Мудрый Юрист

Зарубежные торгово-промышленные палаты: организация, компетенция, взаимоотношения с государством

Данилов С.Ю., профессор кафедры конституционного и муниципального права Государственного университета - Высшей школы экономики.

Несмотря на сложившиеся к XXI в. механизмы и традиции государственного регулирования основных экономических процессов в экономике большинстве стран по-прежнему проявляют значительную активность общественные объединения. Социальная востребованность таких объединений, куда входят предпринимательские союзы и торгово-промышленные палаты <1>, набор их функций, качество оказываемых ими услуг могут служить измерителями правовой и демократической зрелости соответствующего государства и гражданского общества. Эти объединения возникли, прежде всего, в результате осознания предпринимательским сообществом специфики его интересов, чтобы выражать и защищать таковые. Но если предпринимательские союзы отстаивают частные и частно-публичные интересы бизнеса в чистом виде, то торгово-промышленные палаты - явление более сложное.

<1> В большинстве иностранных языков данные структуры именуются торговыми палатами. Термин "торгово-промышленные" - недавний и применяется главным образом в современном русском языке.

Данная статья посвящена отдельным аспектам организации и деятельности торгово-промышленных палат зарубежных стран. Указанные аспекты позволяют понять, насколько эти палаты самостоятельны в своих действиях, чтобы быть способными дополнять, а не дублировать функции государства.

В настоящее время насчитывается порядка 13000 торгово-промышленных палат. Прообразы таких палат были учреждены в государствах Древнего Востока (Вавилон, Персия, Китай) во II тысячелетии до н.э. Наделенные только совещательными полномочиями, они, однако, сыграли определенную роль в защите местных предпринимательских (в основном купеческих) интересов. В Европе аналогичные общественные объединения впервые появились на рубеже XVI и XVII вв. Распространение палат закономерно совпало с утверждением в западном обществе зрелых товарно-денежных отношений и появлением основных предпосылок перехода от авторитарного государства к демократическому. Со временем полномочия торгово-промышленных палат значительно расширились.

Торгово-промышленные палаты на сегодняшний день действуют почти в 130 государствах. Наибольшее развитие они получили в странах Северной Америки, Западной и Центральной Европы и в отдельных странах Азии (Индии, Южной Корее, Японии). Так, в торгово-промышленных палатах Соединенных Штатов состоит в общей сложности около 7 млн. членов (физических и юридических лиц), в палатах Индии - свыше 2 млн. членов. Торгово-промышленные палаты, действующие в Германии, Франции, Японии, насчитывают по 1,5 - 1,6 млн. членов в каждой из названных стран <2>. В статусе и образе действий палат различных стран имеется ряд существенных различий.

<2> Подробнее см.: Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты. История. Саратов, 2000.

Общепризнанно, однако, что деятельность палат не может носить политический и коммерческий характер. Указанная черта определяет место палат среди других общественных организаций, в частности, отделяет торгово-промышленные палаты от политических объединений, профсоюзов и экономических корпораций.

Организация и структура

Торгово-промышленные палаты делятся на местные, региональные (Индия, Испания, США) и национальные. Национальные палаты существуют далеко не во всех странах; они функционируют, в частности, в Индии и Соединенных Штатах, но отсутствуют в Великобритании, Франции, Японии. Количество членов местных и региональных палат может колебаться от нескольких десятков до нескольких сот тысяч человек. На Западе самой многочисленной считается Парижская торгово-промышленная палата (около 300000 членов). Иерархического соподчинения в отношениях между палатами разного уровня нет, каждая из них пользуется широкой самостоятельностью.

Членство в зарубежных торгово-промышленных палатах строится на межпрофессиональной основе. В большинстве стран в члены палат принимают частных предпринимателей, менеджеров, юрисконсультов, адвокатов, в некоторых странах - также профсоюзных чиновников, преподавателей и общественных деятелей. Как правило, критерии членства особенно расплывчаты на местном уровне. Во многих местных палатах США правила приема сформулированы настолько широко, что правами членства могут быть наделены любые постоянные жители данной местности, "заинтересованные в ее развитии" <3>.

