Мудрый Юрист

Механизм финансово-правового регулирования расчетных правоотношений

Никулина И.А., начальник юридического отдела Главного управления Банка России по Мурманской области.

Расчетные правоотношения возникают относительно особого объекта - безналичных денежных средств, регулируемых, в свою очередь, финансово-правовым методом.

Правовая природа безналичных денежных средств двояка: с одной стороны, они являются объектом расчетного правоотношения, с другой стороны, представляют собой элемент государственной денежной системы.

Регулирование финансовой деятельности в области денежного обращения носит характер императивного.

Таким образом, именно в связи с наличием особого объекта правового регулирования расчетные правоотношения приобретают финансово-правовую специфику регулирования.

Движение безналичных денежных средств в процессе исполнения расчетных правоотношений представляет собой денежное обращение. По определению К.С. Бельского, "безналичные деньги являются элементом системы денежного обращения наряду с финансово-правовыми нормами, предусматривающими указанные элементы и обеспечивающими функционирование денежной системы" <1>.

<1> Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8.

В экономически развитом и государственно-организованном обществе денежное обращение является важнейшим элементом финансовой системы государства.

В этой связи нормы, регулирующие вопросы денежного обращения, содержатся в ряде законодательных актов, относящихся к сфере финансового регулирования, таких, как Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", Федеральный закон N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Установление правил расчетов отнесено Законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" (ст. 4) к одной из основных функций Банка России.

Таким образом, в процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают общественные отношения, регулируемые в первую очередь нормами финансового права. В гражданских правоотношениях деньги служат средством исполнения денежных обязательств, однако определение и регулирование всех существенных характеристик денег (регулирование объема денежной массы, осуществление денежных реформ, организация денежного обращения) осуществляются государством в лице уполномоченного государственного органа - Банка России.

Регулируя денежное обращение, государство имеет возможность влиять на покупательную способность денег, в зависимости от государственной финансовой политики могут изменяться свойства денег как носителей абстрактной стоимости.

Поскольку в отличие от материальных объектов деньги не обладают собственными потребительскими качествами, то их способность выступать средством платежа в гражданско-правовых отношениях зависит в первую очередь от государственного денежного регулирования.

Следовательно, деньги, являясь основополагающим элементом денежной системы, должны получить свое определение в первую очередь как публично-правовая категория.

При этом правовое регулирование понятия "деньги" должно основываться на экономических реалиях (таких, как широкое распространение безналичных и электронных расчетов, пластиковых карт), а также адекватно отражать потребности всей финансовой сферы общества.

Принятые в соответствии с полномочиями, предоставленными законом, нормативные акты Банка России детально регулируют осуществление безналичных расчетов в Российской Федерации, правила эмиссионно-кассовых операций, правила бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Таким образом, деньги в первую очередь выступают в качестве финансово-правовой категории и в этом же качестве участвуют в гражданском обороте, их финансово-правовой режим является первичным и определяющим.

С точки зрения финансового права отсутствуют различия между наличными и безналичными деньгами, поскольку денежное обращение в государстве подразделяется на наличное и безналичное, при этом процессы движения наличных денег в форме банкнот и отражения движения безналичных денежных средств на счетах бухгалтерского учета происходят непрерывно и неразрывно один от другого.

Государство в лице Банка России изготавливает денежные знаки как носители информации об абстрактной стоимости, величина которой определяется номиналом денежных знаков. При этом увеличение денежной массы в государстве осуществляется Банком России не произвольно, а с соблюдением ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений государственной денежно-кредитной политики (ст. 42 ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

В соответствии со ст. 30 Закона банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, при этом они являются безусловными обязательствами Банка России.

Таким образом, в нормах финансового права нашла свое отражение способность денег в процессе обращения непрерывно трансформироваться из безналичной формы в наличную и наоборот, что, собственно, и составляет их экономическую сущность как средства обращения и платежа.

Отсюда можно сделать вывод о том, что не только экономически, но и с позиций финансового права наличные и безналичные деньги и соответственно расчеты с использованием тех и других отличий не имеют.

