Мудрый Юрист

Конституционные принципы парламентаризма

Амиантов А.А., ведущий специалист Управления по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы.

Наличие парламента в России следует расценивать как возрождение парламентаризма. Под таковым понимается система властных отношений и управления обществом, характеризующаяся наличием специального органа государственной власти - парламента <1>.

<1> См.: Политология. Учебник. 2-е изд. / Под ред. В.С. Комаровского. М.: Издательство РАГС, 2006. С. 590.

Действительно, парламент - ключевой центральный элемент парламентаризма. От других видов законодательных органов его отличают следующие признаки. Во-первых, парламент является избираемым народом органом законодательной власти. При этом выборы в парламент проходят на альтернативной основе, в условиях политической и идеологической конкуренции политических партий, движений и кандидатов в депутаты. Во-вторых, в отношениях с исполнительной властью парламент занимает приоритетное положение. Более того, правительство наделяется властью от парламента и ему подотчетно. В-третьих, по своему составу парламент социально и политически неоднороден. В нем имеются представители различных социальных групп, у которых различная политическая ориентация. В связи с этим они объединяются в несколько групп, именуемых фракциями. Создание фракций является предпосылкой для внутрипарламентской политической борьбы, разделения депутатов на парламентское большинство и на парламентское меньшинство. При этом парламентское большинство может быть коалиционным, то есть состоять из депутатов, представляющих несколько политических партий. Преимущество парламентского большинства проявляется в том, что его представитель возглавляет правительство. Кроме того, ключевые министерские посты занимают также представители парламентского большинства. В этом смысле можно утверждать, что парламентское большинство и кабинет министров являются единой командой. Благодаря такому единству вносимые правительством законопроекты получают поддержку парламентского большинства и становятся законами. Таким образом, особая ценность парламента в том, что победившая на выборах политическая партия получает возможность проводить через принимаемые законы свою политику, реализовывать свою избирательную платформу и соответственно укреплять свой авторитет у избирателей, следовательно, демократическим путем удерживать политическую власть в стране. Такая схема удержания политической власти широко используется в Великобритании, во многих государствах европейского континента, в том числе в Федеративной Республике Германия, Швеции, Италии, на американском континенте, к примеру в Канаде, а также в Австралии и ряде других стран.

Однако парламентаризм существует лишь в тех государствах, где парламент обладает всем набором перечисленных признаков и соответственно занимает приоритетное место в системе органов государственной власти.

Парламент Российской Федерации не относится в полной мере к таковым. Наиболее ярко его отличие от парламентов названных выше государств проявляется во взаимоотношениях с Правительством РФ. Правительство РФ не формируется Федеральным Собранием РФ и не подотчетно ему. Это обусловлено особенностями государственного устройства Российской Федерации, которая относится к президентским республикам.

В России именно Президент РФ утверждает Председателя Правительства РФ и федеральных министров. И естественно, они ответственны перед ним. Но все-таки и в этой сфере проявляются элементы парламентаризма. Согласно Конституции РФ назначению Председателя Правительства РФ предшествует обращение Президента РФ в Государственную Думу с просьбой о даче согласия на назначение конкретного лица на указанную должность, в практике обеих палат парламента заслушиваются сообщения Председателя и членов Правительства об их деятельности по исполнению законодательства. У Государственной Думы и Совета Федерации имеются и другие конституционно-правовые полномочия для воздействия на исполнительную власть. Неполнота же властных полномочий парламента в этой сфере, как нам представляется, обусловлена российскими историческими традициями, единовластием в советский период и недостаточной политической активностью населения. Парламентаризм предполагает высокую правовую культуру граждан, их стремление непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении делами государства.

В то же время вполне очевидны процессы становления парламентаризма в постсоветской России. Об этом свидетельствует наличие у Федерального Собрания РФ двух других признаков, свойственных полноценным парламентам. А именно то, что Государственная Дума избирается народом на альтернативных началах, в ней имеются фракции, депутаты разделены на две крупные группы - парламентское большинство и оппозиция.

Важной гарантией становления парламентаризма в Российской Федерации является и то, что организация государственной власти строится с учетом конституционных принципов, которые характерны для государств с парламентской формой правления.

Первейшей гарантией парламентаризма является принцип народовластия. Он закреплен в статье 3 Конституции РФ и развит в федеральном законодательстве. Благодаря этому принципу одна из палат законодательного органа страны формируется на выборной основе. Уже избирались четыре состава Государственной Думы. При этом выборы проводились на альтернативной основе, в условиях политической борьбы партий, других общественных объединений и кандидатов в депутаты.