<3> By-Laws of McCloud Area, California, Chamber of Commerce. Sacramento, 2003. P. 2.

Во многих странах Европейского континента (Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции и др.) принадлежность лиц, основным источником дохода которых является предпринимательство, к торгово-промышленным палатам имеет обязательный характер. Похожий порядок членства палат существует в некоторых африканских государствах, а также в Индии, Турции, Иране и Китайской Народной Республике. Принцип добровольности вступления в организацию и выхода из нее, в целом присущий общественным объединениям, в данном случае не находит должного воплощения. В то же время в странах Северной и Латинской Америки, в Великобритании, а также в Скандинавских странах членство хозяйствующих субъектов в палатах - дело их свободного выбора.

Гибкий порядок формирования торгово-промышленных палат - в Японии. Мелкие и средние хозяйствующие субъекты вправе добровольно решать вопрос о своем участии в деятельности палат, тогда как крупные фирмы обязаны являться членами палат. Подобный порядок воспринят законодательством Индонезии, Сингапура, Южной Кореи, а также Молдавии <4>.

<4> Barthelemy M. Associations, une nouvel age de la participacion. Paris: Montpelier, 2005. P. 90 - 92, 114; Hall P. et al. The Varieties of Capitalism. Institutional Foundations of Competitiveness. Oxford - New York, 2004. P. 365 - 369.

Членами торгово-промышленных палат могут быть как физические, так и юридические лица (последние, как правило, составляют большинство). В палатах многих зарубежных стран сложилось деление членства на действительное ("полное", "голосующее") и ассоциированное. Действительных членов в общем контингенте членства насчитывается чуть больше половины. Они, как правило, избираются общим собранием палаты. Только они могут быть в дальнейшем избраны на посты директоров палат или назначены их должностными лицами (executive officers, officials). К должностным лицам относятся председатель (президент) палаты, его заместители, секретарь, казначей. В некоторых зарубежных палатах есть также должность управляющего (administrateur, chief executive officer).

Ассоциированное членство может рассматриваться в качестве резерва контингента действительного членства; как правило, ассоциированные члены палат моложе действительных членов. Такой вид членства освобождает физическое или юридическое лицо от уплаты членских взносов, однако не дает права голоса в общем собрании палаты, ее совете и в прочих ее органах. Физические лица, имеющие статус ассоциированных членов, по общему правилу также не обладают правом стать директорами или должностными лицами палаты. Только в местных палатах Канады и США внутренними правилами палаты допускается их ограниченное представительство в директорских советах (порядка 25 - 30%) <5>.

<5> By-Laws of Griemsfield, Somerset County, Maryland Chamber of Commerce. Annapolis, 2002. P. 4, 7; Greater Palmer, Alaska Chamber of Commerce By-Laws. Fairbanks, 2005. P. 9, 10.

Статусом ассоциированных членов палат решением директорского совета палаты могут быть также наделены работающие в палатах дипломированные специалисты-эксперты: юрисконсульты, математики, экономисты, психологи и др. В палатах большинства стран эксперты работают на оплачиваемой основе. Однако в торгово-промышленных палатах стран "общего права" деятельность экспертов оплате не подлежит.

Наиболее дифференцированная градация членства сложилась в палатах стран Северной Америки. Так, в национальной торгово-промышленной палате США члены в зависимости от бюджетов их предприятий делятся на "новичков", "продвинутых", "элитных" и "комитетских" <6>. Первые две категории приблизительно соответствуют ассоциированному членству, остальные - действительному.

<6> Barthelemy M. Op. cit. P. 119.

