Мудрый Юрист

Некоторые аспекты международного сотрудничества в сфере противодействия распространению наркотиков

Кубов Р.Х., кандидат юридических наук.

Число лиц, употребляющих инъекционные наркотики, по данным ООН, к началу 2007 г. во всем мире превысило 13 млн. человек. В России, по данным ФСКН, 6 млн. наркоманов, 1,8 млн. больны наркоманией, 350 тыс. находятся на учете в наркологических диспансерах. От 900 тыс. до 1100 тыс. наркозависимых - это подростки и молодежь в возрасте 11 - 24 лет. Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тыс. россиян. В 2006 г. от наркомании умерло около 100 тыс. человек.

За последние 10 лет потребление наркотиков в России увеличилось в 9 раз. В марте 2006 г. в России был презентован ежегодный доклад Международного комитета по контролю за наркотиками (МККН) при ООН. Согласно ему потребителей запрещенных веществ в России официально зарегистрировано 500 тыс., однако, по данным МККН, общее количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в России, "может достигать 6 млн. человек, или 4% численности населения". При этом 2 млн. российских наркоманов - молодые люди в возрасте до 24 лет, а 1 млн. российских граждан употребляют наркотики-опиаты, в основном героин. Однако при этом независимые эксперты считают данные ООН завышенными и говорят, что за последний год количество тяжелых наркоманов в России пошло на убыль. В 2006 г. глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) В. Черкесов также заявил, что за последнее время в России удалось снизить рост наркомании: "Если в 90-е годы рост числа лиц, употреблявших наркотики, шел с ужасающей скоростью - темпы прироста больных наркоманией шли с динамикой 21% в год, а в начале века и того хуже - 26% в год, то сейчас ситуация стабилизировалась и составляет чуть меньше процента ежегодно". В ближайшие годы смертность от наркомании будет еще очень высока, так как начнут умирать те, кто стал наркоманами пять лет назад. 19 июня 2007 г. на заседании коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков было отмечено, что удалось резко переломить ситуацию в стране. Если в 2002 г. количество наркозависимых больных выросло на 26%, то в 2006 г. число тех, кто не может жить без дозы, выросло лишь на 2%. А начинающих наркоманов, кто пробовал наркотики хотя бы раз, за последние три года сократилось до 5,78 млн. человек.

Однако ситуация существенно осложняется тем, что "наркотическая промышленность" не стоит на месте. Появляются синтетические наркотики в тысячи раз сильнее по силе действия, чем героин. Так, в 2006 г. ФСКН изъяло из оборота 160 кг триметилфентанила, что в героиновом эквиваленте составляет 85 т вещества.

Кроме того, по ряду причин международное сотрудничество по противодействию торговле наркотиками не дает ожидаемого эффекта. Всеобщая конвенция о наркотиках 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН против нелегальной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г. создали базу для международного контроля. Однако отсутствие необходимых средств в ООН не позволяет осуществлять наблюдение за действенностью этих мер и выполнять Международную программу по борьбе с наркотиками. Не профинансированы также национальные и региональные программы. Правовые системы суверенных государств сильно различаются в подходах к проблеме (одни настаивают на запретах, другие - за контроль и терпимость). Более того, многие государства не имеют законодательной и технической базы, необходимой для выполнения международных соглашений. Представляется, что эффективные стратегии по противодействию распространению наркотиков могут реализовываться исключительно в контексте стратегий по сдерживанию организованной преступности. И, как показывает международный опыт, более высокий результат дают программы субрегионального сотрудничества, ориентированные на взаимодействие правоохранительных систем государств, располагающих сходными принципами, правилами и конкретными механизмами регламентации правовых отношений. В этом смысле реальные результаты и перспективы имеет сотрудничество государств, находящихся на постсоветском пространстве, объединенных в Содружество Независимых Государств.

Перед странами СНГ сформировались проблемы, охватывающие жизненно важные интересы личности, общества и государства (государств) и препятствующие совершенствованию межгосударственной системы безопасности. Одна из них - проблема наркотизации населения и распространения наркотиков, влияние "черной" наркоэкономики на экономическую систему. Проведенное специалистами исследование свидетельствует, что в СНГ наркоманами в течение 2003 г. потрачено около 10 - 12 млрд. долл. США. Примерно 1,5 - 1,8 млн. человек являются носителями ВИЧ-инфекции, 3 - 4 млн. больны гепатитом "B", "C". При условии вялотекущего противодействия (на национальном и в рамках СНГ уровнях) наркоситуация в странах СНГ осложнится <1>. Представители международного незаконного наркобизнеса создали мощную инфраструктуру на пространстве СНГ, обеспечивающую получение максимальной прибыли в сфере нелегального производства, транспортировки и сбыта наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров <2>. Незаконный наркобизнес позволяет получать прибыль до 2000%. Выступая на Санкт-Петербургском "Межпарламентском форуме по борьбе с терроризмом", Дик Марти (Парламентская ассамблея Совета Европы - март 2002 г.) отмечал, что финансирование террористических организаций осуществляется из различных источников (благотворительных организаций, частного бизнеса и др.), а также международной незаконной торговли наркотиками, оружием, людьми и т.д. В мировой финансовой системе ежесуточно совершается множество операций на сотни миллиардов долларов США, что затрудняет возможность документально проследить движение материальных ценностей. Фактор "мимикрии" как защитное средство при проведении взаиморасчетов основательно сбивает с толку правоохранительные органы. Задействованные при этом финансовые схемы скрывают реальные источники формирования денежных средств. По информации международных экспертов, отмывание материальных ценностей в общей сумме обращаемых капиталов является третьей по величине индустрией в мире. В США 90% (в Великобритании - 40%) наличной валюты являются "грязными" и в той или иной степени относятся к наркодолларам. По другим данным, около 80% собственности, связанной с противоправной деятельностью, приобретено на капиталы, вырученные от незаконной торговли наркотиками. Международный незаконный оборот наркотиков - высокодоходный нелегальный бизнес, в обороте которого находятся огромные материальные средства. Часть из них идет на организацию производства, транспортировки и сбыта наркотиков, установление коррупционных отношений, а другая часть уходит на развитие самой наркоструктуры и финансирование криминальных проектов, в том числе связанных с экстремизмом и терроризмом. Легализация преступных доходов является неотъемлемой частью любого незаконного бизнеса. Прибыль, получаемая в результате нелегальной деятельности, составляет материальную основу жизнеспособности террористических организаций. За счет ее формируются фонды, из которых финансируется экстремистская деятельность. Фактически организованная преступность интегрирует преступления, связанные с наркотиками, в единое целое.

