Мудрый Юрист

Теоретические, социальные и психолого-педагогические механизмы ресоциализации осужденных

Савардунова В.Н., доцент кафедры общей психологии Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук.

Термин "ресоциализация" прочно вошел в пенитенциарную науку. Имея в виду цели и задачи деятельности исправительных учреждений, его употребляют наряду с такими терминами, как "исправление" и "перевоспитание осужденных", "социальная адаптация" и "реабилитация". Подобное терминологическое разнообразие вполне оправданно, поскольку отражает различные стороны достаточно сложного явления - процесса отбывания наказания в виде лишения свободы.

Однако в научной литературе обнаруживаются значительные расхождения в толковании данного термина. Это связано прежде всего с тем, что различные науки подходят к исследованию и характеристике данного процесса с различных точек зрения.

Аналогично обстоит дело и с исходным понятием "социализация". Анализ научной литературы показал, что до настоящего времени не выработано его четкого определения, которое в равной мере удовлетворяло бы философов, социологов, социальных психологов, педагогов, других специалистов <1>. Не ставя перед собой задачу выработать универсальное определение понятия социализации личности, мы, однако, считаем необходимым затронуть данный вопрос, поскольку выяснение сущности процесса ресоциализации (в том числе ресоциализации осужденных в период отбывания наказания) неразрывно связано с объяснением ряда таких терминов, как "социализация", "десоциализация", "воспитание личности". Человеку присуще многообразие желаний, стремлений, интересов, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализующихся в ходе социального взаимодействия с другими людьми, различными коллективами и группами, т.е. имеет, по сути, один источник - общественную жизнь человека. В процессе воспитания и образования общество и культура превращают первичные природно-органические потребности и инстинкты родившегося человеческого существа в социально значимые регуляторы поведения, формируют человеческую личность.

<1> См., например: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988; Морозова О.Ф. Социализация личности и ее реализация в пространственно-временных формах: Дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 1987; Филиппова Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества. Горький, 1985 и др.

Прежде всего необходимо разобраться в том, что представляет собой человеческая личность. Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные биология, психология и социология, мы можем выделить как минимум три уровня. Первый представлен генетически детерминированным, биологически наследуемым компонентом, т.е. определенными психофизиологическими задатками, которые впоследствии разовьются в интеллектуальные и духовные свойства человеческой психики. Второй уровень - психологический, он включает в себя мотивы, потребности, темперамент, характер, а также субъективные представления человека о самом себе. Третий - собственно личностный, в который включается комплекс социально значимых черт личности, поведения и деятельности. Существенные черты личности - ценностные ориентации, отражающие его восприятие и усвоение фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек, необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей и функций.

Биолого-генетический уровень заключается в том, что природа, эволюция заложили в человеке генетическую предрасположенность не только к развитию высших психических свойств - интеллекта, мышления, речи, но и к определенным типам поведения, среди которых социобиологи и этологи выделяют такие поведенческие стереотипы, как табу инцеста, склонность к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчин и женщин, альтруизм, агрессивность, стремление к групповому поведению и лидерству в подростковых группах и ряд других, прежде считавшихся уникальным достоянием человеческого существа. Это ни в коей мере не означает отрицания роли социальной среды, культуры и научения. Природа лишь заложила в человеке склонность к определенным видам поведения, и без соответствующей среды и обучения они не могут реализоваться. Существует неразрывное единство социального и биологического в человеке.

А.Н. Леонтьев в своем научном труде "Деятельность. Сознание. Личность" подчеркивает, что превращение индивида в личность происходит не изолированно от социальной среды. Индивид - это прежде всего генотипическое образование, обладающее той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, биологическими потребностями, аффективностью и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития многообразно меняются. Индивиды индивидуализируются в процессе биологической эволюции, а взаимодействуя со средой, становятся личностями. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Личность не является целостностью, которая обусловлена генотипически. Личность является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием взаимодействий социальной среды <2>.

<2> См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 195.

Личность именно как индивидуальность с философской точки зрения начинается тогда, когда она в состоянии возвыситься над повседневностью и встать в оппозицию к ней. Но нельзя представлять проблему таким образом, что достаточно это сделать в своих мыслях, мечтах, в своем воображении. В огромной мере пассивному проживанию жизни в воображении, в мире иллюзии способствуют современные средства массовой информации.

Таким образом, личность есть результат социализации индивида. Она должна рассматриваться в качестве субъекта общественных отношений, деятельности и общения.