Во многих местных палатах Аляски, Калифорнии, Мэриленда, Огайо и других штатов количество разрядов членства может доходить до пяти. Например, в торгово-промышленной палате Гримсфилда (графство Сомерсет в Мэриленде) нормативно-подзаконные акты палаты (правила) подразделяют членство на обычное, причисленное, ассоциированное, бесприбыльное и почетное. Причисленными членами палаты могут быть избраны наемные работники, работодателями которых являются обычные члены палаты. Бесприбыльными членами местных и региональных палат могут стать служащие публичного сектора (муниципального и штатного), если они занимают посты по основному месту работы в порядке избрания. Квалифицированное большинство в директорском совете палаты (не менее 60% директоров) должны составлять члены, принадлежащие к двум первым категориям <7>.

<7> Greater Palmer, Alaska Chamber of Commerce By-Laws. P. 9; By-Laws of McCloud Area, California Chamber of Commerce. P. 6.

Палатам Алжира, Венесуэлы, КНР, Кубы присуще отсутствие выборности руководителей и их назначение сверху. При этом в уставах или правилах внутреннего распорядка палат данных стран нет положений, регулирующих количество сроков пребывания должностных лиц палаты на их постах или предусматривающих их смещение при помощи голосования.

Заслуживает внимания регулирование внутренними правилами палат демократических стран сроков полномочий их должностных лиц и порядка волеизъявления рядовых членов. В большинстве этих стран руководство палат избирается на срок, зафиксированный законодательным актом или уставом (внутренними правилами) палаты. В соответствии с правовым обычаем некоторых стран этот срок равен двум годам, а количество сроков пребывания на посту не может быть больше двух (в некоторых странах - трех). Уставы многих местных палат США допускают баллотировку должностного лица на третий срок, но содержат условие: по истечении как минимум года после окончания двух первых сроков. В торгово-промышленных палатах Франции и Испании данный срок равен шести годам, однако внутренние правила палат запрещают любое его продление, равно как и баллотировку должностного лица на новый срок.

Правила большинства палат наделяют их руководящие органы (директорские советы) значительными полномочиями. В промежутках между общими собраниями они руководят работой палат, в том числе вправе пополнять контингент ассоциированного членства, регулировать размер членских взносов, исключать (изгонять) из палат членов, совершивших недостойные поступки, избирать (фактически назначать) часть должностных лиц палаты и т.д. По общему правилу собрания палат созываются не чаще одного раза в год, что делает директорские советы и должностных лиц менее зависимыми от рядовых членов палат. Казначеи палат знакомят с финансовыми отчетами прежде всего директоров палаты и их президентов, а затем - общее собрание палаты. Требуемый для одобрения работы руководства кворум ежегодного общего собрания нередко составляет всего 10% их членской массы, что выгодно в первую очередь руководству палат, так как изначально ограничивает влияние потенциальной оппозиции.

Вместе с тем правила палат содержат целый ряд норм демократического содержания. Если время и место проведения ежегодного собрания палаты в одностороннем порядке устанавливает ее директорский совет, то относительно внеочередных собраний подобных условий нет. Внеочередное собрание палаты может быть созвано не только председателем палаты или директорским советом, но и по мотивированному требованию членской массы (10% членов, присутствовавших на последнем ежегодном собрании, или 20% всего членского контингента палаты). Обо всех предстоящих собраниях палат в одних странах правила требуют извещения членов как минимум за 10 рабочих дней, в других - за 30 дней. Количество мест в директорских советах разных стран не может быть менее 7 и достигает 17, что служит одним из средств предотвращения концентрации власти в руках узкой группы лиц.

Нельзя не сказать о закрепленной правилами палат системе "сдержек и противовесов" в их руководящих структурах. Директоры палат наделены коллективными полномочиями, должностные лица - индивидуальными. Сферы ответственности директорского совета и должностных лиц палат разграничены (кроме финансовых вопросов). Если совет отвечает за управление палатой и в целом наделен дискреционными полномочиями, то казначей несет ответственность только за ее финансы, секретарь - за текущую документацию и архив, а председатель - за созыв собраний палаты и за руководство этими собраниями. Председатель и вице-председатели палаты, секретарь и казначей не вправе быть членами директорского совета. Председатель палаты является по должности членом всех комитетов палаты (финансового, организационного и кадрового), но не может быть главой хотя бы одного из них. Не вправе быть главами комитетов и директоры палаты. Директор палаты за пропуск трех заседаний директорского совета, проводимых ежемесячно, исключается из состава совета. Директор также может быть смещен квалифицированным большинством голосов общего собрания палаты <8>.

