Мудрый Юрист

Организационно-правовые проблемы информационного взаимодействия федеральной службы исполнения наказаний с другими правоохранительными органами по противодействию преступности

Кутуков С.А., доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, майор внутренней службы.

Проблема противодействия преступности в Российской Федерации в течение уже многих лет является актуальной и остро стоит перед правоохранительной системой, государством и обществом в целом.

С ростом темпов и масштабов данного явления получили свое развитие теоретические, правовые, организационные, уголовно-правовые, криминологические и иные аспекты борьбы с преступностью. Государство пытается нацелить на противодействие преступности все свои институты, а также активно привлекать для этого общественные и религиозные объединения, выстроить единую организационно-функциональную и правовую систему борьбы с данной угрозой <1>. Однако на сегодняшний день, как показывает практика, а также многочисленные научные исследования, проводимые в данной области, эффективность деятельности правоохранительных органов является недостаточной, еще далеко не все имеющиеся ресурсы и резервы используются в этой сфере. Представляется, что одним из направлений повышения эффективности деятельности правоохранительной системы по противодействию преступности в России является организация взаимодействия и координации, одной из наиболее важных частей и элементов которых является информационное взаимодействие.

<1> См.: Супонев С.П. Взаимодействие исправительных учреждений со средствами массовой информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Акад. упр. МВД России. М., 2001. С. 4.

Информационное взаимодействие по противодействию преступности представляет собой непрерывный, совместный или согласованный процесс сбора, анализа, передачи, обработки, хранения и использования информации, необходимой для создания функционально-организационного механизма в данной сфере правоохранительной деятельности. При этом информационное взаимодействие по своей природе достаточно емко и многогранно и может включать в себя как все элементы информационно-аналитической работы, так и отдельные его этапы, например сбор информации либо ее передачу и др.

На сегодняшний день в сфере информационного взаимодействия правоохранительных органов по противодействию преступности существует ряд проблем организационно-правового характера.

Так, среди проблем правового характера необходимо выделить следующие.

  1. Отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов этой деятельности. В связи с этим многие субъекты, которые обладают необходимыми силами и средствами для противодействия преступности, необоснованно отстраняются от этой деятельности либо решают их в рамках только ведомственных целей и задач, без взаимодействия с другими субъектами.
  2. Регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между различными субъектами либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативно-правовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов, и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер. Помимо этого, практика организации взаимодействия между различными субъектами правоохранительной системы, в том числе между ФСИН и другими правоохранительными органами, идет по пути подписания двусторонних соглашений и договоров о взаимопомощи, однако, хотя данное направление правового закрепления вопросов взаимодействия и имеет положительное действие, в целом она не решает проблемы организации взаимодействия в рамках всей системы. Кроме того, часто указанные формы правового закрепления имеют лишь региональный характер, а не общероссийский.
  3. Отсутствие или неэффективность правового регулирования работы с информационными ресурсами правоохранительных органов, в том числе вопросов доступа к ведомственным локальным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности.

Среди организационных проблем информационного взаимодействия субъектов противодействия преступности следует выделить следующие.

  1. Отсутствие единой информационной базы правоохранительных органов.

Важным шагом по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности является использование новых, современных подходов в организации их информационного взаимодействия, таких, как создание единого информационного пространства правоохранительных органов <2>. Это позволит обеспечить федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации комплексной информацией о состоянии и динамике развития криминогенной ситуации в регионе, стране, а также сделать краткосрочные и долгосрочные прогнозы и планировать работу различных субъектов исходя из реальных показателей, имеющихся сил и средств. Помимо этого, создание единого информационного пространства правоохранительных органов позволит наладить эффективное информационное взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации по координации усилий в борьбе с преступностью; реализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т.п.); использование взаимной доступности к определенным разрезам информационных массивов в качестве действенного средства борьбы с преступностью.

<2> См.: Информационно-аналитическое обеспечение ОРД ОВД: Учеб. пособие. Ч. 1 / Всерос. ин-т повышения квалификации работников МВД России, Междунар. межвед. центр подгот. сотр. по борьбе с незакон. оборотом наркотиков; Под ред. Б.Я. Нагиленко. Домодедово, 2004. С. 26.

