Мудрый Юрист

Конституционное право на медицинскую помощь: состояние и перспективы развития

Еникеев О.А., соискатель Российской академии правосудия.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Это относится и к рассматриваемому праву. Провозглашая право на охрану здоровья, Конституция РФ определяет его как право любого человека, независимо от гражданства Российской Федерации. Право на охрану здоровья отнесено к социально-экономическим правам. Оно охватывает определенную область жизни человека, в отношении его допустимы рекомендательные формулировки базовых положений, его реализация во многом зависит от состояния экономики и ресурсов <1>.

<1> Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 159.

Право на охрану здоровья и основы организации здравоохранения в целом закреплены в большинстве конституций демократических государств <2>. Конституционный уровень закрепления данного права, его гарантий и механизмов реализации обусловлен их особой значимостью в жизни каждого члена государственно организованного общества.

<2> Орлов А.В. Модели конституционного закрепления права на охрану здоровья в Российской Федерации и государствах Европы: сравнительно-правовой анализ // Трибуна молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып. 8: Правовые споры: способы и порядок разрешения / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005. С. 199 - 206.

В Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья, установленное ст. 41, предполагает наличие норм, содержащих гарантии реализации права на охрану здоровья (ст. ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 42 Конституции РФ), а также его защиты (ст. ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ).

Прежде всего в соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 21 Конституции РФ никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам. Из права на охрану здоровья вытекают и конституционные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39), на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <3>, с изменениями на 30 июня 2003 г.) установлено, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.

В качестве основных принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации определяется следующее: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за необеспечение прав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей <4>.

<4> Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 168.

Таким образом, конституционное право на охрану здоровья - это комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя:

  1. права граждан в сфере охраны здоровья (ст. ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);
  2. обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);
  3. установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека <5>.
<5> Савостьянова Н.В. Конституционное право на охрану здоровья: понятие и структура // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3.

Согласно п. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья включает в себя целый комплекс мер - политических, социальных, экономических, юридических, организационных и иных, направленных на поддержание физического и психического здоровья человека, профилактику заболеваемости, обеспечение квалифицированной медицинской помощью каждого нуждающегося. Следовательно, для реализации права, предусмотренного в п. 1 ст. 41 Конституции, необходимо, чтобы были определены порядок и критерии отнесения граждан к нуждающимся в такой охране. Без этого данное право реализовать невозможно.

Изложенное позволяет сделать вывод, что конституционное субъективное право на охрану здоровья и медицинскую помощь под влиянием указанных обстоятельств претерпевает определенную трансформацию, после которой оно реализуется как отраслевое субъективное право, оставаясь в то же время конституционным субъективным правом. Если в силу каких-либо обстоятельств прекратится нуждаемость в медицинской помощи, то прекращает свое существование отраслевое субъективное право, и гражданин отказывается от медицинских услуг. Однако он сохраняет за собой свое конституционное субъективное право на медицинскую помощь.

На безусловную необходимость обеспечения субъективного права возможностью защиты в свое время указывал В.П. Грибанов. По его мнению, субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь декларативным правом. Будучи провозглашенным в законе, но не обеспеченным государственными правоохранительными мерами, такое право может быть рассчитано лишь на добровольное уважение его и в силу этого приобретает характер лишь морально обеспеченного права, покоящегося исключительно на сознательности членов общества и авторитете государственной власти <6>. Правда, здесь возникает сомнение: если нет возможности применения мер государственного принуждения, то вряд ли можно рассчитывать на авторитет государственной власти.

<6> Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 104, 105.

