Мудрый Юрист

Совершенствование правовой основы использования научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания

Епифанов С.С., доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, кандидат юридических наук.

Под научно-техническими достижениями в данной статье мы будем понимать новейшие технические средства, полученные в результате научных разработок, а также научно обоснованные формы и методы их использования, способствующие успешному решению задачи обеспечения правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания. К ним в полной мере можно отнести инженерно-технические средства, применяемые в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов по охране и надзору, а также специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Исследование закономерностей развития научно-технического прогресса в уголовно-исполнительной сфере неизбежно приводит к вопросу о содержании правовой основы применения научно-технических достижений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. В настоящее время имеется определенная теоретико-правовая база использования научно-технических средств и методов в правоохранительной деятельности (работы Р.С. Белкина, А.Д. Безрукова, Н.Н. Жижина, Н.И. Журавленко, С.В. Игнатова, А.И. Комарова, В.А. Максимова, В.Н. Омелина, В.Ф. Толмачева и других). Вместе с тем применительно к уголовно-исполнительной системе (УИС) проблема определения понятия и содержания правовой основы использования научно-технических достижений представляется актуальной.

Следует отметить, что правовое регулирование применения научно-технических достижений в уголовно-исполнительной сфере учитывает полифункциональность деятельности УИС. С одной стороны, уголовно-исполнительным законодательством, подзаконными нормативно-правовыми актами регламентируется разнообразный набор технических средств и методов, применяемых в целях предупреждения преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания. С другой стороны, различный режим их применения. Так, в пределах одного исправительного учреждения использование научно-технических средств для предупреждения правонарушений возможно на гласной основе (инженерно-технические средства охраны и надзора) и на конспиративной (специальные технические средства для негласного получения информации).

Следует отметить, что в юридической литературе (работы вышеназванных ученых) имеется определенный подход к интерпретации правовой основы применения технических средств в деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений. В частности, технические средства могут использоваться лишь тогда, когда имеется прямое указание закона или подзаконного нормативно-правового акта на возможность применения технического средства. В случае отсутствия такого указания применение научно-технических достижений возможно, но оно не должно противоречить закону и принципам существующей нормативно-правовой системы. При этом правовую основу использования технических средств составляет система установленных законом и подзаконными актами принципов и правил, определяющих условия допустимости, возможности, цели и порядок применения технических средств и соответствующих им методов.

Следовательно, применительно для УИС правовая основа применения научно-технических достижений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, представляет собой систему законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, которые, во-первых, определяют допустимость использования достижений научно-технического прогресса в уголовно-исполнительной деятельности, во-вторых, регламентируют организацию, порядок, условия, способы и результаты применения научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС.

Нормативно-правовое регулирование применения научно-технических достижений в УИС включает в себя нормы Конституции Российской Федерации, нормы законов Российской Федерации, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты. Заметим, что законодательными нормами, как правило, устанавливается общая допустимость и возможность применения научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС. Вместе с тем вопросы организации, порядка и условий использования научно-технических средств, способов их применения находятся в сфере подзаконного (в большей мере ведомственного) нормативно-правового регулирования.

Законодательные акты наряду с допустимостью использования научно-технических достижений в УИС могут содержать в себе определенные требования, связанные с их применением. Так, например, ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" разрешает использование различных технических средств в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. В Законе не конкретизируется порядок применения технических средств, но содержится важное общее требование к таким техническим и иным средствам: они не должны нанести вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. Следовательно, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в УИС допускается использование любых научно-технических достижений, при условии их соответствия вышеуказанному требованию.

В уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует аналогичное требование, связанное с безопасностью использования научно-технических достижений (инженерных и технических средств охраны и надзора) в отношении субъекта и объекта применения, природной среды. Вместе с тем на основании ч. 2 ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля, обеспечивая при этом открытость и гласность использования указанных научно-технических достижений.

По нашему мнению, в уголовно-исполнительном законодательстве целесообразно нормативное закрепление требования, связанное с тем, что использование научно-технических достижений в деятельности учреждений УИС по охране и надзору должно быть безопасным для жизни и здоровья людей (персонала, осужденных, лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также иных лиц, находящихся на территории учреждений УИС), не наносить вреда окружающей среде (биосфере и техносфере), применяться в соответствии с нормами нравственности.

