Ответственность за надругательство над государственными символами в современном уголовном праве
Капинус Оксана Сергеевна, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры РФ, профессор кафедры адвокатуры и прав человека Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, специалист в области уголовного и конституционного права, автор 70 публикаций общим объемом свыше 300 п. л. Основные научные труды: "Убийство: мотивы и цели" (М., 2004); "Эвтаназия как социально-правовое явление" (М., 2006); "Эвтаназия в свете права на жизнь" (М., 2006).
Додонов В.Н., кандидат юридических наук.
Уголовная ответственность за надругательство над государственными символами предусмотрена в настоящее время уголовным законодательством почти всех стран мира. Исключение составляют лишь отдельные государства (США, Великобритания, Бельгия, Канада, Нидерланды, Парагвай, Польша, Чили, Швеция). Во Франции это деяние было криминализировано только в 2003 г.
В США вопрос о необходимости криминализации рассматриваемых деяний уже более двух десятилетий является предметом ожесточенной дискуссии. По мнению значительной части американских юристов, неприкосновенность флага ограничит права и свободы граждан, зафиксированные в Билле о правах (первые десять поправок к Конституции).
Законы большинства (но не всех) штатов, а с 1990 г. и федеральный закон признавали преступлением сознательное повреждение, обезображение, физическое осквернение, сожжение, содержание на полу или на земле или топтание флага США.
Однако применение указанных законов на практике было заблокировано высшей судебной инстанцией страны. В 1989 г. в деле "Техас против Джонсона" Верховный суд США отменил приговор, вынесенный по закону штата Техас за сожжение американского флага в виде протеста, по причине того, что правительство не смогло неопровержимо доказать значимость принуждающего государственного интереса, превосходящего силу Первой поправки, закрепляющей свободу слова <1>. Это решение судьи подтвердили и спустя три года.
<1> Верховенство права: Сборник / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. С. 138.Вслед за фактической отменой вышеупомянутых законов штатов Верховный суд США в 1990 г. признал противоречащим Конституции США и федеральный закон, криминализировавший акт публичного сожжения или осквернения флага США, признав, что наказуемость такого деяния "уменьшает богатство содержания той свободы, которая обеспечивает этому символу такое уважение".
Тем не менее, спор между противниками и сторонниками уголовно-правовой охраны госсимволов в США на этом не закончился. С 1995 г. американский Конгресс неоднократно пытался утвердить поправку к Конституции, согласно которой он должен иметь право запрещать физическое надругательство над государственным флагом США. В июне 2003 г. Палата представителей Конгресса США в очередной раз одобрила указанную поправку, но при голосовании 27 июня 2006 г. в Сенате не хватило всего одного голоса для ее утверждения.
Место в системе Особенной части
Относительно места рассматриваемого преступления в системе Особенной части уголовного права у национальных законодателей не сложилось единого подхода к определению объекта посягательства. Если в одних странах надругательство над госсимволами рассматривается как преступление против общественного порядка или порядка управления, то в других государствах в подобных действиях склонны видеть преступление против государства.
Так, в большинстве стран СНГ, Вьетнаме, Гватемале рассматриваемые деяния отнесены к преступлениям против порядка управления, в Венгрии, Индонезии, на Кубе - к преступлениям против общественного порядка, в Афганистане, Боливии, Таиланде - к преступлениям против внутренней безопасности государства. В УК Украины ст. 338 "Надругательство над государственными символами" открывает раздел "Преступления против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан".
Второй подход также весьма распространен в современном уголовном законодательстве. Например, в УК Австрии соответствующий состав помещен в раздел "Государственная измена и другие посягательства на интересы государства", в УК Германии - в главу "Угроза демократическому правовому государству", в УК Коста-Рики - в раздел "Политические посягательства", в УК Литвы - в главу "Преступления против независимости литовского государства, территориальной целостности и конституционного строя". В Латвии и Туркменистане надругательство над госсимволами отнесено к преступлениям против государства, в Эстонии - к преступлениям против государственной власти.
