Мудрый Юрист

Проблемные вопросы производства экспертизы в правоохранительной деятельности таможенных органов России

Глазунова И.В., аспирантка кафедры ТСТК и криминалистики Российской таможенной академии.

Криминогенная ситуация, сложившаяся в России за последние годы, свидетельствует о росте количества противоправных посягательств, а также об увеличении доли преступлений в общем количестве правонарушений. В частности, в 2006 г. в России зарегистрировано 3855000 преступлений <1>. Приблизительно 70% посягательств совершено с корыстным мотивом.

<1> По данным ГИАЦ МВД РФ.

Особую группу посягательств на экономическое благополучие государства составляют преступления, совершаемые в таможенной сфере. Их количественные показатели на протяжении длительного времени остаются достаточно высокими. В частности, в течение 2006 г. возбуждено 377 уголовных дел по ст. 194 УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица", по ст. 188 "Контрабанда" - по контрабанде наркотических средств - 758, автомобилей - 736, культурных и исторических ценностей - 129 уголовных дел соответственно.

Сложность и многоаспектность преступной деятельности в таможенной сфере делает невозможным раскрытие и расследование одноименных преступлений без проведения сложнейших исследований с использованием специальных познаний.

Экспертно-криминалистические подразделения таможенных органов, как и иных правоохранительных органов, несут нелегкое бремя борьбы с правонарушениями в таможенной сфере. Организация данного направления деятельности обусловлена необходимостью применения специальных познаний в процессе выявления, раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела.

Серьезной проблемой функционирования экспертно-криминалистических подразделений ФТС России остается их большая загруженность, а также недостаточный уровень технической оснащенности. На основании статистических данных, предоставленных таможенными органами по форме 5-УТРД (крим.) в соответствии с Приказом ФТС России от 28 декабря 2005 г. N 1232 "Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2006 году", проведен анализ криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности, применения криминалистических средств и методов. При этом проводилось выборочное исследование по сравнению с данными 2005 г.

В 2006 г. криминалистическое обеспечение оперативно-следственных мероприятий в оперативных таможнях проводилось всего 34 сотрудниками, что само по себе свидетельствует о недостаточном обеспечении органов ФТС России квалифицированными кадрами из числа лиц, обладающих специальными познаниями.

В отчетный период укомплектованными криминалистическими подразделениями принято участие в 512 выездах на различные мероприятия и операции, из которых с оперативными сотрудниками - в 49,7% случаев. Проведено более 1000 исследований предметов и документов.

При анализе статистических данных за 2006 г. установлено, что силами собственных специалистов (сотрудники подразделений Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее - ЦЭКТУ), экспертно-криминалистических подразделений таможен) с использованием имеющихся технических средств правоохранительная деятельность таможенных органов обеспечивается:

По причине неполной укомплектованности экспертно-криминалистических подразделений ФТС России в 2006 г. на 5% по сравнению с показателями 2005 г. снизились показатели применения технико-криминалистических средств при производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Перечисленные проблемы с неизбежностью влекут за собой необходимость производства экспертиз в сторонних организациях. Количество платных экспертиз, проводимых для нужд таможенных органов, достаточно велико. В 2003 г. их было проведено 16375 (24,8% общего количества экспертиз), в 2004 г. - 13245 (21,8%), в 2005 г. - 9898 (22,6%), в 2006 г. - 11300 (51,4%).

Финансовые затраты на производство экспертиз в сторонних экспертных организациях (в рублях) представлены в таблице.

--------T----------------¬
¦ Период¦Стоимость (руб.)¦
¦ ¦ ¦
¦2004 г.¦ 11444305 ¦
¦2005 г.¦ 14119013 ¦
¦2006 г.¦ 18172007 ¦
L-------+-----------------

Наибольшее количество платных экспертиз производится коммерческими организациями (в среднем - 7000 в год), наименьшее - экспертными учреждениями МВД РФ (больше всего их было в 2006 г. - 150), значительное количество платных экспертиз проводится Торгово-промышленной палатой (в 2003 г. - 5119, в 2004 г. - 4200, в 2005 г. - 2613, в 2006 г. - 3580 экспертиз).