Учет безналичных денежных средств осуществляется на банковских счетах.

Механизм финансово-правового регулирования банковского счета обусловлен тем, что, во-первых, банковский счет представляет собой разновидность счетов бухгалтерского учета; во-вторых, банковские счета различных видов имеют различные режимы финансово-правового регулирования; в-третьих, существуют виды банковских счетов, регулируемых исключительно финансово-правовым методом (счета бюджетов и другие счета с публичным элементом).

Как известно, расчетные операции в рамках расчетного правоотношения совершаются по правилам бухгалтерского учета в кредитных организациях, которые установлены Положением Банка России N 205-П.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций".

Бухгалтерский учет является публично-правовой категорией, поскольку представляет собой императивно устанавливаемую государством в лице Министерства финансов либо Центрального банка систему единообразных требований по документальному оформлению финансовой документации. К такому же выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной", где указано, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики.

Посредством бухгалтерского учета наличные денежные средства приобретают безналичное отображение в балансе предприятия или банка, в связи с чем бухгалтерский учет является неотъемлемым инструментом института безналичных расчетов.

Таким образом, содержание расчетных операций в рамках расчетного правоотношения регулируется правилами бухгалтерского учета и соответственно нормами финансового права.

Под финансово-правовым режимом регулирования банковского счета мы понимаем совокупность финансово-правовых требований и особенностей, установленных законодательством для банковских счетов, имеющих различные правовые режимы.

В настоящее время, как установлено п. 1.1 Инструкции Банка России N 28-И, операции по банковским счетам, счетам по вкладу (депозиту) соответствующего вида (режим счета) регулируются законодательством Российской Федерации и производятся в установленном им порядке.

В указанной Инструкции приведена классификация видов (режимов) банковских счетов, позволяющая рассмотреть специфику расчетных правоотношений, возникающих между кредитной организацией и различными клиентами.

Банк России определил режимы счетов, открываемых банками в валюте Российской Федерации и иностранных валютах с учетом присущих им особенностей: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Следует отметить, что особенности регулирования банковских счетов с различными режимами могут быть установлены только финансово-правовыми актами, поскольку Гражданский кодекс РФ содержит отсылочные нормы, не устанавливая никаких различий в правовом регулировании возникающих правоотношений в зависимости от их специфики.

Приведенная в Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" классификация счетов с различными режимами позволяет рассмотреть отличия в установленном режиме регулирования банковских счетов в привязке к субъектному составу договора банковского счета. Можно отметить, что финансово-правовое регулирование расчетных операций банков выражено еще ярче в тех случаях, когда обеими сторонами договора банковского счета выступают специальные субъекты, а именно:

Правоотношения, возникающие между Банком России и распорядителями бюджетных средств по поводу обслуживания счетов бюджетов, стали предметом рассмотрения Конституционного Суда, которым 17 июня 2004 г. вынесено Постановление N 12-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 и абз. 22 ст. 283 Бюджетного кодекса РФ.

В указанном Постановлении Конституционный Суд определил правоотношения, возникающие между Банком России и его клиентами в связи с обслуживанием счетов бюджетов, в качестве публично-правовых, при этом указал, что "согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов".

Рассматривая обслуживание счетов бюджетов как элемент бюджетного процесса, Конституционный Суд отметил, что публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Из наличия имущественных начал в бюджетных правоотношениях и одновременно - властного характера правового регулирования в этой сфере исходит Гражданский кодекс Российской Федерации, в п. 3 ст. 2 которого закрепляется, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В Постановлении Конституционного Суда отражена коллизия норм бюджетного и гражданского законодательства: с одной стороны, признается бюджетно-правовой статус отношений сторон по договору на обслуживание счетов бюджета, с другой стороны, отмечается, что публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства о договоре банковского счета.

Однако, по нашему мнению, ограничение применения гражданского законодательства, установленное пунктом 3 ст. 2 ГК РФ к финансовым и бюджетным правоотношениям, не оставляет сомнений в публично-правовой природе договора на обслуживание бюджетного счета.

