Мудрый Юрист

Современная мировая юстиция Камчатки

Потапов С., судья Усть-Камчатского районного суда, аспирант Российской академии правосудия.

С принятием 17 декабря 1998 г. Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" начинается активная работа по созданию мировой юстиции в Камчатской области. Этому способствовало, в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", образование 1 октября 1998 г. Управления Судебного департамента в Камчатской области, которое призвано "...осуществлять организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей".

Руководством Камчатского областного суда, комитетами Совета народных депутатов и администрацией Камчатской области, Управлением Судебного департамента в Камчатской области разрабатывается проект Закона Камчатской области "О мировых судьях в Камчатской области". Данный Закон обсужден и принят 30 марта 2000 г. Советом народных депутатов Камчатской области <1>. Закон вступил в силу 20 апреля 2000 г.

<1> См. подробнее: Закон Камчатской области от 13.04.2000 N 85 "О мировых судьях в Камчатской области".

Принятию данного Закона предшествовала большая подготовительная работа, связанная со многими вопросами, в том числе и с обоснованием создания необходимого количества судебных участков. По федеральному законопроекту "Об общей численности мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", предложенному Государственной Думой Российской Федерации, на территории Камчатской области предполагалось создание только 16 судебных участков. Благодаря активной и объединенной позиции всех разработчиков Закона удалось обосновать, что с учетом географического положения, территориальной размещенности населения необходимо создание гораздо большего количества судебных участков на территории Камчатской области. В итоге 12 февраля 2001 г. Федеральным законом N 6-ФЗ постановлено: "...внести следующие дополнения в абзац 2 ст. 1 Федерального закона "Об общей численности мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ": ...Камчатская область - 28...".

В соответствии с указанным Федеральным законом в Камчатской области были созданы 28 должностей мировых судей и соответствующие им 28 судебных участков: 14 - в г. Петропавловске-Камчатском и 14 - в Камчатской области.

Каковы были положения первоначального Закона Камчатской области "О мировых судьях в Камчатской области", подписанного 13 апреля 2000 г. губернатором В.А. Бирюковым? Здесь прослеживается большая роль Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Камчатской области (далее - УСД при ВС РФ в КО) по формированию мировой юстиции. Раскроем содержание ст. 11 ("Аппарат мирового судьи"):

"3. Обеспечение общего руководства аппарата мировых судей и кодификация деятельности осуществляется УСД при ВС РФ в КО за счет средств областного бюджета.

  1. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется УСД при ВС РФ в КО.
  2. Полномочия УСД при ВС РФ в КО, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются на основании соответствующего договора с администрацией Камчатской области".

Ст. 13 Закона подразумевала "Кадровое и организационно-методическое обеспечение деятельности мировых судей":

"1. Подбор кандидатов на должность мировых судей, формирование резерва мировых судей, оформление на них документов, профессиональная подготовка кандидатов и мировых судей осуществляются УСД при ВС РФ в КО.

  1. Организационно-методическое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется УСД при ВС РФ в КО по согласованию с Советом судей Камчатской области".

25 апреля 2000 г. состоялось третье заседание коллегии УСД при ВС РФ в КО с повесткой: "О ходе реализации Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Здесь можно отметить инициативу всех органов власти Камчатской области по введению необходимого количества мировых судей и по способствованию к началу осуществления ими их деятельности (даже путем проведения эксперимента).

Интересно, что уже в 2000 г. возникал вопрос о профессиональной подготовке мировой юстиции, но он был разрешен намного позже, в 2007 г. (подробнее ниже). Вот выписка из решения коллегии УСД при ВС РФ в КО от 25.04.2000 N 4 "О кадровом обеспечении деятельности судов":

"Решила... 4. Заключить договор с Камчатским ДВГУ по реализации на его базе в 2000 - 2001 гг. программы профессионального обучения мировых судей, работников их аппарата, а также резерва на должности судей <2>".

<2> См. подробнее: Сборник материалов по созданию мировой юстиции в Камчатской области. Петропавловск-Камчатский, июнь 2001.

В 2000 г. Закон Камчатской области "О мировых судьях в Камчатской области" был приведен в соответствие с федеральным законом путем принятия Советом народных депутатов Камчатской области 17 ноября 2000 г. Закона "О внесении изменения в статью 11..." вышеуказанного Закона. Пункт 4 был изложен в следующей редакции: "Материально-техническая деятельность мировых судей в Камчатской области осуществляется администрацией области через УСД при ВС РФ в КО путем заключения соответствующего договора".

