Мудрый Юрист

Участие шаманов в раскрытии преступлений: мифы и факты

Китаев Н.Н., кандидат юридических наук, почетный работник прокуратуры, заслуженный юрист РФ (г. Иркутск).

Тема использования "сверхъестественных" (экстрасенсорных) способностей человека в сфере криминалистики и оперативно-розыскной деятельности является далеко не новой в литературе по юриспруденции <1>. По мнению ряда авторов, одним из таких нетрадиционных направлений является парапсихология, изучающая таинственные явления человеческой психики - телепатию (восприятие одним лицом мыслей другого лица без участия известных органов чувств), ясновидение (получение сведений о каком-либо объекте или событии "сверхчувственным" путем) и т.п. <2>. Сотрудники Омской академии МВД России П.Г. Марфицин и О.О. Климова в специальном исследовании, посвященном экстрасенсам, отмечают: "Можно ли поставить на службу закону "народные суеверия", а если да, то каким образом? - Таким вопросом задаются работники милиции, прокуратуры, федеральной службы безопасности, суда" <3>.

<1> См.: Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М., 1996; Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию. М., 1925.
<2> См.: Рицль М. Парапсихология: факты и мнения. М., 1999. С. 6.
<3> Марфицин П.Г., Климова О.О. Использование нетрадиционных видов познаний в уголовном судопроизводстве. Омск, 1998. С. 3.

Одним из таких древнейших суеверий является шаманство - духовная система и целительное искусство, насчитывающее не менее 40 тысяч лет <4>. Шаманство возникло еще в эпоху палеолита и было известно всем народам Земли на ранних этапах их истории <5>. Оно в течение многих тысячелетий было главным, центральным культом, включавшим в себя почти всю религиозную деятельность человеческого коллектива <6>. Основным признаком шаманства является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами, которых будто бы избирают для этой цели и обучают сами духи. Известный исследователь шаманства В.М. Кулемзин пишет: "Мы вынуждены признать, что основное удобство термина "дух" заключается именно в широте и неопределенности, позволяющих охватывать и одновременно объяснять все те явления, которые каким-либо образом связаны с действием сверхъестественных сил" <7>. Обязанность посредников-шаманов - служить духам и с их помощью охранять от бед соплеменников. Шаманы вступают в непосредственное общение с духами в состоянии экстаза (транса), сходного с самогипнозом <8>.

<4> См.: Гроф С. Психология будущего. М., 2001. С. 28 - 29.
<5> См.: Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. С. 189.
<6> Первая в мировой науке крупная обобщающая работа по данной теме - Михайловский В.М. "Шаманство (сравнительно-этнографические очерки)" (1892) - была частично переведена на английский язык и до сих пор широко используется учеными разных стран.
<7> Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. С. 37.
<8> См.: Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. С. 8 - 9. Проф. К.К. Платонов пишет: "Экстаз (греч. ek - извне, stasis - спокойствие) - чувство веры, любви, восторга и т.д., доведенное до аффекта". См.: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 169.

Литература по шаманству огромна <9>, однако нас будет интересовать только возможность участия шаманов в правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи указывают, что отличительной чертой шаманов на всех обитаемых континентах Земли является их утверждение в обладании способностями к ясновидению и чтению мыслей соплеменников, т.е. экстрасенсорными возможностями <10>. Но изучение серьезных научных источников показывает, что деятельность шаманов по отысканию исчезнувших людей, животных и вещей, по установлению убийц обусловлена не "сверхъестественными" способностями, а хорошим знанием психологии соплеменников и применением различного вида мантики (гаданий), что характерно в архаичных человеческих обществах, когда магия предшествовала религии <11>. Например, еще в XIX - XX вв. у хантов шаман мог перед погребением умершего предсказывать живым родственникам их судьбу по признакам, имевшимся на теле покойного <12>, и даже устанавливать причину смерти <13>.

