Мудрый Юрист

Развитие нормативно-правовых основ космической деятельности в Российской Федерации

Малков С.П., заместитель заведующего кафедрой международного права СПбГУАП, кандидат юридических наук.

Говоря о правовом регулировании космической деятельности в Российской Федерации в настоящее время, прежде всего необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В связи с этим Россия при осуществлении своей космической деятельности руководствуется положениями международных соглашений в области космоса, участником которых она является. Вместе с тем, отдавая приоритет международному праву, нельзя недооценивать значение и роль национальных правовых норм, регулирующих космическую деятельность.

Законодательно-правовое регулирование космической деятельности в Российской Федерации в настоящее время является ключевым элементом и занимает важное место в обеспечении стабильного развития отечественной космической отрасли. Вместе с тем, несмотря на осуществление в Союзе ССР крупномасштабных программ исследования и освоения космического пространства и небесных тел, советский период отечественной космонавтики можно охарактеризовать отсутствием законодательной регламентации космической деятельности. Управление космонавтикой в этот период осуществлялось жестким администрированием, принятием решений и введением правил космической деятельности такими инстанциями, как Совет Министров, Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Министерство общего машиностроения, Министерство оборонной промышленности и Министерство обороны СССР. В отличие от ряда государств, реализующих свои национальные программы использования космоса (США, Франция, Австрия и др.), специализированный правительственный орган для управления космической отраслью в СССР также не был создан.

Необходимость в разработке и принятии правовых норм, регулирующих космическую деятельность в СССР, возникла с началом осуществления практической деятельности, направленной на освоение космоса. На начальной стадии космической деятельности в актах Совета Министров освоению космического пространства, а также Луны и других небесных тел уделялось большое значение. Так, 20 марта 1958 г. Совет Министров СССР издает Постановление, в котором ОКБ-1 Министерства оборонной промышленности (Главный конструктор - С.П. Королев) поручается разработать несколько типов космических аппаратов - автоматических лунных станций:

Е1 - для попадания в Луну с доставкой на ее поверхность вымпела СССР (при скорости прилунения более 3 км/с);

Е2 - для облета Луны и фотографирования ее обратной стороны с передачей изображения по радиоканалу на землю;

Е2А - в качестве запасного варианта Е2;

Е3 - для попадания в Луну с фиксацией события яркой вспышкой на поверхности. При этом не исключалось применение ядерного заряда.

2 сентября 1958 г. выходит следующее Постановление Совета Министров СССР, в котором уже определяются сроки пусков космических аппаратов к Луне - начиная с сентября того же года.

22 мая 1959 г. Совет Министров СССР издает Постановление N 569-264 "О подготовке человека к космическим полетам". В нем были определены сроки проведения первого набора в отряд советских космонавтов, а также исполнители и порядок работ по созданию экспериментального корабля-спутника (объекта 1К), который должен был стать основой для разработки пилотируемого корабля для полетов человека в космос (будущий корабль "Восток"). Здесь же следует отметить, что первый отряд гражданских космонавтов был создан 27 мая 1968 г. Приказом министра общего машиностроения N 163. Согласно этому Приказу в ЦКБ ЭМ (бывшее ОКБ-1) была создана постоянная группа космонавтов-испытателей, куда вошли 11 человек. 10 декабря 1959 г. принимается совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 1386-618 "О создании автоматических межпланетных станций для посадки на Луну, полетов к Венере и Марсу". В Постановлении поставлена задача по созданию пилотируемых спутников, а также по разработке и запуску космических аппаратов для полетов на Луну, Марс, Венеру. Так, в нем говорилось о необходимости создания ракеты-носителя РН 8К78 для полета к небесным телам. Этим же Постановлением были определены головные предприятия по межпланетной тематике и назначен Межведомственный совет. Постановление определило срок выпуска эскизного проекта по аппаратам для полета на Марс и Венеру (программа "МВ") - февраль 1960 г.

4 июня 1960 г. издается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 587-238 "О реализации плана освоения космического пространства на 1960 г. и 1-ю половину 1961 г.". В нем предписывалось создать четырехступенчатую ракету-носитель для полета на Марс и Венеру. 23 июня 1960 г. выходит совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 715-296 "О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960 - 1967 годах". В данном Постановлении была предпринята первая попытка утвердить программу развития советской космонавтики в виде семилетнего плана. Во исполнение принятых Постановлений Совета Министров в 1962 г. в ОКБ-1 Министерства оборонной промышленности СССР начинаются работы по проектировке ракетно-космического комплекса "Союз" (7К, 9К, 11К) для пилотируемого облета Луны. Эти работы были поддержаны Постановлениями Совета Министров СССР N 346-160 от 16 апреля 1962 г. и N 11284-435 от 3 декабря 1963 г.

24 сентября 1962 г. выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по дальнейшему исследованию Луны. Им закрепляется решение провести высадку советского космонавта на Луну. В ее преддверии планировалось провести необходимые исследования с помощью автоматических аппаратов, в т.ч. и самоходных. 13 сентября 1963 г. в обеспечение создания первого отечественного самоходного космического аппарата, предназначенного для функционирования на поверхности Луны, - планетохода начальник 12-го Главного управления Министерства оборонной промышленности издает указание на проведение работ по созданию шасси лунохода, которое принимается к исполнению отделом N 25 Ленинградского ВНИИ-100. После этого названный отдел специализируется преимущественно на космической тематике. 10 февраля 1965 г. решением N 23 Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам ВНИИ-100 поручено создание самоходного шасси лунохода. В последующем (декабрь 1969 г.) Приказом N 521 Министерства оборонной промышленности данное предприятие определено головным по созданию шасси планетоходов и проведению научных экспериментов по определению физико-механических свойств планет.

