических, правовых и т.д.) складываются две модели конституционализма: а) негативно-либертарная и б) позитивно-либертарная.

По мнению Ж.А. Бокоева, негативно-либертарная модель конституционализма характеризуется исключительной ролью гражданского общества; здесь доминирующей ценностью является свобода человека, реализуемая в гражданских правах, которые не зависят от государства, ибо оно вторично по отношению к гражданскому обществу и человеку. Гражданское общество определяет структуру, задачи и конституцию государства. Свободу человека государство не может ни ограничить, ни расширить; она полная и принадлежит человеку от рождения и не зависит от государства. Единственным ограничителем свободы человека является свобода другого. Причем ее рамки устанавливаются и регулируются также не государством, а гражданской религией. Отсюда следует, что принцип "верховенства права" означает верховенство прав и свобод человека и гражданина.

Для позитивно-либертарной модели свойственно соединение идеи свободы человека с принципом сильного государства, ибо только такое государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу. Здесь порядок в обществе, национальное единство ставятся выше свободы личности, поскольку она может быть достигнута только через порядок, гарантированный государством. В этом случае цель конституционализма состоит в том, чтобы "уравнять" государство и гражданское общество в их совместном общении. Соединение идеи свободы человека и сильного государства осуществляется в форме правового государства.

Главное различие между этими двумя моделями конституционализма ученый видит в мере и масштабе государственного вмешательства в жизнь гражданского общества.

Негативно-либертарная модель конституционализма получила распространение в Англии и в ее доминионах, в США. Причинами того служат: а) относительно высокая степень культурной однородности общества, что позволило добиться согласия различных слоев населения в отношении определения целей нации и способов ее достижения; б) островное положение стран; в) историческая слабость государства при силе и зрелости гражданского общества.

Позитивно-либертарная модель конституционализма сформировалась в государствах с романо-германской правовой системой, чему способствовали следующие причины: этническое и культурное многообразие, религиозная неоднородность, территориальная уплотненность государств часто приводили к войнам, а они с необходимостью требовали сильного государства.

Несмотря на различия, обе модели конституционализма нельзя противопоставлять друг другу, так как между ними много общего: а) верховенство правовых законов и среди них - конституции как основного закона; б) юридические гарантии прав и свобод личности; в) институционально-правовая организация государственной власти (разделение по горизонтали и вертикали) и т.д. <13>.

<13> См.: Бокоев Ж.А. Указ. соч. С. 13 - 19.

В. Альхименко и М. Евтеева справедливо считают, что "было бы неверно распространять термин "конституционализм" лишь на Западную Европу и Соединенные Штаты Америки. По их мнению, "оно полностью применимо и к России XIX и начала XX в., но не в смысле создания конституции и парламента по западным образцам, а в смысле борьбы за политическую свободу и представительство" <14>.

<14> Альхименко В., Евтеева М. Истоки российского конституционализма. С. 27.

Несколько иначе оценивает конституционализм А. Медушевский. Считая необходимым проводить различие между конституцией в строгом юридическом смысле слова и конституционализмом, он рассматривает последнее как социальное движение, выступающее за воплощение конституционных норм в действительность <15>.

<15> Медушевский А. Российская модель конституционных преобразований в сравнительной перспективе // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003. N 2(43). С. 148.

С.А. Авакьян считает, что конституционализм следует связывать с четырьмя главными моментами: конституционными идеями; наличием соответствующего нормативно-правового фундамента; достижением определенного фактического режима; системой защиты конституционного строя и конституции <16>.

<16> Авакьян С.А. Конституция России: периоды, эволюция, современность. М.: РЮИД, 1997. С. 224.