Предмет посягательства
Одним из наиболее интересных вопросов для сравнительного анализа юридической конструкции состава рассматриваемого деяния является определение национальным законодателем предмета посягательства, т.е. конкретного перечня государственных (национальных) символов, подлежащих уголовно-правовой охране.
Как известно, в современном мире к основным символам государства относятся его флаг, герб и гимн. Однако далеко не во всех странах они в равной мере пользуются защитой со стороны уголовного закона.
Полностью вся триада (флаг, герб, гимн) включена в предмет уголовно-правовой охраны в законодательстве таких государств, как Австрия, Албания, Аргентина, Армения, Беларусь, Болгария, Боливия, Федерация Боснии и Герцеговины, Венгрия, Гватемала, Германия, Казахстан, Колумбия, Куба, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Швейцария.
В некоторых странах (Азербайджан, Афганистан, Вьетнам, Грузия, Индонезия, Киргизия, КНР, Мексика, Республики Корея, РФ) уголовно наказуемым является надругательство только над двумя символами - флагом и гербом, но не над гимном.
В России необходимость уголовно-правовой охраны государственного гимна в последние годы является предметом оживленной дискуссии. В январе 2002 г. Государственная Дума одобрила в первом чтении изменения и дополнения в УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за надругательство над Государственным гимном, однако в итоге законопроект так и не стал законом. Одной из причин провала данной законодательной инициативы стала неопределенность критериев для признания того или иного действия в отношении государственного гимна надругательством.
Во Франции (ст. 433-5-1 УК) наказуемо надругательство только над флагом и гимном, поскольку официального герба у этой страны не имеется.
Интересно отметить, что помимо вышеуказанных среди предметов уголовно-правовой охраны встречаются и другие символы: "мученики Нации" (ст. 268 УК Албании), цвета государства (п. 1 § 90а УК Германии), "память видных деятелей и героев Родины" (ст. 344 УК Перу).
Иногда предметом уголовно-правовой охраны становятся предметы, которые сами по себе не являются государственными (национальными) символами, но могут с ними отождествляться. Так, в ст. 292 УК Италии содержится следующее положение: "По смыслу уголовного закона под национальным флагом понимается официальный флаг государства или любой другой флаг национальных цветов. Положения данной статьи распространяются на оскорбление национальных цветов, нанесенных на предметы, не являющиеся флагом" <1>.
<1> Уголовное право зарубежных государств. Особенная часть / Под ред. И.Д. Козочкина. М., 2004. С. 434.В некоторых странах предмет посягательства выражен в общей форме: "национальные символы и эмблемы" (Андорра), "один из национальных символов" (Гондурас), "символы и эмблемы" (УК Испании), "символы Родины" (УК Перу), "государственные символы" (УК Таджикистана) либо круг предметов является открытым: "флаг или другой символ государства" (УК Италии, Сан-Марино, Турции), "Государственного флага, Государственного герба или иного официального символа Эстонской Республики".
Что касается "географии", то в странах СНГ и большинстве других государств уголовно-правовой охране подлежат только общенациональные символы.
Однако в ряде стран уголовный закон защищает и региональные символы - субъектов федерации в Австрии, Аргентине, Германии, Швейцарии, символы автономных регионов Португалии, Республики Каракалпакстан в Узбекистане.
В России уголовно-правовая охрана распространяется только на федеральные символы. Законопроект об изменениях в статью УК РФ, предлагающий установить уголовную ответственность за надругательство над гербом или флагом субъекта Федерации, отклонен депутатами Государственной Думы в мае 2001 г. Поэтому в настоящее время надругательство над гербами и флагами субъектов Российской Федерации, должностных лиц и общественных организаций квалифицируется как вандализм (ст. 214 УК РФ) при отсутствии признаков хулиганства.
Ответственность за оскорбление символов иностранных государств установлена в УК Албании, Армении, Боливии, Венесуэлы, Гватемалы, Дании, Индонезии, Кубы, Литвы, Македонии, Молдовы, Норвегии, Республики Корея, Таджикистана, Таиланда, Туниса, Украины, Уругвая, Хорватии, Японии. Причем в большинстве указанных стран это деяние относится к категории преступлений против международных отношений, международного права и т.п. (Албания, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Таиланд, Хорватия, Япония). В УК Армении, Молдовы, Таджикистана, Туниса, Украины ответственность за оскорбление национальных и зарубежных государственных символов устанавливается одной и той же статьей.
