Некоторые факторы, снижающие привлекательность мирового соглашения в процессе банкротства
Жукова Т.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного университета.
Кондратьева К.С., кандидат юридических наук, ассистент кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного университета.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта N 07-03-00117а.
В ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ <1> (далее - Закон о банкротстве) под мировым соглашением понимается процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190.Проблеме мирового соглашения в процессе банкротства посвящено немало исследований <2>. Безусловно, мировое соглашение, реализуя принцип мирного урегулирования дела о банкротстве, на первый взгляд должно быть привлекательно как для должника, так и для кредиторов.
<2> См.: Бартош В.М. Правовая природа мирового соглашения, заключенного при банкротстве должника и при реструктуризации кредитной организации // Юридический мир. 2001. N 5; Дубинчин А. Мировое соглашение в деле о банкротстве: проблемы теории и практики // Хозяйство и право. 2000. N 7; Олевинский Э.Ю. Мировое соглашение как процедура банкротства: Дис. на соискание уч. степени канд. юрид. наук. М., 2002; Пустовалова Е. Судьба требований кредиторов при заключении мирового соглашения // Законодательство. 2001. N 6; Шерстюк В.М. Мировое соглашение по ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" // Законодательство. 2002. N 2.Однако на практике заключение мирового соглашения в процессе банкротства встречается редко. Об этом свидетельствует судебно-арбитражная статистика. В 2004 г. в Российской Федерации в процессе банкротства было утверждено 150 мировых соглашений, в 2005 г. - 84 <3>.
<3> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. N 5. С. 44.Несмотря на то что в Законе о банкротстве достаточно полно регламентированы многие вопросы заключения, содержания и исполнения мирового соглашения, отсутствие ответов на ряд вопросов, связанных с мировой сделкой, спорность некоторых утверждений, выдвинутых современными исследователями этого правового института, а также нечеткость и несогласованность ряда законодательных норм позволяют говорить об актуальности постановки и решения рассматриваемой проблемы.
На наш взгляд, столь редкое использование возможности заключения мирового соглашения в процессе банкротства продиктовано рядом факторов.
- Как уже было отмечено, заключение мирового соглашения возможно на любой стадии процесса банкротства. Возможность надлежащего исполнения мирового соглашения снижается за счет ряда норм, предусмотренных главой VIII Закона о банкротстве. Так, п. 6 ст. 151, п. 6 ст. 152, п. 4 ст. 153, п. 4 ст. 154 Закона о банкротстве устанавливают, что условия мирового соглашения распространяются лишь на требования тех кредиторов, которые включены в реестр требований кредиторов.
В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2005 г. N 97 мировое соглашение может быть утверждено судом и в случае, если у должника осталась не погашенная перед кредиторами задолженность по текущим платежам <4>.
<4> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. N 3.Согласно п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 кредиторы по текущим платежам и неденежным обязательствам вправе предъявить свои требования в полном объеме после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу, то есть гипотетически мы можем предположить (особенно если мировое соглашение заключается на стадии наблюдения), что есть ряд кредиторов, которые не заявили свои требования в процессе банкротства и которые, возможно, после прекращения производства по делу о банкротстве предъявят к должнику свои требования в полном объеме либо инициируют новое дело о банкротстве.
Таким образом, данные нормы в значительной мере могут затруднить исполнение мирового соглашения. Можно было бы предложить изменения в Закон о банкротстве, которые закрепили бы норму, позволяющую заключать мировое соглашение на стадии конкурсного производства, после закрытия реестра требований кредиторов, когда большинство кредиторов уже обозначили свои требования.
- Привлекательность мирового соглашения снижается и за счет того, что законодатель допускает возбуждение нового дела о банкротстве после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве. Согласно п. 2 ст. 167 Закона о банкротстве кредиторы, в отношении которых заключено мировое соглашение, в случае возбуждения нового дела о банкротстве участвуют в нем с объемом требований, предусмотренных мировым соглашением.
Насколько привлекательно указанное положение Закона о банкротстве в том случае, когда кредиторы при заключении мирового соглашения пошли на уступки должнику? Представляется, в новом деле о банкротстве объем их требований к должнику будет значительно меньше установленного в реестре требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения, что в дальнейшем может повлиять на принятие решений при голосовании на собрании кредиторов в новом процессе банкротства.
Таким образом, необходимо дополнить ст. 159 Закона о банкротстве пунктом 6 и изложить его в следующей редакции:
"С момента прекращения производства по делу о банкротстве в связи с утверждением мирового соглашения возбуждение нового дела о банкротстве не допускается до момента отмены определения об утверждении мирового соглашения, расторжения мирового соглашения или его полного исполнения".