С точки зрения Ш.И. Алиева, "...конституционализм можно рассматривать как характеристику фундаментального конфликта общества и государства, как метод и инструмент разрешения этого социального конфликта, как собирательную теоретическую концепцию государственной организации, состоящую из отдельных идей, положений и выводов выдающихся политических мыслителей прошлого и настоящего и, наконец, как определенный феномен политической системы". Однако такой взгляд слишком обширен, кроме того, данный подход неуместен для философско-теоретических исследований. Автор ограничивается разбором конституционализма как теоретической проблемы, через его ключевые понятия, прежде всего с точки зрения:

На основе анализа историко-философских предпосылок конституционализма автор исследует происхождение современной республики, демократии и парламентаризма, рассматривает генезис прав человека, проблему организации власти государства и церкви в пользу человека и общества, наконец, предпринимает попытку показать, с помощью каких общественных сил и какими средствами основные идеи конституционализма были реализованы в Европе XVII - XVIII веков. В конечном итоге, по признанию автора, речь идет об исследовании феномена власти как представительного правления, основанного на принципах разделения властей, правового государства и гражданского общества, естественного права, общественного договора и народного суверенитета <17>.

<17> Алиев Ш.И. Историко-философские корни современного конституционализма: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. М., 1999. С. 2 - 3.

И.А. Кравец высказал идею, согласно которой важно не только определиться в понятии "конституционализм", но и установить тип конституционализма, который существует в государственно-правовых и социально-политических реалиях соответствующей исторической эпохи. С его точки зрения, типология конституционализма насчитывает несколько классификаций: мнимый (номинальный) и подлинный конституционализм, а также парламентарный (в форме парламентской республики или монархии) и дуалистический (в форме президентской республики и дуалистической монархии), республиканский (основанный на принципе народного суверенитета) и монархический (базирующийся на монархическом принципе), народный (возникший вследствие принятия конституции избирательным корпусом или его представителями в парламенте или учредительном собрании), договорный (возникший в условиях соглашения между монархом и парламентом) и октроированный (юридическим основанием которого явился акт, пожалованный главой государства, как правило, монархом) <18>. Мысль о типе конституционализма исключительно глубока и весьма конструктивна. Но складывается впечатление, что И.А. Кравец смешивает понятия "тип" и "вид" конституционализма. В результате типологическая характеристика конституционализма оказывается подмененной его группировкой на виды, что объясняется неполной изученностью типологических черт конституционализма. Эта проблема, на наш взгляд, достойна самостоятельного исследования, возможно, диссертационного. Но мы в данном случае не развиваем ее, так как она, выходя за круг вопросов, относящихся к предмету нашего исследования, может увести в сторону.

<18> См.: Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: Учебное пособие. М.: ИВЦ "Маркетинг"; Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2000. С. 15 - 16.

Перечень подобных определений рассматриваемого понятия может быть продолжен. Но и приведенного достаточно, чтобы сделать следующий вывод: разными авторами в содержание понятия "конституционализм" вкладывается неодинаковый смысл, единое определение этого понятия отсутствует.

А нужно ли оно? Значительный интерес представляет взгляд на данную проблему известного венгерского юриста и политолога А. Шайо. Он пишет: "Конституционализм - это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления" <19>. По мнению А. Шайо, конституционализм нельзя определить путем исчерпывающего перечисления свойств, так как это скорее консервативная ценностная концепция, дело вкуса, но на незыблемой основе и при целевой установке. Он считает, что нет и не может быть однозначного, хрестоматийного определения конституционализма. Но иных, нечетких определений может быть достаточно много. Они, несмотря на определенные минусы, удобны <20>.

<19> Шайо А. Самоограничение власти (Краткий курс конституционализма): Пер. с венг. М.: Юристъ, 2001. С. 20.
<20> Шайо А. Указ. соч. С. 20 - 21.

Любопытен взгляд на конституционализм западных соседей по СНГ - украинцев. М.Ф. Орзих и А.Р. Крусян пишут <21>:

<21> Орзих М.Ф., Крусян А.Р. Современный конституционализм: теория и перспективы развития // Современный конституционализм. Междунар. научн.-практич. журн. / Под ред. А. Юшина. Молдавская Республика, г. Тирасполь. 2006. N 1. http://www.kspmr.idknet.com/MAG/?id=5&id_article=4da0dac591d36c183af9dbdb7624a3d6&lang=ru.

"В украинской конституционно-правовой науке конституционализм не получил единого определения и интерпретируется по-разному. Обзор различных его характеристик позволяет сделать вывод, что в науке сложилось три основных подхода к его определению: политический, философско-исторический и юридический".