Социализация - это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально типических, социально значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему полноценно участвовать в общественной жизни. Поэтому социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой. В ходе этого взаимодействия, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой - общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности, но не без активного участия самого человека в различных видах социальной деятельности.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - развитие и саморегуляция человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В таком значении данный термин стал употребляться не сразу. Первоначально понятие "социализация", или "социализирование", было идентичным понятию "обобществление". Известный французский ученый Ж. Тард, с именем которого связывают появление данного термина, под социализацией понимал "включение индивида в нацию, в народ, достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество" <3>.

<3> Тард Ж. Законы подражания: Пер. с фр. СПб., 1892.

Социализация - универсальный процесс, сопровождающий всю историю развития человеческого общества, ее этапы и стадии. Дискуссионный характер носят многие аспекты проблемы социализации: стадийность, длительность этого процесса, установление субъект-объектных отношений в процессе социализации. И, по сути, каждая социально-психологическая школа имеет свой взгляд на сущность данного процесса. Так, представители бихевиоризма рассматривают социализацию как процесс социального научения. В гуманистической психологии социальное развитие личности понимают как самоактуализацию "Я-концепции". В рамках психоаналитического подхода решающее значение в развитии человеческой личности отводилось периоду раннего детства, роли бессознательного в социализации личности. В дальнейшем с появлением теорий "развития познания" Ж. Пиаже и "нравственного развития" Л. Колберга общепринятым стало распространять социализацию на периоды детства, отрочества и юности, причем в эти периоды процесс социализации осуществляется наиболее интенсивно.

Отечественная психология, в частности Л.Н. Андреенкова, ограничивала период социализации возрастом 23 - 25 лет, что было связано с отождествлением социализации и социального становления личности <4>.

<4> См.: Андреенкова Л.Н. Проблема социализации личности // Соц. исследования. Вып. 3. М., 1970. С. 38 - 52.

Но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Одним из первых высказал эту мысль доктор Г. Бримм <5>. Следует отметить, что в настоящие время преодолен взгляд на социализацию как на процесс, охватывающий лишь отдельные периоды жизни человека. В настоящее время началось активное изучение социализации пожилых людей.

<5> См.: Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М., 1994. С. 108.

Социализацию личности, на наш взгляд, следует рассматривать как непрерывный процесс превращения родившегося индивида в полноправную человеческую личность, усвоения им определенной системы знаний, умений, норм, ценностей, приобретение особых индивидуально-психологических, а также социально значимых черт, позволяющих ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Непрерывный процесс социализации личности способствует ее совершенствованию, повышению ее социальной значимости в семье, организации, учреждении по месту работы, службы, общественной деятельности, в целом в обществе. Социализированная личность оказывает положительное влияние на социализацию тех, с кем она взаимодействует, а тем более по роду своей деятельности оказывает воспитательное воздействие.

В процессе социализации важны его основные этапы. В период ранней социализации важнейшую роль в развитии ребенка, формировании его сознания, мышления, восприятия, речи играют общение с родителями, различные игры, подражание взрослым. Исключительно велико значение общения с матерью и отцом, надлежащего ухода, правильного воспитания, начального обучения различным полезным навыкам. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.

Если на первоначальном этапе главным инструментом общения ребенка со взрослыми являлось интуитивное узнавание родителей, то качественно новый этап социализации начинается с момента овладения ребенка языком и речью. Именно они выступают важнейшим средством формирования сознания и мышления у ребенка. С этого момента он становится активным участником социального взаимодействия, получает разнообразные знания об окружающем мире, ему становится понятным смысл и значение окружающих его вещей. Овладение языком делает возможным включение в большой и уникальный мир человеческой культуры, теперь ребенок в состоянии усваивать опыт и знания предшествующих поколений.

Усвоение норм и ценностей культуры происходит у ребенка не только благодаря взаимодействию с окружающими его людьми, стремящимися объяснить ребенку правила поведения. В усвоении нормативных элементов культуры, научении ролевому поведению и выполнении ролевых требований особая роль принадлежит подражанию. С этим связано понимание окружающих его людей, их помыслов, желаний, настроений. Это способствует расширению процесса взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

В социализации индивида особое место отводится так называемым первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. На формирование сознания и самосознания ребенка оказывают влияние мнения и представления окружающих его лиц - родителей, друзей, соседей. Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у него развивается чувство уверенности в себе. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая вместе с этим чувство гордости, уважения или унижения за себя. С расширением социального взаимодействия в первичных группах у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он все в большей степени усваивает нормы и ценности социальной среды.

