Мудрый Юрист

Государственные преступления в законодательстве Российской империи

Тотоев Р.Р., адъюнкт СПВИ ВВ МВД России.

Уже в Древнем Риме термином "perduellio" <1> обозначалось деяние римского гражданина, направленное против своего отечества. Сюда относились посягательства на внутреннее устройство государственного порядка или содействие внешнему врагу в его нападении на Римское государство. В частности, perduellio составляли следующие случаи: покушение на жизнь императора, государственная измена. Так, "сыновья Анка Марция, как убийцы Тарквиния Приска <2>, были объявлены perduelles и приговорены к смертной казни" <3>. В республиканский период Рима perduellio употреблялось для обозначения различных преступлений, объектами которых были или само государство (стремление изменить форму правления, домогательство единовластия, государственная измена), или государственные органы при посягательствах на жизнь консула, трибуна и других чиновников.

<1> Perduellio (лат.) - государственное преступление, государственная измена.
<2> Пятый царь Древнего Рима (616 - 579 г. до н.э.) убит сыновьями предыдущего царя Анка Марция.
<3> Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. М., 1912. С. 42.

Что касается германского права, то, опираясь почти исключительно на римские определения об оскорблении Величества, в которых немецкие юристы видели строго ограниченное понятие верховной измены (новейшее perduellio), общее немецкое право могло выставить только неполное определение измены верховной власти. Оно говорит в общих выражениях о нападении на целостность, безопасность и существование государства. Оно уничтожает применение общих уголовных оснований, объявляет измену верховной власти за исключительное преступление и объявляет ряд частных случаев. Как обыкновенное законное наказание за измену верховной власти, общее немецкое право принимает смертную казнь через отсечение головы, конфискацию имущества и проклятие памяти, в некоторых случаях четвертование. Прусское земское право, выросшее на этой общеправовой почве, угрожает изменнику и его соучастникам телесными наказаниями и смертными казнями и определяет держать детей изменника в постоянном заключении или изгонять их.

В русском праве уже Псковская судная грамота <4> упоминает о переветниках (изменниках), Судебники царей Иоанна IV <5> и Федора Иоанновича <6> - "о крамольниках, государских убойцах и градских сдавцах". В Соборном уложении 1649 г. мы находим и много других видов государственных преступлений, в особенности "в главе II - о Государской чести и как Его Государское здоровье оберегать, в главе VI - о проезжих грамотах в иныя государства и в главе VII - о службе всяких ратных людей Московского государства" <7>.

<4> Свод законов Псковской феодальной республики, составленный в 1467 г. на основе отдельных постановлений псковского вече, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской Правды и обычного права.
<5> Судебник царя Иоанна IV 1550 года. Ст. 61 // Акты исторические. Том I. N 153. С. 236.
<6> Судебник царя Федора Иоанновича 1589 года. Ст. 115 // Сборник Московского главного архива Министерства иностранных дел. Вып. I. 1900. С. 33.
<7> Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. М., 1912. С. 43.

Воинские артикулы Петра I опираются частью на Соборное уложение 1649 г., частью на право зарубежных стран. В ряду политических преступлений они различают: оскорбление Величества, вооруженную измену, переписку с неприятелем и т.д. <8>. Указами Петра I от 23 декабря 1713 г., 2 декабря 1715 г. и 2 июня 1716 г. постановлено было доносить самому Государю или объявлять стоящему у дворца караульному, что "доноситель имеет нужное доношение: 1) о злом умысле против Особы Его Величества, 2) о измене или бунте и 3) о преступлениях против порядка управления" <9>, а в Указе 19 января 1718 г. предписано, чтобы по двум первым доносили по-прежнему, обязанность же доношения по третьему пункту, т.е. о преступлениях против порядка управления, была отменена. С того времени выражение "преступление против двух пунктов" сделалось общеупотребительным и всегда обозначало два вышеуказанных преступления. Этот смысл придан им и в манифесте 1762 г., где преступления первых двух пунктов описываются следующим образом: "Преступления первого пункта суть умысел против Нашего Императорского здравия, персоны и чести нашего Величества; преступления второго пункта суть бунт или измена против Нас и Государства" <10>.

<8> Материалы по изучению истории государства и права СССР / Отв. ред. А.Ф. Гончаров. М.: РИО ВЮЗИ, 1960. С. 30.
<9> Пусторослев П.П. Конспект лекций по особенной части русского уголовного права, государственные преступления. М., 1902. С. 23.
<10> Полное собрание законов Российской империи. Т. XV. N 11444.

