Мудрый Юрист

Правовое регулирование иностранных инвестиций в период нэпа

Деревякин А.А., аспирант кафедры теории и истории права и государства Самарского государственного экономического университета.

В современной литературе распространен подход к рассмотрению истории создания инвестиционного законодательства с 1980-х годов <1>. Однако исследователи данного вопроса почему-то забывают о преемственности характера концессионных договоров дореволюционного периода, периода нэпа и современности. При разработке законодательства об иностранных инвестициях необходимо учитывать ценный опыт отечественной правовой истории, тем более что он был накоплен в схожих политических, социальных и экономических условиях переходных периодов развития Российского государства.

<1> См., например: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование инвестиций в России и за рубежом. М., 1993. С. 72; Моссо А. Правовое регулирование иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 23.

После Октябрьской революции Российское государство, как и сегодня в постперестроечный период, стояло перед важной задачей - в кратчайшие сроки модернизировать с помощью иностранной передовой технологии экономику и привлечь зарубежных инвесторов в те отрасли, которые служат основой развития производительных сил, и тем самым способствовать повышению уровня жизни в стране.

Новое советское правительство отказалось от всех царских займов, кредитов и т.п., в том числе и от договоров с другими государствами о создании и деятельности совместных акционерных обществ и товариществ, что вызвало, в свою очередь, полное прекращение иностранных инвестиций <2>. Это были: Декрет СНК "Об отказе от договоров Правительства бывшей Российской империи с Правительствами: Германской и Австро-Венгерской империй...", Постановление ВЦИК Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов "О конфискации имущества Русско-Бельгийского металлургического общества" от 15 декабря 1917 года <3>. В отношении имущества совместных обществ и товариществ действовали также общие декреты о национализации предприятий, например Декрет СНК от 28 июня 1918 г. "О национализации предприятий по горной, металлургической... и прочих отраслей промышленности..." <4>.

<2> См.: Прокопович С.Н. Народное хозяйство СССР. Т. 2. Нью-Йорк, 1952. С. 336.
<3> СУ. 1917. N 9. Отд. 1. С. 130.
<4> СУ. 1918. N 47. Отд. 1. Ст. 559.

Однако разруха и полный упадок народного хозяйства быстро заставили новую власть обратиться за помощью по хорошо известному, "подсказанному" еще С.Ю. Витте адресу - за границу <5>. С самого начала вопрос о концессиях рассматривался советским руководством в двух его аспектах: политическом и экономическом. В 1918 г. преобладающим был, конечно, первый аспект. Концессиями предполагалось откупиться за сепаратный выход из войны, национализацию иностранной собственности и аннулирование долгов. Предпосылки для подобных надежд имелись: США и Германия рассматривали Советскую Республику как емкий рынок для своих капиталовложений. Первые официальные предложения концессий были сделаны уже 14 мая 1918 г. США и 15 мая - Германии. А 15 мая 1918 г. Совнарком РСФСР рассмотрел вопрос о концессиях и признал желательным участие иностранного капитала в разработке естественных богатств страны <6>. Постепенно стали обозначаться и конкретные государственно-правовые основы будущей концессионной политики.

<5> См.: Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990. С. 43.
<6> См.: Шишкин В.А. В.И. Ленин и внешнеэкономическая политика Советского государства (1917 - 1923 гг.). Л., 1977. С. 302 - 303.

Н.В. Курысь определила следующие этапы законодательной деятельности в отношении привлечения иностранного капитала <7>. Начальный (первый) этап обозначен с 26 мая 1918 г. (обнародование тезисов об основаниях и условиях предоставления концессий) по 23 ноября 1920 г. (подписание Декрета СНК "Общие экономические и юридические условия концессий"). Такая датировка первого этапа связана со становлением законодательства, а также его неспешным развитием, обусловленным Гражданской войной, интервенцией и другими препятствующими внешними факторами. Второй этап - с 23 ноября 1920 г. по 1924 г., когда законодательство развивалось наиболее интенсивно. В указанный период было централизовано концессионное дело. Главные функции в этой области в конце 1922 г. перешли в непосредственное ведение СНК. При этом было разработано концессионное законодательство, которое ставило концессии под контроль Советского государства, предусматривало сроки и регулирование их деятельности в рамках общего трудового законодательства СССР, обеспечивало хозяйственные интересы страны: устанавливало суммы капиталовложений и размеров обязательной производственной программы, платы за предоставление концессии, налогообложения, определяло преимущественное право государства на покупку продукции концессий по установленным ценам и выкуп концессии, предоставляя в то же время возможность для концессионеров распоряжаться всеми делами предприятия и извлекать из него прибыль <8>. Третий этап - с 1924 по 1928 г. В этот период при внешней видимости активного сотрудничества с иностранным капиталом путем принятия соответствующих законодательных актов общего характера, с другой стороны, через законодательную деятельность ведомственных или отраслевых органов фактически усложняется процесс деятельности иностранных инвестиций на территории СССР. С особой ясностью проявилась тенденция, отражающая прямую зависимость советского законодательства от политической конъюнктуры. Четвертый этап продлился с 1929 г. по сворачивание нэпа, при этом ликвидация последней концессии датируется 8 августа 1946 года. Этой концессией было Большое Северное телеграфное общество (БСТО), которое было к тому же первым концессионным предприятием, открытым летом 1921 г. <9>. Соответственно окончание последнего этапа формально датируется 8 августа 1946 г., датой издания последнего правопрекращающего нормативного акта концессионного законодательства, так как образование и ликвидация указанного предприятия были осуществлены на основе и в соответствии с концессионным законодательством.

