Мудрый Юрист

Девиантное поведение и особенности субкультуры отдельных видов социальных девиаций

Лепехина Е.В., кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и уголовного права филиала РГСУ в г. Пятигорске.

В современном мире все более актуализируется задача обеспечения социальной стабильности и сохранения положительных черт социального бытия. Существенным препятствием для ее решения является феномен отклоняющегося, или девиантного, поведения. По словам Я. Гилинского, девиантное поведение "всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и девиантный образ жизни, девиантный стиль поведения, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе" <1>.

<1> Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". СПб., 2004. С. 22.

В зависимости от содержания к формам девиантного поведения относят: преступность, наркотизм, коррупцию, терроризм, проституцию, гомосексуализм и другие отклонения в сфере сексуального поведения, алкоголизм, суицид.

Причины существования и функционирования девиантного поведения в разных социально-экономических формациях, в различных исторических условиях неодинаковы. Тем не менее их объяснение имеет нечто общее: в основе этих противоречий всегда лежат объективные социальные противоречия. Социальная природа девиантного поведения не вызывает сомнения. Оно "существует в обществе, благодаря обществу и в связи с условиями этого общества" <2>. Однако, говоря о девиантном поведении, следует иметь в виду конкретное общество, конкретную нормативную систему и конкретные отклонения от норм, действующих в данном обществе.

<2> Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971. С. 40.

Любая смена общественного строя, вызывая глубокие потрясения экономической, социальной и духовной сфер жизни, приводит к росту девиантного поведения. Для современной России причинами широкого распространения различных форм девиантного поведения являются: тяжелое экономическое состояние общества, возрастающий разрыв между бедностью и богатством, ослабление государственной власти, разрушение позитивных ценностных ориентаций, упадок нравственности и культуры. Смена государственного режима, неэффективные социально-экономические реформы привели Россию к ярко выраженному социально-экономическому неравенству населения, к весьма существенным различиям в реальных возможностях удовлетворять свои потребности. Все это порождает зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, нередко выливающиеся в различные формы девиантного поведения. "Миллионы людей чувствуют себя ущемленными, а это всегда таит угрозу протестующего поведения..." <3>.

<3> Криминология и организация предупреждения преступлений: Учебное пособие для слушателей Академии МВД России. М., 1995. С. 67.

Рассматривая социально-экономические причины девиантного поведения, нельзя недооценивать роль духовного, нравственного фактора, или, иными словами, значение субъективных причин. Нарушение социальных норм испокон веков люди объясняли плохими привычками, недостатком воспитания, низкой общественной моралью, то есть искали причины девиантных проявлений в сфере общественного сознания, которую при определенном подходе можно назвать культурой данного общества <4>.

<4> См.: Яковлев А.М. Социология преступности. М., 1971. С. 48.

Как правило, под культурой понимают "биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты" <5>. Различают культуру материальную (техника, орудия труда, предметы быта и др.) и духовную (науки, различные учения, научные знания, нормы права и морали, идеалы, ценностные ориентации, навыки, образы поведения, взгляды и т.п.).

<5> Социология. Основы общей теории. М., 1996. С. 134.

Духовная культура складывается исторически, под воздействием многих факторов. Социологи доказали, что существует прямая и обратная связь между нравами людей (то есть духовной культурой) и образом их жизни, под которым понимается "совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями их жизни" <6>. Поэтому различным социальным группам в любом обществе присущи характерные особенности духовной культуры. Следовательно, социальные группы с девиантным поведением (преступники, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты) обладают определенной, отличной от других (девиантной) духовной культурой <7>. В рамках общей культуры культура отдельных социальных групп выступает как субкультура. Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними <8>. Именно духовная культура подвержена различным негативным влияниям, воздействию и проникновению девиантной субкультуры.

<6> Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 3. М., 2000. С. 500.
<7> Здесь под духовной культурой следует понимать нравы, обычаи, традиции, литературу, искусство, сленг (жаргон).
<8> Мендра Анри. Основы социологии. М., 1999. С. 169.

Чем выше уровень девиантных проявлений, тем большее влияние оказывает девиантная субкультура на состояние общей духовной культуры всего общества. Являясь основой системы ценностей социальных групп с девиантным поведением, девиантная субкультура вступает в конфликт с общественно одобряемой системой культурных норм. Таким образом, в качестве девиантогенного фактора выступает комплекс противоречий между общественными культурными нормами и нормами отдельных субкультур <9>. В настоящее время в России высокий уровень девиаций способствует распространению девиантной субкультуры. При этом ее воздействию в первую очередь подвергается молодое поколение.