Однако с введением на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва только пропорциональной системы произойдет некоторое сужение проявления принципа народовластия. Действовавшая ранее мажоритарно-пропорциональная система позволяла гражданам РФ голосовать как за списки кандидатов в депутаты от политических партий, так и за конкретных кандидатов в депутаты по одномандатным округам. На предстоящих выборах второй возможности они будут лишены, то есть потеряют один голос, что вряд ли будет способствовать максимально полной реализации права граждан РФ на участие в управлении делами государства. В демократическом государстве такую тенденцию нельзя считать оправданной. Поэтому, как нам представляется, целесообразно вернуться к существовавшей и уже апробированной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе.

Развитию демократии, на наш взгляд, способствовал бы и переход к избранию членов Совета Федерации населением соответствующих субъектов РФ.

Особую значимость для парламентаризма имеет принцип разделения властей. Он закреплен в статье 10 Конституции РФ. Причем это сделано впервые за всю историю развития российской государственности. Суть принципа разделения властей в самостоятельном осуществлении законодательными, исполнительными и судебными органами предоставленной им власти. Однако такая самостоятельность не может быть безгранична. Прежде всего она ограничена законами, определяющими достаточно четкую компетенцию органов власти, что обеспечивает единство государственной власти. Кроме того, в парламентских республиках это единство обеспечивается приоритетным положением парламентов. В Российской Федерации единство государственной власти обеспечивает Президент РФ. Для этого Конституция РФ наделяет его соответствующими полномочиями. Многие из них были конкретизированы в дальнейшем в федеральном законодательстве.

Специфическим принципом, обеспечивающим развитие парламентаризма, является принцип идеологического и политического многообразия. Этот принцип закреплен в статье 13 Конституции РФ. Он реально проявляется в функционировании в нашей стране более двадцати политических партий, а также в деятельности в Государственной Думе пяти фракций, образованных из депутатов от победивших на парламентских выборах партий. После внесения изменений в федеральное законодательство о выборах и закрепления в нем пропорциональной системы выборов в Государственную Думу этот принцип становится доминирующим. Конечно, такое положение будет способствовать развитию политических партий, росту их численности, расширению идеологического многообразия. Однако, исходя из того что демократия - это все-таки власть народа, а парламенты не партийные клубы, следовало бы гармонизировать взаимодействие принципа идеологического и политического многообразия с принципом народовластия. Достичь такой гармонии, на наш взгляд, можно опять же путем использования для выборов депутатов Государственной Думы мажоритарно-пропорциональной системы.

Для российского парламентаризма присущ принцип федерализма. Он проявляется главным образом в наличии в парламенте второй палаты - Совета Федерации, который в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ формируется из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Мы придерживаемся позиции ряда ученых, полагающих, что следовало бы перейти к избранию членов Совета Федерации путем прямых выборов населением соответствующих субъектов РФ из числа претендентов, выдвигаемых представительными и законодательными органами <2>. Думается, что использование такого механизма формирования Совета Федерации или, как его нередко называют, Палаты регионов не потребовало бы внесения изменений в Конституцию РФ.

<2> См.: Гранкин И.В. Законодательные органы: перспективы развития. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2007. С. 41 - 42.

Рассмотренные четыре конституционных принципа - народовластия, разделения властей, идеологического и политического многообразия, а также федерализма имеют определяющее значение для парламентаризма. Они гарантируют развитие такой специфической формы государственного управления обществом, как парламентаризм. В то же время этот перечень не является исчерпывающим. Как известно, парламенты формируются только путем выборов и гласно. Поэтому выборность и гласность следует рассматривать как принципы парламентаризма. К таковым относятся и такие универсальные принципы, как верховенство закона, который проявляется прежде всего в верховенстве Конституции РФ и законности. В Конституции РФ закреплены основополагающие начала порядка формирования и деятельности парламента, а проведение выборов с нарушением законодательства, иных нормативных правовых актов ведет к признанию нелегитимности выборов, а следовательно, и состава всего депутатского корпуса. При этом восстановление законности в таком случае возможно только путем проведения повторных выборов.

Все перечисленные принципы являются конституционными, ибо нашли закрепление в Конституции РФ. Это придает им надлежащую устойчивость, обязательный учет при организации избирательных кампаний и непосредственной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания - парламента РФ.