Мудрый Юрист

Законодательное регулирование миграции в республике Молдова в контексте обеспечения национальной безопасности

Редкоус В.М., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Международной академии бизнеса и управления.

Вопросам законодательного регулирования отношений в области миграции в государствах - участниках СНГ уделяется достаточно большое внимание. Это вызвано большим количеством факторов, и в частности тем, что незаконная миграция представляет собой определенную угрозу национальной безопасности государств. Поэтому законодательство в области миграции достаточно тесно связано с решением вопросов в области национальной безопасности.

Совершенствование законодательства России в области миграции требует поиска оптимальной модели правового регулирования общественных отношений в данной области. Этому во многом будет способствовать знание положительного опыта законодательного регулирования отношений в области миграции в государствах - участниках СНГ и его учет в российских условиях. В данной статье будут затронуты отдельные аспекты правового регулирования в области миграции в Республике Молдова.

Общественные отношения в области миграции в Республике Молдова регулируются Конституцией Республики Молдова <1>, Законом Республики Молдова от 6 декабря 2002 года N 1518-XV "О миграции" (в ред. Законов РМ N 350-XV от 21.10.2004, N 154-XVI от 21.07.2005, N 309-XVI от 01.12.2005) <2>, иными законодательными актами (например, Законом Республики Молдова от 2 июня 2000 года N 1024-XIV "О гражданстве Республики Молдова" (в ред. Законов РМ N 262-XV от 15.06.2001, N 417-XV от 26.07.2001, N 551-XV от 18.10.2001, N 191-XV от 08.05.2003, N 232-XV от 05.06.2003, N 328-XV от 24.07.2003, N 222-XV от 01.07.2004, N 14-XV от 17.02.2005, N 372-XVI от 29.12.2005) <3>; Законом Республики Молдова от 25 июля 2002 года N 1286-XV "О статусе беженцев" (в ред. Закона РМ N 214-XV от 29.05.2003, Закона РМ N 97-XVI от 26.05.2005) <4>, а также иными нормативными правовыми актами).

<1> См.: Конституция Республики Молдова: принята 29 июля 1994 года (в ред. Законов РМ N 957-XIII от 19.07.96, N 1115-XIV от 05.07.2000, N 351-XV от 12.07.2001, N 1469-XV от 21.11.2002, N 1470-XV от 21.11.2002, N 1471-XV от 21.11.2002, N 344-XV от 25.07.2003, N 185-XVI от 29.06.2006) // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. N 1 от 12.08.1994.
<2> См.: Monitorul Oficial. N 1 - 2 от 15 января 2003 года. Текст Закона предоставлен ИПС "СоюзПравоИнформ".
<3> См.: Monitorul Oficial. N 98 - 101 от 10 августа 2000 года.
<4> См.: Monitorul Oficial. N 126 - 127 от 12 сентября 2002 года.

Основным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в области миграции, является органический Закон Республики Молдова от 6 декабря 2002 г. N 1518-XV "О миграции" (в ред. Законов РМ N 350-XV от 21.10.2004, N 154-XVI от 21.07.2005, N 309-XVI от 01.12.2005) <5>. Основными задачами настоящего Закона, как сказано в статье 4, являются:

<5> См.: Monitorul Oficial. N 1 - 2 от 15 января 2003 года. Текст Закона предоставлен ИПС "СоюзПравоИнформ".

a) регламентация миграционных процессов в Республике Молдова;

b) обеспечение соблюдения прав и законных интересов мигрантов;

c) обеспечение социальной защиты мигрантов;

d) содействие обеспечению национальной безопасности, безопасности государственной границы и соблюдению интересов государства в условиях развития миграционных процессов;

e) обеспечение контроля миграции на государственной границе и соблюдения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны;

f) предотвращение и пресечение нелегальной миграции и торговли людьми.

Действие настоящего Закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Молдова, физических и юридических лиц независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, органы публичного управления, граждан Республики Молдова, эмигрирующих за границу, лиц, ходатайствующих о получении или получивших статус репатрианта. Под действие настоящего Закона не подпадают следующие категории лиц:

a) персонал дипломатических миссий и консульских представительств, аккредитованных в Республике Молдова, с членами семей;

b) персонал постоянных миссий и представительств международных организаций, находящихся в Республике Молдова, с членами семей;

c) иностранные корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Республике Молдова;

d) лица, для которых на основании международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, установлен иной порядок легализации на ее территории.