<8> Greater Palmer, Alaska Chamber of Commerce By-Laws. P. 11.

Во взаимоотношениях торгово-промышленных палат и государства можно выделить ряд аспектов. Прежде всего, в зависимости от исторических традиций страны роль государства в организации палат различна. В одних странах палаты создаются только на основании законодательных актов (Германия, Италия, азиатские и латиноамериканские страны), в других - в порядке общественных инициатив снизу с последующей регистрацией в государственных органах, носящей уведомительный характер (Австралия, Великобритания, Канада). Торгово-промышленная палата Индии была образована в соответствии с приказом британского генерал-губернатора. В Соединенных Штатах местные и региональные палаты появились в порядке народных инициатив. Однако для образования Национальной торгово-промышленной палаты США понадобилось обращение президента У. Тафта к нации (1911 г.).

Характер взаимоотношений торгово-промышленных палат и государства со временем менялся. Изначально организационные основы и методы функционирования палат почти повсеместно отличались высокой степенью огосударствления. Органы государственной власти и управления (министерства торговли, промышленности, местного развития и др.) осуществляли прямой контроль над составом палат и особенно - над их кадровым корпусом. Органы государства непосредственно ставили палатам задачи и контролировали их работу. Планы работы палат были органически встроены в систему государственного планирования. В настоящее время прямой государственный контроль над палатами сохранился только в нескольких странах, главным образом тяготеющих к системе социалистического права, - в КНР, Вьетнаме, Кубе, Ливии. Действующие в этой группе стран палаты иногда называют "огосударствленными".

Торгово-промышленные палаты многих стран континентальной Европы и Латинской Америки вправе действовать исключительно в рамках законодательно делегированных им полномочий отдельных государственных органов (министерств или ведомств). Их полномочия, следовательно, являются производными от полномочий государственных институтов. Однако планы работы палаты составляют и реализуют независимо от органов власти и управления. Правительства и парламенты некоторых европейских и латиноамериканских государств формально обязаны согласовывать с торгово-промышленными палатами все законопроекты экономического содержания. Однако правом решающего голоса в данном вопросе палаты не наделены.

В наиболее стесненном в правовом и административном отношении находятся торгово-промышленные палаты большинства азиатских стран. Сфера их компетенции особенно узка. В отличие от палат континентальной Европы и Латинской Америки законодатель, регулируя статус палат азиатских государств, не делегирует им полномочия государственных органов. Нет у палат большинства азиатских стран и права действовать на основании правового обычая или судебного прецедента.

Государство в странах "общего права" никогда не применяло и не применяет делегирование полномочий органов власти и управления добровольным общественным объединениям, каковыми в данных странах являются торгово-промышленные палаты. Американские, австралийские, британские, канадские, новозеландские палаты функционируют на основании собственных актов, возникших на основе правовых обычаев этих стран. В этой группе стран палаты действуют по нормам частного права, тогда как практически во всех остальных - по нормам публичного права.

Финансирование: статьи доходов и расходов

Каждая из торгово-промышленных палат имеет право на независимые от государства источники финансирования, главным образом в виде членских взносов и пожертвований. В качестве иллюстрации приведем материал о торгово-промышленной палате США. Члены первой категории с бюджетом предприятий и организаций, являющихся местом их основной работы, менее 35000 долл. ежегодно платят палате не менее 300 долл., члены второй с бюджетом от 35000 до 105000 долл. - 750, третьей с бюджетом от 105000 до 1,6 млн. долл. - 2500, четвертой с бюджетом свыше 1,6 млн. долл. - свыше 2500 долл. <9>. Однако право "огосударствленных" палат на самостоятельные источники дохода - во многом номинальное. Ибо доходы таких палат по закону отчуждаемы. Поступающие в "огосударствленные" палаты членские взносы полностью передаются затем государственным финансовым органам. В то же время данные палаты пользуются правом на субсидии из государственного бюджета, покрывающие основную часть их бюджетных потребностей. В определении объема таких субсидий руководство палат имеет совещательный голос.