В ряде стран уголовно-правовая охрана иностранных государственных символов имеет интересные нюансы.
Так, по УК Индонезии (ст. 142) и Таиланда (ст. 135) наказуемым является оскорбление флага или эмблемы только дружественного государства, что вполне логично. По УК Кубы (ст. 205) наказуемо оскорбление только иностранных государственных символов, "публично вывешенных аккредитованным представительством соответствующего государства". Это весьма закономерная формулировка для страны, где публичное надругательство над символами США и некоторых других "империалистических" государств является обычной практикой, поощряемой властями. Впрочем, сходные по смыслу формулировки содержатся в УК Литвы (ст. 128) - "уничтожение, осквернение либо иное надругательство над официально вывешенным гербом либо флагом иностранного государства" <1> и УК Украины (ч. 2 ст. 338) - "публичное надругательство над официально установленным или поднятым флагом либо гербом иностранного государства" <2>.
<1> Уголовный кодекс Литовской Республики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.<2> Уголовный кодекс Украины. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
Согласно УК Японии (ст. 92) уголовное преследование за посягательство на иностранные государственные символы может начаться, только если того потребует правительство соответствующего иностранного государства.
По УК Гватемалы (ст. 375) наказание за оскорбление символов иностранных государств допускается только при условии взаимности (т.е. если в данном государстве также уголовно охраняются иностранные символы).
В Албании, Дании, Литве, Хорватии предусмотрена ответственность за оскорбление символов международных организаций. Так, по УК Дании (§ 110e) наказуемо любое лицо, которое открыто оскорбляет флаг Организации Объединенных Наций или Совета Европы.
При этом весьма интересно отметить, что в УК Дании, Норвегии, Уругвая, Японии не предусмотрена ответственность за оскорбление символов собственного государства.
Другие вопросы конструкции состава преступления
В странах СНГ, Андорре, Болгарии, Вьетнаме, Италии законодатель никак не конкретизирует способ и обстоятельства совершения деяния. При этом действия характеризуются понятием "надругательство". Единого толкования данного понятия в отечественной науке и правоприменительной практике пока не сложилось.
Согласно одному из комментариев к УК РФ объективная сторона надругательства над Государственным гербом и Государственным флагом характеризуется "совершением активных действий в виде умышленного уничтожения или повреждения любого из названных предметов любым способом (путем нанесения на них надписей и рисунков оскорбительного содержания, использования в оскорбляющем нравственность качестве, срывания и т.п.)" <1>.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное).
<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 521.По мнению других авторов, надругательство может выражаться в умышленных действиях, наносящих ущерб способности Государственного герба или Государственного флага должным образом быть символами Российской Федерации, ее суверенитета и авторитета. Поэтому главным показателем опасности этих действий будет воздействие именно на свойства герба или флага быть безупречным выразителем достоинства страны. Само же по себе физическое уничтожение или повреждение этих предметов без указанных выше субъективных и объективных особенностей может образовать состав уничтожения или повреждения имущества <1>.
<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 651.В большинстве зарубежных государств способы преступного посягательства на государственные символы раскрываются законодателем более подробно. При этом, как показывает анализ соответствующих норм, уголовный закон прямо указывает, что оскорбление этих символов может быть совершено в одной их двух форм: 1) физического насилия над ними (срывания, повреждения, уничтожения) и 2) "интеллектуального" оскорбления (словесно, письменно, жестами).
Так, согласно УК Германии (§ 90а) подлежит наказанию тот, кто: 1) оскорбляет цвета, флаги, герб или гимн ФРГ или одной из ее земель; 2) удаляет, разрушает, повреждает, делает неприменимым или неузнаваемым публично вывешенный флаг ФРГ, или одной из ее земель, или публично используемый органом власти символ государственного суверенитета ФРГ или одной из ее земель, или совершает оскорбительные действия по отношению к ним <1>.