Аналогичный вывод следует из анализа элементов договора на обслуживание счетов бюджета.

Стороны договора - Банк России, правовой статус которого с учетом положений ст. 75 Конституции можно определить как "государственный орган с особыми конституционными полномочиями", и учреждение федерального казначейства соответствующего уровня, являющееся в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703, федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета, - являются органами государственной власти.

Предметом договора является обслуживание Банком России счетов бюджетов, то есть участие в бюджетном процессе.

Таким образом, при заключении и исполнении рассматриваемого договора в отношениях сторон отсутствуют признаки диспозитивности.

Банк России осуществляет свои функции на основании ст. 75 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно п. 6 ст. 4 которого обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации является функцией Банка России.

Статья 155 БК РФ устанавливает, что Банк России обслуживает счета бюджетов. В случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории его функции могут выполнять кредитные учреждения, причем эти полномочия прямо названы бюджетными.

Обслуживание кредитными организациями и Банком России счетов бюджетов имеет особенности, исключающие применение к отношениям сторон по договору гражданско-правовых норм.

Так, поскольку ст. 239 БК РФ устанавливает иммунитет бюджета, к рассматриваемым правоотношениям не могут применяться нормы Гражданского кодекса о зачете взаимных встречных требований клиента и банка по счету (ст. 853 ГК РФ), об очередности платежей (ст. 855 ГК РФ) и о списании со счета клиента без его согласия (ст. 854 ГК РФ), поскольку право распоряжения средствами бюджета предоставлено только надлежащим распорядителям (в данном случае органам Федерального казначейства).

Статья 255 Бюджетного кодекса устанавливает очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств.

Невозможно и ограничение распоряжения средствами бюджета на основании ст. 856 ГК РФ, в силу того что средства на счетах бюджетов имеют строго целевое назначение.

Так, порядок осуществления взысканий по исполнительным документам со счетов бюджетов совершенно иной, чем со счетов с иными режимами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ). Поскольку при исполнении обязательств по обслуживанию счетов бюджетов Банк России выступает в качестве участника бюджетного процесса, можно сделать вывод, что нормы гражданского законодательства к бюджетным правоотношениям применяться не должны, а бюджетное законодательство содержит самостоятельное регулирование такого рода ответственности. Так, ст. 304 БК РФ предусматривает ответственность за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.

По нашему мнению, не распространяется на указанные отношения и институт банковской тайны (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности"), так как ответственность за разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну, в виде возмещения причиненных убытков применена быть не может, поскольку разглашение информации о бюджетных средствах не может повлечь убытков.

Кроме того, в соответствии со ст. 28 БК РФ гласность бюджетного процесса является одним из принципов бюджетной системы.

Таким образом, отношения сторон договора на обслуживание бюджетного счета основаны непосредственно на законе, и договор нужен исключительно как проявление волеизъявления органа, уполномоченного распоряжаться средствами бюджета, на открытие счета в определенном подразделении расчетной сети Банка России или коммерческом банке.

Из приведенного анализа видно, что отношения сторон по договорам на обслуживание счетов бюджетов не имеют признаков, свойственных гражданско-правовым отношениям: им не свойственна свобода договора (ст. 1 ГК РФ), метод регулирования этих правоотношений можно охарактеризовать как императивный, отношения сторон основаны непосредственно на законе (Бюджетный кодекс) и принятых в соответствии с ним нормативных актах Министерства финансов РФ и Банка России.

Следовательно, договор этого вида представляет собой финансово-правовой договор, и к нему неприменимы нормы ГК РФ, регулирующие правоотношения, возникающие из договора банковского счета.

При этом следует отметить, что публичный характер бюджетных средств и специальное регулирование счетов бюджетов - это объективное явление экономики любого типа, поскольку публичные финансы являются элементом бюджетного процесса, что исключает возможность их гражданско-правового регулирования.

