Мудрый Юрист

Конституционно-правовые основы закрепления принципа территориальной целостности Российской Федерации

Седова М.В., адъюнкт Московского университета МВД России.

Конституция РФ неоднократно упоминает термины "территория" (ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. "б" ст. 71), "целостность Российской Федерации" (ч. 5 ст. 13), "территория Российской Федерации" (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 74) и "территории ее субъектов" (ч. 1 ст. 67), "целостность и неприкосновенность... территории" (ч. 3 ст. 4), "территориальные органы" (ч. 1 ст. 78), "государственная целостность" (ч. 2 ст. 80), "целостность государства" (ч. 1 ст. 82), "границы территорий" (ч. 2 ст. 131) и т.д.

Наиболее полное представление этого понятия содержится в ч. 1 ст. 67 Конституции России: "Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". В конституционном праве России есть понятия "территория Российской Федерации" и "территория субъекта Федерации". Соотношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов <1>. Однако территория Российской Федерации не есть простое сложение территорий ее субъектов. Конституция РФ фиксирует составные части государственной территории Российской Федерации: территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В состав территории субъекта Федерации не включаются внутренние воды, территориальное море, недра и воздушное пространство.

<1> См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 457.

Конституция РФ выделяет два вида пространств:

  1. собственно территорию государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию;
  2. пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права.

Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах Государственной границы, на которое распространяется суверенитет России.

Это базисное определение территории используется в нормативных правовых актах Российской Федерации применительно к предметам регулирования, по которым они были приняты. Так, Таможенный кодекс РФ определяет, что таможенную территорию составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 3 Таможенного кодекса). Она также включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ч. 2 ст. 3 Таможенного кодекса). Вместе с тем важно учитывать несовпадение государственных и таможенных границ, обусловленное действительными различиями государственной территории Российской Федерации и ее таможенной территории <2>.

<2> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 96.

Территорию Российской Федерации образуют: а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км); б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод; в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории; г) воздушное пространство до его границы с космосом; д) арктическая территория.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <3>. Внутренними морскими водами РФ являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О внутренних морских водах..."). Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации <4>.

<3> См.: Дипломатический вестник. 1998. N 9. С. 25 - 40.
<4> См.: Коломейцев Н. Южные Курилы и территориальная целостность России // Вестник аналитики. М., 2002. N 3. С. 132 - 141.

Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которые определяются в ст. 4 Федерального закона "О внутренних морских водах..." (ч. 1 ст. 2 Закона). На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О внутренних морских водах..."). Прилежащая зона Российской Федерации - это морской пояс, расположенный за пределами территориального моря, прилегающий к нему, внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О внутренних морских водах..."). В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и принимает обязательные меры для предотвращения подобных правонарушений и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях).