Мудрый Юрист

О гласности в работе квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации при объявлении конкурса об открытии вакансии на должность мирового судьи

Маркова Н.Л., руководитель секретариата руководства Арбитражного суда Тюменской области, соискатель кафедры "Конституционное и муниципальное право" Института государства и права Тюменского государственного университета.

На протяжении последних нескольких лет все чаще и чаще поднимается вопрос о гласности в работе судов и органов судейского сообщества. В настоящей статье автор поднимает проблему о недостаточной гласности (можно сказать, и некоторой закрытости) в работе квалификационных коллегий судей субъектов РФ в части объявления конкурса на замещение вакантной должности мирового судьи.

При открытии вакантных должностей мировых судей квалификационные коллегии судей субъектов РФ обращаются к услугам средств массовой информации с объявлениями об открытии вакантных должностей. Любой гражданин РФ, отвечающий установленным требованиям, узнав из публикаций об открытии вакансии, вправе предоставить искомые документы и принять участие в конкурсе. Публикуемые в печатных средствах массовой информации объявления о конкурсе рассчитаны, по мнению автора, в настоящее время только на потенциальных кандидатов на вакантные должности. Для общественности такие объявления совершено не несут никакой информации о кандидатах в мировые судьи.

Зная об объявленном конкурсе, общественность вправе знать, кто конкретно откликнулся на публикацию, кто представил документы на конкурс. Это особенно значимо при открытии новых судебных участков мировых судей, которые максимально близки к населению, и жителям этих муниципальных образований далеко не безразлично, кто претендует на должность судьи. В информационном сообщении о представивших документы кандидатах, по мнению автора, достаточно указать фамилию, имя, отчество претендента, место его работы и стаж юридической профессии с указанием ранее занимаемых должностей. Зная деловые и моральные качества кандидатов, любой житель города или района вправе направить в квалификационную коллегию судей субъекта РФ свои соображения по поводу того или иного кандидата, более того, просить коллегию выслушать его мнение при обсуждении претендента на должность судьи.

Современная практика, однако, такова, что население не знает не только, кто претендует на должность мирового судьи, но и претендует ли кто вообще. Вся дальнейшая, после объявления конкурса, деятельность квалификационной коллегии судей субъекта РФ осуществляется, если можно так выразиться, в режиме "для служебного пользования". Проверяется достоверность представленных биографических и иных сведений, собираются данные, характеризующие деловые и моральные качества претендентов. Эта часть работы квалификационной коллегии судей по понятным причинам не требует огласки. Биографические сведения могут не подтвердиться или не соответствовать действительности, а информация о моральных или деловых качествах претендента носить компрометирующий характер. Но вот что, на взгляд автора, нужно делать в обязательном порядке, - так это доводить до сведения населения информацию о тех кандидатах, которые получили положительные заключения квалификационной коллегии. Люди вправе знать, кто в скором времени будет осуществлять правосудие в городе или районе, где они живут.

Среди большинства членов квалификационных коллегий судей бытует мнение, что обнародование подобных сведений создаст дополнительные трудности для их деятельности: в адрес квалификационных коллегий судей начнет поступать компрометирующая информация о тех или иных кандидатах в мировые судьи, ее нужно будет проверять; кто-то, узнав повестку заседания, попытается воздействовать на членов квалификационной коллегии судей с целью продвижения своих кандидатов. Вряд ли с такими суждениями можно согласиться. Поскольку опубликование подобных сведений о претендентах на должность мирового судьи позволит обеспечить более тщательное осуществление отбора лиц, достойных высокого звания судьи, это также будет способствовать непроникновению коррумпированных личностей в судебную систему.

Сразу же в этой связи возникает вопрос о том, в каких конкретно средствах массовой информации необходимо размещать эту информацию.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством РФ. Для квалификационных коллегий судей субъектов РФ официальным изданием, как показывает практика, является одна из областных (республиканских) газет, в числе учредителей которой выступает законодательное собрание (парламент, дума) или администрация (правительство).

В электронные средства массовой информации с информацией об открытии вакансий мировых судей квалификационные коллегии судей субъектов РФ, как правило, не обращаются. Не поступает подобная информация ни в городские, ни в районные газеты. О том, что в городе или районном центре открывается вакантная должность судьи или новый судебный участок мирового судьи, потенциальные кандидаты в судьи, а с ними и жители соответствующего муниципального образования могут узнать только из газеты, выходящей в областном (республиканском) центре. Эта газета в большинстве случаев имеет меньшую читательскую аудиторию, нежели местные средства массовой информации.

По мнению автора, квалификационные коллегии судей субъектов РФ могли бы использовать большее количество информационных каналов для объявления об открытии вакантных должностей мировых судей, о претендентах на должность мирового судьи. Если следовать букве закона, то граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц (ч. 1 ст. 38 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"). Пункт 2 ст. 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гражданам РФ п. 5 ст. 32 Конституции РФ предоставлено право на участие в отправлении правосудия.

С учетом приведенных норм Конституции РФ и федерального закона автор считает, что квалификационным коллегиям судей субъектов РФ следовало бы в процедуре назначения (избрания) на должность мировых судей свою деятельность сделать более гласной и открытой в плане опубликования информации об открытии вакантных должностей мировых судей помимо областных средств массовой информации также в средствах массовой информации тех муниципальных образований, на территории которых расположен судебный участок с открытой вакансией мирового судьи. Кроме того, на взгляд автора, в областных и в местных средствах массовой информации необходимо опубликовывать информационные сообщения о представивших документы кандидатах: указать фамилию, имя, отчество претендента, место его работы и стаж юридической профессии с указанием ранее занимаемых должностей.

Помимо этого, автор считает, что объявления о конкурсе и информационные сообщения о претендентах на должности мировых судей возможно сделать более доступными для населения посредством их размещения на сайте или страничке сайта, представляющей квалификационные коллегии судей субъекта РФ во всемирной сети Интернет. Любой пользователь в состоянии посетить эту страничку и ознакомиться с ее содержанием. И если там размещены объявления об открытии вакантных должностей мировых судей и сведения о претендентах, то можно быть уверенным, что эта информация будет востребована и тиражирована не только печатными, но и аудиовизуальными средствами массовой информации.

Вся беда в том, что сегодня на этих страничках мы такой информации не найдем. Можно узнать, кто возглавляет квалификационную коллегию судей субъекта РФ, кто избран от судейского сообщества, а кто является представителем общественности, какими законами регламентируется ее деятельность, но вот какие конкретно вопросы будут или были рассмотрены на очередном ее заседании и когда оно состоится или состоялось, мы так и не обнаружим. Нет такой информации на интернет-сайтах. И нет у граждан реальной возможности знать о претендентах в мировые судьи.