В сентябре 2000 г. губернатором Камчатской области было утверждено "Штатное расписание мировых судей общей юрисдикции" (по состоянию на 01.06.2000), а в мае 2001 г. - также "Структура и штатная численность аппарата мировых судей в Камчатской области", 07.09.2000 и 30.05.2001 соответственно. Аппарат мировой юстиции состоял из 87 единиц, а непосредственное управление организационно-правовым обеспечением его деятельности осуществляли 8 работников: руководитель аппарата (начальник отдела) - 1; заместитель начальника отдела - 2; специалист первой категории - 1; специалист второй категории - 4.

Таким образом, была сформирована нормативно-правовая база института мировых судей. Если рассматривать ее по отношению ко всем субъектам Российской Федерации, то можно выделить основные ее составляющие:

  1. Законы "О мировых судьях в субъекте Российской Федерации", "О судебных участках и должностях мировых судей", "О порядке назначения мировых судей".
  2. Постановление Совета народных депутатов "О Положении "Об удостоверении мировых судей";
  3. Постановления глав администраций субъектов Российской Федерации "Об утверждении структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей".

Практически одновременно с формированием нормативно-правовой базы начался отбор кандидатов на должность мировых судей Камчатской области. Состав кандидатов был весьма разнообразным: работники прокуратуры, адвокатуры, милиции, юрисконсульты, судебные приставы. В полную силу заработала экзаменационная комиссия при Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Камчатской области по приему квалификационного экзамена на должность мирового судьи. Состоялись заседания областной квалификационной коллегии судей, на которых рассматривались кандидатуры на должности мировых судей.

По результатам их работы 6 марта 2001 г. законодательным органом Камчатской области - Советом народных депутатов - путем тайного голосования были назначены первые 16 мировых судей Камчатской области <3>, которые со 2 апреля уже приступили к осуществлению правосудия на судебных участках. Это были мировые судьи г. Петропавловска-Камчатского, г. Вилючинска и Елизовского, Мильковского, Усть-Камчатского районов.

<3> См.: Постановление Совета народных депутатов Камчатской области от 06.03.2001 N 728, 30-я (внеочередная) сессия СНД КО (см. подробнее приложения).

Как начинали работать мировые судьи на Камчатке, какие проблемы и сложности их ожидали впереди? Частично ответы на эти вопросы мы найдем в материалах 32-й сессии Совета народных депутатов Камчатской области с повесткой дня: "О ходе реализации Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", проходившей 30 мая 2001 г. В ходе сессии была заслушана информация начальника УСД при ВС РФ в КО Е.Н. Урбана:

"Нерегулярность выделения ассигнований в течение первого полугодия не дали возможность обеспечить судебные участки телефонной связью и охранной сигнализацией, канцелярскими принадлежностями, первостепенными техническими средствами (пишущими машинками, ксероксами и т.д.). На начало мая задолженность областного бюджета мировой юстиции составила 1,4 млн. рублей, что в значительной степени осложнило работу. Несмотря на трудности, 2 апреля текущего года 16 судебных участков приступили к отправлению правосудия. За неполные два месяца в производство мировых судей поступило более 1000 дел, из которых почти 50% рассмотрено. Таким образом, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" обрел реальную жизнь на территории полуострова".

30 мая 2001 г. были назначены еще семь мировых судей г. Петропавловска-Камчатского и Елизовского района, приступившие к работе 13 июня 2001 г.

На этой же сессии законодательного органа власти был заслушан доклад начальника УСД с обсуждением вопроса о возможности введения должности судьи-распорядителя (председателя, старосты мировых судей) в многоучастковых административно-территориальных единицах. А также необходимости включения в штат аппарата технического и обслуживающего персонала: уборщиц, заведующих хозяйством, водителей и рабочих.

25 июля 2001 г. состоялось назначение еще двух мировых судей - г. Петропавловска-Камчатского и Соболевского района, и фактически был закрыт вопрос по формированию первого состава мировых судей в Камчатской области. Три должности мировых судей оставались вакантными, в резерве. Вопрос о назначении оставшихся мировых судей в Быстринском и Алеутских районах, в п. Рыбачий г. Вилючинска должен был решаться в зависимости от загруженности федеральных судов <4>.