В философско-историческом смысле конституционализм предстает как учение о конституции, включая предконституционные идеи божественного, естественного права, договорного происхождения государства, учения о плутократии, тирании, деспотии, демократии и т.д. При этом данное понятие рассматривается с двух позиций - широкой и узкой. "В широком плане конституционализм эволюционирует, начиная от мифологических форм миропонимания - параполитологии IV - III тыс. до н.э. ...до рационально-логичных форм мышления, т.е. до признаков теоретического знания, возникновения политико-правовой науки". В узком понимании конституционализм трактуется как комплекс политико-правовых идей и практики государственного строительства буржуазии XVII - XVIII вв., которая ориентировалась на создание институционально-правовых условий функционирования государств, в которых обеспечивалось бы "верховенство народа, исключительное правление законов, широкие права и свободы личности, демократическая избирательная система" <22>.

<22> См.: Конституцiя незалежноi Украiни: Нав. посiбник / За ред. В.Ф. Погорiлка, Ю.С. Шемшученка, В.О. Евдокимова. Киев, 2000. С. 5 - 8.

В политическом аспекте конституционализм раскрывается как особый характер отношений между государством и обществом на основе консенсуса, как идейно-политическая доктрина и движение. По мнению Ю.Н. Тодыки и В.С. Журавского, "...конституционализм в политическом понимании - это особый характер отношений между государством и обществом. Он является оформлением общественного согласия относительно соответствующих ценностей, принципов и механизмов" <23>. В.Н. Шаповал также считает, что "...конституционализм - это прежде всего политико-правовая идеология, интеллектуальные обобщения, присущие определенному этапу исторического развития", указывая, что вместе с тем конституционализм "нередко воспринимают как общественно-политическое движение, направленное на реализацию соответствующих идей" <24>.

<23> Конституцiйне право Украiни: Пiдручник для студентiв вищищ навчальних закладiв / За ред. Ю.М. Тодики, В.С. Журавського. Киев, 2002. С. 5.
<24> Шаповал В.М. Сучасний конституцiоналiзм. Киев, 2005. С. 17.

В юридическом аспекте конституционализм понимается в узком смысле как особый режим функционирования государственной власти на основе конституционных методов и в широком смысле - как сложная политико-правовая система.

Безусловно, политическая и философско-историческая характеристики конституционализма представляют интерес, но в их рамках, как правило, утверждаются тезисы, имеющие достаточно абстрактный характер. Юридический же аспект позволяет сформулировать четкую дефиницию этого явления, что представляется методологически необходимым для научного исследования конституционализма, так как одна из важнейших категорий современной науки конституционного права не может определяться in abstracto.

Юридический конституционализм представляет собой систему, в которой в качестве одного из элементов присутствуют конституционные нормы, конституция, но не как нечто застывшее, статичное, а конституция, взятая вместе с ее доктринальными основами, системой политико-правовых ценностей, которые отображают концепцию, философию, сущность конституции, а также практикой ее осуществления. Кроме этих составляющих политико-правовой системы конституционализма, важное значение имеют конституционное правосознание, конституционные правоотношения и конституционная законность, на установление которой в конечном итоге направлено функционирование этой сложной системы. Думается, что такой набор элементов системы конституционализма является наиболее полным и отображающим сущность этого социально-правового явления в полной мере.

Таким образом, конституция и конституционализм - это не тождественные понятия. Как справедливо отмечает немецкий исследователь С. Войт, конституционализм является нормативной концепцией, и ее не следует смешивать с фактической конституцией, используемой в любом обществе <25>. Это многоуровневая система, которая функционально выходит за пределы конституции и вообще права, отражая особенности менталитета и бытия народа. Конституционализм - сложная система, которая состоит из совокупности тесно взаимозависимых, взаимообусловленных и взаимодействующих элементов. Поэтому наиболее плодотворным представляется системное исследование конституционализма. Оно позволит, во-первых, интегрировать, синтезировать теоретические и практические знания в этой области, которые в настоящее время представляют собой полиэлементный набор, а не целостность (систему), во-вторых, подготовить основу и предпосылки для их дальнейшего анализа и дифференциации, но уже на качественно ином уровне их интеграции, синтеза.

