Мудрый Юрист

Начальник исправительного учреждения в механизме трудовой адаптации осужденных

Шлыков В.В., профессор кафедры управления органами и учреждениями УИС Академии ФСИН (г. Рязань), кандидат экономических наук.

Представляется, что формирование новых взглядов на труд осужденных к лишению свободы, которые на сегодняшний день заключаются в его адаптационном значении, реорганизация государственных унитарных предприятий (ГУП) уголовно-исполнительной системы (УИС) в центры трудовой адаптации осужденных (учебные и лечебные мастерские) предполагали и предполагают (потребуют) от начальника исправительного учреждения (НИУ) принятия целого ряда управленческих решений, связанных как с ликвидацией ГУП, так и с организацией деятельности колонии в целях трудовой адаптации осужденных. И если процесс ликвидации ГУП был регламентирован соответствующими нормативными актами и методическим указаниями, которые задавали алгоритм, включающий проведение инвентаризации имущества и обязательств ГУП, выявление и письменное уведомление всех кредиторов ГУП о его ликвидации, подготовку сведений о размерах и составе активов ГУП, их состоянии и степени ликвидности и т.д., до оформления в установленном порядке государственной регистрации ликвидации юридического лица, то действия начальника исправительного учреждения, связанные с изменением парадигмы труда осужденных к лишению свободы, смысл которого (труда) заключается теперь в их (осужденных) трудовой адаптации, могут вызывать у него определенные трудности.

Не случайно, как отмечает С.Х. Шамсунов, реализация данного направления во многом будет затруднена, если не будет разработана новая система взглядов, принципов и предметов, определяющих пути и способы организации труда осужденных и позволяющих не только решить экономические и хозяйственные проблемы, но и снизить уровень преступности, обеспечить охрану прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а по своим целям, задачам соответствовать приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации <1>.

<1> См.: Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 5. С. 2.

Как показывает практика, ограниченность как производственных (к труду в рамках УИС привлекаются порядка 30% осужденных), так и воспитательных возможностей центров трудовой адаптации осужденных (в его состав, помимо производственных цехов и участков, не входят другие структуры) не позволяет им в полном объеме решать задачи трудовой адаптации, поскольку данный процесс намного шире просто привлечения осужденных к труду.

Вместе с тем в настоящее время исправительная колония обладает организационно-правовым, методико-воспитательным, структурным и кадровым потенциалом для решения указанных задач. Речь идет о действующей нормативно-правовой базе уголовно-исполнительной системы, используемых и внедряемых методиках исправления осужденных, наличии психологической лаборатории (психолога), отделения социальной защиты, учета труда трудового стажа осужденных, профессиональном училище (его филиале), расположенном на территории ИУ, действии дистанционных программ получения осужденными высшего и среднетехнического образования.

Если миссию исправительного учреждения по решению задач трудовой адаптации представить как накопление осужденными жизненно необходимого опыта сосуществования в социально-трудовом коллективе исправительного учреждения за счет производственной деятельности и/или социально значимых для уголовно-исполнительной системы работ, дистанционного получения высшего или среднеспециального образования, с получением профессии (специальности), необходимой осужденному не только в исправительном учреждении, но и после освобождения, то иерархичность целеполагания, представленного в виде "дерева целей", для начальника исправительного учреждения можно представить в виде следующих целей:

  1. оценка полноты возможностей трудовой адаптации осужденных исправительным учреждением;
  2. уяснение задач центра трудовой адаптации осужденных в вопросах трудовой адаптации;
  3. обеспечение организационного механизма процесса трудовой адаптации;
  4. организация взаимодействия между структурными подразделениями исправительного учреждения по решению задач трудовой адаптации;
  5. выбор показателей эффективности деятельности исправительного учреждения (ИУ) и его структурных подразделений по трудовой адаптации и порядок их оценки.

Оценивая полноту возможностей трудовой адаптации осужденных исправительным учреждением, начальнику исправительного учреждения необходимо решить следующие задачи:

На сегодняшний день возможности ИУ по трудовой адаптации распространяются на осужденных к лишению свободы, привлекаемых к оплачиваемым работам, работам по хозяйственному обслуживанию учреждений, обучающихся в профессиональном училище, высших и средних специальных учебных заведениях. Исходя из этого, оценка учебно-производственных возможностей по трудовой адаптации осужденных (УПВТА) может производиться по формуле:

УПВТА = КРМ x КС + КРК + МПУ + ХО + КООЗ,

где: КРМ - количество рабочих мест в ЦТАО при работе в одну смену; КС - количество смен; КРК - количество работающих по кооперации; МПУ - наличие мест в профессиональном училище ИУ; ХО - хозяйственное обслуживание; КООЗ - количество осужденных, обучающихся заочно.