<1> См.: Материалы республиканской научной конференции "Проблемы правоприменительной деятельности в Республике Беларусь" (Гродно. 28 - 29 марта 2003 г.). Гродно, 2003. С. 116.
<2> См.: Сборник материалов третьей Международной научно-практической конференции "О развитии взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма" (Минск. 21 - 22 марта 2005 г.). Минск, 2005. С. 104.

Представляется, что наиболее эффективным способом понимания проблем, касающихся экстремистских, террористических проявлений и их взаимосвязи с международным оборотом наркотиков, является разработка доктрины межгосударственной политики по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территориях государств - участников СНГ. В рамках доктрины обозначился бы замысел деятельности межгосударственных и общественных структур, направленный на противодействие наркомании и незаконному наркобизнесу. На основании доктрины целесообразно выработать стратегию противодействия наркомании и международному обороту наркотиков, акцентируя внимание на управлении этим процессом. В настоящее время слабым звеном системы межгосударственного образования (СНГ) является управление. Из всех принятых решений Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств ратифицировано не более 10% <3>. И хотя в сфере борьбы с преступностью процедуру ратификации прошли практически все нормативные акты, такая ситуация не может быть признана нормальной, поскольку "силовые" решения сами по себе проблему решить не могут, они требуют поддержки программами в сфере здравоохранения, экономики, развития спорта.

<3> См.: Сборник материалов четвертой Международной научно-практической конференции "О развитии взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма" (Киев. 7 апреля 2004 г.). Киев, 2004. С. 115.

Сложившаяся наркоситуация в СНГ требует проведения мониторинга, особенно в Российской Федерации, Украине, Молдове, Беларуси и Казахстане, где уровень наркотизации выше, чем в других странах Содружества. По оценкам специалистов, если не остановить наркотранзит из Центрально-Азиатского региона, в ближайшие годы число наркоманов увеличится в несколько раз. В последние годы представители международного незаконного наркобизнеса активно используют территории стран СНГ для формирования инфраструктуры по выращиванию наркосырья.

Правоохранительным органам сложно принимать ответные меры, не прибегая к той или иной форме международного сотрудничества. Фактически с позиции государства невозможно нанести серьезный урон наркоструктурам, которые осуществляют операции с наркотиками на транснациональном уровне. Международное сотрудничество является не только непременным условием борьбы с транснациональной наркопреступностью и ликвидации организаций, занимающихся такой деятельностью, но и важной превентивной мерой. Для более тесного взаимодействия следует ускорить решение вопросов, касающихся объединения национальных и международных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Снизить объемы международного незаконного оборота наркотиков до уровня минимальной опасности для международного сообщества можно в том случае, если правоохранительные органы будут так же, как и наркодельцы, проявлять изобретательность и находчивость, организационную гибкость в сотрудничестве. Деятельность правоохранительных и судебных органов, других структур власти, а также общественных организаций должна быть согласованной, чтобы их сотрудники обладали такой же мобильностью и действовали так же эффективно, как и сами наркопреступники. Поэтому для межгосударственного сотрудничества чрезвычайно важно заложить основы, призванные обеспечить создание мощной инфраструктуры взаимодействия и более эффективных механизмов сотрудничества. Взаимовыгодное сотрудничество позволит разработать тактику борьбы с деятельностью представителей незаконного наркобизнеса. Это будет способствовать проведению объективного мониторинга в местах осложнения наркоситуации (на территории нескольких государств, межгосударственных образований).

Представляется необходимым распространить опыт реализации специальных программ по борьбе с наркотизацией населения и распространением наркотиков. Например, российская Федеральная целевая программа, рассчитанная до 2009 г., имеет бюджет реализации более 3 млрд. рублей (в 2006 г. бюджет программы составил 735,5 млн. рублей).

Важными направлениями взаимодействия правоохранительных структур государств являются обмен оперативной информацией, исполнение запросов общего и конфиденциального характера. Например, только в 2006 г. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России исполнил более 750 запросов от иностранных коллег, направил около 700 инициативных поручений, провел более 60 встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных государств (Германии, США, Швеции, Чехии, Израиля и др.). Данная работа, несомненно, является важным вкладом в реализацию проекта ООН по созданию второго "пояса безопасности" вдоль российско-казахстанской границы, а также профильного проекта ОДКБ, задача которого - обеспечение наркотической безопасности в Центрально-Азиатском регионе.