В статье 1 названного Закона РМ определяются основные понятия, используемые в данном Законе.

Миграция - территориальное перемещение лиц, сопровождаемое изменением места жительства.

Иностранный гражданин - лицо, не являющее гражданином Республики Молдова и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Республики Молдова и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Иммигрант - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые получили право постоянного или временного проживания в Республике Молдова и теряют этот статус одновременно с выездом с территории страны или с получением гражданства Республики Молдова в соответствии с действующим законодательством.

Эмигрант - гражданин Республики Молдова, который выезжает за ее пределы с целью постоянного или временного проживания на территории другого государства.

Трудовая миграция - добровольный выезд за границу граждан Республики Молдова, а также добровольный въезд иностранных граждан или лиц без гражданства на территорию Республики Молдова с целью осуществления трудовой деятельности.

Трудящийся иммигрант - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Молдова.

Трудящийся эмигрант - гражданин Республики Молдова, который постоянно проживает на ее территории и добровольно выезжает в другую страну с целью осуществления трудовой деятельности в соответствии с законом.

Командированный работник - работник, направленный иностранным работодателем с местонахождением на территории другого государства для осуществления трудовой деятельности в Республике Молдова, или работник, направленный работодателем из Республики Молдова для осуществления трудовой деятельности на территории другого государства, при условии сохранения за ними статуса работника, нанятого работодателем страны происхождения (заработная плата выплачивается работодателем, который его командировал).

Приграничная миграция - перемещение лиц с территории Республики Молдова на территорию другого государства или с территории другого государства на территорию Республики Молдова в приграничных зонах с целью осуществления трудовой деятельности на контрактной основе при условии постоянного проживания на территории страны, гражданами которой данные лица являются, и ежедневного или, по крайней мере, еженедельного возвращения на постоянное место жительства.

Незаконная миграция - въезд в Республику Молдова, пребывание в ней и выезд с ее территории с нарушением действующего законодательства Республики Молдова.

Репатриант - гражданин Республики Молдова и (или) лицо, родившееся в Республике Молдова, и его потомки, а также лицо, ранее постоянно проживавшее в Республике Молдова не менее десяти лет и имеющее право переехать на постоянное место жительства в Республику Молдова в соответствии с законом.

Иммиграционное свидетельство - официальный документ, подтверждающий статус иммигранта для иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Республики Молдова, выданный в соответствии с законом.

Разрешение на трудоустройство - официальный документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Молдова, выданный в соответствии с законом.

Подтверждение о репатриации - официальный документ, подтверждающий статус репатрианта на территории Республики Молдова, выданный в соответствии с законом.

Вид на жительство - официальный документ, выданный в соответствии с законом иностранному гражданину или лицу без гражданства и подтверждающий легальное проживание их на территории Республики Молдова.

Иммиграционная квота - предельное ежегодное число иностранных граждан и лиц без гражданства, которым разрешена иммиграция на территорию Республики Молдова, определяемое ежегодно в зависимости от общей численности населения страны.

Автоматизированная информационная система миграции населения - система учета, контроля и изучения развития миграционных процессов.

Принципы миграции закреплены в статье 3 названного Закона РМ. Ими являются:

a) соблюдение основных прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Республики Молдова, иными нормативными актами и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова;

b) обеспечение соответствия законодательства Республики Молдова в области миграции общепризнанным нормам международного права;

c) обеспечение каждому гражданину Республики Молдова права на свободное передвижение;

d) недопустимость дискриминации, ограничения прав и свобод по признаку расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения либо по любому иному признаку;

e) соблюдение законодательства Республики Молдова мигрантами, репатриантами и беженцами.

Глава 2 Закона РМ посвящена вопросам компетенции органов публичной власти в области миграции.

Миграционная политика Республики Молдова проводится органами публичной власти в пределах их полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Молдова и действующим законодательством. Реализация миграционной политики возложена на Национальное бюро миграции, наделенное функциями координирования и регламентирования миграционных процессов, взаимодействующее с другими государственными органами, профессиональными союзами, неправительственными организациями <6>.