<9> См.: Sellin T. Culture conflict and crime. N.Y., 1938.

Девиантная субкультура довольно многообразна. Прежде всего, это многообразие зависит от содержания правовой нормы. Каждый из видов этой субкультуры существует как особый культурный "мирок", со своими нравами, правилами игры и даже языком <10>.

<10> См.: Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендева. М., 2002. С. 320.

Наибольший интерес для изучения представляет преступная (криминальная) субкультура, наркоманская субкультура, субкультура проституток и субкультура гомосексуалистов. Общим для них выступает то, что, являясь объективной реальностью, определенным социальным институтом, эти субкультуры отличаются асоциальным и криминальным содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Каждая из названных девиантных субкультур базируется на дефектах правосознания и нравственного сознания, порождая девиантную личность. Однако каждая такая девиантная среда имеет свои эстетические вкусы, предпочтения и идеалы, мифологию, язык, что делает присущую ей субкультуру отличной от других. Рассмотрим некоторые особенности вышеперечисленных субкультур.

Криминальная субкультура <11> - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций <12>.

<11> См.: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Тверь, 1994; Гуров А.И. Профессиональная преступность. М., 1990; Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001; Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. С. 106.
<12> Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001. С. 8.

Наличие криминальной субкультуры можно определить по следующим признакам: жесткая групповая иерархия (стратификация); обязательность следовать установленным нормам и правилам; наличие враждующих группировок, конкурирующих между собой за сферы влияния; наличие "общака"; распространенность тюремной лирики; использование в речи уголовного жаргона; нанесение татуировок; значительная распространенность фактов насильственного гомосексуализма; повсеместная распространенность карточной игры; наличие кличек; наличие так называемой "прописки" <13>.

<13> Александров Ю.К. Указ. соч. С. 8 - 11.

Наркоманская субкультура - это "совокупность специфических ценностей, норм и атрибутов, отличающих определенную социальную среду" <14>. Исследователи проблемы наркотизма в России отмечают следующие особенности данной субкультуры:

<14> Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб., 2002. С. 62.
  1. ярко выраженный коллективизм (при этом группы наркозависимых и потребителей объединяются на основе возрастных признаков, приверженности к виду наркотика, территориальности); наркоманская взаимопомощь; эмпатия (сопереживание) <15>;
<15> Подробнее см.: Колесов Д. Наркомания: сущность и социальные последствия // Политическое обозрение. 1988. N 4; Прохорова М.Л. Особенности формирования девиантной среды наркоманов // Наркомания и проблемы борьбы с нею в современных условиях. Ереван, 1987.
  1. наличие такого опасного психологического явления, как прозелитизм наркоманов, то есть стремление к расширению среды себе подобных;
  2. особые эмоциональные переживания, связанные с возможностью перехода в мир иллюзий, с риском, с ощущением свободы от привычных норм и взглядов <16>.
<16> Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. С. 53 - 64.

Субкультура проституток, как и сама проституция в России, изучается с конца XIX века <17>. Наряду с общими признаками девиантной субкультуры ей присущи определенные особенности: наличие высокой конкуренции, что связано с товарно-денежной сущностью проституции <18>; деление на группы в зависимости от "специализации", территории или возраста; специфическая мода и манера поведения.

<17> См.: Обозненко П.Е. Поднадзорная проституция Санкт-Петербурга по данным врачебно-полицейского комитета: Дис. СПб., 1896; Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. СПб., 1888.
<18> Гилинский Я.И. Указ. соч. С. 373 - 378.

Природа гомосексуальной ориентации до сих пор остается дискуссионной, однако гомосексуализм традиционно рассматривается как вид девиантного поведения. При этом принято различать гомосексуализм врожденный и приобретенный. Представители среды гомосексуалистов образуют соответствующую субкультуру геев и лесбиянок со своими традициями, сленгом, литературой, клубами, журналами <19>.

<19> См.: Гилинский Я.И. Гомосексуализм: мифы и реальность (социально-правовые проблемы) // За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) / Под ред. Б. Левина. М., 1991. С. 146 - 156; Жук О. Русские амазонки: история лесбийской субкультуры в России, XX век. М., 1998.

Девиантная субкультура является одним из факторов девиации общества, в частности его криминализации. Она представляет собой общественно опасное явление, так как ведет к ослаблению норм, регулирующих поведение людей, и дезорганизует социальные связи и структуры. Поэтому в стране должен формироваться и работать государственный механизм социального контроля над соблюдением принятых в данном обществе ценностей, норм поведения и противодействия влиянию на социум различных форм девиантной субкультуры.