Совершенно очевидно, что одним из основных условий, гарантирующих правомерность применения научно-технических достижений в УИС, является их использование исключительно в целях, определенных законом, и только уполномоченными на то субъектами. Так, применительно к сфере укрепления правопорядка в исправительных учреждениях использование научно-технических средств и методов должно иметь целью обеспечение личной безопасности осужденных и персонала, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в исправительных учреждениях (ИУ), нарушений установленного порядка отбывания наказаний, раскрытие преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение, а также розыск осужденных, совершивших побег, уклоняющихся от отбывания наказания. Достижение такой цели нередко требует решения задач, связанных с негласным проведением различных мероприятий, о существе которых должен знать строго ограниченный круг лиц (осуществление оперативно-розыскной деятельности). В силу этого ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих применение научно-технических достижений в УИС, регулирует вопросы использования технических средств и методов на конспиративной основе, а также получаемой при этом закрытой информации.

Заметим, что отдельные технические средства, тактико-технические приемы и действия могут быть допустимы нормой закона, но не регламентированы подзаконными актами. Так, в целях обеспечения правопорядка ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наделяет администрацию ИУ правом использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Однако в подзаконных (ведомственных) актах, наряду с широкой регламентацией использования технических средств надзора, отсутствует четкое понятие средств контроля, не определены порядок и условия их применения.

В настоящее время существует противоположная ситуация, когда применение того или иного вида технических средств в УИС установлено ведомственным (подзаконным) актом, но не определено законом. Это в первую очередь относится к использованию инженерно-технических средств в охране исправительных учреждений. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 83) фактически не регламентируется применение администрацией ИУ технических средств охраны, а уделено внимание лишь техническим средствам надзора и контроля, отсутствуют нормы, разрешающие использование в охране и надзоре инженерных средств (колючей проволоки, ограждений, заграждений и т.д.).

Несмотря на указанные пробелы в Уголовно-исполнительном кодексе, отсутствие прямого указания на использование инженерных и технических средств охраны, эти средства все же активно применяются в УИС, поскольку цель их использования, отраженная в ведомственных нормативно-правовых актах, не противоречит цели и задачам уголовно-исполнительного законодательства. Вместе с тем совершенствование правовой основы использования научно-технических достижений в УИС во многом связано с устранением таких пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве.

Применение научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС обусловлено надлежащим документальным оформлением, регламентируемым нормативно-правовыми актами. Документальное оформление использования научно-технических достижений в УИС включает в себя фиксирование:

По нашему мнению, оптимальное содержание правовой основы использования научно-технических достижений в сфере обеспечения правопорядка в УИС определяется наличием в ее составе правовых актов, нормы которых регламентируют:

В настоящее время ряд нормативно-правовых актов регламентирует отдельные вышеперечисленные вопросы, связанные с процессом внедрения и использования научно-технических достижений в УИС, однако существующие пробелы в правовом регулировании обусловливают дальнейшую проработку проблемы совершенствования правовой основы этой деятельности.

Отмечая позитивные моменты, обусловленные самим фактом наличия ст. 83 в УИК РФ, заметим, что термин "технические средства надзора и контроля" можно трактовать неоднозначно. Одна из его составляющих - это технические средства надзора за осужденными, т.е. с практической точки зрения та техника, которая используется службой безопасности с целью повышения эффективности профессиональной деятельности по обеспечению надзора в ИУ. Другая составляющая - это технические средства контроля. В существующей редакции наименования ст. 83 УИК РФ средства контроля и технические средства надзора стоят как бы "на одной параллели": есть средства контроля и есть средства надзора. Вместе с тем понятия "контроль" и "надзор" могут соотноситься друг с другом как часть и целое. Известно, что надзор в исправительных учреждениях реализуется путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных. Следовательно, технические средства, используемые в процессе организации надзора с целью гласного, открытого контроля за поведением осужденных, являются составляющими более широкого понятия "технические средства надзора".

Не следует забывать, что технические средства контроля могут использоваться на конспиративной основе для негласного получения информации, т.е. являться специальными техническими средствами оперативно-розыскной деятельности, задачи которой определены в ст. 84 УИК РФ.

В п. 1 ст. 83 УИК РФ указано, что технические средства надзора и контроля используются "и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных". Вместе с тем представляется очевидным, что в качестве объекта применения технических средств наряду с осужденными могут быть и персонал ИУ, и иные лица, находящиеся на территории исправительных учреждений. Об использовании указанных технических средств в отношении персонала и иных лиц в ст. 83 ничего не говорится. Однако на практике используются, например, приборы непрерывного бесконтактного контроля физического состояния (уровня бодрствования) и присутствия на посту часовых, несущих службу по охране ИУ, или оператора пульта управления техническими средствами путем регистрации их двигательной активности и сердечной деятельности.

