Мудрый Юрист

Общегосударственное значение вопросов исключительного ведения Российской Федерации

Симонян Г.Р., старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Вопросы, подлежащие ведению Российской Федерации, имеют общегосударственное значение. Эти вопросы важны как для Федерации в целом, так и для ее субъектов, так как объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий и должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей прав, закрепленных Конституцией РФ, затем федеративным договором <1>.

<1> Хышиктуев О.В. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации (на примере Республики Бурятия): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 98.

Статья 71 Конституции Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень, который можно подразделить на семь основных групп предметов ведения.

К первой группе относится защита конституционных основ Российской Федерации (п. "а", "б", "г", "н"), которые характеризуют Российскую Федерацию как государство суверенное. Сюда же относятся вопросы федеративного и территориального устройства Российской Федерации, в том числе определения статуса, т.е. правового положения, защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа - все то, что обусловлено территориальным верховенством суверенного государства. В п. "а" ст. 71 указано, что в ведении Российской Федерации находится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. Отнесение этих вопросов именно к ведению Российской Федерации оправдано тем, что только Федерация как суверенное государство вправе устанавливать свои законы, включая Основной закон государства - Конституцию, и вносить в них изменения.

По этим основаниям к ведению Федерации отнесено право контроля за соблюдением Конституции и федеральных законов <2>.

<2> Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Издательство "БЕК", 1996. С. 368.

Учитывая особую важность соблюдения Конституции, обязанность разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации возложена на специальный орган - Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125 Конституции). Этот Суд решает также дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. "б" ст. 71 к ведению Федерации отнесены "федеративное устройство и территория Российской Федерации". Федеративное устройство представляет достаточно широкое понятие и охватывает большой круг вопросов: состав, порядок формирования и полномочия федеральных органов, а также отношения между Федерацией и ее субъектами, гарантирующие ее сохранение и прогрессивное развитие. Федеративное устройство охватывает также конституционные нормы, устанавливающие, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). "Конституционные положения о федеративном устройстве и построенные на них отношения целого и его частей служат гарантией неизменности федеративных отношений и взаимосвязей" <3>.

<3> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 461.

Длительное время высказывалось мнение, что, наряду с Российской Федерацией, суверенными правами обладают и входящие в ее состав республики <4>. Конституционный Суд Российской Федерации в знаменитом Постановлении от 7 июня 2000 г. четко сказал о том, что республики, как и другие субъекты РФ, не обладают государственным суверенитетом. Далее Конституционный Суд РФ в Определении по вопросу группы депутатов Государственной Думы от 27 июня 2000 г. о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций ряда республик, руководствуясь ст. 71 (п. "б") во взаимосвязи с рядом других статей Конституции Российской Федерации, указал, что субъекты Федерации "не имеют статуса суверенного государства, а потому не вправе наделять себя свойствами суверенного государства - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным". В этом же Определении Конституционный Суд констатировал, что нормы конституций республик (субъектов Федерации), установившие, что законы республик по вопросам, отнесенным к их ведению, обладают верховенством на их территории, противоречат Конституции Российской Федерации. Суд констатировал также, что противоречат Конституции Российской Федерации и нормы конституций республик, устанавливающие их право приостановить на территории республики действие законов и иных правовых актов Российской Федерации, если они изданы вне пределов ведения Российской Федерации или ее совместного ведения с республикой, до решения Конституционного Суда Российской Федерации.

<4> См.: Крылов Б.С. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий // Соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Омега, 2003. С. 71.

Определение статуса и защита государственной границы, а также территории Российской Федерации отнесены в соответствии с п. "н" ст. 71 к ведению Российской Федерации. Данные вопросы в значительной степени конкретизированы Законом РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" <5>. В соответствии со ст. 1 Закона Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии воображаемая вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета. Практически их защита возлагается на Пограничные войска и такие органы государства, как, например, таможенная служба.

<5> Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Ни одно государство не может обходиться без государственных органов, и в частности определения порядка их формирования. Пункты "г" и "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации относят к ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), порядка их организации, деятельности, а также основы формирования федеральной государственной службы.

К ведению Российской Федерации относится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (п. "г" ст. 71).

Данный предмет ведения получил официальное толкование в Постановлении Конституционного Суда от 27 января 1999 г. <6>, в котором понятие "система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти" сформулировано как единство взаимосвязанных федеральных органов, принадлежащих к различным ветвям государственной власти. Посредством такого единства обеспечивается баланс этих ветвей власти, их взаимное ограничение и уравновешение. Это является действенной гарантией создания органов, необходимых и достаточных для реализации функций федеративного государства.