Такой же вывод можно сделать относительно других видов счетов, которые открыты на основании договоров банковского счета "с публичным элементом", таких, например, как депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов.

Финансово-правовое регулирование указанных счетов установлено в нормативных актах Банка России. Например, указанием Банка России от 18 июня 1999 г. N 579-У установлен порядок открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях. Согласно указанному нормативному акту Банка России установлен режим счетов этого вида, существенно отличающийся от других счетов.

Пунктом 1.1 указания предусмотрено, что такого рода счета могут открываться исключительно на основании разрешения соответствующего финансового органа. Кроме того, договоры банковского счета этого режима заключаются на определенный срок, который не может превышать срок действия разрешения финансового органа (п. 1.2 указания), в случае досрочного отзыва разрешения выдавшим его органом договор банковского счета прекращается досрочно.

Как о категории банковских счетов, имеющих финансово-правовой режим, можно говорить и применительно к счетам внебюджетных фондов.

Финансово-правовое регулирование порядка осуществления безналичных расчетов обусловлено такими особенностями расчетного правоотношения, как его цель - исполнение финансового обязательства и установление законодательством императивных правил осуществления расчетов.

При осуществлении расчетного правоотношения происходит исполнение как частноправовых, так и публично-правовых обязательств, и те и другие было бы правильнее назвать финансовыми обязательствами.

Подтверждением финансово-правового характера регулирования очередности платежей при недостаточности средств на счете служит помещение соответствующей нормы в Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", введенной, как указано в ст. 26 Закона, "в целях обеспечения поступления доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации".

Финансово-правовой характер носит и императивное установление форм расчетов. Применяемые при осуществлении расчетного правоотношения формы расчетов детально регламентированы нормативными актами Банка России. Кроме того, существуют такие формы расчетов (расчеты посредством использования пластиковых карт, например), которые урегулированы исключительно нормативными актами Банка России (Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт").

Особенно заметно преобладание финансово-правового метода регулирования порядка совершения расчетных правоотношений при рассмотрении регулирования деятельности банков как субъектов расчетного правоотношения.

Финансово-правовое регулирование деятельности кредитных организаций при осуществлении расчетных правоотношений проявляется в различных формах.

Во-первых, кредитные организации обладают специальной правосубъектностью (наделены правом осуществлять банковские операции), их деятельность является лицензируемой, в связи с чем кредитные организации при осуществлении банковских операций (в том числе и расчетов) являются субъектами банковского надзора со стороны Центрального банка Российской Федерации.

Во-вторых, современный банк представляет собой особое юридическое лицо, которое при осуществлении своей деятельности в области расчетных правоотношений наделено множеством публично-правовых функций, оказывающих непосредственное влияние на реализацию прав и обязанностей сторон расчетного правоотношения.

Как отмечают исследователи, возложение публично-правовых функций на субъектов, не являющихся органами государственной власти, - это специфическая особенность финансово-правового метода.

В связи с осуществлением расчетов государство возлагает на кредитные организации многочисленные публично-правовые функции, предусмотренные налоговым, таможенным, валютным законодательством, связанные с исполнительным производством, а также с реализацией Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Таким образом, можно констатировать, что, преследуя цели своей финансовой политики, а также иные публичные цели (такие, как борьба с терроризмом, организованной преступностью, повышение собираемости налогов, проведение валютной политики, и другие общественно значимые цели), государство возлагает на кредитные организации ряд публично-правовых функций.

Указанные функции возлагаются именно на кредитные организации, поскольку посредством исполнения своих функций в банковской платежной системе они являются участниками системы денежного обращения в государстве и располагают возможностями осуществления финансового контроля деятельности своих клиентов и вмешательства в эту деятельность в случаях, предусмотренных финансово-правовыми нормами.

В-третьих, финансово-правовые акты регулируют не только обязательные требования к документационному обеспечению расчетного правоотношения, но и технологию его реализации.

В современных условиях реализация расчетного правоотношения осуществляется посредством использования платежных систем.