По нашему мнению, наличие в п. 1 ст. 83 УИК РФ словосочетания "аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля" представляет собой попытку неудачной, неоконченной и неверной классификации используемых в исправительных учреждениях технических средств. Что явилось основанием такой классификации, остается загадкой. По существу, аудиовизуальные средства отнесены к одной, а электронные средства - к другой категории техники. Вместе с тем совершенно очевидно, что, например, средства аудиозаписи или видеонаблюдения, невольно отнесенные законодателем в разряд аудиовизуальных средств, по своей сути являются электронными средствами. К тому же представляется нецелесообразным давать в законодательном акте подробную классификацию технических средств по физическому принципу их функционирования. В условиях научно-технического прогресса она всегда будет неполной и неоконченной.

Закрепленный в УИК РФ обобщенный термин "технические средства надзора и контроля" фактически не получил своего понятийного определения в законодательных и подзаконных актах. Ведомственными актами Минюста России и ФСИН России регламентируются вопросы оборудования и технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), а не "технических средств надзора и контроля". Там же содержатся определения понятия инженерных и технических средств охраны и надзора. Соответственно в учреждениях уголовно-исполнительной системы применяются инженерно-технические средства охраны (ИТСО) и инженерно-технические средства надзора (ИТСН). И в охране, и в надзоре есть группа средств, которые относятся к инженерным, и набор средств, которые относятся к техническим.

Представляется целесообразным нормативное закрепление в ст. 83 УИК РФ требования безопасности применения в ИУ инженерных и технических средств. Его суть сводится к тому, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде. Имеется в виду, что эти специфичные средства не должны причинять какого-либо преднамеренного, умышленного вреда здоровью осужденных. Вместе с тем риск причинения вреда здоровью осужденного может иметь место при совершении им преступления или грубого нарушения установленного порядка отбывания наказания. Кроме этого, нельзя забывать и о субъектах применения техники в ИУ, остальном персонале и иных лицах, находящихся на территории исправительного учреждения. Использование инженерных и технических средств должно быть безопасным для их здоровья, а также не причинять вреда окружающей среде.

Следовательно, наличие в ст. 83 нормы, обязывающей администрацию ИУ под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля, может означать, с одной стороны, не только закрепление факта того, что каждое действие осужденного находится в поле зрения администрации, которая применяет для этого соответствующие технические средства, но, с другой стороны, и то, что отдельные инженерные и технические средства при совершении, например, побега способны причинить вред здоровью правонарушителя.

В п. 3 ст. 83 указано, что перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Однако не конкретизируется уровень данных актов. Очевидно, что порядок применения технических средств - это область ведомственного нормотворчества. Этого нельзя однозначно утверждать, говоря о перечне этих средств, разрешенных к применению в ИУ. В настоящее время фактически отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий "перечень технических средств надзора и контроля". Косвенно к нему можно отнести классификацию видов инженерных и технических средств охраны и надзора, содержащуюся в соответствующих нормативно-правовых актах Минюста России, а также далеко не полный Перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденный Приказом ФСИН России от 3 марта 2005 г. N 38. Но опять в указанных актах есть перечень и наименования инженерно-технических средств охраны и надзора, а не "технических средств надзора и контроля", как обозначено в УИК РФ.

Вместе с тем согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314) директор ФСИН России вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения о принятии на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники для последующего представления в Правительство Российской Федерации. Следовательно, вопрос о перечне основных групп инженерных и технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, можно отнести к компетенции Правительства РФ. В подобном перечне указываются не конкретные модели, марки, наименования этой аппаратуры, а только их обобщенные видовые названия, как, например, в Перечне специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770.

Таким образом, с целью совершенствования правового регулирования использования научно-технических достижений в исправительных учреждениях нами предлагается внести изменения в название ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в следующей редакции: "Применение инженерных и технических средств охраны и надзора". На основании вышеизложенного в содержании данной статьи целесообразно наличие следующих норм.

  1. Администрация исправительных учреждений вправе использовать инженерные и технические средства охраны и надзора для предупреждения и пресечения побегов и других преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных и иных лиц.
  2. Инженерные и технические средства не должны причинять преднамеренного вреда здоровью осужденных. Их применение должно быть безопасным для персонала и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, а также для окружающей среды.
  3. Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении инженерных и технических средств охраны и надзора.
  4. Перечень инженерных и технических средств охраны и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных средств регламентируется нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний.