Мудрый Юрист

Договор оказания услуг по передаче электрической энергии в российском гражданском праве

Запруднов А., аспирант кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.

В 2001 г. приняты принципиальные решения о реформировании российской электроэнергетики и реструктуризации ОАО РАО "ЕЭС России". Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" <1>, утвердившее Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, определило цели, задачи, основные принципы реформирования, порядок функционирования субъектов рынка электроэнергии и организации его работы, особенности ценообразования на рынке электроэнергии.

<1> Нормативные правовые акты приводятся по электронно-правовой системе "КонсультантПлюс", актуализированной на 01.09.2007.

Одной из основных задач реформирования электроэнергетики стало разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, в результате чего было достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта электрической энергии, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности.

Передача электрической энергии - естественно-монопольный вид деятельности, технологической основой которого является Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (далее - ЕНЭС). Она формирует Единую энергетическую систему Российской Федерации, объединяя для параллельной работы основные электростанции и узлы нагрузки и обеспечивая передачу электроэнергии между ними, а также осуществляя связь ЕЭС России с энергосистемами других стран.

В настоящее время роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью выполняет ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС", которое обеспечивает единство ее технологического управления, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии называет комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к Единой национальной (общероссийской) электрической сети, таким образом, договор, оформляющий указанные отношения, назван договором оказания услуг по передаче электрической энергии без отсылки к какому-то поименованному договору в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Закон об электроэнергетике ограничивается только указанием, что заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети является обязательным для организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью, что позволяет признать их публичными договорами (ст. 426 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг <2>. Предметом данного договора Правила называют комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, что в принципе отвечает конструкции договора возмездного оказания услуг. Правила прямо устанавливают исключительную возмездность подобных договоров, указывая, что потребитель услуг обязан их оплатить (п. 11 Правил), но опять-таки не определяют их правовую природу. В специальной литературе договор оказания услуг по передаче электроэнергии определяется как соглашение, по которому одна сторона (сетевая компания) обязуется обеспечить и осуществить передачу электроэнергии, качество которой должно соответствовать ГОСТам, техническим регламентам и иным обязательным требованиям, а другая сторона (потребитель услуг) - принять и оплатить оказанные сетевой организацией услуги, а также обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в их ведении энергетических сетей и исправность используемых ею приборов и оборудования, связанных с передачей электрической энергии <3>.

<2> В редакции Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530.
<3> См.: Сысоев Н.Н. Правовое регулирование оптовой торговли электроэнергией: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 19.

Статья 128 Гражданского кодекса РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских правоотношений, а точнее - объекта обязательства <4>. "Услуга - это действие, приносящее пользу, помощь другому" <5>. Тем самым все сводится к двум связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит ("помощь", "польза"), и средствам достижения этой цели (совершение тем, кто предоставляет услугу, действия). Объединение этих элементов является, таким образом, необходимым для выделения соответствующего понятия. В Гражданском кодексе РФ речь идет об услуге именно как об определенном действии. При этом с точки зрения того, кто оказывает услугу, соответствующее действие представляет собой "работу", а того, кому (в чьих интересах) она совершается, - "услугу".

<4> См.: Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001. С. 8.
<5> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. С. 828.

"Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости - товара ли, труда ли" <6>. Из данного определения вытекает, что источником услуги могут выступать материальные блага (вещи, товары). Товар оказывает услугу тем, что является предметом потребления, то есть имеет определенную потребительную стоимость <7>.

<6> Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 203 - 204.
<7> См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. С. 538.

Услуга в экономическом смысле шире услуги в ее правовом понимании. Услуга в экономическом смысле объединяет такие потребительные стоимости (предметы потребления), как товар (вещь), вещественный результат труда, а также труд, не связанный с вещественным результатом <8>. Таким образом, юридическое понятие услуги охватывает только ту сферу экономических отношений по оказанию услуг, потребительная стоимость которой заключается в самой целесообразной деятельности, то есть в труде, что отвечает существенным признакам договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

<8> См.: Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сб. уч. тр. Свердловского юрид. ин-та. Вып. 3. Свердловск, 1964. С. 151.