В проекте уголовного уложения, создание которого началось в 1754 г. при императрице Елизавете Петровне, комиссией определялось: "Ежели кто, забыв страх Божий, умышлять будет на здоровье Нашего Императорского Величества и Высочайшей фамилии какое злое дело, - казнить смертию - четвертовать; кто же персону и честь Нашего Императорского Величества и высокой нашей фамилии злыми и вредительными словами поносить будет, таких казнить смертию - отсечь голову. Кто при самом присутствии Нашего Императорского Величества, где каким оружием кого убьет до смерти, и онаго казнить смертию - колесовать. Кто Нашему Императорскому Величеству и государству изменит и против Нашего Величества вооружится, или город изменою сдаст и за зарубежных или иных государств людей для измены же примет, или с неприятелями Нашей империи о государственных делах, подлежащих тайности, письменную пересылку иметь будет или фальшивые изменнические ведомости, через которые бунт или возмущение в народе произойти может, или кто словами, делом или письмами к бунту и возмущению причину подаст, - и таких изменников казнить смертию - четвертовать" <11>. Проект этот, однако, не был утвержден императрицей.

<11> Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. Преступления против государства и общества. М., 1906. С. 45.

Вышеуказанный материал вместе с некоторыми другими указами лег в основу Свода законов Российской империи. Свод по-прежнему различает: злой умысел против Императора и Членов Императорского Дома и оскорбление Императора и Императорского Дома (преступление 1-го пункта); и бунт или измену против Государя и государства (преступление 2-го пункта). Злым умыслом против Императора, по Своду законов, считался "умысел против жизни, чести и здравия Государя, свержение Его с престола, похищение Верховной Власти, лишение Государя свободы и учинение Ему какого-либо насилия" <12>. Умысел во всех видах считался действительным преступлением, когда злоумышленник сообщил о предпринятом им деле кому-либо или начал уже какое-либо приготовление к нему. Наказанием за это была смертная казнь или лишение всех прав состояния, наказание кнутом и ссылка на каторжные работы.

<12> Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. М., 1912. С. 45.

Бунтом, по Своду, именуется "восстание скопом и заговором многих подданных против Государя и государства, сопряженное с насильственными действиями, как-то: с грабежом, убийствами, зажигательством, взломом тюрем и освобождением преступников, или же с намерением учинить преступления такого рода. Изменою называются следующие случаи: умысел предать государство или часть его внешнему неприятелю, вызов и поощрение соседних государств к войне против отечества, благоприятствования неприятелем в военных действиях, тайная переписка с неприятелем, намеренная сдача неприятелю города, корабля, команды и т.п., переход к неприятелю, принятие от неприятеля возмутительных манифестов и их распространение" <13>.

<13> Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С. 265.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1866 г. посвящало государственным преступлениям раздел 3-й <14> (ст. ст. 241 - 261). Все политические преступления также были разделены на 2 группы: преступления против Священной Особы Государя Императора и Членов Императорского Дома; бунт против Власти Верховной и государственная измена. В первоначальном проекте нового Уголовного уложения в 1895 г. редакционная комиссия соединила государственные преступления в 3 группы: мятеж, измена и оскорбление Величества. В проекте, утвержденном министром юстиции в 1898 г., изменено было только наименование третей группы преступлений, так что получилось такая классификация: мятеж, измена и оскорбление Величества и преступные деяния против Членов Императорского Дома. Затем в окончательной редакции Уголовного уложения 1903 г. государственные преступления были опять сведены в 2 группы: бунт против Верховной Власти и преступные деяния против Священной Особы Императора и Членов Императорского Дома; государственная измена <15>. В этом отношении "Особое Совещание при Государственном Совете рассуждало, что выделение из главы о мятеже преступных деяний, заключающих в себе оскорбление Величества, и связанных с ним преступных посягательств против Членов Императорского Дома в особую главу вряд ли может быть признано вполне целесообразным. В сем отношении следует иметь в виду, что Особа Монарха по Основным Законам является одновременно Верховным Главою государственного управления и физическим лицом, в коем воплощается Державная Власть. Оба эти свойства, сливаясь во внешнем своем выражении, не могут различествовать и по существу. Поэтому всякое посягательство на какое бы то ни было благо физической личности Главы государства должно, по природе своей, заключать в себе одновременно и элементы посягательства на такое лицо, как на средоточие Власти Верховной, как на одно из основных условий государственного устройства" <16>.

<14> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. М., 1869. С. 59.
<15> Уголовное уложение 1903 г. Официальное издание. СПб., 1903. Гл. 3, 4.
<16> Журнал Особого Совещания при Государственном Совете. СПб., 1901. С. 206.

Таким образом, преступления против правителя государства или государственного устройства во все времена и в любых землях были прописаны отдельной строкой в уголовном законодательстве и наказания за эти преступления были самые суровые. А в законах Российской империи со временем понятия "преступления против государя" и "преступления против государственного устройства" сливаются воедино и становятся неотъемлемой частью друг друга.