Мудрый Юрист

История возникновения и развития наблюдательных комиссий как субъекта предупреждения рецидивной преступности

Андреева Ю.В., соискатель кафедры уголовного права и криминологии Юридического института Красноярского государственного университета.

Одной из форм участия общественности в осуществлении исправительно-трудовой политики Советского государства являлись наблюдательные комиссии при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся.

Впервые наблюдательные комиссии были созданы после принятия Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. Согласно ст. 19 ИТК РСФСР 1924 г. наблюдательные комиссии учреждались при каждом месте заключения в составе начальника места заключения, народного судьи и представителя бюро профессиональных союзов <1>.

<1> Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. // Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 - 1959 гг.). М.: Госюриздат, 1959. С. 183.

На широкое привлечение общественности к проведению исправительно-трудовой политики обращалось особое внимание в Постановлении ВЦИК И СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. "О карательной политике и состоянии мест заключения" <2>. В нем также отмечалось, что должны найти более правильное соотношение функции государственных органов и общественности в процессе исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных. В этой связи ВЦИК и СНК РСФСР признали необходимым "расширить компетенцию начальников мест заключения в области их полномочий по поддержанию соответствующего режима в местах заключения, сохранив за наблюдательными комиссиями и функции наблюдения и общественного контроля" <3>.

<2> См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 - 1959). М.: Госюриздат, 1959. С. 202.
<3> Там же. С. 206.

Существенное расширение задач и функций комиссий произошло в связи с принятием в 1933 г. нового Исправительно-трудового кодекса РСФСР.

В соответствии со ст. 110 ИТК РСФСР 1933 г. <4> в качестве основополагающего принципа организации и деятельности наблюдательных комиссий было закреплено положение о том, что они строят свою работу на основе максимального участия широких масс трудящихся в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Заметим, Кодекс предусматривал возможность создания в крупных исправительно-трудовых учреждениях цеховых наблюдательных комиссий, в состав которых включались один представитель исправительно-трудового учреждения и два представителя от общественных организаций.

<4> Исправительно-трудовой кодекс 1933 г. // Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 - 1959 гг.). М.: Госюриздат, 1959.

Согласно Положениям о наблюдательных комиссиях, принятых во всех союзных республиках в 1957 г. <5>, они стали создаваться на правах органов общественности при исполнительных комитетах местных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения.

<5> См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 - 1959 гг.). М.: Госюриздат, 1959. С. 322 - 326.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г. <6> было принято новое Положение о наблюдательных комиссиях. В соответствии со ст. 7 указанного Положения их основными задачам являлись:

<6> Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г. "Положение о наблюдательных комиссиях" // Ведомости ВС РСФСР. 1986. N 26. Ст. 727.
  1. осуществление постоянного общественного контроля за деятельностью исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы, соблюдением этими учреждениями и органами режима и условий содержания осужденных, за правильностью их трудового использования и организацией их труда, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, проведением воспитательной работы и правильностью применения к осужденным мер взыскания и поощрения, а также оказанием помощи этим учреждениям и органам в проведении указанной работы;
  2. осуществление контроля за организацией и проведением воспитательной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают лица, переданные на поруки, отбывающие наказание, не связанное с лишением свободы, и лица, освобожденные из мест лишения свободы;
  3. учет и общественное наблюдение за поведением в быту и на производстве лиц, неоднократно судимых, по отбытии ими наказания и возвращении из мест лишения свободы;
  4. привлечение общественности к оказанию помощи администрации исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных;
  5. оказание помощи общественным организациям и коллективам трудящихся в перевоспитании и исправлении лиц, условно осужденных или отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы, и условно-досрочно освобожденных;
  6. оказание необходимой помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы, от ссылки и высылки.

Сопоставление норм Положения о наблюдательных комиссиях 1965 г. с Положениями, принятыми в 1957 г., показывает, как значительно расширились задачи и функции комиссий в борьбе с преступностью.

В связи с принятыми в июле 1966 г. решениями ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, направленными на усиление борьбы с нарушениями общественного порядка, искоренение хулиганства и иных общественных явлений, возрастает роль наблюдательных комиссий <7>.

<7> См.: Правда. 1966. 27 июля.

Отметим, что участие комиссий в исправлении и перевоспитании бывших осужденных было предусмотрено и в Законе СССР от 11 июля 1969 г. "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик" <8> и в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г. <9>.

<8> Закон СССР от 11 июля 1969 г. "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. N 29. Ст. 247.
<9> Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. N 51. Ст. 1221.

С распадом СССР существующая система содействия в постпенитенциарной адаптации осужденных пришла в упадок. Большинство общественных институтов, особенно основанных на добровольном участии в них граждан, прекратили свое существование, в том числе и деятельность наблюдательных комиссий. Представляется, что основными причинами этому послужили, во-первых, резкий скачок страны в рыночную экономику и, во-вторых, чрезмерное стремление к подражанию Западу, самым негативным элементам его культуры.

На основании п. 3 ч. 2 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г. (в редакции от 18 июня 1986 г.) "Об утверждении Положения о наблюдательных комиссиях" <10> утратил юридическую силу. В связи с этим деятельность комиссий в Уголовно-исполнительном кодексе РФ 1997 г. не получила нормативного урегулирования. Хотя в п. "д" ч. 1 ст. 24 УИК РФ сказано, что при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют и члены общественных наблюдательных комиссий. Как расценивать данный подход законодателя? Как предпосылки на будущее или простую невнимательность при принятии нового Федерального закона?

<10> Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

В 2003 г. в первом чтении Государственной Думой РФ был принят проект Федерального закона N 11807-3 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности" <11>, при анализе содержания которого можно прийти к выводу, что он в основном дублирует нормы Положения о наблюдательных комиссиях, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г.

<11> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 сентября 2003 г. N 4332-III ГД "О проекте Федерального закона N 11807-3 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

В итоге данный законопроект уже на протяжении многих лет не приобрел статус закона, хотя с учетом положительного исторического опыта в настоящее время в России представляется достаточно целесообразным возрождение социального контроля наблюдательных комиссий.