В правовой науке отсутствуют подробные исследования, посвященные изучению особенностей функционирования и правового регулирования платежных систем, и отмечается необходимость совершенствования их правового регулирования. Между тем в системе денежного обращения экономические свойства денег выступать в качестве средства платежа и средства обращения могут быть реализованы только путем использования платежной системы, поскольку осуществление расчетных операций невозможно без привлечения других участников расчетов (кредитных организаций, клиринговых центров, расчетных палат, учреждений системы Центрального банка, учреждений связи), а также без использования специальных средств и технологий в области связи и защиты информации. Перечисленные институты и возникающие между ними правоотношения представляют собой платежную систему.

Таким образом, платежную систему можно определить как совокупность учреждений, правовых норм, программно-технических и других средств, обеспечивающих проведение безналичных расчетов.

По нашему мнению, платежная система вообще и банковская платежная система в частности регулируются финансово-правовым методом, поскольку совокупность существующих в государстве платежных систем образует систему денежного обращения, в связи с чем каждая платежная система, в особенности банковская, оказывает влияние на финансовую систему.

Структура банковской платежной системы России в настоящее время представляет собой два относительно самостоятельных сегмента, образуемых платежной системой Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и частными платежными системами.

Порядок и условия функционирования указанных сегментов урегулированы Банком России в Положении от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Порядок осуществления расчетных операций платежной системы Банка России изложен во второй части указанного Положения, в которой последовательно регламентируется порядок совершения расчетных операций по каждому расчетному документу.

Порядок осуществления операций в платежной системе Банка России урегулирован Положением Банка России от 6 мая 2003 г. N 225-П "О Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)". Указанное Положение устанавливает ряд норм, касающихся осуществления контроля допустимости проведения расчетных операций и предоставления возможности предварительного информирования через Справочник БИК РФ о предстоящем изменении реквизитов участников расчетов, связанных с реорганизацией и ликвидацией как кредитных организаций, так и расчетно-кассовых центров Банка России. Платежная система Банка России является крупнейшей в системе денежного обращения государства, при этом использование в платежной системе Банка России электронных технологий расчетов и бездокументарных технологий практически вытеснило применение бумажных носителей.

В своей деятельности по созданию и совершенствованию нормативной базы безналичных расчетов с целью внедрения современных инструментов осуществления безналичных расчетов и сокращению наличного денежного оборота Банк России руководствуется Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год.

Техническая инфраструктура платежной системы Банка России включает автоматизированные расчетные и информационные системы, сети телекоммуникаций, средства доставки сообщений, защиты информации, инженерного обеспечения, которые являются неотъемлемой частью единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Банка России.

Пользователями системы электронных платежей Банка России являются кредитные организации, их филиалы и другие клиенты Банка России, имеющие корреспондентские счета (субсчета), банковские счета в учреждениях Банка России, включенных в состав участников электронных платежей.

Платежи для совершения электронным способом могут направляться клиентами в Банк России по системам телекоммуникации, на магнитных и бумажных носителях. В последнем случае они преобразуются в электронный вид учреждениями Банка России, и далее бумажный носитель не передается.

При этом нормативным актом, регулирующим порядок и условия указанных договоров, является Положение Банка России от 12 марта 1998 г. N 20-П "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России", это же Положение содержит и типовой договор об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России.

При этом количество и объем платежей, совершенных с использованием бумажной технологии, из года в год снижается <2>.

<2> Годовой отчет Банка России за 2005 год. М.: Прайм-тасс, 2006. С. 99 - 104.

При исследовании природы платежных систем следует обратить внимание на то обстоятельство, что правовое регулирование платежных систем осуществляется в первую очередь финансово-правовыми нормами, к которым следует отнести нормативные акты уполномоченного в области установления правил расчетов и правил функционирования платежных систем государственного органа - Банка России.

Статья 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указывает в качестве одной из основных целей деятельности Банка России обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В соответствии со ст. 80 Закона Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию платежных и расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, проводит мониторинг деятельности частных платежных систем на основе статистической отчетности и осуществляет расчеты через свои учреждения.

