Мудрый Юрист

Некоторые аспекты защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

Гущин В.З., профессор Российского государственного торгово-экономического университета, доктор юридических наук.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.

В юридическом словаре дается следующее определение названному термину: "Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах" <1>.

<1> Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1999. С. 514.

В современных условиях основные права человека изложены, как правило, в конституции каждого государства и в международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.).

В Конституции Российской Федерации правам человека посвящена специальная глава. В ней они не только провозглашены, но и подчеркнуто, что в России эти права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17). Впервые в Конституции нашей страны человек, его права и свободы названы высшей ценностью. Кроме того, ст. 2 Конституции гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Принципы, закрепленные в Конституции России, адресованы всем ветвям государственной власти, связывают и обязывают их. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина, перечисленных как в Конституции Российской Федерации, так и в других законодательных актах. В ст. 18 Конституции указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Особо следует отметить, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как это предусмотрено в ст. 45 Конституции, гарантируется. Эти гарантии закреплены во многих статьях Основного Закона нашей страны.

Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это содержание Конституции создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод граждан, способствует их эффективной защите.

Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В соответствии со ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В рамках реализации данного конституционного требования, расширения мер по оказанию бесплатной юридической помощи, особенно для малоимущих граждан, в текущем году во многих регионах страны создаются постоянно действующие центры бесплатной "скорой юридической помощи для населения".

В ст. 49 Конституции закреплена презумпция невиновности граждан: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).

В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.

Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них.

Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.

Третья - деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.

Четвертая - низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению" <2>.

<2> См.: Юристы выходят в народ // Российская газета. N 52(4315). 2007. 15 марта.

Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этом суть и квинтэссенция понимания конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.