Передача электрической энергии есть ее перемещение по сетям, что наводит на мысль о возможности причисления подобных договоров к транспортным. Образовавшаяся в результате разделения труда от промышленности в самостоятельную отрасль материального производства, транспортная промышленность выступает по отношению к другим отраслям как складывающийся в единую систему транспортный комплекс, призванный обеспечивать взаимодействие частей хозяйственного механизма <9>. В настоящее время неотъемлемой частью единого экономического комплекса России выступает Единая транспортная система, которую образуют виды транспорта, призванные максимально удовлетворять потребности публично-правовых образований, юридических и физических лиц в перевозках товаров, обеспечивать транспортно-экономические связи отраслей экономики и регионов страны. Традиционно в Единую транспортную систему включают железнодорожный, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт, представленный удовлетворять потребности в транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов. Следует отметить, что транспорт может выступать элементом внутрихозяйственной деятельности, когда он удовлетворяет потребности собственника транспортного средства; когда же собственник использует их для предоставления иным лицам, транспорт становится сферой услуг <10>, что произошло, например, в сфере газоснабжения и нефтеснабжения, когда единые газовые и нефтяные экономические комплексы СССР в процессе приватизации были разделены на отдельные секторы, представленные самостоятельными организациями (Роснефть, Газификация и пр.). Напротив, в передаче потребителям электрической и тепловой энергии транспортной составляющей не выделяли, поэтому электрический транспорт в силу особой его специфики не включали в Единую транспортную систему <11>.

<9> См.: Лопатина Н.Ф. Единая транспортная система (хозяйственно-правовые аспекты). М.: Наука, 1980. С. 7.
<10> См.: Баринов Н.А. Услуги. 2-е изд., доп. Саратов, 2003. С. 124.
<11> См.: Канторович Д., Заглядимов М. Проблемы совершенствования управления транспортной системой страны // Хозяйство и право. 1980. N 6. С. 8.

Как известно, существо (правовая природа) договора определяется его существенными условиями. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг устанавливают, что договор должен содержать следующие существенные условия:

  1. величина максимальной мощности энергопринимающего устройства, присоединенного к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  2. величина мощности (генерирующей или потребляемой), в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;
  3. ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;
  4. величина технологической и аварийной брони (для потребителей - юридических лиц либо предпринимателей без образования юридического лица, удовлетворяющих соответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики), которая должна быть учтена при определении порядка ограничения режима электропотребления. Для указанных лиц акт согласования аварийной и технологической брони является обязательным приложением к договору;
  5. обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, или расчетный способ учета электрической энергии, применяемый в отсутствие приборов учета (п. 12).

Из данного перечня определить, относится ли договор оказания услуг по передаче электроэнергии к транспортным или нет, сложно.

Целью такого договора является передача электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения, что в принципе совпадает с предметом договора перевозки груза, за исключением ключевого момента, что объектом перевозки может быть только индивидуально-определенная вещь. До настоящего времени ученые спорят, является ли электрическая энергия вещью или нет, но даже те, кто наделяет этот вид энергии вещными признаками, признает ее только родовой вещью.

Выделим основные обязательства сетевой организации по этому договору:

  1. обеспечить передачу электрической энергии на энергопринимающие устройства потребителя услуг, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям;
  2. осуществить передачу электрической энергии в соответствии с согласованными параметрами надежности с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок);
  3. в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
  4. беспрепятственно допускать уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии в порядке, установленном договором.

Когда в договоре речь идет о передаче электрической энергии, используется термин "электрическая энергия", при этом у последней есть только две характеристики - качество и количество.

В Единой национальной (общероссийской) электрической сети электрическая энергия одних покупателей (абонентов) смешивается с другой, в обязательство сетевой компании входит только передать определенного количества и качества электрическую энергию. Следовательно, действия ФСК заключаются не в перемещении конкретного груза (электрической энергии конкретного покупателя), а в обеспечении функционирования всей Единой национальной (общероссийской) электрической сети, что позволяет выделить данный договор из транспортных и признать самостоятельным договором.

Следует заметить, что объединение в главе 39 Гражданского кодекса РФ всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не исключает присущие отдельным договорам услуг особенности. Судебная практика исходит из признания его договором возмездного оказания, считая, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг, поэтому он регламентируется гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации <12>, с чем следует согласиться со всеми вытекающими из этого вывода последствиями правоприменительного характера.

<12> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2007 г. N А33-12201/2006-Ф02-1616/07.