<9> Hall P. Op. cit. P. 56.

Палаты большинства демократических стран также располагают правом на финансовую помощь государства. Однако данное право толкуется ограниченно - главным образом в качестве права на кредиты из государственной казны и лишь в последнюю очередь - на прямые субсидии. В любом случае государство не выделяет палатам значительные суммы. Его помощь покрывает в среднем не более 10 - 15% ежегодных потребностей палат. Зато все доходы палат не подлежат отчуждению.

В странах "общего права", где торгово-промышленные палаты пользуются наибольшей самостоятельностью, они вообще не вправе претендовать на государственные кредиты, займы или тем более на прямые субсидии. Палаты данной группы стран традиционно, со времени их возникновения в конце XVIII в., функционируют исключительно на принципах самофинансирования.

Величина членских взносов в некоторых палатах закреплена их правилами, в большинстве же случаев регулируется директорскими советами палат. Обычно такие решения совета нуждаются в утверждении общим собранием палаты. Уставы ряда палат гласят, что состояние финансовых дел палаты подлежит независимой ревизии не менее двух раз в год. Все расчеты должны производиться только чеками, а каждый финансовый документ должен быть скреплен подписью не только казначея палаты, но и по крайней мере двух членов директорского совета - органа, членом которого казначей не может состоять. Ежегодно несколько своих заседаний директорский совет посвящает финансовому положению палаты <10>. В результате финансовые злоупотребления руководящих лиц в торгово-промышленных палатах - явление гораздо более редкое, чем в частных корпорациях, муниципалитетах или в государственных органах.

<10> By-Laws of McCloud Area, California Chamber of Commerce. P. 10.

Относительно бюджетов торгово-промышленных палат стран Запада показательными могут считаться усредненные данные о палатах Франции, приводимые видным исследователем профессором А. Коулсом. На первом месте в расходной части бюджетов находятся инвестиции в объекты, которыми палаты управляют (во Франции - на основании делегированных им полномочий). На них палаты выделяют в среднем 32% поступающих в их распоряжение средств. На втором месте - расходы на подготовку управленческих кадров для промышленности и инфраструктуры (24%). На третьем месте - расходы на должностные оклады руководства палат, экспертов и вспомогательно-технического персонала (20%). Еще 14% средств поглощают расходы на научные исследования, коммуникации, рекламу <11>.

<11> Coles A. French Society and Politics. 3rd ed. London, 2005. P. 179, 180.

Направления практической деятельности

Специфику деятельности торгово-промышленных палат государств Запада целесообразно рассмотреть главным образом на примере Франции - страны, в которой в свое время зародились современные палаты. Первая из них открылась в Марселе в 1599 г. За 400 лет существования французские палаты прочно вписались в жизнь общества и накопили богатый организационно-управленческий опыт. Французские палаты обладают в совокупности меньшими финансовыми ресурсами, чем, например, американские. Однако сфера компетенции французских палат шире, чем у палат США, занятых главным образом лоббистской деятельностью.

Зарубежные юристы и политологи с полным основанием говорят, что французские палаты "стоят одной ногой в частном секторе, а другой - в публичном". Их членами состоят в общей сложности свыше полутора миллионов хозяйствующих субъектов. Это владельцы всех крупных и средних фирм, а также большей части мелких предприятий. В пересчете на душу населения членов палат во Франции приходится примерно в 1,2 раза больше, чем в США, хотя их общее количество значительно меньше.