<6> По сообщениям в сети Интернет, Национальное бюро миграции было ликвидировано в 2006 году в контексте реформирования центральной публичной администрации. В рамках МВД создана новая структура - Бюро по миграции и убежищу. МВД разработает и будет проводить государственную политику в области миграции и убежища, контролировать миграционные потоки и предоставлять статус иммигранта или репатрианта. В полномочия МВД будут входить также предоставление статуса беженца и оформление удостоверений личности для беженцев, выдача приглашений для иностранных граждан и апатридов, выдача въездных и выездных виз, продление срока въездных виз, выселение и экстрадиция иностранных граждан и апатридов. В свою очередь, Министерство экономики и торговли разработает стратегии в области миграции рабочей силы, будет вести и заключать двусторонние соглашения в области миграции рабочей силы и социальной защиты работников-иммигрантов, выдавать, продлевать или аннулировать разрешения на работу иностранным гражданам и апатридам. Подробнее см.: http://www.salut.md/news/21613.html. Однако, судя по информации, представленной на сайте Парламента Республики Молдова, соответствующие изменения в Закон РМ "О миграции" пока внесены не были. - Прим. автора.

Национальное бюро миграции является центральным органом публичного управления, уполномоченным осуществлять единую государственную политику в области миграции (статья 8 Закона РМ).

Национальное бюро миграции:

a) вносит предложения об основных направлениях государственной миграционной политики и координирует в пределах своей компетенции деятельность органов публичного управления по ее реализации;

b) вносит предложения по стратегии развития и принятию решений по реформированию в области миграции в соответствии с положениями Концепции миграционной политики Республики Молдова;

c) содействует гармонизации национального законодательства в области миграции с международным законодательством;

d) участвует в разработке многосторонних юридических документов в рамках международных организаций, участницей которых является Республика Молдова;

e) представляет в установленном порядке Правительство в отношениях с международными организациями, занимающимися вопросами миграции, устанавливает рамки многостороннего сотрудничества в этой области;

f) сотрудничает с международными организациями и их представительствами, а также с аналогичными органами других государств в решении проблем в области миграции;

g) разрабатывает проекты международных договоров в области миграции и ведет по ним переговоры в установленном законодательством порядке;

h) осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства в области миграции в соответствии с настоящим Законом;

i) разрабатывает проекты постановлений Правительства об установлении ежегодной иммиграционной квоты;

j) осуществляет при участии компетентных органов мониторинг системы учета и контроля иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Республику Молдова, и выезжающих за границу граждан Республики Молдова;

k) выдает по заявлению приглашения иностранным гражданам и лицам без гражданства;

l) предоставляет статус иммигранта, репатрианта или беженца и выдает иммиграционные свидетельства, документы, удостоверяющие личность беженца, разрешения на трудоустройство, подтверждения о репатриации, о купле-продаже недвижимости иностранными гражданами и лицами без гражданства;

m) продлевает срок пребывания и въездную визу, выдает выездные визы, вносит другие изменения в документы, легализующие пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова;

n) принимает решения о постоянном или временном проживании на территории Республики Молдова иностранных граждан и лиц без гражданства;

o) регистрирует в установленном порядке индивидуальные трудовые договоры граждан Республики Молдова о трудоустройстве за границей;

p) информирует потенциальных мигрантов о правилах въезда, пребывания, трудовой деятельности, а также об условиях проживания в государстве трудоустройства;

q) участвует в осуществлении контроля деятельности, связанной с трудоустройством за границей граждан Республики Молдова;

r) осуществляет контроль законности трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Молдова;

s) обеспечивает накопление, сохранение, обработку, распространение и обмен информацией, касающейся процессов миграции внутри страны и на международном уровне;

t) сохраняет и пополняет базу данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Молдова, во взаимодействии с другими центральными органами публичного управления;

u) участвует в разработке предложений по реализации программ адаптации мигрантов в обществе;

v) участвует в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Республике Молдова;

w) участвует в пределах своей компетенции в формировании и актуализации Государственного регистра населения.