Думается, что указанное нововведение позволит обеспечить необходимый баланс интересов должника и его кредиторов.
- Третий фактор связан с последствиями неисполнения мирового соглашения. В соответствии со ст. 167 Закона о банкротстве в случае возбуждения нового дела о банкротстве должника объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением. Данная норма представляется малопривлекательной для кредиторов, которые участвовали в заключении мирового соглашения. Поэтому предлагаем изменить п. 2 ст. 167 Закона о банкротстве и изложить его в следующей редакции:
"В случае возбуждения нового дела о банкротстве должника объем требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется на основании реестра требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения, за исключением требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, удовлетворенных в ходе исполнения мирового соглашения".
- В соответствии со ст. 150 Закона о банкротстве участниками мирового соглашения являются уполномоченные органы. И здесь встает проблема определения условий мирового соглашения в отношении уполномоченных органов в свете соответствия налогового, таможенного и бюджетного законодательства с законодательством о банкротстве.
В соответствии с Постановлением КС РФ от 22 июля 2002 г. N 14-П <5> мировое соглашение, в свою очередь, заключается как с целью справедливого и соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов путем предоставления им равных правовых возможностей для достижения частных экономических интересов, так и с целью сохранения деятельности организации-должника путем восстановления ее платежеспособности.
<5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 31. Ст. 3161.По смыслу ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, все кредиторы, коммерческие организации или публично-правовые образования должны иметь равные возможности при заключении мирового соглашения и выработке его условий.
Любое предпочтение, отдаваемое законодателем одной из групп кредиторов перед другой, исключало бы саму возможность заключения мирового соглашения, поскольку в таком случае не учитывались бы экономические интересы всех кредиторов и нарушался бы конституционный принцип равноправия, из которого вытекает необходимость предоставления равной защиты всем собственникам и который конкретизирован в норме п. 4 ст. 212 ГК РФ, закрепляющего, что права всех собственников защищаются равным образом.
Однако каким образом учитываются данные правовые принципы на практике?
Согласно п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени установлен главой 9 НК РФ.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляют собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных п. 2 данной статьи, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется на основании заявления заинтересованного лица, которое подается в соответствующий уполномоченный орган, с приложением подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки документов. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется решением уполномоченного органа, которое принимается по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
В ст. 63 НК РФ указаны органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов.
Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрен специальный порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов, а также пеней.
Согласно п. 2 ст. 160 Закона о банкротстве противоречие условий мирового соглашения Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам является основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения.
Следовательно, условия мирового соглашения в отношении требований уполномоченных органов должны соответствовать требованиям законодательства таможенного, бюджетного, о налогах и сборах, а именно:
- отсрочка или рассрочка может предоставляться только по решению уполномоченных органов (т.е. органов, перечисленных в п. 1 ст. 63 НК РФ);
- только на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности;
- условие мирового соглашения о формах расчета в части погашения задолженности ценными бумагами, дебиторской задолженностью, имуществом, а также любыми имущественными правами, имеющими денежную оценку, противоречит п. 3 ст. 45 НК РФ, предусматривающему обязанность по уплате налогов денежными средствами.
Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, нарушение одного из перечисленных условий влечет отказ в утверждении мирового соглашения либо приводит к отмене определения об утверждении мирового соглашения <6>.
<6> Постановление ФАС Уральского округа от 13 декабря 2006 г. Дело N Ф09-9215/06-С4; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2006 г. Дело N А26-4567/2005-12; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 марта 2006 г. Дело N А56-38726/04; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2003 г. Дело N А58-2317/01-Ф02-3642/03-С2.На наш взгляд, изложенная практика позволяет заключить, что дополнительные требования к заключению мирового соглашения уполномоченными органами, изложенные в НК РФ, усложняют процедуру заключения мирового соглашения, а порой и затрудняют его надлежащее и своевременное исполнение.
Учитывая, что законодатель включил в число участников мирового соглашения в процессе банкротства уполномоченные органы, необходимо внести изменения в НК РФ, касающиеся исключения дополнительных требований к заключению мирового соглашения и увеличения сроков предоставления отсрочки или рассрочки исполнения обязательств.
Рассмотрев факторы, снижающие привлекательность заключения мирового соглашения, можно говорить о существующих возможностях дальнейшего совершенствования российского законодательства о банкротстве и необходимости реализации этих возможностей.