В процессе социализации подростка и юноши все большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования. На формирование мировоззрения и сознания человека, развитие его социальных качеств в современном обществе оказывают влияние средства массовой информации - кино, радио, газеты, телевидение. Они дают молодому человеку крайне важную для него информацию о событиях окружающего большого мира - города, страны, мира в целом, представляют различную информацию по самым разным областям жизни общества - экономике, политике, культуре, искусству. Доставляемая средствами массовой коммуникации информация и ее усвоение молодым человеком приобщают его к потребностям и интересам его страны, способствуют лучшему пониманию общенациональных проблем. Он становится соучастником происходящих в стране и мире событий, планирует свой дальнейший жизненный путь, выбор профессии, перспективу участия в общественно-политической жизни, задумываясь о своем месте в происходящих в стране событиях.

В социально-психологической литературе социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в социальную среду <6>.

<6> См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 276.

Сложность и многогранность процесса социализации вызывают к себе интерес многих наук.

Значительный вклад в развитие теории социализации внесла педагогика, где на протяжении долгого времени велась работа по поиску путей целенаправленного воспитательного воздействия. Педагогический аспект является столь значимым для теории социализации, что иногда происходит отождествление социализации и воспитания. Некоторая путаница данных понятий связана, как нам кажется, с тем, что воспитание употребляется в литературе в узком (педагогическом) и широком (социальном) значении.

Воспитание в широком смысле - функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений. Рассуждая о воспитании в социальном смысле, мы, по существу, рассматриваем социализацию человека как процесс и как результат.

Употребляя воспитание в специальном педагогическом смысле, мы имеем в виду сознательно организуемый процесс формирования личности, ее развитие в заданном направлении в соответствии с поставленными целями и задачами. Причем это двусторонний процесс, включающий как педагогическую деятельность субъекта по организации процесса воспитания, так и активность объекта воспитания.

Однако довольно сложно представить себе воспитание в чистом виде, поскольку мы не в силах оградить человека от окружающего мира (пусть это даже и будет изоляция во время тюремного заключения). Процесс социализации осуществляется как в специально организованных социальных институтах (семья, дошкольные учреждения, школа, профессиональные и высшие учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения), так и в различных неформальных группах, объединениях. В процессе своего формирования человек испытывает не только специально организованное воспитательное воздействие, но и стихийное, неконтролируемое, порой даже неосознаваемое. На его развитие оказывает влияние множество факторов, характер которых может не совпадать с целями специально организованного воспитательного процесса, а иногда и прямо им противоречить.

Однако это нисколько не снижает значения одного из явлений, так же как и не свидетельствует о возможности подмены одного понятия другим. В этом смысле возможно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что объем понятия "социализация" несколько шире, чем "воспитание", так как воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния <7>. Воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации <8>. "Педагогический процесс образования человека представляет собой единство трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека" <9>.

<7> См.: Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989. С. 194.
<8> См.: Психология / Под ред. А.А. Крылова. М., 1998. С. 241.
<9> Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1990. С. 31.

Еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание, - это соотношение понятий социализации и адаптации. В литературе встречается попытка "растворить" одно понятие в другом, в то время как социализация и адаптация, выражая взаимоотношения индивида и общества, где индивид выступает одновременно объектом и субъектом общественных отношений, раскрывают различные стороны этого взаимоотношения. Социализация - процесс становления социальной сущности человека, включение его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни, усвоение индивидом социального опыта, тогда как адаптация - активное приспособление к окружающему миру, т.е. данное явление следует прежде всего разграничивать не по тому, какое из них шире или уже, а именно по тем функциям, которые они выполняют в обществе. Адаптация может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую. Последняя представляет собой овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную ситуацию <10>.

<10> См.: Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. Рязань, 1995. С. 35.

Процесс социализации не изолирован от социальной системы, созданных в ней для этого условий. Основными из них являются: экономические, политические, социальные, идеологические, правовые. Личность формируется в конкретном историческом времени, на определенной стадии общественного развития, в различных социально-экономических и политических условиях. Кроме этого, процесс социализации личности зависит от качественных состояний социальной среды, с которой взаимодействует личность.

Социальная среда может быть представлена в виде социальных групп и организаций, оказывающих непосредственное влияние на социализацию личности. Большое влияние на социализацию личности оказывают качественные состояния общества. Они могут быть представлены как условиями его социально прогрессивного развития, так и кризисными состояниями. Иными словами, каковы качественные состояния общества, таковы и условия социализации личности в нем.