Центральные органы публичного управления в пределах своей компетенции в области миграции:

a) содействуют продвижению и реализации государственной миграционной политики в международных правовых отношениях;

b) осуществляют оформление и проверку документов иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих иммигрировать в Республику Молдова, и выдают въездные визы;

c) защищают через дипломатические службы интересы граждан Республики Молдова, находящихся за ее пределами;

d) пресекают нелегальную миграцию и торговлю людьми и принимают меры по их предотвращению;

e) выдворяют и экстрадируют, при необходимости, иностранных граждан и лиц без гражданства и принимают другие меры, предусмотренные законодательством;

f) выявляют лиц, связанных с международными террористическими организациями, торговлей людьми, продажей оружия, наркотиков и пр., и принимают меры по запрещению их въезда или выдворению из страны;

g) осуществляют проверку сведений о лицах, желающих иммигрировать в страну;

h) изучают потребности внутреннего рынка труда с целью использования иностранной рабочей силы;

i) выдают вид на жительство иностранным гражданам или лицам без гражданства на основании решения Национального бюро миграции;

j) разрабатывают автоматизированную информационную систему миграции населения;

k) обеспечивают осуществление контроля в пунктах пропуска через государственную границу и учет лиц, пересекших государственную границу;

l) вносят в единую информационную систему данные о лицах, пересекших государственную границу.

В целях продвижения и эффективной реализации государственной миграционной политики Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Пограничная служба, Министерство информационного развития, органы местного публичного управления, правоохранительные, налоговые органы, предприятия, учреждения и организации любой организационно-правовой формы обязаны в 10-дневный срок информировать Национальное бюро миграции в следующем порядке:

a) Министерство иностранных дел - о выданных въездных визах;

b) Пограничная служба - об иностранных гражданах, лицах без гражданства и гражданах Республики Молдова, которые въехали в страну, выехали из страны или которым был запрещен въезд или выезд;

c) Министерство информационного развития - о последовавших изменениях в семейном положении иммигранта или беженца, о регистрации хозяйствующих субъектов с участием иностранных граждан, а также о выданных иммигрантам и беженцам или аннулированных документах, удостоверяющих личность;

d) орган местного публичного управления - о досрочном выезде иммигранта с подведомственной ему территории;

e) Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Служба информации и безопасности - о нарушениях, совершенных иммигрантами, лицами, ходатайствующими о предоставлении убежища, и беженцами, а также о решениях судебных инстанций, касающихся лишения их родительских прав;

f) налоговые органы - о случаях нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, руководителями которых являются иностранные граждане;

g) предприятие, учреждение, организация любой организационно-правовой формы - о расторжении индивидуального трудового договора, заключенного с иммигрантом, или о прекращении трудовых отношений с иммигрантом вследствие смерти, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

h) государственные и частные учебные заведения и научно-исследовательские учреждения - о завершении или приостановлении учебы или научных исследований, о переводе в другие учебные заведения, учреждения, предприятия, организации или об исключении иностранных учащихся, студентов, резидентов, докторантов и постдокторантов.

Национальное бюро миграции информирует в течение 10 дней Министерство внутренних дел и Министерство информационного развития об аннулировании до истечения срока действия иммиграционного свидетельства, разрешения на трудоустройство и документа, удостоверяющего личность беженца.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Молдова N 753-XIV "О службе информации и безопасности Республики Молдова" <7> Служба информации и безопасности Республики Молдова является государственным органом, специализированным в области обеспечения государственной безопасности. Служба информации и безопасности Республики Молдова обладает определенными полномочиями в области миграции. Так, в соответствии с пунктом "п" статьи 9 Закона РМ "О службе информации и безопасности Республики Молдова" Служба обязана участвовать в соответствии с законодательством в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Республики Молдова и выхода из него, въезда в страну и выезда за ее пределы граждан республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания в стране иностранных граждан и лиц без гражданства. Также Служба информации и безопасности реализует и иные полномочия в данной сфере, обусловленные ее предназначением.

<7> См.: Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. N 156/764 от 31 декабря 1999 года.

Глава 3 Закона РМ посвящена правовому регулированию эмиграции и иммиграции. Граждане Республики Молдова имеют право выбора места жительства и трудовой деятельности за пределами страны в соответствии с действующим законодательством. Свободный выезд граждан Республики Молдова не может быть ограничен иначе как в случаях, предусмотренных статьей 12 названного Закона РМ, а также в других случаях, установленных законодательством. Не могут эмигрировать лица, которые: a) отбывают наказание по решению судебной инстанции, или привлечены к уголовной ответственности, или находятся под следствием; b) имеют согласно решению судебной инстанции имущественные обязательства перед государством, перед физическими и (или) юридическими лицами.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут иммигрировать в Республику Молдова в соответствии с настоящим Законом, другими нормативными актами и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Молдова, въезжающих в страну, ведется в установленном порядке.