<25> Voigt S. Making. Constitutions Work: Conditions for Maintaining the Rule of Law // CATO Journal. 1998. Vol. 18. Issue 2. P. 191 - 208.

Основываясь на теории политико-правовых систем, конституционализм как система характеризуется следующими признаками: интегративностью, представляя собой интегральное явление, вычленение из которого отдельных элементов является практически недопустимым, ибо это может привести к разрушению целостности системы; упорядоченностью, так как все элементы упорядочены в определенной последовательности, которая обусловлена характером взаимоотношений между элементами; сложностью, так как каждый элемент системы сам по себе является сложным образованием, которое имеет самостоятельное политико-правовое значение; открытостью системы, так как она взаимодействует с социальными, правовыми, политическими, экономическими и другими средами; функциональностью, так как конституционализм - это функционирующая система, что обусловливает ее динамическое развитие.

Конституционализм - политико-правовое явление, правовая (юридическая) сущность которого обусловлена прежде всего нормативно-правовой основой этой системы, в качестве которой выступает конституция (конституционное законодательство). Конституция имеет смешанную политико-правовую природу, как и возникающие на основе ее норм конституционные отношения, которые также могут быть охарактеризованы как политические и правовые одновременно <26>, поскольку "...они регулируют процесс организации и осуществления властных полномочий народом, государством и элементами политической системы" <27>. Кроме того, политическая природа конституционализма вытекает из тесной взаимосвязи политики с конституционно-правовыми институтами и реалиями.

<26> Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва; Новосибирск, 2002. С. 114.
<27> Конституцiя незалежноi Украiни: Нав. посiбник / За ред. В.Ф. Погорiлка, Ю.С. Шемшученка, В.О. Евдокимова. Киев, 2000. С. 47.

Наряду с конституцией нормативно-правовую основу конституционализма составляет все конституционное законодательство. И здесь наиболее ярко проявляется проблема конституционных законов.

Исходя из существующей законодательной практики зарубежных стран и научно-теоретических концепций, можно провести типологию конституционных законов: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию; законы, устанавливающие порядок введения в действие конституции; законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным конституцией, и относительно которых имеются специальные указания в конституции; законы, составляющие в совокупности конституцию; законы, охватывающие своим регулирующим воздействием основополагающие сферы правовых отношений, ключевые институты народовластия и правового статуса человека и гражданина.

Думается, что под конституционными законами, входящими в систему конституционализма, целесообразно понимать такие законы, принятие которых запрограммировано конституцией, т.е. это законы, регулирующие наиболее важные (основополагающие) общественные отношения, занимающие следующее после конституции положение в системе законодательства, отличающиеся значительной стабильностью содержания.

Содержание системы конституционализма внешне выражается в определенных институциональных образованиях. Основными институтами конституционализма являются: институт публичной власти, который структурируется на два относительно самостоятельных подынститута - государственную власть и местное самоуправление; институт конституционного контроля (надзорно-контрольные меры со стороны государственных органов по обеспечению конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина, правовой свободы, субъективного публичного права, верховенства конституции в системе нормативных правовых актов, ее прямого, непосредственного действия); институт конституционной ответственности.

Целью функционирования системы конституционализма является конституционная законность как режим точного и неуклонного соблюдения конституции и других конституционно-правовых актов всеми субъектами, которым они адресованы, реальное действие всей иерархии нормативно-правовых актов, в системе которых конституция имеет высшую юридическую силу.

Конституционная законность должна обеспечиваться в первую очередь посредством структур публичной власти. И здесь приоритетное значение имеет конституционная юстиция, которая может существенным образом влиять не только на охранительные, но и на все другие элементы конституционализма (нормативные, идеологические, культурно-правовые, регулятивные).

Важным средством обеспечения конституционной законности является институт конституционной ответственности, который также не получил достаточной научной разработки. Думается, что конституционную ответственность следует рассматривать как самостоятельный вид юридической ответственности, которая предстает в единстве общих признаков, присущих юридической ответственности как таковой, а также особенностей, которые характеризуют ее как самостоятельное конституционно-правовое явление (например: основания и процедурно-процессуальные формы ее применения, круг субъектов, санкции, специфика конституционно-правовых деликтов и др.).

