Мудрый Юрист

Незаконная миграция как фактор организованной преступности

Кубов Р.Х., кандидат юридических наук.

Общий объем миграции в мире, по данным МОТ, к началу 2006 г. составил 174,9 млн. человек, из них трудящиеся-мигранты - 86,3 млн. человек. Эти цифры отражают растущую мобильность населения. Основные факторы, вызывающие перемещение населения, известны и остаются прежними: экономический, политический, этнический, экологический. Специалисты объясняют современную миграцию также и растущим неравенством между охранами, отсутствием продуктивной занятости и достойного труда, личной безопасности и гражданских свобод. Наиболее масштабное перемещение мигрантов с начала 90-х годов наблюдается в Российской Федерации. Активизация миграционных процессов обусловлена тем, что за пределами страны оказалось 25 млн. русских и около 4 млн. граждан других коренных народов и народностей Российской Федерации. По данным ООН, в настоящее время на планете из общего числа зарегистрированных беженцев - 10 млн. русские, проживавшие на территории бывшего СССР. И если позитивные аспекты миграции, прежде всего трудовой, связаны с преодолением демографического дефицита и нехваткой рабочей силы в одних странах, решением проблем занятости и снижения бедности населения в других государствах, то негативные - с давлением на местные рынки труда, усилением нагрузку на сферу социальных услуг.

Трудовая миграция в России и сопредельных государствах в ее легальной форме составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек в год. Однако нелегальная миграция, по экспертным оценкам, колеблется от 10 до 15 млн. человек. Нелегальная миграция составляет определенную часть организованной преступности. Демографы отмечают такое социально-психологическое явление, как "мигрантофобия", связывая его с проекциями в сознании людей угроз терроризма и распространения продажи наркотических средств.

Существуют определенные географические зоны, привлекающие к себе внимание мигрантов. Это крупные города, экономически развивающиеся зоны и пограничные регионы, через которые наиболее активно осуществляются торгово-экономические операции. Несомненно, значительная часть нелегальных мигрантов занята в теневой экономике. Их статус практически не дает им возможности пользоваться правовой и социальной защитой. Находясь в сфере криминальных интересов посредников и работодателей, мигранты нередко попадают к ним в долговую кабалу, оказываются в условиях принудительного труда, хотя нелегальный статус редко является результатом их добровольного выбора. Такое положение связано, как представляется, прежде всего с тем, что четкий механизм регулирования миграционных процессов в сопредельных с Россией странах только создается. В миграционном законодательстве большинства стран СНГ преобладают запретительные и административные меры. Граждане государств Содружества, имея безвизовый режим перемещения, сталкиваются со значительными трудностями в законном оформлении трудовой миграции, зачастую устраиваются на работу в другой стране нелегально. Очевидно, что правовое регулирование этого вопроса как на национальном, так и на межгосударственном уровнях нуждается в совершенствовании.

Как показывает практика, после проникновения на территории государств - участников СНГ мигранты используют их в качестве транзитных для проникновения в западноевропейские, скандинавские и другие страны дальнего зарубежья; для приобретения необходимых документов и поиска нелегальных каналов переправки в другие государства; с целью получения легализованного убежища и статуса беженца; для занятия коммерческой или иной деятельностью, в том числе противоправной (под "прикрытием" учебы в вузах, безвизового туристического обмена, заключения фиктивных браков и т.п.). На Украине и в Республике Беларусь пребывание мигрантов (преимущественно из третьих стран) носит временный характер и преследует цель дальнейшего перемещения в страны Европы. В связи с этим на границе России с Украиной и Белоруссией также задерживаются "транзитные" мигранты. В условиях активизации процессов незаконной миграции на российско-украинской границе формируются организованные преступные группировки по переправке мигрантов из третьих стран, в которые вовлекаются жители приграничных районов обоих государств. Основные направления этой миграционной переправы в России - смоленское, брянское и белгородское. По оценкам специалистов Комитета по миграции при Министерстве труда Республики Беларусь, в стране находится около 300 тыс. незаконных мигрантов и ежегодно прибывает до 100 тыс. лиц этой категории. Наибольший приток наблюдается в приграничных Могилевской, Гомельской и Брестской областях. Чаще всего речь идет о лицах, не имеющих отношения к государствам - участникам СНГ. Это граждане стран Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока и африканского континента, стремящиеся попасть на жительство в Западную Европу. По данным МВД Республики Беларусь, из числа лиц, въехавших в страну без правовых на то оснований, задерживается лишь около 30%. Причем тактика организаторов незаконной миграции в последнее время изменилась. Если ранее количественный состав групп незаконных мигрантов, задержанных органами внутренних дел, доходил до 40 человек, то в настоящее время непосредственно перед пересечением государственной границы формируются группы численностью 3 - 5 чел., с последующей их концентрацией в небольших населенных пунктах, прилегающих к пограничной зоне.

