Мудрый Юрист

Правовая информатизация как средство повышения правовой культуры курсантов образовательных учреждений фсин России

Рекша Ю.М., старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Академии ФСИН России.

Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях правового государства [1].

Поступательное развитие общества возможно лишь тогда, когда между профессиональными группами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично [2].

Современная информационная система должна давать представителям всех профессиональных групп, особенно не слишком многочисленных, уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Решения, оказавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не отсутствия компетентности или неэффективного использования той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы.

В образовательных учреждениях ФСИН России необходимо создать действенные механизмы, обеспечивающие за счет более полной правовой информированности курсантов повышение эффективности права и его применения. Этой цели в значительной степени способствует система правовой информатизации.

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главная цель правовой информатизации в вузе состоит в построении правовой информационной системы, охватывающей все сферы жизни вуза [3].

Правовая информатизация в вузе осуществляется одновременно по следующим направлениям:

Информационно-правовые ресурсы вуза должны формироваться из банков действующих правовых актов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Информационная система вуза должна обеспечивать:

С этой целью необходимо создание программы "Правовая информатизация вуза", реализация которой позволит повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер курсантской жизни за счет информатизации; обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам; создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации.

В ходе реализации данной программы курсанты усваивают, приобретают в качестве основы своего мировоззрения убеждение в том, что современная правовая культура - это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она должна представлять собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [4].

Модель предлагаемой Программы можно представить в виде схемы (см. схему 1).

------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Руководящее звено вуза ¦
L--------------T---------------------T---------------------T-------------------
¦ ¦ ¦
/ ¦ /
----------------------------¬ ¦ ------------------------------¬
¦ Организация постоянно ¦ ¦ ¦ Организация условий для ¦
¦действующей правовой службы¦ ¦ ¦ получения дополнительного ¦
¦----------------¬ --------¬¦ ¦ ¦профессионального образования¦
¦¦ Мониторинг ¦ ¦Телефон¦¦ ¦ ¦-------------¬ -------------¬¦
¦¦осведомленности¦ ¦ службы¦¦ ¦ ¦¦В своем вузе¦ ¦В ином учеб.¦¦
¦¦ ¦ ¦доверия¦¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ заведении ¦¦
¦L---------------- L--------¦ ¦ ¦L------------- L-------------¦
L---------------------------- ¦ L------------------------------
¦
/
------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Создание и постоянное обновление базы данных ¦
L------------------------------------------------------------------------------
¦ / / /
/ ¦ ¦ ¦
----------------¬ ¦ ¦
¦ Организация ¦ ¦ ¦
¦актива правовой¦ ¦ ¦
¦ информатизации¦ ¦ ¦
L---------------- / ¦ ¦
------------+----------¬ ¦
¦ Создание спец. секции¦ ¦
¦ во внутривузовской ¦ ¦
¦ периодической газете ¦ ¦
L----------------------- ¦
/ ¦
--------------+--------¬
¦Организация свободного¦
¦доступа в компьютерном¦
¦ классе к базе ¦
L-----------------------

Схема 1. Модель правовой информатизации вуза

Правовая информатизация активизирует познавательную деятельность курсантов. Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентаций.

Правовая информатизация способствует также социально-приспособительной деятельности. В основе социально-приспособительной деятельности курсантов лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности.

Процесс правовой информатизации направлен на формирование четырех типов оценочных отношений:

Таким образом, правильно поставленный процесс правовой информатизации в вузе позволит курсантам усвоить, приобрести в качестве основы своего мировоззрения убеждение в том, что современная правовая культура - это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [4].

Литература

  1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Педагогика, 1991.
  3. Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Вестник высшей школы. 1998. N 12.
  4. Вильданова Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента // Прикладная психология. 2002. N 5/6.