Мудрый Юрист

О роли библиотеки воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола в профилактике социально значимых заболеваний

Кармовский В.В., начальник отдела НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук.

Давыдова Н.В., старший научный сотрудник НИИ ФСИН России.

Основной целью деятельности библиотеки воспитательной колонии является формирование и развитие личности несовершеннолетних осужденных, их исправление и перевоспитание.

Осуществление воспитательного влияния библиотеки достигается посредством руководства чтением подростков, что, хотя и характерно для любой юношеской библиотеки, в колонии имеет свои особенности, определяющиеся прежде всего составом читателей. Большинство воспитанниц до осуждения чтением не увлекались, а если и обращались к книге, то только к имеющей определенное содержание: иногда читали женские романы. Исходя из этого, важнейшей задачей, стоящей перед библиотеками ВК, является формирование интереса к чтению, развитие читательского вкуса воспитанниц, руководство их чтением, т.е. реализация развивающей, информационной и образовательной функций библиотеки. В связи с этим работа библиотекаря носит педагогический характер, и сведение ее только лишь к выдаче книг является не чем иным, как примитивным социальным стереотипом, упрощенно трактующим суть и смысл библиотечной профессии, минимизирующим вклад библиотек в систему воспитательной работы с осужденными.

Любая библиотека является образовательным учреждением. В школе она выполняет вспомогательную функцию организации учебного процесса; вне школы - основную: ею пользуются читатели, непрерывно продолжающие расширять и обогащать то образование, которое они получили, стремящиеся овладевать конкретной профессией на основе самообразования. Библиотека для них становится источником знаний, накапливающихся на основе информации, которую несет каждый документ в фонде библиотеки, сформированном в определенном целевом тематическом и ином направлении.

О значении информации в преодолении различных социальных негативных проявлений говорилось на проходившей с 17 по 25 августа 2006 г. в Сеуле 72-й Генеральной конференции Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений ИФЛА-2006 (Международный библиотечно-информационный конгресс). В тематическом отчете IFLA/FAIFE "Библиотеки и борьба против СПИДа" была исследована роль и ответственность библиотек и информационных служб в борьбе с этим недугом общества. В отчете была объяснена вовлеченность библиотек в образование, разработку и внедрение информационных законов, распространение знаний о последствиях заражения ВИЧ-инфекцией, защищена и укреплена позиция библиотек в обществе, что в совокупности дает возможность библиотекам успешно участвовать в борьбе за здоровье нации. Главные тезисы отчета были сформулированы следующим образом: информация является единственной вакциной, помогающей предотвратить распространение ВИЧ-инфекции/СПИДа, доступ к информации является жизненно важным фактором в контроле над ним.

Нами было проведено исследование, которое могло бы дать представление о значении деятельности библиотек по профилактике социально значимых заболеваний среди воспитанниц Рязанской, Новооскольской и Томской воспитательных колоний.

Были исследованы посещаемость библиотек и читательские интересы по жанрам литературы, а также наличие литературы по профилактике социально значимых заболеваний и частота обращения к ней читателей.

Исследование было направлено на выявление в фондах библиотек воспитательных колоний литературы, которая помогает им в понимании опасности таких социально значимых заболеваний, как ВИЧ-инфекция/СПИД, гепатиты, туберкулез и другие, является средством их профилактики.

В результате проведенного анкетирования было установлено, что более 80% воспитанниц пользуются услугами библиотеки колонии как при проведении массовых мероприятий, так и индивидуально.

Обобщенные результаты ответов на вопрос "Посещаете ли Вы библиотеку?"

   Ответ   
           Наименование колонии           
Рязанская ВК
Новооскольская ВК
 Томская ВК
     Да    
  34 (56,1%)
   144 (85,7%)   
 90 (88,2%)
    Нет    
  21 (32,8%)
    21 (12,5%)   
 12 (15,8%)
Всего анкет
  64        
   168           
102        

Жанровые предпочтения в чтении воспитанниц

    Жанр    
           Наименование колонии          
Рязанская ВК
Новооскольская ВК
Томская ВК
Произведения
русских и
советских
писателей
      5     
        26       
    14    
Детективы   
     21     
        76       
    48    
Романы      
     32     
        83       
    37    
Фантастика  
     11     
        41       
    25    
Всего       
     69     
       226       
   124    

В библиотеке каждой из воспитательных колоний, где проводилось исследование, в фондах имелось до 50 наименований книг и брошюр, посвященных профилактике социально значимых заболеваний, которые поступают от различных благотворительных, правозащитных, религиозных организаций, в том числе 27, изданных в 2003 - 2006 гг. НИИ ФСИН России. Ответы на вопрос "Читали ли Вы литературу, посвященную профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа, туберкулеза и других социально значимых заболеваний?" распределились следующим образом:

   Ответ   
           Наименование колонии           
Рязанская ВК
Новооскольская ВК
 Томская ВК
     Да    
     28     
        102      
     76    
    Нет    
      6     
         42      
     14    
Всего анкет
     34     
        144      
     90    

Таким образом, количество воспитанниц, ознакомившихся с изданиями по профилактике социально значимых заболеваний, составило 77% от общего числа осужденных, посещающих библиотеку, что дает нам основание говорить о весьма высокой значимости тех методов библиотечной работы, которые применяются в воспитательном процессе колоний по профилактике и предотвращению таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция/СПИД, туберкулез, гепатит и др.

Литература

  1. Parker S. Success in Seoul! // IFLA Journal. December 2006. Volume 32. N 4.
  2. Матвеева Е.О. Развитие дефектологического библиотековедения в 90-е гг. XX века // Библиотечное дело - 2006: Скворцовские чтения: Материалы одиннадцатой международной научной конференции. М.: МГУКИ, 2006.
  3. Терешин В.И. Библиотека - образовательное учреждение // Материалы международной конференции. М.: МГУКИ, 2005.
  4. Бахурина Л.С., Янков А.В. Отношение осужденных в воспитательной колонии к книге, чтению и библиотеке // Социолог и психолог в библиотеке. Вып. 1. М.: РГЮБ, 2001.
  5. Беляева Л.И. Несовершеннолетний в ВК: Что полезно знать клубному работнику. М.: Ин-т прав человека, 1998.