Осуществление расчетных правоотношений в электронном формате урегулировано исключительно императивными финансово-правовыми актами Банка России. Представляется, что с учетом стратегического значения банковской платежной системы применение диспозитивного регулирования в отношении ее не отвечало бы интересам экономической стабильности и безопасности государства.

Банк России как орган банковского регулирования и надзора способен оперативно реагировать на потребности правового регулирования банковской платежной системы, в связи с чем установление правил расчетов именно финансово-правовыми нормативными актами Банка России наилучшим образом отвечает потребностям времени.

На практике этот вывод подтверждается тем обстоятельством, что значительная часть используемых в платежной системе инструментов урегулирована исключительно на уровне нормативных актов Банка России, например пластиковые банковские карты, применение электронных технологий расчетов и другие, что не мешает этим институтам успешно функционировать и совершенствоваться.

Особое значение для функционирования платежных систем имеет правовое регулирование корреспондентских отношений, поскольку именно посредством заключения договора о корреспондентских отношениях кредитные организации получают доступ к той или иной платежной системе.

При этом в рамках цивилистического регулирования особенности финансово-правового регулирования средств, находящихся на корреспондентском счете, не учитываются, что приводит к возникновению коллизий в правоприменении.

Одной из проблем, разрешение которой имеет большое практическое значение, является вопрос о возможности принудительного взыскания с корреспондентских счетов кредитных организаций по исполнительным документам, а также возможность ограничения распоряжения средствами на них длительное время обсуждается в юридической литературе.

С точки зрения гражданского законодательства (ст. 845 ГК РФ) корреспондентские счета, являясь разновидностью банковского счета, не служат объектом особого регулирования.

В то же время с позиций бухгалтерского учета и с учетом приведенной выше характеристики корреспондентского счета необходимо иметь в виду то обстоятельство, что на корреспондентских счетах аккумулируются не только собственные средства банков, но и средства их клиентов.

Корреспондентский счет кредитной организации с точки зрения режима находящихся на нем средств вообще не является принадлежащим ей счетом, поскольку, как видно из его бухгалтерской характеристики, средства, внесенные клиентами банка на их счета, одновременно отражаются на корреспондентском счете банка.

То есть корреспондентский счет представляет собой обобщенную информацию об остатках средств клиентов банка и его собственных средствах.

Представляется, что основной функцией корреспондентского счета является его использование для допуска к той или иной платежной системе, поскольку именно с момента установления корреспондентских отношений с другим банком или, в подавляющем большинстве случаев, с учреждением расчетной сети Банка России кредитная организация получает возможность участвовать в межбанковских расчетах и платежных системах, то есть осуществлять расчетные правоотношения.

Указанные особенности финансово-правового режима корреспондентских счетов в судебной практике нашли свое отражение при рассмотрении вопросов, связанных с возможностью применения судами обеспечительных мер в виде ареста денежных средств на корреспондентском счете, а также при осуществлении принудительного взыскания со счета банка на основании судебного акта, поскольку и в том и в другом случае ограничение распоряжения счетом или обращение взыскания на находящиеся на нем средства фактически, во-первых, означает обращение взыскания на средства клиентов банков либо приостановление расчетного обслуживания клиентов банка.

С учетом того обстоятельства, что корреспондентские счета кредитных организаций являются элементом банковской платежной системы, приостановление операций в которой грозит непредсказуемыми экономическими последствиями, очевидно, что интерес отдельно взятого кредитора по удовлетворению своих требований не является достаточным основанием для разрушения сложной системы отношений по безналичным расчетам со множеством клиентов банка.

Представляется, что в связи с особенностями корреспондентского счета как элемента платежной системы последний должен являться объектом особого регулирования. Кроме того, банковская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Банки как субъекты специального регулирования со стороны государства, находящиеся под постоянным контролем Банка России и осуществляющие свою деятельность на основании лицензии, обязаны исполнять решения судов в отношении средств, учтенных на корреспондентских счетах, исключительно добровольно. Причем в отличие от "обычных" должников реализация этого предложения возможна простыми и эффективными средствами, уже имеющимися в законодательстве.

