Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета
Хабиров Р.Ф., кандидат юридических наук.
Суверенитет, от немецкого "souveranitat" - верховенство и независимость власти, термин производный от латинского слова "superus" - высший <1>.
<1> Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2001. С. 808.По выражению К.В. Арановского, "суверенитет есть правовая основа бытия государства как юридически значимой единицы" <2>. О.О. Эйхельман говорил об обязанности государств "не нарушать прав суверенитета других" и "строго охранять суверенитет" <3>. Суверенитет является для государств тем же условием, критерием формального равенства, что и право для людей. В то же время реальная жизнь подтверждает далеко не равный правовой статус государств в зависимости от их участия в каком-либо региональном союзе, нейтралитета, обладания ядерным оружием или уровня экономического развития <4>. В мировых энциклопедиях суверенитет определяется по-разному: как "концепция абсолютной и неограниченной власти в государстве" <5>, как "верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе" <6>, как "теория, которая заявляет, что в каждой системе управления должна быть некая абсолютная власть лица или органа, призванная решать и быть способной выполнять решения" <7>.
<2> Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право и политика. 2000. N 1. С. 17.<3> Эйхельман О.О. Очерки из лекций по международному праву. СПб., 1914. С. 8.
<4> Кудряшов С.М. Новые тенденции развития права международной правосубъектности // Право и полтика. 2000. N 8. С. 38.
<5> Encyclopedia Americana. 1987. Vol. 25. P. 347.
<6> Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1901. Т. 31. С. 892 - 893.
<7> International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 15. USA The Macmillan Company & The Free Press. 1968. P. 77.
Понимание сущности суверенитета формировалось постепенно. Некоторые авторы рассматривают возникновение суверенитета с точки зрения зарождения термина и самого понятия о суверенитете и полагают, что античное общество не знало понятия суверенитета, которое зародилось в эпоху феодализма, в процессе борьбы королевской власти с феодалами, папством и Священной Римской империей <8>.
<8> См.: Дорогин В. Суверенитет в советском государственном праве. М., 1948. С. 3; Коровин Е.А. Борьба СССР за суверенитет // Учебные записки Академии общественных наук: Вып. 1. СССР и проблемы международного права. М., 1947. С. 12 - 13; Международное право: Учебник для вузов. М., 1947. С. 112.Другие авторы исходят из того, что государственный суверенитет возникает одновременно с образованием первых независимых государств и появлением органов государственной власти <9>.
<9> Зуев В.И. Приоритет русской правовой мысли в создании и развитии теории суверенитета // Советское государство и право. N 3. 1951. С. 10; Моджорян Л.А. Понятие суверенитета в международном праве // Советское государство и право. N 1. 1955. С. 70.Могучие античные державы (Афины, Спарта, Римская империя), безусловно, обладали всей полнотой власти как светской, так и духовной. Именно в трудах римских юристов впервые утвердилась идея о том, что единственным источником публичной власти является народ, а выразителем его воли выступают высшие магистратуры, обладающие империумом (imperium) <10>. Эту идею вполне можно считать прообразом более поздней концепции народного суверенитета <11>.
<10> См.: История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Хорошилова. М., 2002. С. 53.<11> Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 13.
В IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель рассматривал понятие автаркии, то есть самоудовлетворенности как основного свойства и признака государства. Суть автаркии заключалась, по его мнению, в том, что государство, в отличие от всех других субъектов, не имеет, да и не может иметь над собой никакой власти, и оно все свои полномочия реализует самостоятельно.
Рассматривая выдвинутое Аристотелем понятие автаркии, надо учитывать, что оно сложилось в конкретных условиях Древней Греции, в которой в то время одной из форм организации общества были полисы, то есть своего рода города-государства, слабо связанные друг с другом и не зависящие друг от друга. Таким образом, практически каждому отдельному государству-полису не противостояло никакой другой власти <12>. Самоудовлетворенность, по меткому наблюдению одного из виднейших теоретиков суверенитета XIX в. Г. Еллинека, была понятием чисто внутренним. На существование полиса не оказывали влияния лежащие вне его образования и, следовательно, нормы, устанавливающие взаимоотношения между ними <13>. Некоторые авторы считают, что Аристотель и Цицерон выдвигали принцип суверенитета, "не зная этого термина" <14>.
<12> Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М., 2001. С. 141.<13> См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903. С. 287.
<14> Аржапов М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1960. С. 57 - 58.