Однако социализация личности может приостанавливаться и оставаться на достигнутом уровне неизменной, а также прерываться. Это происходит в связи с изменением условий и обстоятельств, непосредственно касающихся личности. Так, социализация личности приостанавливается и не находит развития по причине кризисного состояния здоровья, ухода на пенсию по достижении предельного возраста или по другим обстоятельствам, повлекшим отстранение, неучастие личности в служебной, общественной деятельности. Социализированная личность либо остается на достигнутом уровне развития относительно продолжительное время, или постепенно утрачивает прежние социальные качества. Но это не означает, что данная личность приобретает асоциальные свойства, несмотря на то, что ее идеи и взгляды не будут соответствовать уже изменившимся условиям действительности.

Социализация личности приостанавливается также при создании для нее принудительных условий полной или частичной изоляции от общества, например, оказывается в таких условиях на территории другого государства в результате участия в военных действиях, когда попадает в экстремальные условия, связанные с нахождением ее в местах, где отсутствуют возможности для нормального выживания, а также получения помощи от человека. Так, оказавшись в плену у противника, многие не выдерживают и деградируют. В одних случаях процесс десоциализации заканчивается суицидом, а в других - предательством. Некоторые продолжают борьбу, ищут способы выжить самим, оказать помощь другим, совершают побег и др.

В периоды негативных социальных изменений и кризисов общества у части населения срабатывает психологическая защита в виде различных компенсаторных реакций, таких, как: алкоголизация, сексуальная распущенность, наркотизация, проявление агрессии к обществу, в том числе совершение преступлений. Особенно это касается лиц молодого и пожилого возраста, которые не могут "вписаться" в изменившиеся социальные отношения <11>.

<11> См.: Санников А.Н., Баранников Р.В., Молов Е.К. Отечественная пенитенциарная система - история, медико-социальные проблемы осужденных. Архангельск, 1997. С. 23.

Однако не решаемые на государственном уровне социальные проблемы не ведут к обязательному совершению противоправного поступка, так как являются только звеном в причинно-следственной связи данного явления. Доминирующее значение имеют ценностно-нормативные регуляции личности, характеризующие степень его социализации (культуры, образования и т.д.), которые в итоге определяют принятие решения и совершение поступка. Человек - существо социальное и во многом продукт микросреды, в которой он живет, будь то семья, школа, трудовой коллектив, компания сверстников и т.д. И, очевидно, содержание усваиваемого им опыта будет зависеть от этой микросреды. Нередко оно является негативным.

В связи с этим в науке выделяют такие понятия, как "асоциализация" и "десоциализация". Оба они означают антиобщественную направленность и антисоциальный характер усваиваемого личностью опыта. Сбои в процессе социализации на уровне различных ее институтов, когда личность попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды, приводят к тому, что человек начинает усваивать антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Происходит отчуждение индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права.

Так, потеря в детстве одного из родителей, процесс семейного воспитания в неполной семье не лучшим образом сказываются на социализации личности, в частности, это способствует тому, что число осужденных из неполных семей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, велико. Тенденция увеличения распада семей, а также семейное неблагополучие (алкоголизация, наркоманизация, паразитизм, преступная деятельность) увеличивают тенденцию совершения преступлений несовершеннолетними. Проблемы семейного воспитания превращаются в проблему социализации личности как в детском возрасте, так и в последующем. Деградация личности имеет прогрессирующий характер, когда в ее формировании прекращают принимать участие дошкольное учреждение, школа и другие социальные институты социализации.

Процесс десоциализации может касаться как отдельной личности, так и иметь массовое явление. Это происходит, как правило, когда общество или отдельные регионы находятся в кризисном состоянии, особенно если существует кризис в экономике, политике, социальной или духовной сферах, происходит увеличение социального расслоения общества, разрыв в доходах наиболее обеспеченной части и основной массы.

Признаками десоциализации могут являться различные асоциальные проявления, выражающиеся как во внешней поведенческой стороне, так и в деформации внутренней системы регуляции индивида, - искажение ценностно-нормативных представлений, антиобщественные социальные ориентации и установки, направленность личности <12>. В первую очередь это касается несовершеннолетних <13>. Возрастные физиологические и психологические особенности этого периода развития человеческой личности характеризуются достаточной гибкостью и подвижностью. Но из-за несформированности ценностно-нормативной подструктуры личности (жизненных идеалов, целей, устойчивых форм поведения) данная категория в наибольшей степени подвержена риску отрицательного влияния социального окружения.