В 95 департаментах страны действуют 153 местные торгово-промышленные палаты. В 22 регионах, на которые разделена Франция, действует 21 региональная палата. В среднем на каждую палату приходится около 8000 хозяйствующих субъектов <12>. Французские палаты особенно активны в отдаленных от центра регионах, в мелких и средних городах, где они, собственно, и появились. Менее всего их деятельность ощущается в единственном мегаполисе страны - Парижском регионе, хотя Парижская торгово-промышленная палата считается самой многочисленной из всех существующих в демократических странах.

<12> Dupourier E. Regions, la croisier des chemins. Paris, 2001. P. 306, 319; Giddens A. Third Way and Its Critics. An Overview. Cambridge (Mass.). London, 2003. P. 427 - 429.

Доля действительных членов палат - физических лиц составляет около 60%, ассоциированных членов - свыше 40%. Для отношений между палатами и государством во Франции характерно, что ассоциированных членов палат назначают префекты департаментов - государственные чиновники, не являющиеся членами палат и подчиненные Министерству внутренних дел и через него - Совету министров. Такого порядка не существует в подавляющем большинстве стран. Опротестовать эти назначения органы палат не вправе. В организации избрания директоров и должностных лиц палат участвуют сотрудники префектур. Однако это не означает прямого подчинения палат или их органов префектурам во всех прочих вопросах.

Представляют интерес социально-профессиональные характеристики лиц, имеющих статус действительных членов французских торгово-промышленных палат. 47% действительных членов получают основной доход в промышленном и ремесленном секторах экономики, 53% - в сфере услуг (торговых, транспортных, страховых, рекламных, консультационных, туристических, провайдерских и т.д.) <13>. Ввиду сращивания интересов промышленного и банковского капитала и личной унии между ними часть промышленников и промышленных фирм - членов палат, разумеется, может иметь косвенные или прямые связи с финансовыми кругами. Однако лицам, получающим основной доход в финансово-банковской сфере, доступ в торгово-промышленные палаты закрыт. Они вправе состоять в более специализированной и элитарной организации - Ассоциации французских банкиров. Данный принцип действует в большинстве стран Запада.

<13> Barthelemy M. Op. cit. P. 288.

Следовательно, в составе палат неплохо уравновешены интересы большинства слоев предпринимательского сообщества. Ни один из них не составляет в палатах абсолютного большинства. Шире всего в палатах представлен бизнес самого динамичного сектора современной экономики - сферы услуг. Однако в силу разноречивости отраслевых интересов, сложившихся в рамках данного сектора, разросшегося к XXI в., его представители не часто оказываются способными занять единую позицию по какой-либо проблеме <14>.

<14> Рассчитано по: Dupourier E. Op. cit. P. 310, 317.

В связи с рассмотренной выше спецификой формирования состава палат Франции напрашивается вывод: финансово-промышленная элита, занимающая преобладающие позиции в современной экономической структуре, не располагает возможностями проводить через местные и региональные палаты выгодные только ей решения. С другой стороны, вряд ли возможно и низведение торгово-промышленных палат до роли простых исполнителей решений префектур, т.е. органов исполнительной власти.

Свои нынешние функции французские палаты осуществляют в рамках полномочий, в разное время делегированных им муниципалитетами и двумя министерствами - промышленности и территориального благоустройства и торговли и ремесел.

Бесспорно, палаты (наряду с предпринимательскими союзами) могут рассматриваться в качестве примера "групп давления". Они выводят на уровень муниципалитетов и органов власти частно-публичные интересы предпринимательского сообщества. Эта традиционная "сверхзадача" палат, особенно заметная в их работе в Соединенных Штатах и Японии, не может не присутствовать в их деятельности и во Франции. Но французские палаты выполняют и ряд функций, полезных значительной или большей части гражданского общества. На них в рамках делегирования полномочий возложены некоторые полномочия, обычно принадлежащие органам местного самоуправления и государственной власти.

