Мудрый Юрист

Сравнительный анализ преступлений, посягающих на служебную деятельность и безопасность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества в России и странах СНГ

Рудый Н.К., кандидат юридических наук.

Подгруппа преступлений, посягающих на служебную деятельность представителей власти в России, открывается ст. 320 "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа", которая гласит:

"1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев.

  1. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет" <1>.
<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность правоохранительных или контролирующих органов, должностных лиц этих органов, а также их близких.

Идентичная российской норме об ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, предусмотрена норма в УК Кыргызстана (ст. 344).

Уголовное законодательство таких стран СНГ, как Армения, Таджикистан, Беларусь, Туркменистан, Молдова, не содержит подобной нормы.

Статья 316 "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, участвовавших в уголовном процессе" УК Азербайджана содержит следующую формулировку:

"316.1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, информировавших соответствующие органы о преступлении либо участвовавших в обнаружении, пресечении или раскрытии преступления, в отношении потерпевшего, его представителя, подозреваемого, обвиняемого, их защитников и представителей, гражданских истцов, гражданских ответчиков по уголовному делу, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также их близких родственников, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе, - наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до шести месяцев.

316.2. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от одного года до пяти лет" <2>.

<2> Уголовный кодекс Республики Азербайджан: Закон от 30 декабря 1999 г. с изм. и доп. на 1 августа 2006 г. СПб., 2006. С. 95.

Однако закрепление состава с таким названием в главе о преступлениях против порядка управления представляется не совсем удачным, поскольку совершение деяния, описываемого в диспозиции ст. 316 УК Республики Азербайджан, предполагает непосредственное причинение вреда интересам правосудия.

Статья 322 Уголовного кодекса Республики Казахстан значительно сужает круг лиц, могущих быть потерпевшими от совершения подобного рода действий <3>. Ими могут быть на основании закона только должностные лица, занимающие ответственные государственные должности. Необходимо отметить, что определение потерпевшего по УК Казахстана проигрывает содержанию потерпевшего согласно ст. 320 УК РФ.

<3> Уголовный кодекс Республики Казахстан: Закон от 16 июля 1997 г. с изм. и доп. Законом РК от 9 августа 2002 г. N 346-II. СПб., 2006. С. 314 - 325.

Следующим преступлением данной подгруппы является дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ), норма которого гласит:

"1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угроза применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
  2. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет" <4>.
<4> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно подрывает основы системы управления, дезорганизует деятельность уголовно-исполнительных органов, причиняет вред личности как сотрудников этих учреждений, так и осужденных.

Проанализируем, каким образом сконструирован аналогичный состав в УК стран СНГ.

Уголовное законодательство Беларуси, Молдовы, Казахстана не содержит норм об ответственности за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества в главе о преступлениях против порядка управления.

Обращает на себя внимание то, что в уголовном законе Туркменистана ответственность за дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, не дифференцируется в зависимости от потерпевшего (сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей или осужденного).

Статья 213 "Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества" гласит:

"(1) Применение насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, либо содержащимся под стражей, а равно применение таким лицом насилия в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению, или из мести за исполнение им общественной обязанности, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

(2) Те же деяния, совершенные повторно, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет" <5>.

<5> Уголовный кодекс Республики Туркменистан: Закон от 12 июня 1997 г. СПб., 2006. С. 114 - 123.

Достоинством уголовного законодательства Туркменистана в этой части стало то, что в нормах ч. 1 и ч. 2 ст. 213 установлена более строгая ответственность, нежели в ст. 321 УК РФ.

Положительным моментом уголовно-правового регулирования ответственности за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, является конструкция норм уголовных законов Кыргызстана (ст. 345), Азербайджана (ст. 317), Армении (ст. 319), в соответствии с которой личность потерпевшего не влияет на дифференциацию ответственности и индивидуализацию наказания.

Интересен опыт уголовно-правового противодействия дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в Таджикистане. Уголовный кодекс Республики Таджикистан включает две статьи, закрепляющие возможность привлечения к уголовной ответственности. Статья 331 "Воспрепятствование деятельности учреждений, исполняющих наказания, и учреждений предварительного заключения" гласит:

"1) Угроза насилием в отношении работника учреждения, исполняющего наказание, или работника учреждения предварительного заключения в целях воспрепятствования нормальной деятельности этих учреждений, - наказывается арестом на срок от одного до трех месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

  1. Применение в тех же целях насилия, неопасного для жизни и здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
  2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) с насилием, опасным для жизни и здоровья человека;

б) организованной группой;

в) при особо опасном рецидиве, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет".

Статья 332 "Действия, дезорганизующие работу мест лишения свободы" содержит следующую формулировку:

"1) Действия, совершенные лицом, отбывающим наказание в местах лишения свободы, выразившиеся:

а) в терроризировании осужденных;

б) в нападении на представителей администрации мест лишения свободы;

в) в организации в этих целях группировок или в активном участии в их деятельности, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

  1. Те же деяния, совершенные лицом, осужденным за тяжкое или особо тяжкое преступление, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет" <6>.
<6> Уголовный кодекс Республики Таджикистан: Закон от 21 мая 1998 г. с изм. и доп. на 1 июля 2006 г. СПб., 2006. С. 154.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что компаративистский анализ уголовного законодательства стран СНГ об ответственности за преступления, посягающие на служебную деятельность представителей власти, показывает видимую схожесть конструкций уголовно-правовых норм в России и ряде других стран СНГ.