Мудрый Юрист

О налоговых льготах граждан, уволенных с военной службы

М.А. Кудинов, преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук.

В.Н. Старцун, преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Платить законно установленные налоги - это одна из основных конституционных обязанностей граждан России. Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". По известному среди специалистов выражению, мы добьемся экономического роста только тогда, когда не платить налоги будет так же неприлично, как ездить в поезде без билета. Что касается последнего - то ездить без билета уже практически невозможно. И, как известно, отнюдь не по причине роста уровня правосознания наших граждан. Сложнее с налогами. Даже сейчас по собственной инициативе их исправно платят далеко не все. А два-три года назад это делали лишь немногие, самые дисциплинированные и правовоспитанные граждане. Нетрудно догадаться, что в числе добросовестных налогоплательщиков всегда было немало граждан, уволенных с военной службы <1>. Однако не все из них, реализуя налоговые обязанности, знали о своих правах. Или, как это часто бывает, им не всегда хватало терпения, чтобы эти права реализовать. Бывало и так, что налоги взыскивались в принудительном порядке особо "добросовестными" сотрудниками налоговых органов, которые вместо того, чтобы разъяснять права налогоплательщиков, умышленно игнорировали их. Каково же содержание этих "налоговых" прав? Можно ли теперь вернуть напрасно уплаченные налоги? Попробуем разобраться.

<1> Здесь и далее речь идет о гражданах, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Права военнослужащих в сфере налогообложения, а точнее, льготы по налогам возникли в действующем законодательстве едва ли не вместе с возникновением самого налогового законодательства. Первоначально эта была ст. 17 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакциях этого Закона, действовавших до 1 января 2005 г.). Названная норма закрепляла налоговые льготы как для военнослужащих, так и для граждан, уволенных с военной службы, которые освобождались от уплаты ряда налогов.

В частности, в соответствии с п. 4 ст. 17 вышеназванного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобождались от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц. Кроме того, на основании п. 5 названной статьи военнослужащие - граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей могли освобождаться органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты местных налогов и сборов.

Следует заметить, что названные выше нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" полностью согласовывались с действующим налоговым законодательством и даже дублировали его <2>. Так, согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В полном соответствии с этим положением НК РФ, Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 (п. 1 ст. 4) в качестве льготы по налогам на имущество было предусмотрено освобождение от уплаты налогов военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более (кстати, названная норма Закона не признана утратившей силу до сих пор). Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшей редакции Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. N 1738-1 (п. 18 ст. 12) <3>.

<2> Статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к актам законодательства о налогах и сборах относятся Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы о налогах и сборах.
<3> "От уплаты земельного налога полностью освобождаются <...> военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей".

Таким образом, в соответствии с действующей до 1 января 2005 г. нормой ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и действовавшим ранее налоговым законодательством у граждан, уволенных с военной службы, были все основания не платить земельный налог и налог на имущество физических лиц. Но если он все же был уплачен?

По нашему мнению, в данном случае можно применить положения ст. 78 и ст. 79 НК РФ, согласно которым граждане имеют право вернуть излишне уплаченные или излишне взысканные налоги в течение трех лет с момента их уплаты или взыскания. Но в целях применения положений ст. 78 и ст. 79 НК РФ необходимо правильно определить момент (срок) уплаты соответствующего налога.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и ст. 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" основанием для уплаты названных налогов является направление налогоплательщику соответствующих платежных извещений, которые в соответствии со ст. 52 и ст. 54 НК РФ, предусматривающими исчисление налоговой базы по итогам налогового периода, должны быть направлены налогоплательщику не ранее чем после окончания текущего налогового периода, которым признается календарный год. С учетом того, что налоговые льготы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовали до 1 января 2005 г., 2004 г. является последним налоговым периодом, за который можно вернуть излишне уплаченные или взысканные суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц. Таким образом, трехлетний срок исковой давности по названным налогам истекает в 2008 г., в дату фактической уплаты в 2005 г. соответствующего налога за 2004 г. В некоторых случаях действующее законодательство предоставляет возможность продлить срок исковой давности <4>. Следует иметь в виду, что с требованием о возврате излишне уплаченного налога придется обращаться в суд общей юрисдикции по месту нахождения территориального налогового органа, который произвел взыскание соответствующего налога.

<4> См. подробнее Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-О.

После 1 января 2005 г. ситуация с налоговыми льготами военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, изменилась.

Статья 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была признана утратившей силу.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 отмена налоговых льгот военнослужащим была компенсирована повышением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.

Статья 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была дополнена п. 7, который предусмотрел возможность выплаты гражданам, уволенным с военной службы, денежной компенсации в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Такой порядок определен п. 18.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Денежная компенсация выплачивается пенсионным органом (военным комиссариатом) в размере фактически уплаченных сумм налогов не более чем за три предшествующих года на основании уведомления об уплате налога и соответствующих платежных документов. Таким образом, если речь идет о земельном налоге и/или налоге на имущество физических лиц, которые были уплачены за 2005 г. и более поздние налоговые периоды, то с заявлением о компенсации с приложением названных документов необходимо обращаться в районный комиссариат, а в случае отказа в компенсации - в суд общей юрисдикции.

На практике сегодня с выплатой упомянутой компенсации возникает немало проблем. По нашему мнению, причина возникновения этих проблем кроется в следующем.

Статьей 15 НК РФ взыскание земельного налога и налога на имущество физических лиц отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, т.е. это местные налоги, которые поступают в местные бюджеты. Между тем компенсации, которые предусмотрены п. 7 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", выплачиваются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, т.е. за счет федерального бюджета. Однако Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005, 2006, 2007 гг. <5> и ведомственной структурой расходов Министерства обороны Российской Федерации (код 187) в целевой статье расходов предусмотрены только расходы для мер социальной поддержки (код 505 00 00) исключительно на пенсионное обеспечение (разд. 10, подразд. 01). Какого-либо иного финансирования Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005, 2006, 2007 гг. не предусмотрено. Таким образом, налоги, которые бывшие военнослужащие выплачивают в местный бюджет, по действующему порядку должны компенсироваться сегодня из бюджета федерального, т.е., иными словами, на "налоговую" компенсацию в федеральном бюджете не предусмотрено денег, а для компенсации из местных бюджетов нет правовых оснований. Не правда ли, знакомая ситуация?

<5> См.: Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ; Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ; Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год" от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ.

А пока приходится констатировать, что в части прав граждан, уволенных с военной службы, на компенсацию фактически уплаченных налогов на имущество физических лиц и земельного налога сложилась ситуация, когда в силу несовершенства законодательства, противоречивости его отдельных норм их реализация происходит полностью по усмотрению чиновников, что недопустимо.