<7> См.: Курысь Н.В. Иностранные инвестиции: Российская история (правовое исследование). СПб., 2003. С. 125 - 126.
<8> Бутковский В.П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР. М., 1928. С. 58.
<9> См.: Донгаров А.Г. Указ. соч. С. 89 - 90.

Таким образом, начиная с 1924 г. происходит сворачивание советской концессионной политики. Ряд концессионных договоров был расторгнут, новые концессионные договоры начиная с 1928 - 1929 гг. не подписывались. При ликвидации концессий иностранные инвесторы безвозвратно лишались своей собственности <10>. Созданный для централизации концессионного дела в 1922 г. Главный концессионный комитет при СНК был низведен до положения юрисконсульта при наркоматах по делам оставшихся концессий, а по результатам рассмотрения дел "Об антигосударственной деятельности в Главконцесскоме при СНК СССР" правительственным Постановлением 14 декабря 1937 г. он был упразднен <11>.

<10> См.: Глазунов М.М. Дело "Лена Голдфилдз" // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1984. N 2. С. 42 - 47; История СССР. 1959. N 4. С. 44; Богданов Н.П. Профсоюзы и концессионные предприятия. М., 1928. С. 14 - 17.
<11> См.: Документы внешней политики СССР. М. Т. 9. С. 127 - 149.

В сворачивании концессионной политики также можно выделить политические и экономические аспекты. 1924 год вошел в историю внешней политики СССР как год признания Советского Союза буржуазными государствами <12>. В течение года молодая Советская Республика была признана де-юре и установила дипломатические отношения с такими государствами, как Англия, Норвегия, Швеция, Австрия, Греция, Дания, Франция, Италия, Китай и др. Нормализация отношений со многими капиталистическими странами привела к усилению позиций на международной арене. По мере роста влияния Советской Республики идея использования концессий как средства для улучшения ее международного положения становилась все менее актуальной.

<12> См.: Громыко А.А., Пономарев Б.Н. История внешней политики СССР: В 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 186.

Помимо политического, существовало и экономическое обоснование прекращения предоставления концессий. Советская экономическая мысль опиралась на труды В.И. Ленина и К. Маркса, которые применительно к условиям командной экономики утверждали, что при капиталистическом способе производства существуют очень узкие границы возможности внедрения новых технологий, тогда как при социализме таких границ нет. В частности, в своей работе "Капитал" К. Маркс писал: "Если рассматривать машины исключительно как средство удешевления продукта, то граница их применения определяется тем, что труд, которого стоит их производство, должен быть меньше того труда, который замещается их применением. Однако для капитала эта граница очерчивается более узко. Так как он оплачивает не применяемый труд, а стоимость применяемой рабочей силы, то для него применение машины целесообразно лишь в пределах разности между стоимостью машины и стоимостью замещаемой ею рабочей силы" <13>.

<13> Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. М.: Политиздат, 1969. С. 404.

Таким образом, правовое регулирование экономической деятельности в целом и иностранного инвестирования в частности было поставлено в полную зависимость от политических и идеологических факторов. Переход к административно-командным методам руководства экономикой привел к сворачиванию самого процесса инвестирования промышленности и ликвидации концессий.

Нельзя не обратить внимания на то, что в постперестроечный период развития нашего государства российское правительство сталкивается с теми же проблемами, однако не в состоянии учесть исторический опыт и решить их. Экономическое развитие и инвестиционное законодательство 20-х годов - наглядный пример положительных и отрицательных сторон государственного хозяйственно-правового регулирования <14>. Только хорошо изучив прошлое, мы сможем создать реальные предпосылки для избежания и повторения многих ошибок сегодня.

<14> См., напр.: Курицын В.М. Переход к нэпу и революционная законность. М., 1972; Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986 и др.