Мудрый Юрист

Вопросы налогообложения граждан при оказании высокотехнологичной медицинской помощи

Ермошина Т.В., консультант Департамента здравоохранения Ивановской области.

Баклушина Е.К., заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ФДППО ГОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия Росздрава", доктор медицинских наук.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, в соответствии со ст. 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в медицинских организациях является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г. за счет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, перечень которых утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - территориальные программы), которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Следовательно, в территориальной программе может быть предусмотрено оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи как в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, так и в иных медицинских организациях, в том числе федеральных.

Таким образом, в рамках действующего законодательства высокотехнологичная медицинская помощь может быть оказана гражданину Российской Федерации за счет средств:

В практической деятельности в качестве других поступлений при оказании высокотехнологичной медицинской помощи выступают:

Во всех вышеперечисленных случаях, за исключением последнего, высокотехнологичная медицинская помощь оказывается гражданину бесплатно, без привлечения его личных средств.

И тут возникает вопрос - является ли высокотехнологичная медицинская помощь, оказанная гражданину в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме?

С первого взгляда данный вопрос неуместен.

Но при ближайшем рассмотрении ни в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ни в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г. нет ни слова о "других поступлениях" в качестве источника финансирования медицинской помощи.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) указывает, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Причем к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы и оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе.

Статьей 217 НК РФ определены доходы, не подлежащие налогообложению. В отношении получения гражданами высокотехнологичной помощи это могут быть:

  1. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Следовательно, если гражданину оказана высокотехнологичная медицинская помощь за счет средств зарегистрированных в установленном порядке российских и иностранных благотворительных организаций, данный доход освобождается от налогообложения. Но как быть гражданину в ситуации, если его лечение оплатила не зарегистрированная в установленном порядке благотворительная организация? Ведь по смыслу помощь оказана ему бесплатно. Тонкость заключается только в регистрации благотворительной организации. Причем вряд ли гражданин при обращении за средствами на лечение в благотворительную организацию интересуется регистрацией и предполагает, что в будущем при ее отсутствии ему придется заплатить налог;

  1. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

Очень интересный пункт. Казалось бы, что к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи он не имеет никакого отношения. Но, вчитавшись и логически рассуждая далее, можно прийти к выводу о многом, в том числе о том, что в принципе вся медицинская помощь, которая оказывается в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и территориальной программы, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц только для малоимущих и социально незащищенных категорий граждан. Только вот бесплатная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, гарантируется всем гражданам, а налоги не должны платить только малоимущие и социально незащищенные категории граждан. А может быть, к понятию сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов, не относится медицинская помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (см. начало статьи)? Вопросов в данном случае намного больше, чем ответов;

  1. суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание. Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков.

Все четко и ясно. Только из письма Министерства финансов РФ от 28 июня 2006 г. N 03-05-01-04/187 следует, что "в случае, если сметой расходов средств целевого финансирования бюджетного учреждения предусмотрены расходы на лечение и медицинское обслуживании работников учреждения в медицинской организации, критерий "уплаты налога на прибыль", установленный п. 10 ст. 217 Кодекса, не применяется, и указанные суммы оплаты лечения и медицинского обслуживания физического лица, выплачиваемые за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств областного бюджета, высокотехнологических операций больных граждан Ивановской области сверх установленных для области квот не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц".

Остается открытым только один вопрос: может ли быть применен в принципе п. 10 ст. 217 НК РФ к Департаменту здравоохранения как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, который не является работодателем по отношению к пациентам, которым оплачивается высокотехнологичная помощь за счет средств областного бюджета, предусмотренных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в смете доходов и расходов Департаменту здравоохранения в рамках территориальной программы?

Из всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов:

Высказано мнение о том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации высокотехнологичная медицинская помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений, в принципе не может облагаться никаким налогом.

Следовательно, необходимо внести дополнения в ст. 217 НК РФ следующего содержания:

"35) медицинская помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказана гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 6. Ст. 757.
  5. Письмо Министерства финансов РФ от 28 июня 2006 г. N 03-05-01-04/187.