Американский ученый П. Райзенберг, изучая "практическое и теоретическое влияние идеи неотъемлемости (inalienability) суверенитета" на развитие монархий, приходит к мнению о том, что уже в XIII в. римские и канонические юристы развили идею суверенитета <15>. Показательны в этом смысле политико-правовые воззрения представителя средневековой теологии Фомы Аквинского (1225 - 1274). Используя положения Аристотеля и ряда других античных мыслителей, Фома Аквинский проводит различие между абсолютной монархией и политической монархией. Он противопоставляет монархию (и абсолютную, и политическую) тирании и признает право народа (с согласия церкви) на насильственное свержение тиранической власти. В этом признаваемом Фомой Аквинским (с определенными церковно-религиозными оговорками и условиями) праве народа на восстание против тирании присутствует (хотя и в теологически приглушенной форме) идея народного суверенитета <16>. В своем светском учении о государстве и праве Марсилий Падуанский (1275 - 1343) признавал необходимость существования в обществе воли, которая должна участвовать в принятии общих решений (позитивных законов) и контролировать исполнение принятых решений <17>. Народ, согласно Марсилию, - это источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. На идею народного суверенитета опирается и выдвинутый Марсилием демократический принцип выборности всех должностных лиц и государственных институтов, включая и монарха <18>.
<15> Riesenberg P.N. Inalienability of Sovereignty in medieval political thought. New York, 1956. P. 3.<16> Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002. С. 298 - 299.
<17> См.: Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002. С. 32.
<18> Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 299.
В античную эпоху между государствами существовали торговые и иные отношения, регулируемые нормами международного права, тогда еще только зарождавшегося и носившего региональный характер <19>. У государств возникла необходимость учитывать интересы соседей, также они стремились оградить себя от попыток постороннего вмешательства. Все это находит свое выражение в текстах первых в истории человечества международных договоров <20>. В любом суверенном государстве право заключения международных договоров и соглашений является одним из неотъемлемых прав. Поэтому считаем обоснованной позицию ученых, что в эпоху абсолютизма складывается не сам суверенитет, который был присущ государству на всех этапах его развития, а возникает понятие суверенитета.
<19> Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1996. С. 7 - 9.<20> Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 24 - 25.
Пожалуй, наиболее последовательно абсолютистское понимание суверенитета мы находим у Никколо Макиавелли (1469 - 1527), который фактически раскрыл подлинные основы "реалистической" политики государей, усиливающих и расширяющих свою власть всеми средствами, "дозволенными" и "недозволенными". Сильное государство, по Н. Макиавелли, - это, по сути, абсолютное, централизованное государство, неразрывно связанное с личностью государя <21>.
<21> См.: Макиавелли Н. Государь. М., 1998. С. 63.Н. Макиавелли не проводит четкого разграничения между государем и государством. С целью максимальной реализации государственных интересов он наделяет своего государя, по сути, верховной, суверенной государственной властью. Жизнеспособное государство, по Н. Макиавелли, - это государство, в котором реально обеспечивается неограниченная власть монарха (суверена), при этом абсолютная власть суверена и государственный суверенитет рассматриваются как тождественные понятия <22>.
<22> Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М., 2006. С. 13.В сочинении "Государь" Н. Макиавелли термин "суверенитет" не употребляет, но его идеи легли в основу абсолютистского учения о государственном суверенитете. Как отмечает И.Д. Левин, "без Н. Макиавелли не было бы и Ж. Бодена" <23>.
<23> Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 214.Первым ввел в политико-правовой оборот термин "суверенитет" французский философ и юрист Жан Боден (1530 - 1596). Он впервые сформулировал ставшее классическим понятие суверенитета: "Суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства" <24>.
<24> Цит. по: Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 19.В работе "Шесть книг о республике" Ж. Боден определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, то есть "абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными", а значит, в первую очередь и над феодалами, которые к этому времени еще продолжали претендовать на власть наряду с монархом. Понятие суверенитета, сформулированное Ж. Боденом, стало основой теории государства Нового времени. Суверенитет для мыслителя - не просто атрибут государя, но сама субстанция, само определение государства. Его концепция "сильного государства" представляет собой теоретическую систему категорий и понятий, сконцентрированных вокруг понятия суверенитета <25>. Ж. Боден писал, что "суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ", "эту верховную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить" <26>.
<25> Федорова М.М. Классическая политическая философия. М., 2001. С. 90.<26> Цит. по: Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907. С. 272.
Рассматривая логику становления понятия суверенитета, следует иметь в виду, что процесс укрепления власти монарха логически оказался связанным с идеей, что объединенный в государстве народ нуждается в суверенной власти.
