Проблемные вопросы производства экспертизы в правоохранительной деятельности таможенных органов России
Глазунова И.В., аспирантка кафедры ТСТК и криминалистики Российской таможенной академии.
Криминогенная ситуация, сложившаяся в России за последние годы, свидетельствует о росте количества противоправных посягательств, а также об увеличении доли преступлений в общем количестве правонарушений. В частности, в 2006 г. в России зарегистрировано 3855000 преступлений <1>. Приблизительно 70% посягательств совершено с корыстным мотивом.
<1> По данным ГИАЦ МВД РФ.Особую группу посягательств на экономическое благополучие государства составляют преступления, совершаемые в таможенной сфере. Их количественные показатели на протяжении длительного времени остаются достаточно высокими. В частности, в течение 2006 г. возбуждено 377 уголовных дел по ст. 194 УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица", по ст. 188 "Контрабанда" - по контрабанде наркотических средств - 758, автомобилей - 736, культурных и исторических ценностей - 129 уголовных дел соответственно.
Сложность и многоаспектность преступной деятельности в таможенной сфере делает невозможным раскрытие и расследование одноименных преступлений без проведения сложнейших исследований с использованием специальных познаний.
Экспертно-криминалистические подразделения таможенных органов, как и иных правоохранительных органов, несут нелегкое бремя борьбы с правонарушениями в таможенной сфере. Организация данного направления деятельности обусловлена необходимостью применения специальных познаний в процессе выявления, раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела.
Серьезной проблемой функционирования экспертно-криминалистических подразделений ФТС России остается их большая загруженность, а также недостаточный уровень технической оснащенности. На основании статистических данных, предоставленных таможенными органами по форме 5-УТРД (крим.) в соответствии с Приказом ФТС России от 28 декабря 2005 г. N 1232 "Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2006 году", проведен анализ криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности, применения криминалистических средств и методов. При этом проводилось выборочное исследование по сравнению с данными 2005 г.
В 2006 г. криминалистическое обеспечение оперативно-следственных мероприятий в оперативных таможнях проводилось всего 34 сотрудниками, что само по себе свидетельствует о недостаточном обеспечении органов ФТС России квалифицированными кадрами из числа лиц, обладающих специальными познаниями.
В отчетный период укомплектованными криминалистическими подразделениями принято участие в 512 выездах на различные мероприятия и операции, из которых с оперативными сотрудниками - в 49,7% случаев. Проведено более 1000 исследований предметов и документов.
При анализе статистических данных за 2006 г. установлено, что силами собственных специалистов (сотрудники подразделений Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее - ЦЭКТУ), экспертно-криминалистических подразделений таможен) с использованием имеющихся технических средств правоохранительная деятельность таможенных органов обеспечивается:
- при проведении процессуальных действий по административным и уголовным делам - на 23,5%;
- по производству экспертиз - на 48,9%.
По причине неполной укомплектованности экспертно-криминалистических подразделений ФТС России в 2006 г. на 5% по сравнению с показателями 2005 г. снизились показатели применения технико-криминалистических средств при производстве оперативно-розыскных мероприятий.
Перечисленные проблемы с неизбежностью влекут за собой необходимость производства экспертиз в сторонних организациях. Количество платных экспертиз, проводимых для нужд таможенных органов, достаточно велико. В 2003 г. их было проведено 16375 (24,8% общего количества экспертиз), в 2004 г. - 13245 (21,8%), в 2005 г. - 9898 (22,6%), в 2006 г. - 11300 (51,4%).
Финансовые затраты на производство экспертиз в сторонних экспертных организациях (в рублях) представлены в таблице.
--------T----------------¬
¦ Период¦Стоимость (руб.)¦
¦ ¦ ¦
¦2004 г.¦ 11444305 ¦
¦2005 г.¦ 14119013 ¦
¦2006 г.¦ 18172007 ¦
L-------+-----------------
Наибольшее количество платных экспертиз производится коммерческими организациями (в среднем - 7000 в год), наименьшее - экспертными учреждениями МВД РФ (больше всего их было в 2006 г. - 150), значительное количество платных экспертиз проводится Торгово-промышленной палатой (в 2003 г. - 5119, в 2004 г. - 4200, в 2005 г. - 2613, в 2006 г. - 3580 экспертиз).