<4> См.: Доклад начальника УСД на сессии СНД Камчатской области 30.05.2001.

29 марта 2001 г., в связи с введением в области института мировых судей, 15 участков которых располагались в областном центре, была введена в действие апелляционная инстанция Петропавловск-Камчатского городского суда <5>.

<5> См. подробнее: Приказ председателя Петропавловск-Камчатского городского суда от 29.03.2001 N 3.

На первых этапах становления мировой юстиции в Камчатской области на Управление Судебного департамента в Камчатской области, согласно указанному Закону, было возложено решение большинства вопросов: подбор кадров, формирование резерва, материально-техническое и организационно-методическое обеспечение, общее руководство аппаратом мировых судей. С 30 мая 2000 г. на основании изменений в Законе, между администрацией Камчатской области и Управлением Судебного департамента в Камчатской области был заключен договор об обеспечении деятельности мировых судей в Камчатской области.

Если рассматривать период деятельности мировых судей Камчатской области с апреля 2001 г. по декабрь 2005 г., то результаты их работы подтвердили все ожидаемые прогнозы относительно снижения нагрузки на федеральных судей. Несмотря на отсутствие четкого механизма материально-технического обеспечения, нерегулярность выделения денежных средств в первое время их деятельности, мировые судьи уже в 2001 г. показали неплохие результаты своей работы.

Вот как отмечалась работа мировых судей на расширенном заседании президиума Камчатского областного суда 31 октября 2001 г.:

"О практике рассмотрения судебных дел мировыми судьями и организации их работы. Отмечается, что с апреля 2001 г. в области действуют 24 судебных участка из 28, предусмотренных Законом Камчатской области. За истекший период в производстве мировых судей находились 6139 дел и материалов. Из них рассмотрено - 5291, или 86,1%. В общем объеме всех судебных дел, оконченных производством, доля мировой юстиции составила 27,1%, а в гражданском судопроизводстве почти 29%. Качество и оперативность судебного разбирательства является удовлетворительным и не вызывает какой-либо тревоги. Процент допущенных ошибок - 1,5%.

В сроки рассмотрено 92,3% уголовных дел и 88,7% гражданских дел. Это значительно оперативнее, чем в федеральных судах.

За истекший период по сравнению с первым полугодием текущего года на 23,1% возросла нагрузка на одного мирового судью. В федеральных судах она сократилась и к уровню мировой юстиции составила 67%.

С 27 февраля 2002 г. приступила к работе надзорная инстанция.

Совместная работа всех ветвей власти (УСД, Камчатского областного суда, СНД и администрации Камчатской области) не прошла даром. На заседании коллегии УСД при ВС РФ в КО 26 июля 2002 г. по оценке финансового обеспечения деятельности судов и мировых судей Камчатской области было отмечено, что "областной бюджет выделил на содержание аппарата мировой юстиции 13 млн. рублей, что на 4 млн. больше прошлого года" <6>.

<6> См. подробнее: решение коллегии УСД от 26.07.2002 N 6 "Финансовое обеспечение деятельности судов и мировых судей Камчатской области".

Подводя итоги работы за полугодие по состоянию на 1 июня 2001 г., было отмечено (по результатам судебной статистики УСД при ВС РФ в КО), что за неполные три месяца работы мировыми судьями рассмотрено почти 1,5 тыс. дел. Это составило 15% от полугодового объема гражданских и 11,5% уголовных дел, оконченных федеральными судами районного (городского) звена. Среднемесячная нагрузка мирового судьи почти в 2,5 раза превышала нагрузку федерального судьи. Так, в среднем по области на одного мирового судью приходилось 10 уголовных и 67 гражданских дел. А в Елизовском районе эти показатели составили соответственно 23 и 92 дела <7>.

<7> Сборник материалов по созданию мировой юстиции в Камчатской области. 2001 г. Июнь.

В 2001 г., работая в неполном составе и неполный год, мировые судьи рассмотрели 31% уголовных и 62% гражданских дел от числа дел, рассмотренных федеральными судьями (при этом количество мировых судей - 26, а федеральных - 54).