В п. 1 ст. 41 Конституции РФ сказано: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". В этой связи стоит отметить, что если в 1994 - 1995 гг. финансирование из средств обязательного медицинского страхования (ОМС) составляло 20 - 25% консолидированного бюджета здравоохранения, через систему добровольного медицинского страхования (ДМС) финансировалось 5 - 7%, остальное (около 70%) покрывал госбюджет, то в 2001 г. доля финансирования через ОМС достигла 45 - 47%, через ДМС - 10%, а доля бюджетного финансирования составила уже менее половины консолидированного бюджета здравоохранения <7>. На данный момент доля совокупных страховых взносов в консолидированный бюджет здравоохранения составляет около 70%, что позволяет отнести медицинское страхование (в первую очередь, конечно же, ОМС) к одним из основных гарантов функционирования права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

<7> Садковская Т.В., Храбан В.Г., Козловская Л.Н., Ляпунов А.В. Добровольное медицинское страхование - гарантия социальной и экономической стабильности общества // Медицинское право. 2003. N 3(3). С. 18 - 20.

Медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения в сфере охраны здоровья, его основная цель - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия <8>. Медицинское страхование - это совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

<8> Колоколов Г.Р. Медицинское обслуживание: частные клиники, льготы, лекарства, рецепты, ответственность // Сам себе адвокат. Выпуск N 31. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 15.

При медицинском страховании, в отличие от классических видов страхования, страховая выплата производится не в денежной, а в натуральной форме, в виде комплекса медицинских и иных услуг, оплаченных страховщиком. В этом случае застрахованный является потребителем страховой и одновременно медицинской услуги, что обусловливает высокую степень ответственности страховщика за качество организации медицинской помощи, за безопасность и эффективность оказываемых медицинских услуг. Законодательно предусмотрено два вида медицинского страхования - обязательное и добровольное <9>.

<9> Статья 1 ФЗ РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. N 27. Ст. 920.

К важнейшим аспектам медицинского страхования как гарантии обеспечения конституционного права граждан на медицинскую помощь можно отнести контроль качества оказываемой медицинской помощи. Контроль качества медицинской помощи осуществляется практически всеми субъектами медицинского страхования <10>. Вместе с тем ввиду отсутствия единых стандартов ведения больных контроль качества медицинской помощи весьма проблематичен.

<10> Приказ Минздрава России N 20, ФФОМС N 13 от 21.01.1997 "О внесении изменений в Приказ Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 24.10.96 N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации" // Здравоохранение. 1997. N 3.

Кроме того, одним из постулатов российского здравоохранения является профилактическая его направленность, на практике же это никак не реализуется. В нашей стране среднестатистический мужчина не доживает до пенсии. На наш взгляд, весьма недальновидно гнаться за реализацией общественно-политических прав и свобод человека в ущерб социальным <11>. Ввиду вышеизложенного нам представляется перспективным законодательное определение лимита отчислений средств обязательного медицинского страхования на профилактические процедуры. Ведь по большому счету подавляющее большинство сердечно-сосудистых заболеваний и онкологических заболеваний можно предупредить или полностью излечить, если их диагностировать на ранней стадии. Вместе с тем согласно Типовым правилам обязательного медицинского страхования <12> "направления использования резерва финансирования предупредительных мероприятий устанавливаются территориальным фондом обязательного медицинского страхования", что, на наш взгляд, в корне неверно. Профилактические мероприятия эффективны лишь при комплексной их реализации. И гораздо эффективнее разработать и внедрить одну федеральную систему профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, чем финансировать на уровне каждого субъекта профилактику разнородных групп заболеваний, обладая минимальным бюджетом. В связи с вышеупомянутым мы считаем необходимым разработать единую стратегию укрепления здоровья граждан России на 10 - 20 лет с целевыми показателями заболеваемости, смертности, инвалидности и качества медицинской помощи на каждом временном промежутке и механизмы реализации этих планов. Как сказал Антуан Де Сент-Экзюпери: "Цель без плана - это просто мечта" <13>.

<11> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 220.
<12> Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан (утв. ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и) // Российская газета. N 263. 31.12.2003; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 4. 26.01.2004.
<13> Антуан Де Сент-Экзюпери // Forbes. 2006. Ноябрь. С. 216.