<9> Только один библиографический сборник Т.М. Михайлова и П.П. Хороших "Бурятский шаманизм. Указатель литературы (1774 - 1971 гг.)" (Улан-Удэ, 1973) содержит сведения о более чем 500 источниках.
<10> См.: Мирча Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. С. 84 - 102; Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.-Л., 1965. С. 225.
<11> См.: Косвен М.О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.-Л., 1925. С. 15 - 39; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 259; Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 16; Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1983. С. 209 - 237.
<12> См.: Шавров В. О шаманах остяцких // Москвитянин. Ч. 1. N 1. М., 1844. С. 279.
<13> См.: Соколова З.П. Новые данные о погребальном обряде северных хантов // Полевые исследования Института этнографии. 1974. М., С. 168.

В советский период, как известно, борьба с религиозными верованиями в СССР привела к массовым репрессиям в отношении священнослужителей, среди которых были и шаманы <14>. Автором были сделаны запросы в управления федеральной службы безопасности тех регионов России, где ранее наиболее ярко проявлялась деятельность шаманов. Нас интересовали количественные показатели репрессированных служителей древнейших культов, а также документально подтвержденные экстрасенсорные способности репрессированных. В полученных ответах содержатся сведения о числе священнослужителей, пострадавших в период культа личности, однако нет никаких доказательств наличия у них экстрасенсорных способностей.

<14> См.: Шаманы и шаманизм в Якутии // Еженедельник советской юстиции. 1927. N 2; Балабан К. Борьба с пережитками родового быта и вызванными ими преступлениями // Рабочий суд. 1928. N 20; Богачев Б. Преступления родового быта и борьба с ними // Еженедельник советской юстиции. 1929. N 38; Бомас. Борьба против родовых пережитков в национальных республиках и областях СССР // Социалистическая законность. 1937. N 3; Гурторов П. Шаманская организация в селе Карага // Тайга и тундра. 1932. N 1 (4).

Так, начальник подразделения управления ФСБ России по Республике Бурятия В.Ф. Сухоруков сообщил о нахождении в архиве уголовных дел, "по которым проходят 1709 священнослужителей, в том числе 1708 лам и 1 шаман. На 1632 лица вынесены решения о применении мер наказания, в отношении 59 человек уголовные дела были прекращены, а по 18 лицам не принято никакого правового решения. В результате пересмотра дел отказано в реабилитации 1 лицу, реабилитировано 1591. В отношении остальных дела пересматриваются. Документов, подтверждающих наличие у подследственных необычных психических (экстрасенсорных) способностей, в уголовных делах не обнаружено" <15>.

<15> Письмо N 10/1-515 от 23 марта 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.

Начальник отдела регионального управления ФСБ России по Красноярскому краю В.И. Кондоба указал: "Из имеющейся базы данных выявлено 10 человек, необоснованно осужденных в годы репрессий, у которых в анкетной графе "род занятий" указано - шаман; и 32 человека, у которых в графе "социальное положение" указано - бывший шаман (на момент ареста они значились как охотники или оленеводы). Сведения относительно экстрасенсорных способностей этих людей в архивных уголовных делах отсутствуют" <16>.

<16> Письмо N 10/234 от 26 апреля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.

Начальник управления ФСБ России по Республике Тыва (официально вошедшей в состав СССР только в 1944 г.) А.С. Дирчин ответил: "В архиве управления имеются сведения, что за период 1920 - 1950 гг. в Республике Тыва было репрессировано 18 шаманов. Какими-либо документальными материалами, подтверждающими, что некоторые из этих шаманов реально обладали необычными психическими (экстрасенсорными) способностями, архив не располагает" <17>.

<17> Письмо N К-28 от 28 апреля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.

