Мудрый Юрист

Совершенствование правового регулирования физической подготовки сотрудников УИС

Черпаков А.И., преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Академии ФСИН России.

В настоящее время актуализируются проблемы, касающиеся вопросов организации физической подготовки в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Они нашли свое выражение в снижении уровня профессионализма, физической подготовленности, увеличении количества нарушений законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Эти и другие негативные явления выдвигают на первый план вопросы совершенствования работы с сотрудниками УИС, прежде всего организационно-правового обеспечения их физической подготовки.

Как показывает изучение практики, в сфере управления физической подготовкой в УИС имеется много недостатков и нерешенных проблем. Существующий механизм, организационная структура, формы управления и действующее законодательство в определенной степени устарели и не способствуют повышению уровня физической подготовленности сотрудников УИС. Отсутствует должный уровень контроля за организацией и содержанием обучения кадровых аппаратов подразделений УИС и ответственности. Слабо разработаны вопросы правовой регламентации организации физической подготовки, отсутствует административно-правовое обеспечение в указанной сфере.

Все эти факторы приводят к тому, что уровень физической подготовленности личного состава подразделений УИС нельзя признать вполне удовлетворительным. Анализ участия сотрудников, курсантов и слушателей учебных заведений в пресечении противоправных действий обнаруживает серьезные недостатки в их подготовке, нередко приводящие к получению ими тяжких телесных повреждений и даже к гибели. Значительная часть сотрудников не умеют применять приемы самозащиты, вести прицельную скоростную стрельбу из табельного оружия непосредственно после интенсивной физической нагрузки, не обладают должным уровнем выносливости, имеют избыточный вес и обнаруживают физическую беспомощность в противоборстве с преступными элементами.

Для устранения указанных негативных явлений необходимы в первую очередь совершенствование организации и правового обеспечения физической подготовки, повышение качества и эффективности работы государственных и общественных органов управления в этой сфере.

Анализ развития нормативно-правовой базы в УИС позволил сделать вывод, что действующее Наставление по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России является не чем иным, как копией тех документов, которые были до него. Кроме того, ослабление контроля за исполнением данного документа, неопределенная организационная структура управления этим процессом, на наш взгляд, означают шаг назад. Отрицательным является то, что данный нормативный правовой акт не смог учесть некоторые обстоятельства физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности:

  1. подготовку различных категорий сотрудников к профессиональной деятельности;
  2. проблему, связанную с оцениванием индивидуальной подготовленности сотрудников (остались без изменений нормативы для сотрудников ФСИН России);
  3. отсутствие четкого разделения в плане организации физической подготовки в различных подразделениях (например, организации физической подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России, отделах специального назначения, с сотрудниками управленческого состава);
  4. предложения по повышению эффективности организации физической подготовки сотрудников УИС.

Как процесс физическая подготовка имеет сложную целостную структуру и складывается из взаимосвязанных компонентов, таких, как: 1) теоретическая подготовленность (освоение специальных знаний, формирование жизненных позиций); 2) тактическая (умение целесообразно использовать функциональный, технический и психологический компоненты с учетом обстановки и конкретно сложившейся ситуации); 3) психологическая (формирование и развитие свойств личности и психологических качеств); 4) функциональная (развитие физических качеств и функциональных возможностей организма); 5) техническая подготовленность (формирование умений и навыков в освоении системы двигательных действий).

Анализ опыта разработки руководящих документов по физической подготовке в зарубежных правоохранительных органах свидетельствует об идентичности многих направлений исследований с основными научными аспектами, разработанными нашими научными коллективами и ведущими отечественными учеными в области физической подготовки.

Мы считаем, что система физической подготовки сотрудников как подсистема профессионально-прикладной физической подготовки (компонента общей системы физической культуры) должна регламентироваться не одним, а целым комплексом документов.

С этой целью нами предлагается перечень руководящих документов по физической подготовке и спорту и структурно-логическая схема их функционирования в масштабе уголовно-исполнительной системы, напоминающая пирамиду, верхний уровень которой занимает Наставление по физической подготовке и спорту - основополагающий документ, юридически определяющий основные элементы и функции системы физической подготовки и спорта во ФСИН России.

Второй по иерархии уровень представляет ряд руководств (нормативных актов), определяющих основные подходы и раскрывающих специфические особенности физической подготовки. Необходимость их разработки продиктована многолетней практикой. Анализ функционирования НФП-2001 показал, что его структура и наполнение недостаточно учитывают сложность и разноплановость задач физической подготовки специалистов различного профиля, вследствие чего "заужены" практические рекомендации по развитию, функционированию и совершенствованию профессионально важных физических, психофизиологических и специальных качеств, формированию значимых для той или иной должности, профессии прикладных двигательных навыков, построению процесса физической подготовки с учетом этапов и периодов профессиональной деятельности, планированию физических нагрузок с учетом объема и интенсивности нагрузок, получаемых сотрудниками в процессе служебной деятельности. Раскрывая и дополняя основные положения НФП, руководства по физической подготовке позволят более полно отразить содержание физической подготовки, унифицировать методику проведения всех ее форм, определить место в системе профессионального образования и повседневной деятельности.

Третий уровень - это комплект документов, раскрывающих в организационно-методическом плане цель, задачи, направленность, содержание, особенности организации: спортивной работы; физической подготовки в учебных заведениях начальствующего состава; физической подготовки сотрудников-женщин; медицинского обеспечения физической подготовки; материального и финансового обеспечения физической подготовки; проверки и оценки физической подготовленности сотрудников.

Руководящие документы четвертого уровня представлены под общим названием "Инструкции". В каждой из них подробно излагается программно-методический материал по обучению и тренировке сотрудников: гимнастическим и атлетическим упражнениям; ускоренному передвижению и ходьбе на лыжах; преодолению препятствий; рукопашному бою; спортивным и подвижным играм; военно-прикладному плаванию. Кроме того, в них даются рекомендации по проведению учебных занятий, утренней физической зарядки, тренировки в процессе учебно-боевой деятельности и индивидуальной физической тренировки.

Пятый уровень составляют инструкции по проведению физической подготовки в особых и неблагоприятных погодных условиях (высокогорье, жаркий и холодный климат, замкнутое пространство, темнота, ветер, дождь, снегопад и т.д.). Необходимость разработки данных документов обусловлена тем, что в положениях действующего Наставления, посвященных данному направлению, делается акцент лишь на направленность физической подготовки и даются общие указания по ее проведению. Практические рекомендации по организации и проведению физической подготовки в перечисленных условиях и с учетом множества сопутствующих специфических особенностей (направленность на решения боевых задач, наслаивающийся эффект неблагоприятных факторов деятельности и природной среды, дисперсия климатоэкологических характеристик и т.д.) отсутствуют. В связи с этим было принято решение сохранить в НФП существующую схему указаний по проведению физической подготовки в особых условиях, а содержание, методику, специфику и прочее изложить в инструкциях.

Таким образом, разработка комплекса руководящих документов по физической подготовке и спорту во ФСИН России позволит полностью урегулировать общественные отношения, связанные с организацией и проведением физической подготовки в уголовно-исполнительной системе, с учетом множества сопутствующих специфических особенностей (направленность на решения боевых задач, наслаивающийся эффект неблагоприятных факторов деятельности и природной среды, планирование, содержание, методику, специфику, и т.д.).