Так, ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" предусматривает нарушение кредитными организациями федеральных законов в качестве основания для применения мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Поскольку в соответствии с требованиями законодательства решения суда обязательны для исполнения, в случае предъявления кредитором по денежному обязательству основанного на решении суда требования банк обязан его исполнить добровольно.

В случае уклонения от исполнения решения суда по прямому указанию к банку могут быть применены меры, предусмотренные ст. 74 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".

В случае невозможности исполнения решения суда по финансовым причинам можно говорить о признаках неплатежеспособности.

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование корреспондентского счета кредитной организации, являющегося в соответствии со ст. 28 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" необходимым элементом платежной системы, должно учитывать его финансово-правовую специфику и роль в платежной системе.

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно констатировать, что расчетные правоотношения регулируются одновременно нормами права, относящимися к различным отраслям: с одной стороны, отношения сторон по договору банковского счета возникают и строятся на основании договора банковского счета, с другой стороны, регулирование отношений сторон договора банковского счета осуществляется преимущественно нормами финансового права.

На уровне федерального законодательства вопросы осуществления безналичных расчетов урегулированы нормами Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", на уровне подзаконных актов правовое регулирование представлено более чем 90 нормативными актами Банка России, в связи с чем правоотношения в сфере безналичных расчетов в большинстве случаев лишены диспозитивности и подчинены исключительно императивным началам. Банк и клиент лишены возможности отклониться от модели поведения, установленной законом и нормативными актами Банка России. В расчетных правоотношениях наличествует публичный интерес, поскольку главной целью функционирования является обеспечение стабильности денежного обращения. Из изложенного можно заключить, что сегодня в системе финансового права функционирует финансово-правовой институт расчетных правоотношений, регулирующий властные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в области безналичных расчетов.

Преследуя цели своей финансовой политики, а также иные публичные цели (такие, как борьба с терроризмом, организованной преступностью, повышение собираемости налогов, проведение валютной политики, и другие общественно значимые цели), государство возлагает на кредитные организации ряд публично-правовых функций.

Указанные функции возлагаются именно на кредитные организации, поскольку посредством исполнения своих функций в банковской платежной системе они являются участниками системы денежного обращения в государстве и располагают возможностями осуществления финансового контроля деятельности своих клиентов и вмешательства в эту деятельность в случаях, предусмотренных финансово-правовыми нормами.

Таким образом, полагаем возможным сделать вывод о том, что в современных условиях усиливается финансово-правовое воздействие на институт расчетных правоотношений.

Проблема необходимости совершенствования правового регулирования расчетных правоотношений с учетом присущей им финансово-правовой специфики неоднократно обсуждалась в юридической литературе, при этом указывается, что "проблема применения законодательства усугубляется тем, что в нем происходит проникновение элементов публичного права в сферу действия частного права и наоборот" <3>. Вследствие этого судебно-арбитражная практика часто встречается с серьезными трудностями, когда имеются противоречия между публично-правовыми и гражданско-правовыми нормами. В таких ситуациях неадекватные способы воздействия снижают эффективность правового регулирования. Полагаем, что рассмотрение института расчетных правоотношений с позиций финансово-правового регулирования позволит решить ряд теоретических и практических задач, а именно разработать основополагающие понятия и инструменты этого института и установить единообразные подходы к их регулированию.

<3> Гаджиев М.В. Рыночная экономика в решениях Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2001. N 10. С. 21.

Как указывает Н.И. Химичева, "финансовое право, ставшее в настоящее время одной из основных отраслей отечественного права, отличается интенсивностью формирования своего нового содержания, масштабностью перемен, обусловленных коренными экономическими и политическими преобразованиями в стране, начавшимися в последнем десятилетии XX в. и продолжающимися на современном, новом, этапе. Все это проявилось в значительно возросшей регулятивной роли финансового права" <4>.

<4> Химичева Н.И. Проблемы финансового права на новом этапе развития российского государства // Финансовое право. 2006. N 4.