Эта идея нашла яркое выражение в работах Томаса Гоббса (1588 - 1679), написанных менее чем через столетие после появления трудов Ж. Бодена. В частности, в книге "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" Т. Гоббса государство уже стало рассматриваться как результат договора между людьми, как проявление действия "естественного закона", положившего конец периоду до образования государств, когда была естественна "война всех против всех". Тем самым в понятие суверенитета были внесены элементы, свойственные демократии, а именно положено начало развитию понятия суверенитета народа. Действие "естественного закона" явилось, по Т. Гоббсу, основой признания, что государственная власть правомерна только тогда, когда она как бы производна от народа <27>. Таким образом, Т. Гоббс положил начало рассмотрению государственного суверенитета как источника и основания любой государственной власти. Отсюда уже логически вытекала мысль, что государственная власть не может быть неограниченной, ибо для того, чтобы быть законной, она должна обеспечивать спокойствие своих подданных. Однако идеи Т. Гоббса долгое время не находили последователей в юридической науке. Мысль о связанности государства определенными законами, направленными на защиту прав граждан, в те годы, да и многие последующие годы, не могла стать господствующей ни в теории суверенитета, ни тем более в практике государственной власти.
<27> Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 176.В этот же период был введен термин "субъект" суверенитета. Так, Гуго Гроций (1587 - 1645) рассматривал государство как общий субъект, а конкретного носителя - как собственный субъект суверенитета <28>. В своей книге "О праве войны и мира" (1625 г.) он различает государственную власть и суверенитет как ее свойство.
<28> См.: Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948. С. 216.Органичным развитием идей Ж. Бодена явились взгляды выдающегося английского философа-просветителя XVII в. Джона Локка (1632 - 1704). Дж. Локк справедливо полагал, что в естественном состоянии все равны и свободны, поэтому человек не может быть подчинен государственной власти иначе, как с собственного согласия. То есть общество, установленное всеобщим соглашением, должно подчиняться воле большинства. Без этого единство государства невозможно. Каждый человек в государстве должен считаться передавшим свою принадлежащую ему в естественном состоянии власть большинству. "Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа", - писал Дж. Локк <29>. Таким образом, суверенитет народа у Дж. Локка выше и значительнее суверенитета созданного им государства <30>.
<29> История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Хорошилова. М., 2002. С. 122.<30> История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.С. Нерсесянца. М., 1997. С. 276.
Идея народного суверенитета вобрала в себя тезис Дж. Локка о том, что власть возникла с образованием гражданского общества и что она дана представительному и подотчетному законодательному органу в качестве доверенной ему обязанности <31>. В своем обосновании идеи народного суверенитета Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) <32> продвинулся значительно дальше, поскольку не видел необходимости ограничивать такой суверенитет даже естественным законом <33>. Ж.-Ж. Руссо считал народ единственным носителем суверенитета, "общей воли". Как средство осуществления народного суверенитета Жан-Жак Руссо рассматривал народное собрание - представителя общей воли. На теории народного суверенитета строится современная система избирательного права, ибо "каждый гражданин является обладателем части суверенитета" <34>.
Теория народного суверенитета, предложенная Ж.-Ж. Руссо, была призвана обосновать равенство прав индивидов, независимо от имущественного неравенства - порождения эпохи частной собственности. Народный суверенитет должен вернуть развитие общества в русло естественного состояния и исправить фактическое имущественное неравенство равенством волеизъявления <35>. Заметим, что в силу всеобщего признания суверенитета светской власти политико-правовая мысль развивалась до необходимости обоснования всеобщего равенства, как следствие, провозглашение народовластия, как основополагающего принципа построения государственной власти. По сути, концепция суверенитета эволюционировала из одной формы в другую в общеизвестном историческом контексте.
<31> Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 69.<32> Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969.
<33> Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М., 2006. С. 28.
<34> История философии права. СПб., 1907. С. 297.
<35> См.: Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С. 126 - 138; Теория государства и права: Хрестоматия в 2 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Лазарева. . М., 2001. С. 123 - 127; Борисов Л.П. Очерки истории политических и правовых учений. М., 1997. С. 66 - 70.
Теория французского ученого Мориса Ориу (1859 - 1929) оказала большое влияние на развитие концепции суверенитета. Суверенитет он подразделял на политический и юридический. При этом в качестве носителя политического суверенитета у него выступает нация: "Все отдельные личности, составляющие нацию, участвуют в правительстве и осуществляют известную часть политического суверенитета" <36>. Народ же является носителем суверенитета юридического: "Последний имеет пребывание в массе подданных, точнее, в общей воле, которую называют народной волей и которая не есть воля правительства, а, наоборот, воля подданства, с вытекающими из подданства юридическими полномочиями" <37>.
<36> Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 49.<37> Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 49.
Включение в предмет конституционного регулирования прав человека заложило правовой фундамент для их практической реализации. Наряду с исполнительной властью возникают две мощные новые силы в виде норм положительного права и индивидуальных свобод, которые М. Ориу рассматривает в качестве самостоятельных форм суверенитета, ограничивающих суверенитет государства <38>.