<6> Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции РФ" // СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866.

Вторая группа предметов ведения Российской Федерации обусловлена признанием человека высшей ценностью российского общества, в силу чего государство обязано обеспечивать человеку и гражданину условия для его существования и развития как члена общества и как личности (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому в п. "в" ст. 71 к ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

Конституционные нормы не ограничивают расширение прав и свобод человека и гражданина. Это не только возможно, но и вытекает из задач, которые стоят перед государственными органами Федерации и ее субъектов. Ограничение же прав человека и гражданина неправомерно, поскольку в ч. 2 ст. 55 Конституции указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Вместе с тем государство не может допустить злоупотребления правами и свободами человека и гражданина. Исходя из этого, в ч. 3 ст. 55 Конституции установлено, что они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из текста Конституции видно, что защита прав и свобод человека и гражданина находится не только в ведении Российской Федерации, но и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). Это связано с тем, что защита прав человека и гражданина является общей обязанностью всех государственных органов любого уровня. Понятие "регулирование" в данном случае означает, что делом Федерации является определение перечня прав и свобод, их конституционно-правовое закрепление, установление конституционных и иных гарантий, механизмов и процедур их реализации, ответственности за их нарушение. Следует особо подчеркнуть, что защита прав человека и гражданина составляет основную обязанность таких органов государства, как суд и прокуратура <7>.

<7> Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Издательство "БЕК", 1996. С. 369.

Защита прав и свобод является самостоятельным правовым институтом, регламентирующим совокупность способов и средств их обеспечения и защиты, присущих конкретной отрасли права (например, защита гражданских прав, предусмотренных в ГК РФ). Она осуществляется в различном порядке: административном и судебном, специальными международными инстанциями, путем самозащиты. Все эти и другие элементы регулирования и защиты (конституционного, законодательного) прав и свобод человека приобретают основополагающее значение, прежде всего для всей федеральной правовой системы, всех отраслей и субъектов права.

Конституционный Суд в своих постановлениях часто ссылался на п. "в" ст. 71, обращая внимание на то, что к ведению Федерации принадлежит принципиальное первичное конституционно-правовое регулирование прав и свобод, установление их единых федеральных стандартов, способов, средств и порядка защиты <8>. Субъекты Федерации при этом правомочны регулировать переданные им вопросы, конкретизировать условия реализации и соблюдения прав. Однако их акты должны соответствовать установленным федеральными законами общим принципам и не могут придать им смысл, который означает, по сути, ограничение прав и свобод.

<8> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 464.

Пунктом "в" к ведению Российской Федерации отнесено "гражданство в Российской Федерации". Эта норма имеет принципиальное значение, поскольку таким образом подчеркивается единство Российской Федерации. В нашей Федерации правовое положение граждан, порядок приема и утраты гражданства, а также целый ряд других вопросов, определяющих отношения гражданина и государства, регулируются Федеральным законом 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации". Вместе с тем принципиальные конституционные положения гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 62 Конституции Российской Федерации. Ею, в частности, установлено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Пункт "ж" ст. 71 относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, а также право регулировать отношения, обеспечивающие создание в Федерации единого рынка. К ним отнесены, например, финансовое регулирование и федеральные экономические службы, федеральные банки.

Провозглашенное Конституцией (ст. 8) единое экономическое пространство в Российской Федерации немыслимо без единого рынка (что может быть обеспечено лишь установлением соответствующих федеральных правил), без единого финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, без единых основ ценовой политики. Именно поэтому все эти вопросы отнесены Конституцией к исключительному ведению Федерации. Ведь как отмечается в литературе, понятием "установление правовых основ единого рынка" охвачены как определенные меры по его регулированию, поощрению экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг и формированием спроса, предложения и цены, так и защита рыночных отношений, например, через антимонопольное законодательство, судебные органы. Поскольку финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование в равной мере относится к секторам рыночной экономики, Федерация заинтересована в обеспечении единства в правовом пространстве, унификации условий финансирования и кредитования, валютного контроля и т.д. Все это достигается прежде всего посредством принятия соответствующих федеральных законов <9>.

<9> Там же. С. 473.

Согласно Конституции в России установлена единая денежная единица, которой является рубль (ст. 75). Естественно, поэтому и денежная эмиссия должна быть сосредоточена в исключительном ведении Федерации. Конституция возлагает денежную эмиссию на Центральный банк Российской Федерации. Реализация политики Российской Федерации в рассматриваемой сфере требует также наличия федеральных экономических служб, включая и федеральные банки.