<12> См.: Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1989. С. 24.
<13> Употребляя понятие "несовершеннолетний", мы имеем в виду возраст 14 - 18 лет. Хотя согласно периодизации психического развития данный временной интервал представляет собой два разных возрастных периода - старший подростковый и ранний юношеский, но в периодизации социального развития данный возрастной интервал рассматривается как маргинальный переходный период социализации.

Девиантное поведение, проявляющееся в различных нарушениях норм морали и права, неизбежно привлекает к себе внимание общества в лице его различных социальных институтов. И основная их задача заключается в социальном восстановлении личности, т.е. ее ресоциализации.

Следует отметить, что в социологии термином "ресоциализация" обозначают второй этап социализации, т.е. социализацию уже социально зрелых людей. Вторичная социализация, или ресоциализация, взрослых, как правило, диктуется условиями развития общества, для социальной структуры которого характерна ориентация на соответствующий достигаемый статус. Фактически это значит, что наиболее динамичная, принимающая активное участие в производственной сфере часть населения (в западных странах это средний класс) в течение своей жизни успешно осуществляет профессиональную карьеру, продвигаясь вверх по служебной лестнице. Назначение на новую должность и связанная с этим новая социальная роль могут быть результатом либо личных творческих достижений в сфере производства, науки, либо результатом специального обучения. Переход на новую социальную позицию требует от индивида овладения дополнительным объемом знаний, умений, навыков, приспособленных к новым реакциям и ожиданиям со стороны окружающих лиц, иными словами, ведет к определенным изменениям в структуре личности, сходных с теми, которые имеют место при нормальной, первичной социализации.

Вторичная социализация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от первичной. Во-первых, она опирается на большой жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Мировоззренческое, нравственное воспитание, приобщение к фундаментальным ценностям культуры в данном случае не играют существенной роли. Во-вторых, по своим масштабам и глубине воздействия на личность, ее субъективный мир вторичная социализация не имеет такого воздействия, как первичная, в процессе которой происходит формирование личности. В-третьих, психологические последствия социализации во втором случае гораздо скромнее. Ресоциализация взрослых в отличие от подростков не оказывает существенного воздействия на характер индивида, его мотивационную структуру, потребности, ценностные ориентации. Эти компоненты личности сформировались ранее, поэтому модифицируются в незначительной мере у социально зрелой личности.

Гораздо более сложным и масштабным процесс вторичной социализации может представляться в периоды резких социально-экономических и политических потрясений. В истории человечества подобных событий было достаточно много - революции, экономические кризисы, национальные катастрофы и т.п. В такие периоды социальная структура общества подвергается коренной ломке, уходят с исторической арены одни социальные классы, их место занимают другие, изменяется профессиональная структура общества. Выявляются значительные группы лиц, вообще не способных приспособиться к новой социальной структуре и ее нормативным требованиям. Для многих людей резкие социально-политические потрясения не имеют позитивного влияния и заканчиваются трагически.

Приставка "ре-" в переводе с латинского обозначает: 1) возобновление или повторность действия; 2) противоположное действие или противодействие <14>. Исходя из этого, ресоциализацию можно рассматривать, во-первых, как демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм, ценностей, во-вторых, как процесс усвоения ею повторно или впервые позитивных с точки зрения общества социальных норм, ценностей, образцов поведения. Так, М.И. Еникеев видит путь ресоциализации в том, чтобы восстановить в сознании десоциализированной личности общественно значимые нормы, сформировать навыки поведения <15>.

<14> См.: Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. М., 1985. С. 418.
<15> См.: Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии: Дис. ... д-ра психол. наук в виде научного доклада. М., 1996.

В зависимости от условий, в которых протекает процесс ресоциализации личности, выделяют допенитенциарную, пенитенциарную и постпенитенциарную ресоциализацию <16>.

<16> См., например: Казанцев В.Н. Социально-психологические аспекты социализации личности // Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. Рязань, 1995. С. 45; Южанин В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. Рязань, 1992. С. 16.

Допенитенциарный этап связан с ранним выявлением отклонений (деформаций) в процессе социализации. В ряде случаев посредством ресоциализирующих мер, принятых как специальными профилактическими структурами правоохранительных органов и общественных организаций, так и силами семьи, школы, иных учебных и трудовых коллективов, удается остановить процесс десоциализации личности, вернув ее в позитивное русло развития. Одно из важных направлений допенитенциарной ресоциализации в настоящее время связано с работой различного рода учреждений социальной помощи и поддержки, кризисных центров, социальных приютов <17>. Туда попадают дети и подростки, неблагоприятные условия жизни которых сделали невозможным их дальнейшее проживание в семье.

<17> Более подробно об опыте работы подобных учреждений см., например: Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.

Деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей посвящена работа В.И. Силенкова <18>. Основное внимание в работе уделено воспитательно-профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, под которой понимается специально организованная система целенаправленных социально-педагогических воздействий на несовершеннолетнего и его семью для выявления причин отклоняющегося поведения и создания предпосылок его изменения.

<18> См.: Силенков В.И. Воспитательно-профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

Особенно проблемной является организация пенитенциарной ресоциализации, т.е. ресоциализации осужденных в период их нахождения в исправительном учреждении. Это связано как с личностными особенностями самих осужденных, так и со спецификой условий мест лишения свободы, в которых протекает данный процесс.

Проблема ресоциализации осужденных к лишению свободы нашла определенное освещение в научных трудах и публикациях. Однако следует заметить, что в основном авторы уделяли внимание юридической стороне данного явления, и это не могло не отразиться на определении самого понятия "ресоциализация". Кроме того, как справедливо отмечают В.И. Дробышев и А.В. Чернышева, "представления о ресоциализации правонарушителей в местах лишения свободы оказались как бы встроенными в систему привычных оценок, посредством которых традиционно характеризуются сущность и содержание исправительно-трудовой деятельности" <19>. Так, З.А. Астемиров отождествлял содержание понятия "ресоциализация" с процессом исправления и перевоспитания осужденных в ИГУ <20>. Аналогичной точки зрения придерживается и Л.А. Высотина, которая считает, что перевоспитание осужденных должно быть направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни <21>.

<19> Дробышев В.И., Чернышева А.В. Теоретическая характеристика основных положений ресоциализации осужденных в ИТУ // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: Тр. Академии МВД России. М., 1995. С. 95.
<20> См.: Астемиров З.А. О понятии и сущности исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы: Тр. РВШ МВД СССР. Рязань, 1973.
<21> См.: Высотина Л.А. Педагогические основы исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. М., 1977. С. 44.

Профессор Н.А. Стручков в содержание данного термина включал не только пенитенциарный, но и постпенитенциарный период воспитательной работы с личностью <22>. Несомненно, имеются в виду два взаимосвязанных этапа ресоциализации осужденного - пенитенциарный и постпенитенциарный, преемственность между которыми будет способствовать более эффективному закреплению результатов ресоциализации, достигнутых в исправительном учреждении, и их дальнейшему развитию после освобождения.

<22> См.: Стручков Н.А. Новые аспекты исполнения наказания и исправления осужденных // Воспитание и правопорядок. 1981. N 1.

Необходимо также отметить, что, хотя проблемам ресоциализации осужденных на практике уделялось значительное внимание, в основном акцент ставился на заключительном этапе отбывания наказания, связанном с непосредственной подготовкой осужденного к освобождению. В связи с этим задачи ресоциализации состояли в восстановлении социально полезных связей, а также социальной адаптации лиц к условиям жизни на свободе.

Так, В.В. Громов и А.С. Крылов понимают под ресоциализацией "комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие прошлой преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества" <23>. В.Б. Писарев представляет ресоциализацию как сложный многогранный процесс, состоящий из ряда органически взаимосвязанных этапов, на которых различные субъекты должны осуществлять комплексное воздействие на совершивших уголовное преступление в целях обеспечения максимально возможной социальной адаптации этих лиц после освобождения к условиям жизни на свободе, а также социального контроля за их поведением <24>. Профессор И.В. Шмаров выносит процесс восстановления социально полезных связей за пределы ИТУ <25>, с чем вряд ли можно согласиться, поскольку работа по восстановлению социально полезных связей осужденного начинает проводиться уже в исправительном учреждении, а сам процесс ресоциализации невозможно свести лишь к восстановлению социально полезных связей.

<23> Громов В.В., Крылов А.С. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы: Сб. науч. тр. М., 1989. С. 37.
<24> См.: Писарев В.Б. Ресоциализация освобожденных от отбывания наказания // Исполнение наказания и социальная адаптация освобожденных. М., 1990.
<25> См.: Шмаров И.В. Предупреждение преступности среди освобожденных от наказания. М., 1974.

Интересен подход к рассмотрению пенитенциарной ресоциализации А.В. Чернышевой. Так, в своей работе она дает следующую структуру ресоциализации: "...от противодействий асоциальной деградации к ее приостановке, через преодоление деградации путем повторного приобщения индивида к "минимальным и достаточным" ценностям и нормам общества, к восстановлению данного индивида в качестве социализированного члена общества" <26>. А.В. Чернышева справедливо отмечает, что результат пенитенциарной ресоциализации связан с минимальными с точки зрения полноценной социализации изменениями в личности правонарушителя. Однако даже в качестве минимизированных задача достижения изменений в личности осужденного представляется достаточно сложной и предполагает решение таких вопросов, как подъем общеобразовательного уровня осужденных, приобретение осужденными специальности, повышение их производственной квалификации, охрана здоровья правонарушителей.