В.Н. Басилов, изучивший большое количество литературных источников, доказательно отвергает сверхъестественные причины "криминалистических" способностей шаманов. Он пишет: "Состояние экстаза, должно быть, позволяет шаману сосредоточить внимание на тех сигналах органов чувств, которые обычно проходят мимо сознания. Такое объяснение делает понятным странную, казалось бы, способность шаманов находить потерявшихся где-то далеко от жилья людей и животных. Об этом умении шаманов сообщали многие авторы, но вкратце, вскользь... Эта способность шамана находить вещи и распознавать воров изумляла как соплеменников шамана, так и посторонних наблюдателей... Думается, что умение шамана обнаруживать спрятанную вещь или находить "нюхом" воров объясняется его способностью почувствовать какие-то особенности в состоянии другого человека. Для этого, видимо, необязателен экстаз, но экстаз помогает сосредоточиться на ощущениях" <18>.

<18> Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. С. 158 - 159.

Однако следует учесть, что такая острота чувств могла иметь место у шаманов прошлого времени, прошедших соответствующее культовое обучение, перенявших у старших коллег секреты знахарства и ритуалов. Ныне после нескольких десятилетий репрессий и воинствующего атеизма в России такой преемственности шаманского мастерства давно уже нет: тайные приемы психофизиологической подготовки утеряны. Существует лишь внешняя яркая атрибутика (костюм шамана, бубен, импровизация танца), привлекающая внимание суеверных и любопытных людей <19>.

<19> См.: Анисимов А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. Л., 1969. С. 244 - 145.

Сегодня, например, в Республике Тыва шаманство - неплохой бизнес. "Во время выборов многие шаманы с удовольствием берут на себя роль политтехнологов. Именно в Тыве дважды проходили симпозиумы шаманов и шамановедов всего мира. В г. Кызыле уже несколько лет открыта платная школа, где будущие шаманы учатся премудростям своего ремесла" <20>. Точно так же еще в 90-х годах минувшего столетия по всей России прошло модное увлечение - за плату можно было получить диплом "экстрасенса". При этом мошенники-инструкторы получали деньги, а легковерные и тщеславные "ученики" - документ об экстрасенсорном образовании.

<20> Вахтангишвили С. Шаманов учат в платной школе // Российская газета. 2004. 1 окт.

Главным шаманом Тывы сейчас является бывший преподаватель русского и тувинского языков, старший научный сотрудник краеведческого музея Тывы, доктор исторических наук М.Б. Кенин-Лопсан, 1925 года рождения. На мой запрос он сообщил: "После 26 августа 1991 года началась демократическая свобода для тувинских шаманов. В 1991 году я учредил шаманское общество "Дунгур" (бубен), и ныне я - пожизненный президент шаманов Республики Тыва" <21>. Полагаю, что комментарии здесь излишни.

<21> Письмо от 15 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.

О несостоятельности шаманов Тывы в сфере криминалистики вполне определенно высказался известный уроженец этой республики, кандидат филологических наук, депутат Государственной Думы РФ К.А. Бичелдей: "Я действительно серьезно занимался и занимаюсь вопросами буддизма и шаманизма в Тыве. Мне не известен ни один достоверный случай, когда шаман-экстрасенс помог бы следственным органам раскрыть какие бы то ни было преступления. Скорее наоборот - у меня есть личный опыт. Когда пропал без вести один из родственников, шаманы долго уверяли моих родных, что он жив, здоров и скоро либо он сам придет, либо сами его найдете в добром здравии, но его так и не нашли вот уже 5 лет" <22>.

<22> Письмо от 24 мая 2003 г. N 897-КБ. Личный архив автора, 2003 г.

Первый вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, главный редактор альманаха "Мир коренных народов - живая Арктика" П.В. Суляндзига сообщил автору, что "не располагает информацией о случаях, когда шаманы Севера с помощью экстрасенсорных способностей содействовали бы раскрытию преступлений" <23>.

<23> Письмо от 7 февраля 2005 г. Личный архив автора, 2005 г.

