Формирование криминальной оппозиции в русской тюремной общине (история и современность)
Кутякин С.А., кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы.
Первые достаточно подробные описания быта, нравов и законов русской тюремной общины появляются в трудах ученых-тюрьмоведов и писателей в XIX в. Большинство исследователей мест лишения свободы России того периода солидарны в своих выводах о том, что тюремная община является не только средством самоорганизации осужденных, но и активно противодействует тюремным порядкам и самому назначению тюрьмы как карательно-исправительного учреждения. Так, например, И.Я. Фойницкий полагал, что "община производит в тюрьме лишь весьма невыгодные для тюремных задач последствия, закрывая собою арестантов и выступая коллективною силою против распоряжений и мер начальства..." <1>. По мнению этого автора, только одиночная система содержания осужденных к лишению свободы позволяла "уничтожить арестантское товарищество, скрепляющее людей во имя преступления, дающее каждому члену новые силы для совершения нарушений по выходу из тюрьмы и для борьбы с тюремными порядками во время заключения" <2>. Такой же точки зрения на сущность и цели деятельности тюремной общины придерживался и С. Максимов. По его мнению, для русского человека характерно организованное противоборство гнету и насилию, которые являются неизбежными спутниками любой уголовно-исполнительной системы. "Противоборство это, - считает С. Максимов, - заключается в так называемой артели тюремной, в арестантской общине" <3>. Автор полагает, что всем своим составом тюремная община противодействует всяким начинаниям, направленным к благой цели исправления <4>. Аналогичной точки зрения на тюремную общину придерживался и Н.М. Ядринцев. Признавая антагонизм между тюремной общиной и администрацией мест лишения свободы, он писал: "Для ведения заговоров против начальства, для ограждения своих льгот они еще теснее организовались, и демократическая община арестантов во имя общего интереса подчиняет совершенно своих членов своей власти" <5>. Таким образом, большинство исследователей русской тюремной общины того периода сходились во мнении о том, что артельное начало желательно только среди свободного и правопослушного населения Российской империи. В условиях лишения свободы объединение осужденных в общину имеет массу таких сторон, которые заставляют отрицательно отнестись к его существованию за тюремными стенами.
<1> Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб.: Типография Министерства путей сообщения (А. Бенке), Фонтанка 99, 1889. С. 391.<2> Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 390.
<3> Максимов С. Сибирь и каторга: В 3 ч. Ч. 1 СПб.: Типолитография Н. Стефанова Тележный пер. 3 - 5, 1891. С. 79.
<4> Максимов С. Указ. соч. С. 256.
<5> Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб.: Типография А. Моригеровскаго. Надеждинская улица, д. N 39, 1872. С. 91 - 92.
Необходимо сказать о том, что тюремные власти того и более поздних периодов неоднократно пытались использовать общинные, коллективистские начала среди преступников для обеспечения управляемости сообществом осужденных, их исправления и перевоспитания. Обычно в этих целях предпринимались попытки привлечения на сторону администрации неформальных лидеров тюремных общин. Пользуясь непререкаемым авторитетом и уважением среди осужденных, эти лица являлись камерными и общетюремными старостами. Как правило, на эти должности их выдвигала сама тюремная община. Формально лидеры тюремной общины - старосты подчинялись администрации. Они являлись своеобразными посредниками между начальством и остальной массой осужденных. Однако, будучи по своей природе людьми хитрыми и изворотливыми, артельные старосты из числа профессиональных преступников ("бродяг") лишь создавали видимость законопослушного поведения. На самом же деле тюремная артель и ее староста подчинялись прежде всего неформальным правилам арестантского общежития, тюремным законам. Как пишет И.Я. Фойницкий: "...для арестанта существует два начальства, с разными запросами, с различными задачами: начальство тюремное и начальство артельное - община. Подчиняясь первому наружным образом, он должен всецело принадлежать второму..." <6>. Предпринимаемые администрацией тюрем попытки выстроить вертикаль власти среди осужденных, опираясь на их лидеров, неизменно натыкались на сопротивление со стороны тюремной общины. Это сопротивление обусловливалось законами общины, запрещающими своим членам любые виды сотрудничества с администрацией мест лишения свободы. Неформальное право, действовавшее в арестантской среде, вступало в непримиримые, антагонистические противоречия с правом формальным, данным со стороны государства. Этот антагонизм лег в основу формирования в местах лишения свободы феномена, называемого нами криминальной оппозицией. Термин "криминальная оппозиция" состоит из двух слов, значение которых мы позволим себе напомнить читателю. Криминальный - от латинского "crimen" - преступный <7>. Оппозиция - от латинского "opposition", что означает противопоставление, противодействие, сопротивление. Также под оппозицией принято понимать партию или группу, выступающую вразрез с мнением большинства, ведущую политику противодействия <8>. Таким образом, криминальная оппозиция представляет собой организованное в местах лишения свободы сообщество осужденных, во главе которого находятся лидеры преступного мира - "воры" <9>. Сущность криминальной оппозиции состоит в том, что она является незаконным средством разрешения противоречий, возникающих между осужденными и государством в лице администрации мест лишения свободы. Криминальный способ разрешения существующих социально-экономических противоречий присущ и организованной преступности в целом. В этом заключается ее единство с криминальной оппозицией, действующей в исправительных учреждениях. Мы солидарны с точкой зрения В.В. Лунеева, который считает, что "организованная преступность была криминальным средством разрешения этих противоречий..." <10>.
