Мудрый Юрист

Организационно-правовые основы медицинской статистики и ее место в системе государственной статистики

"Медицинская статистика и оргметодработа в

учреждениях здравоохранения", 2010, N 8

Статистика - общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с ее качественными особенностями. Медицинская статистика является составной частью социальной статистики.

Эффективное управление здравоохранением невозможно без наличия обратной связи. В качестве одного из основных каналов обратной связи здесь выступает система медицинской (санитарной) статистики. От достоверности и своевременности получаемых статистических данных зависит качество управленческих решений.

Вопросы организации официального статистического учета, в т.ч. в здравоохранении, регламентируются Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Под официальным статистическим учетом понимается деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

Система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств. Медицинская статистика является составной частью системы государственной статистики.

Под официальной статистической информацией понимается сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ под статистическим наблюдением понимается сбор первичных статистических и административных данных субъектами официального статистического учета. Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

Федеральное статистическое наблюдение

Федеральное статистическое наблюдение, в т.ч. в здравоохранении, в зависимости от способа проведения может быть:

  1. сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности;
  2. выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности).

Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром (образцом статистического документа), предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации, и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

В настоящее время в системе здравоохранения используется около 400 учетных и отчетных статистических форм, утвержденных Росстатом, Минздравсоцразвития России и Минздрава РФ. Некоторые формы действуют еще со времен СССР. В отдельных ведомствах используются собственные статистические формы (например, в ФМБА).

Формы статистической отчетности постоянно совершенствуются. Как правило, нумерация обновленных статистических форм сохраняется. Часто одновременно с введением новой статистической документации утверждаются инструкции, методические рекомендации или указания по правилам ее заполнения.

Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации. Под официальной статистической методологией понимают совокупность методов сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации.

Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики

Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики изложены в Федеральном законе от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". Все они полностью применимы к организации медицинской статистики. Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:

  1. полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);
  2. применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;
  3. рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;
  4. обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;
  5. обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;
  6. согласованность действий субъектов официального статистического учета;
  7. применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;
  8. обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Организационная структура системы медицинской статистики

Статистический учет в системе здравоохранения организован на всех уровнях оказания медицинской помощи населению, начиная с отдельных лечебно-профилактических учреждений и заканчивая Минздравсоцразвития России. В соответствии с действующим законодательством каждое медицинское учреждение обязано предоставлять статистическую информацию в установленные нормативно-правовыми актами сроки.

Службы медицинской статистики сформированы на районном (городском), региональном и федеральном уровнях, образуя четкую иерархическую вертикаль.

Вопросы взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и органов медицинской статистики

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время это Федеральная служба государственной статистики. Масштабность поставленных перед службой задач определяет ее структуру и численность. Численность работников центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики составляет более 600 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а работников ее территориальных органов - более 22 тысяч (также без учета персонала по охране и обслуживанию зданий).

Росстат разрабатывает федеральный план статистических работ, готовит предложения по его актуализации, разрабатывает и утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению. Таким образом, статистические формы в системе здравоохранения, не носящие узкоотраслевого характера, утверждаются Федеральной службой государственной статистики, а не Минздравсоцразвития России.

Центр изучения

социально-экономических

проблем здравоохранения

Н.К.ЕФИМОВА