По некоторым объективным причинам, связанным с обеспечением национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности, Парламент может ограничить или приостановить иммиграцию. Ограничение или приостановление иммиграции не является препятствием для переезда на жительство в Республику Молдова репатриантов.

Иммиграция в Республику Молдова осуществляется в пределах иммиграционной квоты, устанавливаемой ежегодно Правительством по предложению Национального бюро миграции. Данная квота не распространяется на лиц, получивших статус репатрианта. Ежегодная иммиграционная квота в целом по стране составляет не более 0,05 процента от общего числа населения, постоянно проживающего на территории Республики Молдова.

Запрещается иммиграция иностранных граждан и лиц без гражданства, которые: a) представляют угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности; b) совершили преступления против мира, безопасности человечества, другие тяжкие преступления, в том числе военные, в определении, данном в международных документах; c) имеют непогашенную судимость; d) страдают заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения.

Запрещается на определенные сроки иммиграция иностранных граждан и лиц без гражданства, которые:

a) были ранее выдворены, - на пять лет;

b) ранее нарушили правила пребывания в стране, - на три года;

c) занимались трудовой деятельностью нелегально, - на три года;

d) сообщили о себе заведомо ложные сведения, - на один год.

Статья 16 Закона РМ посвящена семейной иммиграции. Семейная иммиграция имеет целью воссоединение семьи и сохранение ее целостности. Семья иммигранта может включать: супруга (супругу), детей, родителей, а также лиц, над которыми установлены опека или попечительство. Лица, указанные в части 1 статьи 16 Закона РМ, за исключением несовершеннолетних детей и супруги (супруга), могут иммигрировать в Республику Молдова на постоянное место жительства только в случае, если они поселяются на жительство у лиц, которые проживают постоянно на территории Республики Молдова не менее трех лет. Лица, желающие в целях воссоединения семьи поселиться на постоянное место жительства на территории Республики Молдова, ходатайствуют о получении иммиграционного свидетельства и должны подтвердить наличие жилья и средств, необходимых для удовлетворения потребностей их воссоединенной семьи.

Трудовая миграция регламентируется в соответствии с государственной политикой Республики Молдова в области использования трудовых ресурсов и преследует цель трудоустройства трудящихся иммигрантов со специальностями, особенно востребованными в стране, и специалистов высокой квалификации, привлечения инвестиций, а также трудоустройства граждан Республики Молдова за границей для сокращения внутренней безработицы (статья 17 Закона РМ). Иммигрант осуществляет трудовую деятельность на основе разрешения на трудоустройство, выданного в установленном порядке. Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, осуществляется на основе лицензии, полученной в соответствии с действующим законодательством. Государственный орган, наделенный правом лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, представляет Национальному бюро миграции информацию о выданных лицензиях в течение пяти дней со дня их выдачи. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, обязаны представлять Национальному бюро миграции индивидуальные трудовые договоры, заключенные трудящимися эмигрантами с иностранными работодателями, и договоры о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Физические и юридические лица, не имеющие лицензии, но занимающиеся деятельностью, связанной с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, в том числе созданием банка данных, публикацией объявлений, распространением информации об иностранных работодателях и посредниках, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приграничная миграция населения регламентируется на основе двусторонних договоров, заключенных Республикой Молдова с соседними государствами.

Миграция, связанная с получением образования, осуществляется в соответствии с договорами, заключенными Республикой Молдова с другими государствами, а также на основе договоров, заключенных учебными заведениями Республики Молдова, получившими разрешение в установленном порядке, с иностранными физическими или юридическими лицами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть зачислены в учебные заведения на основе приглашений этих учебных заведений. Иностранные граждане и лица без гражданства, зачисленные в учебные заведения Республики Молдова в соответствии с Законом, пользуются теми же правами и имеют те же обязанности, что и учащиеся и студенты Республики Молдова. Иммиграционное свидетельство не выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства, зачисленным на заочную форму обучения.