Автором в 2003 - 2004 гг. были сделаны запросы руководителям органов прокуратуры и внутренних дел тех субъектов Российской Федерации, где долгое время культивировалось шаманство (республики: Саха-Якутия, Бурятия, Алтай, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия; автономные округа: Агинский бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский; края: Красноярский, Приморский, Хабаровский; области: Архангельская, Иркутская, Камчатская, Магаданская, Читинская). Полученные ответы показали, что правоохранительные органы в названных регионах в основном не прибегали к экстрасенсорной помощи шаманов, а когда такое обращение имело место - отсутствовали положительные результаты.

Из ответа начальника экспертно-криминалистического центра при МВД Республики Коми А.В. Зубкова: "Шаманы-экстрасенсы использовались по инициативе потерпевших в розыске без вести пропавших, однако официально данные случаи не регистрировались и положительных результатов не давали" <24>.

<24> Письмо от 6 февраля 2004 г. N 27/338. Личный архив автора, 2004 г.

Заместитель начальника УВД Чукотского автономного округа В.Н. Ряполов: "В милицейской практике на территории Республики Саха (Якутия) и в ряде других регионов имели место случаи обращения за оказанием помощи в раскрытии преступлений и установлении мест нахождения лиц, пропавших без вести, к экстрасенсам (шаманам). Как правило, такие обращения инициируются самими потерпевшими или их родственниками. Достоверных сведений о получении положительных результатов по раскрытию и расследованию преступлений в процессе осуществления такой деятельности - не имеется" <25>.

<25> Письмо от 17 февраля 2004 г. N 3/1-859. Личный архив автора, 2004 г.

Начальник следственного управления прокуратуры Республики Саха (Якутия) А.М. Ефимов сообщил: "В следственной практике правоохранительных органов Республики не имеется прецедентов процессуального оформления участия шаманов (экстрасенсов) в производстве следственных действий. Вместе с тем из собеседования с рядом прокурорско-следственных работников следует, что по некоторым уголовным делам о безвестном исчезновении граждан, со слов представителей потерпевшей стороны, они действительно обращались за помощью к лицам, считающим себя шаманами. Полученную при этом информацию они доводили до работников уголовного розыска или следователей. Однако каких-либо положительных результатов в ходе ее проверки не получено" <26>.

<26> Письмо от 5 февраля 2004 г. N 15-03-04. Личный архив автора, 2004 г.

Первый заместитель министра внутренних дел Республики Хакасия А.Г. Бутенко: "В практике МВД Республики Хакасия случаев раскрытия преступлений с помощью экстрасенсов (шаманов) не было. На практике пытались использовать их возможности в розыске без вести пропавших граждан и отыскании мест захоронения трупов, но положительных результатов не получено" <27>.

<27> Письмо от 5 февраля 2004 г. N 5/149. Личный архив автора, 2004 г.

В завершение можно привести мнение известного ученого, писателя и путешественника, Президента Московской психотерапевтической академии М.И. Буянова: "Шаманы везде исполняют не какую-то необыкновенную роль, никаких чудес они не показывают, а лишь успокаивают народ, обещают всякие радости, коих у него слишком мало, просят соблюдать гигиену и т.д. - такое делают все медицинские работники. К шаманам народ вынужден обращаться не по своей воле, а только потому, что плохо с грамотностью и здравоохранением. И никто их не воспевает - это только в буржуазной России любят восхищаться шаманами, дабы противопоставить их медицине и вообще нашей цивилизации. Я общался с шаманами в разных странах, ничего сверхъестественного они не показали... В истории не зарегистрировано ни одного достоверного случая, чтобы какой-то ясновидящий указал место захоронения орудия или трупа, адрес заложника или что-то подобное" <28>.

<28> См.: Буянов М.И. Мистика, КГБ и психиатрия. М., 2007. С. 107 - 109.

Таков неутешительный итог нашего исследования по теме "Шаманы России и правоприменительная деятельность". Традиционные культовые психотехники эпохи каменного века нельзя считать нетрадиционными, новаторскими и полезными приемами современной криминалистики и оперативно-розыскной деятельности.