Итак, каков же выход?

Чтобы найти удовлетворительный ответ на этот вопрос, необходимо прежде всего выработать правильное отношение к слову "определение". Как ни странно, хотя определение представляет собой логическую операцию, предназначенную уточнить используемые термины, оно часто само нуждается в уточнении. Иногда исследователи, увлекшись поиском единственного верного определения чего-либо, упускают из виду то обстоятельство, что существуют различные виды определений (явные и неявные, реальные и номинальные, строгие и нестрогие и т.д.). А это значит, что одно и то же понятие может определяться по-разному. При этом ни одно определение нельзя рассматривать как бесполезное. Пользу можно извлечь даже из логически ущербного определения, поскольку оно демонстрирует то, как нельзя определять. Минимальная полезность всякого логически состоятельного определения заключается в уяснении содержания какого-то понятия, усвоении значения определенного знака, в создании благоприятных условий для понимания и налаживания хороших коммуникативных отношений. Абсолютизация же значения определений и формирование неправильного отношения к самому определению может привести к неверным теоретическим выводам и к серьезным ошибкам в практической деятельности.

Следовательно, нет ничего плохого в том, что существуют различные определения понятия "конституционализм". Каждое из них, за исключением, естественно, тех, которые логически явно некорректны, по-своему полезно и дает возможность сложить определенное представление об этом феномене.

Таким образом, в нашем случае, думается, можно представить следующее рабочее определение: конституционализм - это все то, что направлено на оптимальное устройство и функционирование структур легитимной публичной власти в целях безопасности и благополучия самодостаточного общества, развивающегося на основе органического сочетания частного (индивидуального) и публичного (общественного) начал.

Можно заметить, что термин "конституционализм" производен от слова "конституция". Однако данный термин отнюдь не равнозначен указанному слову <28>.

<28> Часто конституцию представляют как основной закон (государства, общества). Однако в действующей Конституции постсоветской России - Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года - конституция не характеризуется через понятие "основной закон". Вместе с тем указывается, что Конституция Российской Федерации "имеет высшую юридическую силу". Следовательно, понятия "конституция" и "основной закон" могут рассматриваться как относительно самостоятельные. Не всегда конституция - основной закон, а основной закон - конституция.

Конституционализму свойственны, как минимум, три существенных компонента.

Первое. Конституционализм - это своего рода философия, система идей, взглядов, принципов, где центральное место занимает учение о конституции, о правовых основах государственной власти, о государственном устройстве общества, о правах и свободах человека и гражданина.

Второе. Конституционализм - это конституционное законодательство, т.е. часть позитивного права в его публично-правовой ипостаси. Здесь решающее значение принадлежит правовым принципам и нормам, определяющим основы конституционного строя общества и государства с учетом многих факторов, среди которых существенны фактор времени, культурный уровень конкретного общества и др.

Третье. Конституционализм - это практика реализации принципов и норм, получивших закрепление в действующей конституции, конституционном законодательстве. В результате образуются реальные правовые и политические институты (учреждения и организации), по которым можно составить представление о степени конституционного развития соответствующего государства, о реальном уровне общей, правовой и политической культуры населения.

С точки зрения теории и практики важен анализ всех компонентов конституционализма, взятых в единстве, различии и взаимодействии. Такой анализ может проводиться на разных уровнях. Например, применительно к Российской Федерации в целом или к ее субъектам, взятым в отдельности либо в какой-то группировке, допустим, по признаку федеральных округов (семи), образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 <29>. Значительный интерес представляет рассмотрение темы в историческом плане. В этом случае открывается возможность выявить закономерное и случайное в зарождении, становлении и развитии конституционализма в мире, регионе, отдельной стране.

<29> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112. В теоретическом отношении весьма любопытны, например, следующие работы: Гохбер М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. М., 2002; Матюшин Г.О. Институционализация федеральных округов в современной России (общеправовой анализ). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.