Право на репатриацию в соответствии со статьей 20 Закона РМ предоставляется следующим категориям лиц, которые желают обосноваться на постоянное место жительства в Республике Молдова:

a) гражданам Республики Молдова и (или) лицам, родившимся в Республике Молдова, и их потомкам независимо от места проживания;

b) лицам, которые проживали постоянно на территории Республики Молдова не менее десяти лет и выехали на жительство, работу, учебу или на лечение за ее пределы;

c) лицам, освобожденным из мест лишения свободы, находящихся на территории других государств, которые до совершения преступления постоянно проживали на территории Республики Молдова. Названным лицам Национальным бюро миграции предоставляется статус репатрианта и выдается подтверждение о репатриации.

Глава 4 Закона РМ (статьи 21 - 23) посвящена статусу иммигранта. Статус иммигранта предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства с момента получения им иммиграционного свидетельства. Статус иммигранта прекращается одновременно с получением гражданства Республики Молдова или эмиграцией на постоянное место жительства за пределами страны.

Иммигранты пользуются на территории Республики Молдова всеми правами и свободами, предусмотренными действующим законодательством Республики Молдова, с установленными ограничениями. В соответствии с действующим законодательством иммигрант не вправе:

a) быть назначенным на должность или заниматься деятельностью, для которой согласно действующему законодательству необходимо иметь гражданство Республики Молдова;

b) голосовать и быть избранным в исполнительный, законодательный и другие выборные органы;

c) организовывать или участвовать в манифестациях или собраниях, нарушающих общественный порядок или создающих угрозу национальной безопасности;

d) организовывать на территории страны политические партии или иные аналогичные группы и быть их членами;

e) финансировать партии, другие общественно-политические организации, группы или манифестации;

f) проходить военную службу в Вооруженных силах Республики Молдова;

g) без получения разрешения на трудоустройство осуществлять на территории Республики Молдова трудовую деятельность.

Иммигрант обязан:

a) соблюдать Конституцию Республики Молдова и действующее законодательство;

b) легализовать в установленном порядке пребывание на территории Республики Молдова;

c) явиться в течение трех дней со дня получения иммиграционного свидетельства (без учета выходных и праздничных дней) в орган учета и документирования населения для получения вида на жительство;

d) покинуть территорию Республики Молдова по истечении установленного срока пребывания;

e) уплачивать налоги, сборы и другие виды платежей в соответствии с действующим законодательством, если международными договорами не предусмотрено иное;

f) пройти медицинское освидетельствование на обнаружение вируса иммунодефицита (ВИЧ), заболевания СПИДом и других болезней, представляющих опасность для здоровья населения.

Глава 5 Закона РМ (статьи 24 - 32) называется "Легализация иммигрантов". Иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в Республику Молдова, могут поселиться на ее территории временно или постоянно только после получения иммиграционного свидетельства, выданного Национальным бюро миграции. Иммиграционное свидетельство выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в страну на срок более 90 дней. При этом данное лицо обязано обратиться в Национальное бюро миграции с ходатайством о его выдаче не позднее чем за месяц до истечения этого срока.

Иммиграционное свидетельство выдается двух видов: временное и постоянное.

Временное иммиграционное свидетельство выдается:

a) трудящимся иммигрантам - на срок до одного года с возможностью его продления, по заявлению обладателя, на новые годовые сроки;

b) учредителю предприятия с иностранными инвестициями не менее 100 тысяч долларов США и должностным лицам этого предприятия (руководителю и его заместителям), прибывшим на определенное время в Республику Молдова, - на заявленный ими срок, но не более чем на пять лет, с возможностью его продления на новые сроки;

c) иммигрантам, зачисленным в учебные заведения Республики Молдова, - на весь период обучения;

d) несовершеннолетним, прибывшим в Республику Молдова к близким родственникам, - на срок до трех лет при условии наличия нотариально заверенного разрешения родителей.

Постоянное иммиграционное свидетельство выдается иммигрантам, имеющим особо востребованные в стране специальности, специалистам высокой квалификации, приглашенным Правительством по предложению центральных органов публичного управления. Иммигрантам, прибывшим в Республику Молдова в рамках семейной иммиграции, выдается постоянное иммиграционное свидетельство. По просьбе указанным лицам может быть выдано временное иммиграционное свидетельство на срок до трех лет.

