Мудрый Юрист

Проблемы и перспективы введения экологического налога в Российской Федерации

Евдокимов П.В., кафедра финансового права ГУ - ВШЭ.

Несмотря на то что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается фактически с начала 90-х годов XX в., проблема введения и законодательного закрепления экологического налога в Российской Федерации активно обсуждалась и являлась предметом острых дискуссий относительно того, в какой форме - налогового либо неналогового платежа - следует устанавливать и взимать данный фискальный платеж.

Напомним, что с момента принятия части I Налогового кодекса РФ предполагалось введение именно экологического налога. По всей видимости, он предполагался не как налог на пользование различными природными ресурсами (по модели земельного налога или водного налога), а как платеж, взимаемый в связи с ухудшением экологической ситуации в результате деятельности хозяйствующих субъектов.

Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., экологический налог был отнесен к федеральным налогам, взимаемым на всей территории Российской Федерации. При этом, как следует из высказываний некоторых чиновников, в Налоговом кодексе РФ под экологическом налогом понималась именно плата за негативное воздействие на окружающую среду <1>, однако в дальнейшем МПР России совместно с Минфином России "пришли к тому, что эти выплаты не являются сферой налогового законодательства". Однако, поскольку в вопросе о правовой форме экологического налога так и не было внесено окончательной ясности, в Государственную Думу Российской Федерации периодически вносились самые разнообразные законопроекты с предложением законодательно закрепить существенные элементы экологического платежа. Следует перечислить хотя бы несколько из них:

<1> См., например: Энгельсберг Владимир. Экологический налог будет исключен из Налогового кодекса // http://www.kadis.ru/daily/index.html?id=1082.

Как можно заметить, долгое время отсутствовала определенность относительно конкретной правовой формы экологического платежа и том месте, которое он должен занять в системе фискальных платежей и соответственно месте в системе законодательства Российской Федерации, - либо быть закрепленным в отдельной главе Налогового кодекса РФ, либо быть принятым в качестве обособленного законодательного акта.

Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на видимый отказ от налоговой формы экологического платежа, настоящая дискуссия полностью еще не исчерпала себя, при этом обсуждение вопроса о законодательном закреплении платы за негативное воздействие на окружающую среду переместилось в плоскость работы над кодификацией экологического законодательства, которая ведется в Минприроды России с 2005 г. Так, в январе 2006 г. Минприроды России уже представляло разработанную в инициативном порядке концепцию и структуру будущего Экологического кодекса. Концепция предусматривает существенное увеличение штрафов за нарушение природоохранного законодательства, в том числе за представление предприятиями недостоверных деклараций о воздействии на окружающую среду <2>.

<2> См.: Налог на жизнь // Приложение к газете "КоммерсантЪ". 2002. 19 сент.

Среди прочего документ предполагает введение так называемых экологических налогов на выпуск и оборот на рынке нежелательной продукции, а также предусматривает установление налоговых льгот на развитие производства экологически чистой продукции и услуг (например, по переработке отходов, внедрению энергосберегающих технологий и т.п.). По замыслу разработчиков такой налог не только не станет дополнительной нагрузкой для компаний и граждан, но и положит начало новым видам бизнеса.

Авторы концепции ссылаются на зарубежный опыт, например введение экологического налога Германии, где такой налог взимается в отношении энергоресурсов и плательщиками данного налога являются как граждане (например, при потреблении электроэнергии, приобретении бензина для заправки автомобилей), так и компании вне зависимости от вида деятельности. При этом налог не распространяется на альтернативные источники энергии, такие, как биотопливо, спирт, солнечные батареи, а только на углеродосодержащие вещества.

Как указывают разработчики законопроекта, главное преимущество нового налога - это его способность эффективно без административных мер вытеснить с рынка нежелательную и вредную продукцию, а также предоставить конкурентное преимущество товарам с более высокими экологическими параметрами. В качестве примера приводятся действия европейских стран, боровшихся с бензином, в который для повышения октанового числа добавляли свинец. Для целей снижения объемов потребления данного вида бензина в европейских странах на него был повышен акциз, при этом акциз на бензин без содержания свинца не повышался. В результате, несмотря на более низкую себестоимость "свинцового" топлива, в розничной торговле снизились цены на обычный бензин и потребители предпочли вредному бензину тот, который не содержит свинцовых добавок <3>.

<3> См.: Экологическому кодексу придали ускорение // Газета "КоммерсантЪ". 2007. 2 авг.

Как указывается в концепции Экологического кодекса РФ, нуждается в развитии правовое обеспечение экономического регулирования природопользования, регламентации разрешительной деятельности и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то что в Российской Федерации сейчас законодательно установлены плата за негативное воздействие на окружающую среду, административные штрафы за нарушение требований природоохранного законодательства и возмещение вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений требований природоохранного законодательства, правовые нормы, касающиеся льготного налогообложения для природопользователей, не имеют необходимых механизмов реализации, при этом используемые экономические механизмы носят сугубо фискальный характер и отличаются низкой эффективностью своего воздействия.

В концепции Экологического кодекса РФ предлагается ввести специальным (налоговым и таможенным) законодательством целый комплекс экономических механизмов регулирования негативного воздействия на окружающую среду, а именно:

Для стимулирования природоохранной деятельности планируется предусмотреть возможность установления налоговым и бюджетным законодательством:

<4> Концепция Экологического кодекса Российской Федерации опубликована на сайте Минприроды России. См.: http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=660&pid=33.

Целесообразность правового закрепления конкретных механизмов экономического регулирования будет определяться на основе тщательной оценки социально-экономических последствий с учетом опыта использования этих механизмов в зарубежных странах. Экологический кодекс РФ будет определять возможные виды экономических механизмов, а непосредственное введение тех или иных экономических инструментов должно осуществляться специальным законодательством, например устанавливаться в ежегодном Федеральном законе "О федеральном бюджете".

Таким образом, в случае если предлагаемые в концепции Экологического кодекса РФ меры будут реализованы, можно ожидать, что экономические механизмы смогут обеспечить баланс интересов государства и хозяйствующих субъектов - природопользователей, позволят законодательно закрепить и способствовать успешной реализации экологической функции налогообложения.