Пункт "з" относит к ведению Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития. Бюджетная, финансовая, налоговая, денежно-кредитная, ценовая и валютная политика Российской Федерации представляет собой взаимосвязанный комплекс отношений, которые регулируются и проводятся согласованно друг с другом, требуют взаимодействия всех их участников. Ключевую роль в этом комплексе ведения занимает федеральный бюджет - ежегодно разрабатываемый и утверждаемый в форме федерального закона финансовый план на предстоящий календарный год, определяющий образование и расходование фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Важными функциями федерального бюджета являются: определение и уточнение основных направлений и приоритетов бюджетной политики очередного года; аккумулирование сведений о доходах государства; классификация его расходов и др.

Четвертую группу предметов ведения Российской Федерации составляют вопросы собственности и управления. В соответствии с п. "д" и "и" ст. 71 сюда относятся прежде всего федеральная государственная собственность и управление ею, а также федеральные энергетические системы, ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения и т.д. Это особенно важно для Российской Федерации, переживающей серьезные трудности, естественные для периода перехода к рыночной экономике.

Пунктом "д" ст. 71 к ведению Российской Федерации отнесены "федеральная государственная собственность и управление ею".

Критерии отнесения государственной собственности к федеральной или к собственности субъектов Федерации должны устанавливаться законом. Пока такой закон не принят; поэтому, согласно ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <10>, сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <11>.

<10> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.
<11> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В федеральной собственности находятся земельные участки и другие природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской Федерации. Российская Федерация определяет не только те объекты государственной собственности, которые относятся к федеральной собственности, но и порядок управления федеральной собственностью. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют федеральные органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. <12> о внесении изменений и дополнений в упоминавшееся ранее Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать министерствам и ведомствам указанные в Постановлении полномочия в отношении подведомственных им объектов федеральной собственности.

<12> Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5475-1 о внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и порядке распоряжения объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1261.

Пунктом "и" ст. 71 к ведению Федерации отнесены федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе, т.е. системы, обеспечивающие общие интересы Российской Федерации, которые в силу своих особенностей не могут быть разделены между субъектами Федерации. Отнесение перечисленных в п. "и" систем и видов деятельности к предметам ведения Федерации обусловлено их особым характером и важностью для государства, необходимостью централизованного управления и финансирования, осуществления монополии государства в этих сферах. Регулирование и управление этими предметами не под силу каждому из субъектов Федерации.

Российское государство характеризуется разнообразием природных условий, этнического состава населения. Именно поэтому к ведению Российской Федерации п. "е" ст. 71 Конституции Российской Федерации отнес установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России. Отнесение этих предметов ведения к федеральному уровню ко многому обязывает федеральные органы государственного управления, поскольку именно они несут основную ответственность за выбор пути развития нашего общества и государства. Это пятая группа предметов ведения Федерации.

Федеральные программы служат инструментом структурной политики Федерации, наполняют ее конкретным содержанием <13>. В них предусматриваются комплекс взаимоувязанных мероприятий, ресурсов и организационно-правовых средств, органы и организации, ответственные за выполнение конкретных программ, их предмет, задачи и цели, источники их финансирования и т.д. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" <14> под такими программами понимает комплексные системы целевых ориентиров социально-экономического развития России и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров (п. 3 ст. 1 Закона).

<13> Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 425.
<14> Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2871.

Шестая, одна из самых существенных, группа предметов ведения Российской Федерации охватывает полномочия, связанные с оборонной и внешней политикой Российского государства. Это оборона и безопасность, включая оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов и т.п., а также производство наркотических средств и порядок их использования. К этой же группе следует отнести внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры, вопросы войны и мира и внешнеэкономические отношения (п. "к", "л" и "м" ст. 71).

Отнесение п. "к" к ведению Федерации внешней политики и международных отношений, международных договоров Российской Федерации и вопросов войны и мира объясняется тем, что Российская Федерация является государством, обязанным осуществлять все эти функции в общих интересах всего населения страны.

Международные отношения России включают политические, экономические, дипломатические, военные, культурные, научно-технические взаимоотношения между государствами и другими участниками международного общения. Однако стоит отметить, что, помимо самой Российской Федерации, участниками международных отношений, согласно п. "о" ст. 72 Конституции, выступают ее субъекты. Правовой базой участия субъектов Федерации во внешних связях является Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 г. <15>. Статья 2 данного Закона понимает международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации в более узком смысле по сравнению с внешними связями самой Федерации. Конкретно под этим понимаются связи в торгово-экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях.