Иммиграционное свидетельство является основанием для выдачи вида на жительство.

Для осуществления трудовой деятельности иммигрант обязан получить в Национальном бюро миграции разрешение на трудоустройство. Для получения разрешения на трудоустройство работодатель или иммигрант обязан обратиться с ходатайством в Национальное бюро миграции. Разрешения на трудоустройство выдаются двух видов: временное и постоянное.

Временное разрешение на трудоустройство выдается:

a) трудящимся иммигрантам - на срок до одного года с возможностью его продления, по заявлению обладателя, на новые годовые сроки;

b) учредителю предприятия с иностранными инвестициями не менее 100 тысяч долларов США и должностным лицам этого предприятия (руководителю и его заместителям), прибывшим на определенное время в Республику Молдова, - на заявленный ими срок, но не более чем на пять лет, с возможностью его продления на новые сроки;

c) работникам, постоянно проживающим за пределами Республики Молдова, прибывшим в ее приграничные зоны в рамках приграничной миграции, - на срок до одного года с возможностью его продления, по заявлению обладателя, на новые годовые сроки, если международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, не предусмотрено иное. Временное разрешение на трудоустройство выдается трудящимся иммигрантам в порядке, установленном Правительством.

Постоянное разрешение на трудоустройство выдается лицам, указанным в частях 5 и 6 статьи 24 Закона РМ. Разрешение на трудоустройство не выдается несовершеннолетним и иммигрантам, зачисленным в учебные заведения Республики Молдова, на срок обучения.

С целью защиты внутреннего рынка труда при проведении тендеров и подписании договоров о предоставлении услуг, заключаемых между центральными, местными органами публичного управления и хозяйствующими субъектами других стран, Национальное бюро миграции утверждает предельное число командируемых иностранных работников для работы на территории Республики Молдова. Указанным лицам, которые будут осуществлять трудовую деятельность в течение более 30 дней, Национальное бюро миграции выдает разрешение на трудоустройство. Командирование работников хозяйствующими субъектами Республики Молдова с целью трудовой деятельности за ее пределами на основе договоров на осуществление работ или оказание услуг разрешается Национальным бюро миграции.

Национальное бюро миграции или его представители в административно-территориальных единицах выдают репатриантам подтверждение о репатриации в соответствии с действующим законодательством.

Порядок выдачи и аннулирования иммиграционного свидетельства, разрешения на трудоустройство и подтверждения о репатриации устанавливается Положением, утвержденным Правительством.

За оформление и выдачу иммиграционного свидетельства и разрешения на трудоустройство иностранный гражданин или лицо без гражданства уплачивают государственную пошлину. Размер государственной пошлины устанавливается действующим законодательством. Денежные средства, поступившие за оказанные мигрантам услуги согласно установленным тарифам, перечисляются на счет специальных средств Национального бюро миграции в порядке, установленном действующим законодательством.

Приобретение иностранным гражданином или лицом без гражданства недвижимого имущества на территории Республики Молдова или получение недвижимого имущества на основании договора о дарении не дает преимуществ при его обращении с ходатайством о выдаче постоянного иммиграционного свидетельства.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступление, административное и иное правонарушение на территории Республики Молдова, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (статья 31 Закона РМ). Национальное бюро миграции может сократить срок пребывания на территории Республики Молдова иностранного гражданина или лица без гражданства, если перестали существовать основания для этого: досрочно расторгнут индивидуальный трудовой договор, лицо исключено из учебного заведения, пребывание не соответствует заявленной цели, были представлены недостоверные сведения, вступило в законную силу решение судебной инстанции. Решение о сокращении срока пребывания в Республике Молдова принимается Национальным бюро миграции на основании сведений, поступивших от организаций, учебных заведений и частных лиц, которые пригласили иностранного гражданина или лицо без гражданства, а также в случае установления компетентными органами Республики Молдова нарушений ими законодательства, на основании решения судебной инстанции. Решение о сокращении срока пребывания в Республике Молдова может быть обжаловано в судебной инстанции.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть выдворены из Республики Молдова за нарушения, предусмотренные Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях, или в том случае, если их пребывание в Республике Молдова создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности (статья 32 Закона РМ). Иммигранты могут быть экстрадированы только на основании положений международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, или на условиях взаимности на основании решения судебной инстанции. Дела о выдворении возбуждаются должностными лицами Министерства внутренних дел по собственной инициативе или на основании заявления предприятия, учреждения, организации, которые обеспечивают проживание иммигранта в Республике Молдова. Министерство внутренних дел выдворяет иностранного гражданина или лицо без гражданства на основании решения судебной инстанции с последующим уведомлением Национального бюро миграции, Министерства иностранных дел или других заинтересованных органов.