<26> Чернышева А.В. Ресоциализация осужденных женщин, освобождаемых из исправительно-трудовых колоний: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 29.

Вместе с тем вряд ли можно согласиться с определением А.В. Чернышевой пенитенциарной ресоциализации осужденных, под которой она понимает "сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, организационных, юридических и иных мер в основном принудительного по отношению к правонарушителям характера" <27>. Ресоциализация рассматривается как деятельность персонала исправительного учреждения, в силу чего данный процесс становится чем-то внешним по отношению к осужденному. Исходя из этого, следует принудительный характер принимаемых мер. Да, возможно использовать принуждение как известный педагогический метод. Но невозможно ресоциализировать осужденного, навязывая ему новые взгляды, ценности, без внутреннего принятия самим человеком этого, без его желания и готовности воспринимать и усваивать новое, отказываясь от негативного.

<27> Там же. С. 54.

По своей сути процесс ресоциализации аналогичен процессу социализации личности. И понимание ресоциализации как восстановления, повторного усвоения десоциализированной личностью социального опыта, системы знаний, социально одобряемых образцов поведения предполагает деятельность самого осужденного, который выступает прежде всего как активный субъект данного процесса. Как справедливо отмечает в своих работах А.В. Пищелко <28>, ядром педагогической концепции ресоциализации осужденного должно выступать положение о "субъектном развитии личности", суть которого состоит в том, чтобы заставить человека развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством навязанных ему воспитательных мероприятий невозможно, осужденные могут и должны изменить свое поведение сами. Персонал исправительного учреждения, выступая в качестве организатора всего педагогического процесса, может лишь побудить осужденных к этому, оказать им помощь в коррекции своего отношения к закону, к принятым в обществе моральным нормам. Иными словами, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой. При этом систему внешних воздействий, включая деятельность субъектов воспитания, следует рассматривать как факторы социализации (ресоциализации) личности, которые по отношению к ней выступают в качестве внешних условий ее развития <29>.

<28> См.: Пищелко А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных. Домодедово, 1994.
<29> См.: Стурова М.П., Первозванский В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. М., 1993. С. 5 - 7.

В связи с этим, на наш взгляд, небезынтересным является зарубежный пенитенциарный опыт, накопленный по проблеме ресоциализации осужденных. И, как нам представляется, наиболее конструктивные положения ресоциализации лиц, лишенных свободы, нашли свое отражение в теоретической концепции, лежащей в основе "реинтеграционной модели" обращения с заключенными, активно разрабатывающейся американскими пенитенциаристами в 60-е годы. В соответствии с ней в местах лишения свободы необходимо целенаправленно реализовывать три специфических процесса: личностную реформацию, социальную реабилитацию, поэтапную реинтеграцию в общество. Данная модель при своем осуществлении предполагала гуманизацию условий отбывания наказания, а именно создание в исправительных учреждениях гуманной среды обитания, или гуманной исправительной среды.

Этого, в свою очередь, можно достичь, создав для осужденного нормальные условия жизнедеятельности, основными компонентами которой являлись бы комфортные бытовые условия, безопасность, качественное питание и медицинский уход, отсутствие информационного вакуума, четкая организация режима, справедливое обращение со стороны персонала учреждения. Кроме того, гуманная среда обитания рассматривалась и как общее условие реализации иных средств исправления <30>.

<30> См.: Поздняков Е.М. Личность преступника и исправление осужденных (историко-психологический очерк). Домодедово, 1998; Психология и пенитенциарная практика зарубежных стран XX столетия (историко-сравнительный анализ): Моногр. М., 2000.

В настоящее время гуманизация выступает одной из ведущих идей реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы. При этом не только идет пересмотр отдельных положений уголовно-исполнительного законодательства, но и затрагиваются такие вопросы, как назначение пенитенциарной системы, ее цели и задачи. В связи с этим встает вопрос о том, вправе ли мы говорить о ресоциализации, если целью настоящего уголовно-исполнительного законодательства России является исправление осужденных и предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами <31>. Следует заметить, что данный вопрос и до этого обсуждался отечественными учеными, о чем свидетельствует ряд публикаций на этот счет <32>.