Для проникновения незаконными мигрантами используются наиболее уязвимые, слабо охраняемые рубежи государств Содружества. Основной поток мигрантов на территорию Российской Федерации направляется из стран Юго-Восточной Азии, через среднеазиатские республики и российско-казахстанскую границу (до 90%). Наряду с этим неуклонно растет также число граждан Китая, стремящихся на временной или постоянной основе осесть на территории Дальнего Востока. Анализируя особенности преступности мигрантов в новом тысячелетии, Л.Д. Ерохина и М.Ю. Буряк отмечают, что ее рост прямо пропорционален нелегальной миграции населения. Более 80% от общего числа миграционных преступлений в Дальневосточном регионе совершается гражданами Китая <1>.

<1> Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Нелегальная миграция и организованная преступность: региональные аспекты / Владивостокский центр исследования организованной преступности // www.crime.vl.ru.

Фактически территории стран СНГ, особенно Российской Федерации, в силу своего географического и стратегического положения являются своеобразным транзитным мостом между государствами Азии и Европы. Обязательства, взятые рядом государств - участников СНГ в соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженцев от 1951 г., дают возможность странам дальнего зарубежья, в первую очередь западноевропейским, фактически использовать территории государств - участников СНГ в качестве "санитарного кордона", препятствующего проникновению мигрантов.

Нелегальные мигранты являются основными поставщиками на территориях стран Содружества запрещенных к обороту наркотических средств и психотропных веществ, возрастает уровень их участия в других преступлениях. Так, за последние 10 лет число преступлений, совершенных иностранными гражданами в РФ, увеличилось в 2,5 раза, при этом более 90% противоправных деяний совершены гражданами стран Содружества. Каналы нелегальной миграции все чаще используются организованными преступными группировками в целях торговли людьми и организации секс-бизнеса. Так, в марте 2007 г. в Москве правоохранительными органами были задержаны члены международного преступного сообщества, которое занималось организацией транзита нелегальных мигрантов из Юго-Восточной Азии в Западную Европу через территорию России. По данным следствия, во главе группировки стоял подполковник российской армии Д. Стрыканов. Всего по этому делу арестованы восемь человек, в том числе гражданин Молдавии. По данным ФСБ, стоимость услуги по организации транзита составляла от трех до пяти тысяч евро. Подозреваемые по данному делу занимались продажей женщин из стран СНГ в страны Европейского союза для занятия проституцией. По данным МВД Беларуси, за три последних года в Москве и Московской области правоохранительными органами России за занятие проституцией было задержано более 1200 гражданок Беларуси. С 2001 г. сотрудниками спецподразделений по борьбе с торговлей людьми перекрыто около 100 каналов вывоза белорусских девушек для эксплуатации в России, установлено 350 потерпевших.

Как показывает опыт правоохранительных органов, наиболее результативными при выполнении межгосударственных программ сотрудничества по приоритетным направлениям борьбы с преступностью являются совместные целевые операции "Канал", "Розыск", "Граница", "Караван-авто" и "Нелегал". Правоохранительными органами стран Содружества только в 2006 г. проведено 13 совместных операций, в том числе 9 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятий и 4 специальные операции по широкому спектру направлений борьбы с транснациональной организованной преступностью, в ходе которых раскрыто 47,2 тыс. преступлений, задержано 19,1 тыс. лиц, находившихся в розыске, пресечена противоправная деятельность 577 организованных преступных сообществ. Изъято 418 единиц огнестрельного оружия, 1,9 тонны взрывчатых веществ, более 17 тонн наркотических средств, уничтожено свыше 300 тонн наркосодержащих культур. Основные результаты по выявлению и пресечению в приграничных регионах маршрутов перемещения незаконных мигрантов, деятельности бандформирований, организованных преступных групп, каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотиков, хищений грузов и др., несомненно, способствовали решению задач борьбы с нелегальной миграцией.

Активные миграционные процессы на территории России и приграничных с ней государств, по экспертным оценкам, будут сохраняться как минимум в течение ближайшего десятилетия. При этом будут существовать реальная нагрузка на экономические и социальные инфраструктуры государств, конфликтные отношения между коренными жителями и мигрантами и, как следствие, осложнение криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов <2>. Такой социально-демографический прогноз ставит перед правоохранительными органами, прежде всего МВД России и сопредельных государств, вполне определенные задачи сотрудничества. Среди них следует выделить: установление таких мер пограничного и миграционного контроля, которые могут потребоваться для предупреждения и пресечения незаконной миграции; создание на территориях государств - участников СНГ сети специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства на период определения их правового положения, а также подлежащих административному выдворению или депортации; активизацию договорного процесса между государствами - участниками СНГ и заключение соответствующих двусторонних и многосторонних международных договоров о противодействии незаконной миграции и о реадмиссии; совершенствование аналитической и научно-исследовательской деятельности по изучению миграционной обстановки для реального прогнозирования и регулирования миграционных потоков и выработки предложений, необходимых для осуществления контроля за миграционной ситуацией; обеспечение эффективного механизма контроля и надзора за соблюдением национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции; осуществление мониторинга, прогнозирования и выявления каналов незаконной миграции из третьих государств.

<2> Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции. Одобрена решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 16 сентября 2004 года // Официальный сайт Исполнительного комитета государств-участников СНГ: www.cis.minsk.by.