<1> Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.По УК Албании (ст. 268) преступное посягательство может быть совершено путем: 1) публичного опорочивания государственных символов и 2) удаления, повреждения, уничтожения, приведения в неузнаваемое состояние или в негодность флага или герба Республики Албания, вывешенных официальными учреждениями.
В Афганистане указанные выше действия вообще разведены в разные статьи: по одной из них (ст. 218) наказуемы снятие и разрывание флага, по другой (ст. 241) - оскорбление флага или иного символа Афганистана.
УК КНР (ст. 299) говорит о надругательстве "путем сожжения, нанесения повреждений, надписей и рисунков, осквернения, попрания в общественном месте" <1>.
<1> Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.По УК Латвии (ст. 93) наказуемы "срыв, разрыв, слом, уничтожение государственного герба Латвии или государственного флага Латвии либо иное глумление над этими государственными символами" <1>, по УК Литвы (ст. 127) - "уничтожение, осквернение либо иное надругательство".
<1> Уголовный кодекс Латвийской республики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.Согласно УК Мексики, Перу, Эквадора оскорбление возможно словом или действием, по УК Испании - в письменной форме или действием.
При этом интересно отметить, что ни в одном уголовном кодексе нет каких-либо пояснений насчет того, что следует считать надругательством над гимном.
В ряде стран (Алжир, Аргентина, Афганистан, Боливия, Венгрия, Гватемала, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Тунис, Украина) как надругательство над государственным символом может квалифицироваться только действие, совершенное публично. Иногда признак публичности конкретизируется путем его расширения: "таким способом, что о преступном деянии становится известно широкой общественности" (УК Австрии), "оскорбление, сделанное публично либо путем публикации или распространения письменных материалов" (УК Албании), "публично, на собрании или путем распространения письменных материалов" (УК Германии). Напротив, в УК Франции (ст. 433-5-1) признак публичности трактуется весьма узко: "совершение в ходе организованной или регламентируемой властями манифестации публичного оскорбления национального гимна или триколора".
Специальная цель или мотив деяния указаны в УК Австрии, Афганистана, Венесуэлы, Кот-д'Ивуара, Македонии, Никарагуа, Республики Корея, Таиланда, Турции. Так, по УК Австрии наказуем тот, кто "с ненавистью оскорбляет, оскверняет или иным образом дискредитирует" государственные символы. В других странах используются формулировки "с намерением обесчестить" (УК Афганистана), "с намерением подвергнуть насмешке" (УК Македонии), "с намерением высмеять нацию" (УК Таиланда). При этом обычно мотив или цель указываются применительно к физическим действиям по отношению к символам.
Наказание
Почти во всех странах надругательство над государственными символами считается преступлением небольшой тяжести и влечет относительно мягкое наказание.
Так, в Австрии, Франции максимальная санкция составляет лишение свободы на срок до шести месяцев, в Болгарии, Венгрии, Венесуэле, Казахстане, Киргизии, РФ, Таджикистане, Эстонии - до одного года, в Албании, Боливии, Гватемале, Грузии, Литве - до двух лет, во Вьетнаме, Германии, Италии, КНР, Латвии - на срок до трех лет.
Более длительные сроки лишения свободы допускаются по законодательству Аргентины, Алжира, Индонезии, Молдовы, Республики Корея. Так, в Алжире за оскорбление национальных символов виновный может получить от 5 до 10 лет тюремного заключения, в Аргентине, Индонезии - до четырех лет.
В странах СНГ за рассматриваемое преступление помимо лишения свободы могут назначаться исправительные работы (Армения, Беларусь, Туркменистан), ограничение свободы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, РФ, Таджикистан), общественные работы (Беларусь), арест (Грузия, Киргизия, РФ, Таджикистан). В Узбекистане и на Украине за надругательство над госсимволами не предусматривается лишение свободы, самым строгим видом наказания является арест.
В Австрии, Албании, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Германии, Казахстане, Киргизии, Кубе, Латвии, Литве, Молдове, Таиланде, Туркменистане, Узбекистане, Украине, Швейцарии, Эстонии в качестве альтернативного наказания допускается штраф.
В Испании, Колумбии, Сальвадоре штраф является единственным видом наказания за данное деяние.