Сотрудниками ЦЭКТУ в течение 2005 г. проведено 9168 экспертных исследований, в 2006 г. - 7651 <2>. Данные показатели, конечно же, не соответствуют истинным потребностям таможенных органов.

<2> Сведения получены из Информационно-аналитической справки Правового управления ФТС России за 2006 г.

Экспертная деятельность органов ФТС России нуждается в модернизированном усовершенствовании за счет целого ряда мероприятий, различных по своей природе и организационно-методической направленности.

Модернизация деятельности экспертно-криминалистических подразделений ФТС России возможна только при комплексном развитии этого процесса в двух направлениях: общефедеральном и ведомственном.

По мнению Е. Гришиной, решение важнейших вопросов юридического и практического характера, возникающих в экспертной деятельности, возможно посредством создания организационно-правовых основ для состязательности государственных и частнопрактикующих экспертов (государственных и частных (альтернативных) экспертиз), что возможно посредством следующих мероприятий.

  1. Рецепция российским законодательством позитивного международного опыта правового регулирования вопросов использования заключений негосударственных экспертов в уголовном судопроизводстве.
  2. Принятие единого Закона РФ "О судебной экспертизе в Российской Федерации", дающего понятие, раскрывающее признаки экспертизы, содержащее указание на виды экспертиз, подведомственность, принципы их производства.
  3. Формирование отраслевой (ведомственной) подзаконной нормативной базы, регулирующей вопросы лицензирования негосударственной экспертной деятельности.
  4. Создание в Российской Федерации единой централизованной структуры государственных органов, уполномоченных принимать экзамены для выдачи лицензий (сертификатов) на право выдавать заключения в качестве негосударственных экспертов <3>.
<3> См.: Гришина Е.П. Теория и практика участия сведущих лиц в уголовном судопроизводстве. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 165.

Негосударственная экспертиза освобождает эксперта от "подпогонного" тотального ведомственного контроля, создает условия для подлинной независимости экспертов. Однако независимость эксперта не означает его безответственности и не допускает компромисса при даче заключения.

Государственный эксперт подлежит отводу только в случаях, прямо указанных в законе (ст. 70 УПК РФ). Одним из таких оснований является нахождение эксперта в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей (п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ). Степень зависимости от руководителя государственного экспертного учреждения вне обсуждения.

Гарантиями высокой квалификации государственных экспертов выступают апробированность и научная обоснованность используемых ими методик, а также аттестация экспертов, порядок которой определяется специальным положением <4>. Вместе с тем следует признать, что никаких препятствий для аттестации негосударственных экспертов не существует. К тому же негосударственные экспертные учреждения при отсутствии достаточной собственной практики могут ориентироваться на методики, предлагаемые государственными учреждениями.

<4> Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 23 декабря 2004 г. N 196 // Российская газета. 2005. 19 янв.; Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки, утв. Приказом МВД РФ от 14 января 2005 г. N 21 // Рос. газета. 2005. 3 марта.

Паритетность и состязательность государственных и негосударственных экспертиз представляет собой неоценимый опыт, накопленный зарубежными государствами. В России авторитетными негосударственными экспертными учреждениями на сегодняшний день являются Институт независимых исследований и бюро независимых экспертиз "Версия". Большинство сотрудников этих учреждений являются квалифицированными экспертами, имеющими свидетельства на право производства экспертиз, выданные МВД Российской Федерации и МЮ Российской Федерации <5>.

<5> См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, уголовном и арбитражном процессе. М., 1996. С. 20.

Аттестация экспертов таможенных органов предусмотрена Приказом ГТК России от 7 июня 2004 г. N 646 "Об утверждении Положения об аттестации экспертов" <6>.

<6> Российская газета. 2004. 9 июля.

Положение об аттестации экспертов принято в целях организации допуска к самостоятельной деятельности в качестве эксперта; оно устанавливает требования к аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и экспертно-криминалистических служб таможен, претендующих на право самостоятельного производства экспертиз.

Совершенствование порядка организации и производства экспертиз по постановлениям таможенных органов способно оказать позитивное влияние на качество осуществляемой ими правоохранительной деятельности.