Сотрудниками ЦЭКТУ в течение 2005 г. проведено 9168 экспертных исследований, в 2006 г. - 7651 <2>. Данные показатели, конечно же, не соответствуют истинным потребностям таможенных органов.
<2> Сведения получены из Информационно-аналитической справки Правового управления ФТС России за 2006 г.Экспертная деятельность органов ФТС России нуждается в модернизированном усовершенствовании за счет целого ряда мероприятий, различных по своей природе и организационно-методической направленности.
Модернизация деятельности экспертно-криминалистических подразделений ФТС России возможна только при комплексном развитии этого процесса в двух направлениях: общефедеральном и ведомственном.
По мнению Е. Гришиной, решение важнейших вопросов юридического и практического характера, возникающих в экспертной деятельности, возможно посредством создания организационно-правовых основ для состязательности государственных и частнопрактикующих экспертов (государственных и частных (альтернативных) экспертиз), что возможно посредством следующих мероприятий.
- Рецепция российским законодательством позитивного международного опыта правового регулирования вопросов использования заключений негосударственных экспертов в уголовном судопроизводстве.
- Принятие единого Закона РФ "О судебной экспертизе в Российской Федерации", дающего понятие, раскрывающее признаки экспертизы, содержащее указание на виды экспертиз, подведомственность, принципы их производства.
- Формирование отраслевой (ведомственной) подзаконной нормативной базы, регулирующей вопросы лицензирования негосударственной экспертной деятельности.
- Создание в Российской Федерации единой централизованной структуры государственных органов, уполномоченных принимать экзамены для выдачи лицензий (сертификатов) на право выдавать заключения в качестве негосударственных экспертов <3>.
Негосударственная экспертиза освобождает эксперта от "подпогонного" тотального ведомственного контроля, создает условия для подлинной независимости экспертов. Однако независимость эксперта не означает его безответственности и не допускает компромисса при даче заключения.
Государственный эксперт подлежит отводу только в случаях, прямо указанных в законе (ст. 70 УПК РФ). Одним из таких оснований является нахождение эксперта в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей (п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ). Степень зависимости от руководителя государственного экспертного учреждения вне обсуждения.
Гарантиями высокой квалификации государственных экспертов выступают апробированность и научная обоснованность используемых ими методик, а также аттестация экспертов, порядок которой определяется специальным положением <4>. Вместе с тем следует признать, что никаких препятствий для аттестации негосударственных экспертов не существует. К тому же негосударственные экспертные учреждения при отсутствии достаточной собственной практики могут ориентироваться на методики, предлагаемые государственными учреждениями.
<4> Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 23 декабря 2004 г. N 196 // Российская газета. 2005. 19 янв.; Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки, утв. Приказом МВД РФ от 14 января 2005 г. N 21 // Рос. газета. 2005. 3 марта.Паритетность и состязательность государственных и негосударственных экспертиз представляет собой неоценимый опыт, накопленный зарубежными государствами. В России авторитетными негосударственными экспертными учреждениями на сегодняшний день являются Институт независимых исследований и бюро независимых экспертиз "Версия". Большинство сотрудников этих учреждений являются квалифицированными экспертами, имеющими свидетельства на право производства экспертиз, выданные МВД Российской Федерации и МЮ Российской Федерации <5>.
<5> См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, уголовном и арбитражном процессе. М., 1996. С. 20.Аттестация экспертов таможенных органов предусмотрена Приказом ГТК России от 7 июня 2004 г. N 646 "Об утверждении Положения об аттестации экспертов" <6>.
<6> Российская газета. 2004. 9 июля.Положение об аттестации экспертов принято в целях организации допуска к самостоятельной деятельности в качестве эксперта; оно устанавливает требования к аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и экспертно-криминалистических служб таможен, претендующих на право самостоятельного производства экспертиз.
Совершенствование порядка организации и производства экспертиз по постановлениям таможенных органов способно оказать позитивное влияние на качество осуществляемой ими правоохранительной деятельности.