Советская пилотируемая Лунная программа впервые нормативно была закреплена 3 августа 1964 г. Так, 3 августа 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 655-268 "О работах по исследованию Луны и космического пространства". В нем было особо отмечено, что пилотируемый облет Луны и высадка одного советского космонавта на Луну являются для СССР приоритетной задачей. В частности, в этом Постановлении говорилось: "Важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты Н-1 является освоение Луны с высадкой экспедиций на ее поверхность и последующим их возвращением на Землю". Отечественная Лунная программа, получившая нормативно-правовой статус, состояла из двух самостоятельных частей:

  1. в ее первой части поручалось ОКБ-1 - разработка и создание тяжелой ракеты-носителя Н1 и лунного корабля Л3 в составе лунной кабины (ЛК) и лунного орбитального корабля (ЛОК). Начало летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) РНН1 было определено провести в I квартале 1966 г., а высадку на Луну в 1967 - 1968 гг.;
  2. во второй части программы поручалось ОКБ-52 (Генеральный конструктор В.Н. Челомей) - разработка трехступенчатой РН УР-500К, лунного корабля ЛК1 для облета Луны и разгонного блока. Срок исполнения определен во II квартале 1967 г.

Этим же решением Советского правительства работы по теме "Союз" (7К-9К-11К), начавшиеся в 1962 г., были прекращены.

В свете Постановления N 655-268 были изменены основные задачи самоходного космического аппарата Е-8. Луноход предполагалось использовать для детального обследования предполагаемого района посадки пилотируемой лунной кабины с космонавтом. На базе аппарата Е-8 предполагалось создать искусственный спутник Луны Е-8ЛС для телесъемки с высоким разрешением предполагаемых районов посадки сначала лунохода, а затем и лунной кабины.

15 мая 1965 г. было подписано Постановление Совета Министров СССР N 392-147 о создании Института космических исследований АН СССР (ИКИ АН СССР) как головной академической организации по исследованию и использованию космического пространства в интересах фундаментальных наук.

4 февраля 1967 г. вышло очередное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о работе над техникой по Лунной программе. В нем отмечалось неудовлетворительное состояние работ по выполнению Постановления N 655-268 от 3 августа 1964 г. В Постановлении был установлен график лунных экспедиций и полетов автоматических аппаратов, обеспечивающих их. Согласно Постановлению от 4 февраля 1967 г. к летно-конструкторским испытаниям ракеты Н-1 планировалось приступить в сентябре 1967 г., первую посадку космонавта на Луну осуществить в третьем квартале 1968 г. Кроме программы по освоению Луны, в СССР прорабатывались проекты пилотируемых полетов к ближайшим планетам земной группы: Марсу, Венере. Реализация этих проектов в ряде случаев производилась в соответствии с издаваемыми приказами министерств. Так, 30 июля 1969 г. министром общего машиностроения СССР подписан Приказ N 232 о разработке ракетно-космического комплекса, обеспечивающего экспедицию на Марс. Данный проект получил шифрованное наименование "Аэлита".

Во второй половине 70-х годов XX в. космическая деятельность по освоению небесных тел в Советском Союзе проводится уже не столь интенсивно, как ранее. В связи со стремлением Правительства СССР возобновить и активизировать деятельность по исследованию планет Солнечной системы и их спутников 1 августа 1983 г. Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам принимается решение N 274 о создании автоматических космических аппаратов для исследования планет Солнечной системы, Луны и космического пространства. В соответствии с ним предприятию ВНИИ-100 было поручено проведение опытно-конструкторских работ по созданию подвижного аппарата для исследования спутника Марса - "Фобоса".

Проведенный исторический анализ показывает, что в Союзе ССР правовое регулирование космической деятельности осуществляется только на уровне подзаконных актов: издаваемых постановлений Совета Министров (в ряде случаев - совместных с ЦК КПСС), решений Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, приказов отраслевых министерств. Каких-либо законодательных актов о космической деятельности в советский период космонавтики не принимается. Законодательно-правовое регулирование космическая деятельность в нашей стране получает только после распада Советского Союза. В 1991 г. в связи с распадом СССР отсутствие законодательно-правового регулирования функционирования космической отрасли поставило всю отечественную программу освоения космоса под угрозу свертывания. В связи с этим в РФ возникает объективная необходимость в принятии законодательных актов о космической деятельности, а также в организационно-правовом оформлении управления российской космонавтикой - в создании специализированного федерального органа исполнительной власти по космической деятельности. 25 февраля 1992 г. Президент РФ издает Указ N 185 "О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации", во исполнение которого в РФ создается Российское космическое агентство как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление космической деятельности, формируются основные правовые принципы управления космонавтикой в новых условиях. После распада Союза ССР этот Указ становится первым в России нормативным документом по космосу. После издания названного Указа Верховным Советом РФ 20 августа 1993 г. впервые в отечественной законодательной практике принимается Закон РФ N 5663-1 "О космической деятельности", издаются иные нормативно-правовые акты о космосе. В результате проводимой нормотворческой работы формируется космическое законодательство России, которое начинает интенсивно развиваться. Однако, принимая во внимание непродолжительный исторический период своего развития, законодательство РФ о космической деятельности сегодня находится лишь в стадии становления. Логическим следствием этого является то, что многие вопросы правового обеспечения космической деятельности в Российской Федерации пока остаются без должного законодательно-правового разрешения.