Если учебно-производственные возможности ИУ по трудовой адаптации осужденных составляют меньше 50 - 60% от среднесписочной численности осужденных, то начальнику исправительного учреждения совместно с руководством территориального органа необходимо принимать меры по их расширению, поскольку значительная часть осужденных принадлежит к категории, которой процесс трудовой адаптации не может быть предложен в связи с отсутствием соответствующих учебно-производственных возможностей.

Задачи центра трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) в вопросах трудовой адаптации в общем виде могут включать в себя следующие задачи:

Рис. 1. Задачи центра трудовой адаптации осужденных

                        ------------------¬
¦Общие задачи ЦТАО¦
L--------T---------
¦
--------------------------+----------------------¬
-------+-------¬ -------+-------¬ --------+----------¬
¦ Эффективное ¦ ¦ Создание ¦ ¦Перепрофилирование¦
¦ использование¦ ¦ новых рабочих¦ ¦ рабочих мест ¦
¦ имеющихся ¦ ¦ мест ¦ ¦ ¦
¦ рабочих мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------- L--------------- L-------------------

Достижение третьей цели - обеспечения организационного механизма процесса трудовой адаптации состоит в положительном воздействии специальных форм и методов организации труда осужденных, применяемых администрацией исправительного учреждения.

Обеспечение организации механизма процесса трудовой адаптации предполагает постановку и решение следующих задач:

Как известно, процесс трудовой адаптации состоит из отдельных этапов. Первый этап - приспособление осужденных к среде исправительного учреждения. Второй - приспособление их к производственной среде ИУ за счет привития трудовых навыков, необходимых в ИУ, и/или привлечения к выполнению социально значимых для учреждения (уголовно-исполнительной системы) работ <2>. Третий - освоение профессий, необходимых после освобождения (рис. 2).

<2> См.: Шлыков В. Понятийно-категориальный аппарат процесса трудовой адаптации и социализации осужденных к лишению свободы // Закон и право. 2005. N 10.

Рис. 2. Этапы процесса трудовой адаптации

                         -------------------¬
¦Трудовая адаптация¦
¦ осужденных к ¦
¦ лишению свободы ¦
L--------T----------
¦
----------------------------+--------------------------¬
------+-----¬ ------------+------¬ -------------+-----¬
¦ Адаптация ¦ ¦ Привитие ¦ ¦Освоение профессий¦
¦ к среде ИУ¦ ¦ (восстановление) ¦ ¦ (специальностей),¦
¦ ¦ ¦первичных трудовых¦ ¦ необходимых после¦
¦ ¦ ¦навыков, получение¦ ¦ освобождения ¦
¦ ¦ ¦ профессий, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ необходимых в ИУ ¦ ¦ ¦
L------------ L------------------- L-------------------

В то же время трудовую адаптацию можно рассматривать как в широком, так и узком смысле слова, что может вызывать некоторую путаницу в использовании данного термина. Второй и третий этапы трудовой адаптации (рис. 2) можно рассматривать соответственно в узком (трудовая адаптация к потребностям конкретного ИУ) и широком (ТА, позволяющая использовать полученную профессию (специальность) после освобождения) смыслах слова. Указанные этапы для отдельных осужденных могут быть совмещены (поскольку получаемая профессия может быть востребована после освобождения).

Как справедливо отмечает Ю.А. Алферов, чтобы прогнозировать трудовую активность как элемент становления личности, воспитатель для правильного подхода к перевоспитанию правонарушителя должен поставить с помощью социологических методов точный диагноз профпригодности осужденного, а равно и его нравственную болезнь, уточнить уровень психологических отклонений, проследить течение и развитие различных пороков и только затем определять исправительно-трудовые программы, в которых вопросам трудового воспитания должно отводиться центральное место. Ибо труд в местах лишения свободы демократизируется уже не на словах, а на деле и становится одним из главных рычагов воздействия на личность <3>.

<3> См.: Алферов Ю.А. Кризис уголовно-исполнительной системы и некоторые аспекты трудового перевоспитания осужденных в современных условиях // Новые формы хозяйствования и трудового использования осужденных в условиях рыночной экономики. 1996. С. 9 - 10.

Неоднородность состава осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, предполагает дифференцированный подход в привлечении их к труду с целью организации процесса трудовой адаптации. Это означает, что комплекс мероприятий, проводимых администрацией исправительного учреждения с целью трудовой адаптации, обусловливает необходимость оценки потенциала осужденных по их общеобразовательной и профессиональной подготовке, предыдущему и нынешнему отношению к трудовой деятельности.

На основании этой оценки осужденные могут быть отнесены к:

По последовательности прохождения процесса трудовой адаптации последних можно разделить на:

Процесс трудовой адаптации может выявить осужденных, не желающих в добровольном порядке приступить к ее осуществлению.