Французским торгово-промышленным палатам государством доверено проведение конкурсов и тендеров на размещение среди частного бизнеса муниципальных и государственных заказов. Широта представленных в палатах интересов и мнений группировок бизнеса и интеллектуалов, наличие в распоряжении палат квалифицированных специалистов служат при этом средствами поддержания элементарной объективности в данном актуальном вопросе. Палаты же составляют и обновляют "реестр надежных партнеров", являющийся эквивалентом общественного контроля над бизнесом и существенным инструментом охраны профессиональной предпринимательской этики. ("Черные списки" предпринимателей, с которыми не рекомендуется иметь дело, публикуемые палатами многих стран, во Франции никогда не практиковались.)

Государство доверило палатам также защиту предпринимательского риска. Она включает деятельность во многих сферах гражданского, административного и международного частного права.

Действительные и ассоциированные члены палат защищают интересы предпринимателей в арбитражных судах при гражданско-правовых спорах. Палатам доверено третейское судопроизводство при коммерческих спорах между гражданами Франции и других государств. Палаты выступают посредниками при конфликтах в предпринимательском сообществе департаментов и регионов. Специалисты палат осуществляют контрактную, потребительскую и даже таможенную экспертизу. Палаты участвуют в регистрации отечественных и иностранных предприятий, создаваемых на территории страны. Они вовлечены в процедуры, сопряженные с защитой интеллектуальной собственности (без участия палат нельзя оформлять патентную документацию, разрабатывать и регистрировать товарные знаки).

В связи с развитием информационного общества полномочия торгово-промышленных палат Франции в последние годы пополнились еще одним правом - удостоверения электронной подписи <15>.

<15> Coles A. Op. cit. P. 182, 183; Giddens A. Op. cit. P. 61.

Оставаясь добровольным общественным объединением, французские палаты обладают тем не менее управленческими полномочиями в области промышленности, строительства и коммуникаций. В сферу компетенции палат входит управление стройками. Палаты также несут общую ответственность за управление промышленными зонами, кроме предприятий военной промышленности, морскими гаванями, гражданскими аэропортами (за исключением парижских международных аэропортов) <16>. Управление всеми названными объектами палаты осуществляют на принципах самоокупаемости.

<16> Hall P. et al. Op. cit. P. 195.

На уровне департаментов и регионов торгово-промышленные палаты отвечают за сбор, хранение и распространение базовой экономической информации.

Палаты оказывают консультационные и рекламные услуги общественным объединениям, муниципалитетам и органам государственной власти.

Палаты содействуют городским и сельским муниципалитетам в получении кредитов и займов на местные нужды. Без положительного заключения совета палаты и ее общего собрания о финансовых делах муниципалитета и его потребностях муниципалитет рискует не получить кредит. Полномочия палат в данном вопросе не ограничиваются экспертными оценками и рекомендациями. Перечисление муниципалитетам средств, выделенных им в виде кредитов предпринимательским сообществом или органами государства, производится опять-таки через финансовые органы торгово-промышленных палат, что неоспоримо свидетельствует о высоком доверии, которым палаты пользуются в среде гражданского общества и на уровне государственных органов.

Входящие в сферу компетенции палат вопросы - не только экономические в узком смысле данного слова. На местном и региональном уровне палаты принимают участие в экспертизе (предварительной и текущей) и консультировании групп граждан при разработке и реализации жилищных, природоохранных, образовательных, культурно-развлекательных, спортивных и иных проектов. Происходит это или по просьбам муниципалитетов и органов государственной власти, или по заявкам общественных объединений, или по инициативе самих торгово-промышленных палат. Без участия палат, таким образом, не обходится обсуждение и решение большинства вопросов местной жизни.

Палаты оказывают муниципалитетам и органам государственной власти организационное и экспертное содействие в реализации региональных и общегосударственных программ развития (за исключением программ пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания).

Занимаясь профилированием и перепрофилированием управленческих кадров в экономической области, палаты, в сущности, выполняют роль центров повышения квалификации менеджеров для частных фирм и муниципального сектора.