Расходы, связанные с выдворением из Республики Молдова, несет физическое или юридическое лицо, пригласившее иностранного гражданина или лицо без гражданства, выдворяемое лицо, страховая компания или фонд выдворения. Если выдворение не может быть осуществлено по причине, связанной со здоровьем иностранного гражданина или лица без гражданства, из-за отсутствия необходимых документов или по какой-либо иной причине, компетентный орган выдает ему временный вид на жительство. Иностранный гражданин или лицо без гражданства выдворяется в страну, гражданином которой является, или в страну, компетентные органы которой выдали удостоверение личности, либо на основании международных договоров в страну, из которой данное лицо въехало на территорию Республики Молдова.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства не могут быть выдворены в страну, в отношении которой имеются доказательства того, что в этой стране лицо может быть подвергнуто преследованию по признаку расы, национальности, религии, по политическим убеждениям либо бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению, пыткам или смертной казни.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области миграции на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, а также в центральных и местных органах публичного управления осуществляются Государственной миграционной инспекцией, созданной в составе Национального бюро миграции и функционирующей на основе Положения, утвержденного генеральным директором бюро. Государственная миграционная инспекция имеет в своем составе старших государственных инспекторов, территориальных инспекторов и возглавляется главным государственным инспектором, назначаемым на должность генеральным директором Национального бюро миграции.

Полномочия инспекторов закреплены в статье 34 Закона РМ. В целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в области миграции инспекторы Государственной миграционной инспекции:

a) беспрепятственно контролируют соблюдение законодательства о миграции на любом предприятии, в учреждении, организации независимо от вида собственности и организационно-правовой формы;

b) истребуют от физических и юридических лиц необходимые документы;

c) получают информацию и необходимые разъяснения от всех физических и юридических лиц для осуществления контрольных функций;

d) требуют объяснений в письменной форме по каждому случаю нарушения законодательства о миграции физическими и юридическими лицами;

e) рассматривают документы (дела) о нарушении законодательства о миграции и принимают решения в соответствии с действующим законодательством;

f) направляют в компетентные органы материалы о лицах, нарушивших законодательство о миграции, для применения к ним административных или дисциплинарных санкций.

В качестве положительных аспектов законодательного регулирования в области миграции с учетом интересов обеспечения национальной безопасности следует выделить:

во-первых, закрепление в качестве одной из задач Закона РМ "О миграции" содействия обеспечению национальной безопасности, безопасности государственной границы и соблюдению интересов государства в условиях развития миграционных процессов, что показывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость данных областей;

во-вторых, достаточно четкую проработанность основных понятий, закрепленных в статье 1 названного Закона РМ, определение таких понятий, как незаконная миграция, приграничная миграция, трудовая миграция, и ряда других;

в-третьих, достаточно четкое закрепление компетенции центральных органов публичного управления в области миграции;

в-четвертых, установление запрета иммиграции иностранных граждан и лиц без гражданства, которые представляют угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности;

в-пятых, возможность сокращения срока пребывания на территории Республики Молдова иностранного гражданина или лица без гражданства, если перестали существовать основания для этого;

в-шестых, возможность выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства из Республики Молдова за нарушения, предусмотренные Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях, или в том случае, если их пребывание в Республике Молдова создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности.

Также Закон РМ не лишен и ряда недостатков. По мнению автора, в Законе нецелесообразно использовать такие "размытые" формулировки, как, например: "по некоторым объективным причинам, связанным с обеспечением национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности...". По возможности все основания ограничений в области миграции должны быть четко прописаны законодателем. Ну, и как всегда, реформа публичной администрации не сопровождается комплексным изменением соответствующего законодательства, что затрудняет правоприменение в такой важной области государственного управления, какой является область миграции.