Единое информационное пространство как сложный информационный комплекс должно создаваться с учетом существующих межведомственных соглашений по информационному обмену, а также информационно-технологической совместимости создаваемых в рамках единого информационного пространства информационных систем и банков данных <3>.

<3> См.: Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 102.

Наши исследования показали, что информационное пространство правоохранительных органов России является набором информационных систем (ведомственных, региональных), которые в силу различных причин слабо связаны между собой и малодоступны заинтересованным пользователям. Существующее положение дел приводит к дублированию работ, к избыточности в сборе первичной информации, к удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность создает затруднения в обмене информацией и доступе к ней. Вместе с тем за последние годы наметился определенный прогресс в создании отечественной информационной инфраструктуры взаимодействия в правоохранительной сфере. Работы по улучшению информационного обеспечения правоохранительных структур в последнее десятилетие сосредоточивались главным образом на создании соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. При этом предполагалось наличие необходимой информации, и ставился вопрос о возможности ее оперативного и целенаправленного использования с помощью современных средств обработки данных. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, при информационном взаимодействии в подразделениях правоохранительных органов нужной информации по-прежнему не хватает, а созданные автоматизированные информационные системы и средства передачи сведений не удовлетворяют потребностей для эффективного противодействия преступности.

  1. Структурно-функциональная неопределенность в правоохранительной сфере.

На сегодняшний день в правоохранительной сфере существует структурно-функциональная неопределенность, которая выражается в следующем:

  1. Внутриведомственная замкнутость и разобщенность.

Прежде всего проблемы такого рода связаны с противопоставлением частных целей и задач, стоящих перед конкретным правоохранительным органом, на достижение которых нацелена деятельность всей правоохранительной системы. Помимо этого, к замкнутости и разобщенности различных субъектов правоохранительной системы приводят слабое внутриведомственное взаимодействие и координация, различия в методах и средствах обработки информации, оценке эффективности, в том числе в рейтинговых и отчетных показателях, неосведомленность о целях и задачах деятельности друг друга.

  1. Неэффективность управленческой деятельности.

Среди факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности по созданию системы информационного взаимодействия правоохранительных органов, следует выделить такие, как: неэффективность координации на различных уровнях управления; принятие управленческих решений без комплексного анализа деятельности всех субъектов; отсутствие контроля и оценки деятельности всей системы в целом, а не каждого субъекта в отдельности, стиль руководства внутри того или иного правоохранительного органа.

Основой информационного взаимодействия ФСИН с другими правоохранительными органами должно стать создание автоматизированных баз данных. Создание таких баз представляет собой комплекс мероприятий по поэтапному созданию и внедрению программного комплекса для информационного обеспечения уголовно-исполнительной деятельности с учетом необходимого нормативно-правового, технического, финансового, кадрового и иного ресурсного обеспечения для ее практической реализации <4>.

<4> См.: Донцов И.И. Основы автоматизации управления в исправительном учреждении: Учеб. пособие / И.И. Донцов; РИПЭ МВД РФ. Рязань, 1998. С. 39.

Система обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы информацией строится на предоставлении статистических данных, которые не соответствуют требованиям новой нормативной базы и создают предпосылки для принятия зачастую недейственных управленческих решений. Некоторые показатели дублируются, в то время как другие необходимые отсутствуют, практически не поступает информация с первичных уровней управления (исправительные учреждения). Существующая информация не позволяет произвести комплексную оценку оперативной обстановки и своевременно отреагировать на возникающие нештатные ситуации.

Целями создания автоматизированной системы информационного взаимодействия являются:

Задачами автоматизированной системы информационного обеспечения при взаимодействии ФСИН с другими правоохранительными органами являются:

Основными объектами информационного обмена между ФСИН и другими правоохранительными органами при противодействии преступности могли бы являться следующие сведения:

Организация информационного взаимодействия ФСИН с другими правоохранительными органами по противодействию преступности должна быть направлена на изыскание в существующей структуре скрытых организационно-управленческих и правовых резервов борьбы с преступностью в Российской Федерации.