<31> См.: Уголовно-исполнительный кодекс России. М., 2001. Ст. 1.
<32> См., например: Байдаков Г.П. Исправление и перевоспитание осужденных и другие цели исполнения уголовного наказания // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сб. науч. тр. М., 1990. С. 60 - 68; Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. М., 1984. С. 164, 165; Стурова М.П. Педагогика социальной реабилитации осужденных: поиски и находки // Наказание: законность, справедливость, гуманизм: Материалы междунар. науч. практ. конф. Рязань, 1994. С. 126.

Однако дискуссии в большей степени касались выяснения соотношения таких понятий, как "исправление" и "перевоспитание". О ресоциализации говорили применительно к заключительному этапу отбывания наказания.

Мы же полагаем, что противоречия в этом нет, поскольку ресоциализация, как уже отмечалось, представляет собой усвоение осужденным (повторно или впервые) позитивных социальных норм, ценностей, образцов поведения, это изменение системы отношений личности к основным социальным ценностям: формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, что по уголовно-исполнительному законодательству определяется как исправление <33>.

<33> См.: Уголовно-исполнительный кодекс России. Ст. 9.

Временные рамки ресоциализации осужденных к лишению свободы не должны ограничиваться лишь периодом подготовки к освобождению и сводиться к работе так называемых школ по подготовке к освобождению и к решению вопросов трудового и бытового устройства. Процесс ресоциализации по своей сути намного глубже и сложнее. Необходимо понимать, что в первую очередь он касается личности самого осужденного и связан с изменениями в его сознании, поведении. Кроме того, как справедливо отмечают В.И. Дробышев и А.В. Чернышева, ресоциализация не ограничена рамками исправительного учреждения, поскольку с самого начала и до конца нацелена на "включение осужденного в обычные условия жизни общества" <34>. Это процесс психологической перестройки личности, и он довольно сложен и длителен, поэтому должен начинаться с самых первых дней пребывания осужденного в исправительном учреждении. Автор полностью солидарен с положением о том, что "самым действенным гарантом предотвращения рецидивной преступности является социализация личности, в том числе и в период отбывания ею наказания в виде лишения свободы. Только личность, принявшая как свои собственные общечеловеческие ценности, требования, нормы, может считаться социализированной, и только такая личность может противостоять отрицательному воздействию окружающей среды" <35>.

<34> Дробышев В.И., Чернышева А.В. Теоретическая характеристика основных положений ресоциализации осужденных в ИТУ // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: Тр. Академии МВД РФ. М., 1995. С. 96.
<35> Стурова М.П. О социально-педагогическом назначении пенитенциарной системы // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: Тр. Академии МВД России. М., 1995. С. 28.

Тем не менее ресоциализацию осужденных мы не можем рассматривать изолированно, в отрыве от процессов, сопровождающих отбывание наказания в виде лишения свободы. Более того, учитывая негативный характер ряда явлений, имеющих место в исправительных учреждениях и обусловленных спецификой среды мест лишения свободы, важно элемент стихийности этих воздействий на процесс ресоциализации свести к минимуму. И в этом смысле о ресоциализации можно говорить как об "управляемом процессе восстановления, накопления и развития положительного социального опыта осужденным в процессе отбывания уголовного наказания" <36>.

<36> Пищелко А.В. Педагогические основы ресоциализации личности осужденного (теоретико-методологический аспект): Дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада. М., 1994. С. 48.

Педагогический аспект процесса пенитенциарной ресоциализации осужденных, на наш взгляд, заключается в создании воспитывающей среды в исправительном учреждении, обеспечивающей осужденному реальную возможность для усвоения положительного социального опыта и изменения поведения уже в период отбывания наказания, поскольку целенаправленное воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации.

Данное положение позволяет рассматривать ресоциализацию с позиций функционирования воспитательной системы исправительного учреждения, что, в свою очередь, дает возможность изучить данный процесс в совокупности влияющих на него факторов.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что единое толкование термина "ресоциализация" отсутствует. Сложность и многогранность этого явления, а также проблематика работы обусловили необходимость уточнения позиции автора по данному вопросу. Принимая за основу трактовку исходного понятия "социализация", пенитенциарную ресоциализацию мы определяем как процесс усвоения осужденным (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения. При этом мы акцентируем внимание на том, что осужденный является прежде всего активным субъектом данного процесса. Однако в условиях мест лишения свободы важно и возможно сделать этот процесс управляемым, исходя из чего персонал исправительного учреждения должен выступать организатором жизнедеятельности осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы.