Мудрый Юрист

Проблемы инновационной деятельности в России и привлечение иностранных инвестиций в сферу научных разработок

Согласно определению, которое дает справочник понятий научной сферы в российском праве, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий, видов продукции и т.д. в различных областях экономики. Все это является очень важной частью социально-экономических преобразований в государстве - ведь они производятся во многом именно за счет инновационной деятельности, а создание благоприятных условий для нее служит важнейшим компонентом экономической стратегии государственного управления.

Однако, как и все новое, инновации требуют значительных финансовых вложений, которые зачастую разработчик не в состоянии обеспечить сам. В этой ситуации наиболее приемлемым шагом становится привлечение инвестиций извне - источники финансирования могут быть совершенно разные, как то: банковско-кредитная сфера, крупные промышленные предприятия, различные государственные структуры, а также иностранные инвестиции. В условиях нынешних экономических реалий России ситуация с привлечением иностранных инвестиций выглядит наиболее привлекательной сразу по ряду причин.

Во-первых, это более богатый опыт управления финансовыми потоками, которым обладают зарубежные инвесторы, ведь, к сожалению, российская расточительность и низкая производительность труда зачастую мешают эффективному производству.

Во-вторых, иностранные инвесторы обладают куда более значительными объемами свободных финансовых средств (даже с учетом роста благосостояния крупных российских предпринимателей) для вложения их в разработку рискованных инновационных проектов.

Кроме того, в России отсутствует т.н. культура инновационных инвестиций - люди попросту не привыкли вкладывать деньги в научные разработки, пусть даже и самые перспективные и нужные им. Причем привычка эта прочно укоренилась в обществе.

К сожалению, при всей подобной очевидности преимуществ привлечения иностранных инвестиций в разработку инноваций у нас до сих пор существуют значительные препятствия на этом пути. В общем объеме затрат предприятий на инновации доля иностранных инвестиций составляет лишь 5,3% (впрочем, доля федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации еще меньше - 2,8% и 1,3% соответственно).

Многие аналитики утверждают, что Россия инвестиционно не привлекательна по причине своих длительных морозов и, следовательно, высокого энергопотребления при производстве. Однако данная причина является лишь второстепенной - действительно, ведь существует множество регионов, где климатические условия ничуть не хуже, чем в странах Запада. Первостепенным барьером на пути иностранных инвестиций до сих пор являются административные барьеры, которые создают принципиально антиинвестиционный климат. Кроме того, иногда появляется и совершенно другое мнение, крайнее в своей антиэкономичности видение: инвестиционная непривлекательность России является ее преимуществом, это является залогом ее самосохранения. Однако подобный вариант вряд ли стоит рассматривать всерьез.

Следовательно, Россию нужно тщательно готовить к инвестиционным проектам, причем начать нужно с обучения административных властей всех уровней и изменения законодательной базы. Ведь в настоящее время существуют более 400 нормативных актов, в той или иной мере направленных на регулирование инновационной политики. Это указывает на необходимость объединяющего консолидирующего федерального закона об инновационной деятельности. Также необходимо провести ряд реформ с целью развития как прямых, так и косвенных инструментов стимулирования инновационной деятельности.

К числу таких мер можно отнести: использование льготного налогообложения инновационного инвестирования, формирование управленческих консультативных служб, а также развитие венчурного капитала и фондовых рынков. К примеру, снижение налога на прибыль промышленных компаний, тесно увязываемое с достигнутым уровнем инновационной восприимчивости, позволит частично компенсировать инновационный риск при возможных убытках, но не уменьшения эффективности производства в целом при неудачном исходе проекта.

Одним из важнейших элементов является фактор экономической стабильности в России. Инвесторы вынуждены очень часто пересматривать свои бизнес-планы, так как за год многократно меняются различные входящие параметры (валютный курс, налоги, дополнительные издержки и т.д.). В связи с этим следует придерживаться относительно предсказуемой и последовательной политики экономических реформ - как один из важнейших аспектов этого следует отметить установление порядка в платежно-расчетной системе, обеспечивающее бесперебойное проведение расчетов на территории всей страны. Также целесообразным шагом видится формирование инновационной активности самих предприятий и корпораций в России - для чего также целесообразно в ближайшее время решить ряд проблем, среди которых в первую очередь реформирование налогового законодательства в области инновационной деятельности, как уже упоминалось выше.

Можно с уверенностью сказать, что принятие подобных шагов создаст необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя и упрочивая которую, можно добиться в области инновационной деятельности значительных результатов.