Весьма важна выполняемая специалистами торгово-промышленных палат исследовательская работа в сфере экономики. Обычно она имеет форму маркетинговых исследований или составления прогнозов территориального развития - отраслевого или общехозяйственного. Значительную часть маркетинговых обзоров и экономических прогнозов палаты выполняют совместно с университетами и исследовательскими отделами предпринимательских союзов <17>, что придает данным исследованиям комплексный характер и тем самым повышает качество прогнозирования.

<17> Dupourier E. Op. cit. P. 224.

Исследования, осуществляемые при широком участии действительных и ассоциированных членов торгово-промышленных палат, освобождают муниципалитеты, регионы и государство в целом от необходимости содержать многочисленные специализированные экономические исследовательские центры с постоянным штатом работников.

Итак, торгово-промышленные палаты широко участвуют в изучении, программировании и финансировании "сбалансированного развития" и в управлении им (правда, главным образом на местном и региональном уровне). Впрочем, давно известно, что сбалансированное местное развитие хотя не единственная, однако непременная предпосылка оптимального общегосударственного развития, причем не только экономического.

Торгово-промышленные палаты правовых демократических государств - высокоразвитые, аккумулирующие большие финансовые средства и социально востребованные негосударственные структуры. Их многообразная деятельность протекает в рамках синтеза частно-публичного и публично-частного интереса. Работа палат - принципиально важный канал сотрудничества предпринимательского сообщества с общественностью, органами власти и местного самоуправления. Особенно важна кооперация между палатами и муниципалитетами, которые лучше бизнеса и государства ощущают потребности широких слоев населения.

Выполняя указанные выше многообразные функции, торгово-промышленные палаты, несомненно, облегчают работу муниципалитетов и государственных органов, снимая с них часть управленческих задач, и, кроме того, укрепляют элементы партнерства в отношениях между гражданским обществом и государством. Одновременно они устанавливают границы расширения полномочий государства и тем самым способствуют охране и укреплению относительной самостоятельности гражданского общества в его отношениях с государством.

Деятельность торгово-промышленных палат нацелена на сглаживание глубоких противоречий, традиционно существующих как внутри самого предпринимательского сообщества, так и между предпринимательским сообществом, с одной стороны, и остальными, гораздо более многочисленными слоями и группами, не занятыми частным предпринимательством, - с другой. В принципе, данные противоречия не могут быть полностью устранены, однако их проявления можно смягчить и ввести в правовые рамки. При этом обычно удается преодолевать узость интересов различных отраслевых и региональных группировок частного бизнеса, изначально нацеленного на скорейшее получение прибыли с минимальными издержками, и обращать часть его материальных и умственных ресурсов на общественно полезные цели.

Торгово-промышленные палаты - один из видов негосударственных структур, при помощи которых гражданское общество стремится ограничить предпринимательскую стихию и регулирующую роль государственной бюрократии не только в экономической жизни, но и во многих сферах общественной жизни в самом широком значении последнего термина.

В отличие от предпринимательских союзов, которые построены по классовому признаку, открыто преследуют частно-публичный интерес и противопоставляют себя всему остальному обществу, зарубежные торгово-промышленные палаты представляют собой межпрофессиональные общественные организации, объективно являющиеся носителями публично-частного интереса. Они по праву занимают видное место среди общественных объединений, помогающих поддерживать диалог и практическую "смычку" гражданского общества с органами местного самоуправления и государственной власти. Палаты с большим или меньшим успехом выполняют роль одной из массовых добровольных общественных организаций, длительное отсутствие или крайняя слабость которых в большой степени и негативным образом сказываются на нынешнем развитии и общих перспективах стран, переживших авторитарную или тоталитарную диктатуру.

Действия палат в той или иной мере соответственно условиям каждой страны, в первую очередь уровню ее правовой культуры, способствуют "амальгамированию" обширной гаммы частных, частно-публичных и публично-частных интересов, существующих в гражданском обществе, в публичный интерес.