<6> Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 392.<7> Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. С. 594.
<8> Экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрииляна. М.: Институт новой экономики, 2004. С. 499.
<9> Некоторые авторы именуют их как "воры в законе".
<10> Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции // Государство и право. 1996. N 4.
Криминальная оппозиция под руководством "воров" и иных преступных авторитетов использует структуру тюремной общины как саморегулирующейся социальной системы. Она пронизывает ее сверху донизу, проникает во все ее элементы и перенастраивает систему в соответствии с собственными целями и задачами. Идеологически криминальная оппозиция находится в состоянии антагонизма не только с администрацией мест лишения свободы, но и с государством в целом. Существует определенный антагонизм между криминальной оппозицией и обществом. В значительной степени это обусловлено тем, что общество, используя властно-силовой ресурс государства, исторгло из своей среды преступников, объявив их персонами non grata, нежелательными элементами существующей социальной системы. В ответ на это преступники создали свою социальную систему криминального характера, находящуюся в оппозиции к отвергнувшему их обществу. Этой социальной системе присущи иная культура, язык, образ и стиль жизни, манеры поведения, иные представления о должном и допустимом, иные системы запретов и табу, механизмы социального контроля. Сконцентрировав в местах лишения свободы изгнанных из своей среды людей, общество породило "антиобщество", именуемое нами как криминальная оппозиция.
Криминальная оппозиция мест лишения свободы России неразрывно связана с организованной преступностью и является ее неотъемлемой частью. По сути, организованную преступность можно также рассматривать как криминальную оппозицию, но уже более высокого уровня. В современном мире организованная преступность достигла масштабов, которые придают ей системообразующий характер. Одним из таких системных образований является криминальная оппозиция, действующая в исправительных учреждениях. Доминирующей мотивацией организованной преступности является экономический интерес, а целью - криминальный бизнес. Криминальной оппозиции исправительных учреждений, как части организованной преступности, присущи характерные черты общего. Эти характерные черты проявляются в большей или меньшей степени в зависимости от того, как на них влияют специфические условия исправительных учреждений как среды функционирования криминальной оппозиции. Мотивация криминальной оппозиции исправительных учреждений имеет следующую обусловленность. Лишение свободы ложится тяжким грузом на психику человека, а также причиняет ему нравственные и физические страдания, лишения и неудобства. Человек всеми силами, сознательно и несознательно хочет освободиться от этого бремени. Это касается как рядовых членов, так и руководителей криминальной оппозиции. Власть над тюремным сообществом позволяет последним создать для себя наиболее комфортные условия выживания в экстремальных условиях исправительных учреждений. Таким образом, борьба за лидерство приобретает качество борьбы за независимость от внешней агрессивной среды мест лишения свободы. В связи с этим мотивационную основу деятельности криминальной оппозиции в исправительных учреждениях составляет противодействие уголовно-исполнительному процессу. С другой стороны, криминальная оппозиция, как часть организованной преступности, имеет в качестве мотива экономический (корыстный) интерес. Даже в условиях лишения свободы преступники мгновенно используют любые возможности незаконного обогащения. Поэтому во многих исправительных учреждениях существуют целые сферы подпольного бизнеса. Речь идет об организации азартных игр, нелегальной торговле, посредничестве во взяточничестве, хищениях, вымогательстве, поборах с других осужденных, нелегальной доставке в исправительные учреждения денег, наркотиков, водки, продуктов питания и многих других способах криминального обогащения. За счет этого пополняются общезоновские и воровские общаки, которые фактически составляют бюджет криминальной оппозиции.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что под руководством "воров" в исправительных учреждениях создана собственная социальная система, находящаяся в оппозиции к обществу и государству.