В 2002 г. они рассмотрели 58% уголовных дел от числа дел, рассмотренных федеральными судьями, а по количеству гражданских и административных дел (учитывая введение в действие Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с 1 июля 2002 г.) намного опередили федеральных судей - в 2,83 раза по числу гражданских и в 1,98 раза по числу административных дел. Удельный вес судебных дел и материалов, разрешенных мировыми судьями в 2002 г., составил более 72% от всех дел, рассмотренных судами общей юрисдикции области. Эти данные убедительно свидетельствуют о значимости мировой юстиции в судебной системе Камчатской области <8>.

<8> См.: Проблемы и задачи мировой юстиции в Дальневосточном федеральном округе: материалы совещания. Благовещенск, 2004. С. 37.

Рассматривая показатели 2003 - 2005 гг., можно сделать вывод: количество рассмотренных уголовных дел мировыми судьями оставалось относительно стабильным (700 - 800 дел), в то время как у федеральных судей количество дел выросло в 2005 г., что, соответственно, привело к уменьшению показателей мировых судей с 67% до 36 и 39% соответственно по указанным годам.

В то же время количество рассмотренных гражданских и административных дел росло, оставаясь стабильным в деятельности федеральных судей. Как итог - увеличение количества рассмотренных гражданских дел в 3,47 и 4,9 раза, а административных - в 14,7 и 23,3 раза по указанным годам.

Данные результаты судебной статистики позволяют сделать заключение, что мировые судьи Камчатской области значительно разгрузили федеральных судей, взяв на рассмотрение большую часть гражданских и административных дел. Это позволило федеральным судьям тщательнее готовиться к рассмотрению дел, уделять больше времени изучению законодательства, качественнее проводить судебный процесс, повышать свой профессиональный уровень, снижая количество судебных ошибок.

С 1 июля 2004 г. обеспечением деятельности мировых судей Камчатской области стала непосредственно заниматься администрация Камчатской области, создав в своей структуре отдел аппарата мировых судей в Камчатской области аппарата администрации Камчатской области.

Данное разделение с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Камчатской области принесло и положительные результаты. В качестве примера можно указать, что стала близкой к разрешению одна из самых неотложных и важных задач по укреплению кадрового состава мировой юстиции, повышения профессионального уровня судей и работников аппарата суда. Инициатива Администрации Камчатской области о создании в 2007 г. в г. Петропавловске-Камчатском (непосредственно на территории субъекта) учебно-методического центра для обучения мировых судей и работников их аппаратов была поддержана решением объединенной конференции судей Камчатской области и Корякского автономного округа 14 февраля 2006 г.

Структура аппарата мировых судей Камчатской области до 1 июля 2003 г. (период, когда обеспечение деятельности мировых судей возлагалось на Управление Судебного департамента) была следующая:

После 1 июля 2004 г. (разделение с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Камчатской области, непосредственное обеспечение деятельности мировых судей администрацией Камчатской области) структура отдела по обеспечению деятельности мировых судей изменилась:

Постоянно отмечающийся рост поступающих заявлений в суды, в том числе и к мировым судьям, стал основанием для внесения изменений в действующее законодательство с целью увеличения количества мировых судей в регионах Российской Федерации. На объединенной конференции судей Камчатской области и Корякского автономного округа 12 февраля 2006 г. был обсужден вопрос об увеличении количества мировых судей на 5 единиц. А Федеральным законом N 213-ФЗ от 5 декабря 2006 г., вступившим в силу с 1 января 2007 г., количество мировых судей в Камчатской области было увеличено с 28 до 33 единиц.

Работа мировых судей была высоко оценена со стороны исполнительной и законодательной власти субъекта Федерации, что отмечено в докладе первого заместителя губернатора области Н.Л. Рязанцевой на торжественном собрании, состоявшемся 10 марта 2006 г. в Большом зале администрации, посвященном пятилетию создания мировой юстиции в области. Многим мировым судьям были вручены благодарственные письма, дипломы. На собрание были приглашены как действующие мировые судьи, так и те из них, кто прошел эту жизненную школу.

И в настоящее время мировые судьи работают, иногда в очень непростых условиях, практической работой доказывая свое истинное предназначение: доступность, открытость и возможность разрешения наболевших спорных вопросов жителями полуострова, чаще мирным путем, достигая его обоюдным согласием сторон.