<38> Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 52 - 53.Теорию суверенного порядка предложил основатель нормативистской ("венской") школы, крупнейший теоретик права австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 - 1973). Политическое учение Г. Кельзена базируется на отождествлении права и государства. По его мнению, право представляет собой нормативный, суверенный порядок, регулирующий отношения между людьми и принуждающий их к исполнению определенных действий. Государство следит за проведением установленного правом порядка в жизнь и карает за его несоблюдение. Таким образом, государство как организация принуждения идентично правопорядку <39>.
<39> См.: История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Хорошилова. М., 2002. С. 320 - 321.У Г. Кельзена суверенитет является существенным признаком не только государства, но и права, выступая как суверенитет принудительного порядка. В своих трудах он создает абстрактно-логическую конструкцию правопорядка и отстаивает его верховенство и независимость.
В работах по международному праву Г. Кельзен выдвинул концепцию мирового правопорядка, базирующуюся на добровольном подчинении государств международной юрисдикции. По его мнению, международное право есть не что иное, как внешнее государственное право, и оно имеет приоритет над правом национальным <40>.
<40> История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Хорошилова. С. 321.По мнению французского философа Жана Маритена (1882 - 1973), государство само по себе не обладает естественным правом на верховную власть; оно получает эту власть от политического общества, то есть от народа. Поэтому верховную власть государства ни в коем случае не следует называть суверенной. "Не является суверенным и государство, и даже народ не суверенен. Один лишь Бог суверенен" <41>. Демократическое государственное устройство и понятие суверенитета у него несовместимы. Он пишет: "...нам следует отказаться от понятия суверенитет, которое есть не что иное, как аналог понятия "абсолютизм" <42>. Взгляды Ж. Маритена оказали заметное влияние на развитие современного гуманитарного права. Ему принадлежит ставшая сейчас общественной классификация прав человека. Кроме того, учение Ж. Маритена способствовало разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. <43>.
<41> Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000. С. 32.<42> Маритен Ж. Человек и государство. С. 53.
<43> История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Хорошилова. С. 330.
Последователь естественно-правовой доктрины Эмер де Ваттель (1714 - 1767) считал, что суверенитет есть высшая политическая власть, а обладание им является необходимым условием наличия у государства международной правосубъектности. "Всякая нация, которая сама управляет собою, в какой бы форме это ни осуществлялось, без какой-либо иностранной зависимости, представляет собой суверенное государство... Для того чтобы нация имела право непосредственно состоять в этом великом обществе, достаточно, чтобы она управляла собою посредством собственной власти и своих законов" <44>.
<44> Ваттель Э. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. С. 40 - 41.Рассматривая точку зрения Э. Ваттеля, В.Н. Дурденевский писал: "Международная личность и суверенитет нации в первый раз с полной ясностью заменяют личность и суверенитет государя, который признается лишь должностным лицом нации. Нация представляется Э. Ваттелю моральной личностью, имеющей собственную природу и могущей действовать в соответствии с оной для своего усовершенствования и счастья. Цель государства - это счастье народа, благо общества, а не государя" <45>.
<45> Ваттель Э. Указ. соч. Предисловие. С. 6.Данные этапы развития идей о суверенитете явились необходимостью уточнить сферу действия концепции государственного суверенитета. Объяснить это можно несколькими причинами. Во-первых, появлением идеи национального суверенитета, совпадающей по времени с процессом деколонизации, когда возникает необходимость обоснования права коренных народов (этносов) на самостоятельное определение своего политико-правового статуса. Во-вторых, влиянием международных процессов глобализации и интеграции.
Развитие концепции государственного суверенитета вполне можно описать законом диалектики "отрицания отрицания", который означает относительную повторяемость некоторых свойств низшей стадии на более высокой стадии, в связи со сменой одних качественных изменений другими <46>. Важнейшей характеристикой отмеченного закона диалектики следует назвать преемственность. Каждый новый этап в развитии государственного суверенитета собственно "отрицает" предыдущий, являясь его более развитой стадией. Тем не менее развитие не прекращается отрицанием предыдущей стадии, благодаря тому, что появляется следующая стадия, подвергающая отрицанию исходную. Но так или иначе следующая ступень развития подразумевает возврат к начальной стадии, с повторением некоторых ее черт и особенностей, но уже на принципиально ином уровне.
<46> См.: Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М., 1963. С. 332.Концепция государственного суверенитета не останавливается в своем развитии и продолжает уточняться и развиваться. Каждый этап развития при этом опирается на конкретные исторические события и соотносится с эволюцией политико-правовой мысли.