<15> Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231.

Внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. "л" ст. 71) также отнесены к ведению Федерации. Данный пункт выделяет из сферы международных отношений экономическое, торговое сотрудничество и иные отношения, подчеркивая тем самым особую приоритетность и значимость для всей страны внешнеэкономической деятельности, развития мирохозяйственных связей.

Отнесение п. "м" ст. 71 к ведению Российской Федерации обороны и безопасности означает, в частности, что в Российской Федерации существуют единые вооруженные силы.

Оборона - стержневой элемент системы национальной безопасности, под которой понимается безопасность многонационального народа России как носителя суверенитета и источника власти <16>. В целом Военная доктрина России носит оборонительный характер и представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, стратегические и экономические основы обеспечения военной безопасности страны <17>.

<16> Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.
<17> См.: Указ Президента от 21 апреля 2000 г. // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852.

Следует отметить, что толкование понятия безопасности именно как государственной подтверждается тем, что общественная безопасность и экологическая безопасность отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "б" и "д" ч. 1 ст. 72).

Верховным Главнокомандующим является Президент Российской Федерации, которому принадлежит право утверждения военной доктрины нашей страны и который возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Президенту же принадлежит право вводить военное положение. Он назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83, 87).

Седьмую группу предметов ведения Российской Федерации составляют отрасли законодательства, которые обеспечивают равенство всех граждан, независимо от места их проживания и национального происхождения. Это уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. "о").

Отнесение к ведению Российской Федерации в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ судоустройства, прокуратуры, а также законодательства по ряду отраслей российского права связано с необходимостью создания единого правового пространства, прежде всего в сфере уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений. На это же направлено предусмотренное Конституцией существование в Российской Федерации только федеральной судебной системы, а также единой централизованной Прокуратуры Российской Федерации (ст. 118 и 129 Конституции РФ).

Исходя из того, что в стране существует единая судебная и прокурорская система, естественно отнесение к ведению Федерации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а также гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства. Это же относится и к правовому регулированию интеллектуальной собственности.

Пункт "р" ст. 71 относит к ведению Федерации установление общих для всей страны стандартов и эталонов, а также организацию и ведение метеорологической службы и официальной статистики. Надо отметить, что наша страна все больше приближается к общепринятым в международном масштабе стандартам и эталонам.

Установление общефедеральных государственных наград и почетных званий (п. "с" ст. 71) дает возможность органам Российской Федерации отмечать заслуги граждан перед страной в целом. Это не исключает возможности установления наград и почетных званий субъектами Федерации.

В соответствии с п. "п" ст. 71 Конституции РФ федеральное коллизионное право как совокупность коллизионных норм Российской Федерации выделено в самостоятельный исключительный предмет ее ведения в силу верховенства Конституции и федеральных законов в правовой системе страны, включающей правовые системы всех 87 субъектов Федерации. Именно Конституция определяет построение системы законодательства и разграничивает регулирование его отраслей, отнеся к ведению Федерации девять отраслей и шесть сфер федерального правового регулирования (п. "ж" и "о" ст. 71), а к совместному ведению - 10 отраслей законодательства (ч. 1 ст. 72). Предметом коллизионного права являются отношения по поводу возникновения, предотвращения и устранения противоречий между правовыми актами и юридическими действиями. Коллизионные нормы также применяются для разрешения коллизий между российским и зарубежным законодательством.

В ст. 85 Конституции определено, что Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами последних. В этой же статье указано, что в случае недостижения согласованного решения Президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Для разрешения споров, связанных с предметами ведения, законностью издаваемых государственными органами актов, правомерностью заключаемых субъектами Федерации договоров и соглашений, необходимы согласительные и иные процедуры, а также особые органы, наделяемые соответствующими полномочиями, либо наделение ими уже существующих судебных учреждений. Реализация норм коллизионного права, отнесенного к ведению Российской Федерации (п. "п" ст. 71), осуществляется посредством постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, которые призваны дополнять правовую систему Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметы ведения Российской Федерации - это круг вопросов, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации. Исходя из этого, а также в связи с тем, что в Российской Федерации носителем суверенитета является народ Российской Федерации в целом, к предметам исключительного ведения отнесены все вопросы общегосударственного значения.