Мудрый Юрист

Вещные права на лесные участки по новому лесному кодексу РФ

Ахмадгазизов И.С., Десятый арбитражный апелляционный суд РФ, секретарь.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ <1> (далее - ЛК РФ), вступивший в силу с 1 января 2007 г., по-новому взглянул на регулирование вещных прав на лесные земли.

<1> Российская газета. 2006. 8 дек.

Во-первых, необходимо отметить, что было введено понятие "лесной участок". Правда, само понятие ЛК РФ не раскрывает, указывая на признаки, соответствие которым дает основание признать земельный участок лесным участком:

<2> Российская газета. 2006. 10 янв.

В настоящее время только лесные участки, соответствующие требованиям ст. 7 ЛК РФ, могут быть признаны объектами недвижимости в соответствии со ст. 130 ГК РФ и принадлежать участникам лесных отношений на праве собственности или ином вещном праве, так как леса и многолетние насаждения были исключены из перечня объектов недвижимости Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" <3>. В настоящее время они признаются движимыми вещами, и их отношения с земельным участком отдаленно напоминают отношения главной вещи и принадлежности (ст. 135 ГК РФ).

<3> Российская газета. 2006. 8 дек.

Во-вторых, ЛК РФ ввел ряд новых положений, регулирующих вещные права на землю. В ст. 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, однако право собственности на лесные участки на землях других категорий может находиться также и в собственности других субъектов (физических и юридических лиц).

Содержание права собственности на лесные участки определяется в соответствии с гражданским и земельным законодательством с приоритетом последнего. К отношениям по поводу земель лесного фонда можно применить только общие положения ГК РФ о праве собственности. Для регулирования остальных правоотношений применяются гл. III и ст. 40, 42, 43 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 29 июня 2007 г.) <4> (далее - ЗК РФ).

<4> Российская газета. 2001. 30 окт.

В-третьих, необходимо сказать об ограниченных вещных правах на лесные участки (ст. 9 ЛК РФ). В ст. 71 ЛК РФ говорится о том, что в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование лесные участки предоставляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования регулируется ст. 20 ЗК РФ и ст. 216, 268, 269 ГК РФ. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" <5> нормы земельного законодательства как специальные имеют приоритет при регулировании земельных правоотношений. Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" <6> ряд законодательных актов были приведены в соответствие с Земельным кодексом, в том числе и положения частей 1 и 2 Гражданского кодекса РФ (гл. 17, § 7 гл. 30, § 4 гл. 34). Например, ст. 268 ГК РФ полностью повторяет по содержанию ст. 20 ЗК РФ. Таким образом, лесные участки, как и другие земельные участки, на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям (в том числе муниципальным), а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. ГК РФ к данным правоотношениям не применяется, поскольку ЗК РФ полностью регулирует их своими нормами. Но данное право может сохраняться у граждан и юридических лиц, поскольку ЛК РФ, как и ЗК РФ, применяется только к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, а Лесной кодекс РФ 1997 г. предусматривал предоставление участков лесного фонда физическим и юридическим лицам на данном праве.

<5> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 5.
<6> Российская газета. 2007. 4 июля.

Согласно ст. 24 ЗК РФ из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ), причем только на срок не более года. Физические и юридические лица могут получить лесные участки на данном праве только от других физических и юридических лиц, которые являются собственниками данных лесных участков. Из анализа норм лесного и земельного законодательства можно сделать вывод, что граждане и юридические лица могут получить на данном праве лесные участки только в составе земель не лесного фонда (п. 2 ст. 8 ЛК РФ). Исключение составляют только служебные наделы, которые предоставляются работникам организаций лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков (ч. 2 ст. 24 ЗК РФ). ЛК РФ 1997 г. допускал предоставление лесных участков на данном праве гражданам как из земель лесного фонда, так и из земель иных категорий, поэтому данное право может сохраняться в течение неопределенного периода времени.

Право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут), в том числе и лесными участками, предусмотрено ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 - 277 ГК РФ.

Объектом сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут (п. 1 ст. 274 ГК РФ) <7> (М.Ю. Тихомиров).

<7> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005 - 2007. С. 163.

Законодательство различает частные и публичные сервитуты.

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст. 274 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Это означает, что если, например, при прокладке газо- или водопровода есть техническая возможность проложить его по границе соседнего участка и это принесет минимальные неудобства, то лицо, требующее установления сервитута, должно сделать именно так, даже если такая прокладка потребует больших материальных затрат. Данное лицо не может требовать прокладки газо- или водопровода непосредственно через соседний земельный участок, т.е. злоупотреблять своим правом.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Возможность установления публичных сервитутов базируется на закрепленном в подп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов граждан, которым принадлежат земельные участки.

Пункт 3 ст. 23 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень целей, для достижения которых может устанавливаться публичный сервитут:

  1. проход или проезд через земельный участок;
  2. использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  3. размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  4. проведение дренажных работ на земельном участке;
  5. забор воды и водопой;
  6. прогон сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  7. сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  8. использование земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке;
  9. временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  10. свободный доступ к прибрежной полосе.

ЛК РФ не содержит специальных оснований установления публичного сервитута, полностью оставляя решение данного вопроса земельному и гражданскому законодательству (ст. 9 ЛК РФ).

Публичный и частный сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Частный сервитут регистрируется как ограниченное вещное право. Круг правообладателей публичного сервитута не определен. Поэтому он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимости (см. п. 37 - 38, 41, 52 Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 <8>).

<8> Российская газета. 1998. 4 марта.

Право общего пользования лесами возникает на основании ст. 11 ЛК РФ, закрепляющей право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Это положение можно рассматривать как установление ЛК РФ публичного сервитута. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире. Норма ст. 11 ЛК РФ по своему смыслу рассчитана на пребывание именно в тех лесах, основная часть которых (на землях лесного фонда) останется федеральной собственностью и потому вполне согласуется с п. 1 ст. 262 ГК РФ. Но свобода доступа граждан выглядит не так однозначно применительно к лесам на землях иных категорий, где, как отмечалось, возможно возникновение частной собственности на лесопокрытые участки. В этой ситуации право собственника земельного (лесного) участка запретить доступ на него других лиц (п. 2 ст. 262 ГК РФ) и обозначить свое решение на местности соответствующим образом (забор, таблица с объявлением) вряд ли преодолевается редакцией ст. 11 ЛК РФ <9> (М.И. Васильева). Вероятно, что будет ограничено или запрещено пребывание граждан не только на тех лесных участках, которые будут находиться в частной собственности, но и на тех, которые будут предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, что ставит под сомнение свободное и бесплатное пребывание граждан в лесах.

<9> См.: Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ // Журнал российского права. 2007. N 1.