Указанные категории в силу их различий требуют от НИУ создания дифференцированного механизма организации процесса трудовой адаптации.

Предложенная автором классификация осужденных к лишению свободы соответствуют целям классификации, изложенным в п. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в котором указывается: "...разделение заключенных на категории облегчает работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе" <4>.

<4> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с постатейными понятийными материалами. 2003. С. 971.

В какой-то степени это можно сравнить с существующей в пенитенциарной системе Японии классификацией осужденных на категории: V - лица, в отношении которых признано необходимым проведение профессиональной переподготовки; E - лица, в отношении которых признано необходимым проведение образовательно-воспитательных мероприятий; G - лица, в отношении которых признано необходимым проведение мероприятий по социальной ориентации <5>.

<5> См.: Спицын В. Наказание и его использование в местах лишения свободы Японии // Преступление и наказание. 2004. N 12. С. 32.

Опора на предложенную классификацию позволит администрации учреждений осуществлять дифференциацию и определять примерный объем социально-трудового воздействия на конкретного индивидуума исходя из учебно-производственных возможностей ИУ, существующего опыта, учета режима колонии и особенностей осужденного по отношению к процессу трудовой адаптации.

Поскольку, как мы выяснили, задачи трудовой адаптации в ИУ не ограничиваются деятельностью ЦТАО, начальнику учреждения необходимо организовать взаимодействие между структурными подразделениями в вопросах трудовой адаптации осужденных, что можно рассматривать как четвертую цель реформированного производства ИУ.

Отнесение осужденных к лишению свободы к той или иной категории по отношению к процессу ТА происходит при активном участии начальника отряда. Он на основании полученных данных проводит с осужденными разъяснительную работу, направленную на разъяснение их прав и обязанностей в отношении трудовой деятельности исходя из особенностей их содержания, производственных возможностей исправительного учреждения и механизмов реализации процессов трудовой адаптации.

Опираясь на социальные паспорта отрядов, отделом трудовой адаптации совместно с группой (отделом) организации профессиональной подготовки осужденных <6> производится подсчет количества осужденных в каждой из групп. Производственный отдел совместно с группой трудовой адаптации готовит справку о возможностях ИУ по организации процесса трудовой адаптации в ЦТАО исходя из производственных мощностей, портфеля заказов и других факторов, влияющих на уровень организации производства. Отняв от общего числа осужденных, содержащегося в ИУ, осужденных, не подлежащих процессу трудовой адаптации, с учетом имеющихся учебно-производственных возможностей составляются графики организации трудовой адаптации, расчет времени, необходимого для ее организации по категориям.

<6> При отсутствии указанных структурных подразделений НИУ может возложить эти обязанности на группу социальной защиты и учета трудового стажа.

После выявления осужденных, отнесенных к той или иной группе, с опорой на существующий механизм организации производственной деятельности, часть осужденных может быть направлена непосредственно на производство в качестве учеников либо привлекаться к производственной деятельности в соответствии с имеющимися у них трудовыми навыками. По согласованию с профессиональным училищем часть осужденных может быть направлена в профессиональные училища. По отношению к ним необходимо использовать более интенсивное воздействие, направленное на появление и развитие трудовых навыков. Контроль над переводом осужденных из одной категории по отношению к трудовой адаптации в другую можно возложить на группу социальной защиты и учета трудового стажа, внеся соответствующие дополнения в должностные инструкции сотрудников группы.

Организовывая процесс трудовой адаптации, НИУ должен иметь инструментарий, позволяющий оценить эффективность деятельности учреждения, отдельных структурных подразделений, принимающих участие в этом процессе. Таким инструментарием должна стать система показателей ТА. В настоящее время порядок оценки выбранных показателей достаточно сложен и, видимо, спорен ввиду отсутствия нормативной и методической базы по этому вопросу. Представляется, что затронутая тема еще вызовет к жизни исследования, посвященные оценке эффективности ТА. Но в первом приближении автор предлагает использование системы показателей, приведенной на рис. 3.

Рис. 3. Система показателей эффективности ТА

                       -------------------¬
¦ Показатели ¦
¦трудовой адаптации¦
L--------T----------
¦
----------------T----------+----------T--------------¬
-----+-----¬ -----+-----¬ ------+----¬ -----+------¬
¦ Для ¦ ¦ Для ЦТАО ¦ ¦ Для ПТУ ¦ ¦Поотрядно и¦
¦учреждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по группам¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осужденных¦
L----------- L----------- L----------- L------------

Для исправительного учреждения такими показателями могут служить:

Для центра трудовой адаптации:

Для профессионального училища:

Показатели 2 - 4-й групп (рис. 3) могут использоваться начальником исправительного учреждения для оценки подчиненных, 1-й группы - для самоконтроля и коррекции управленческих решений.