Мудрый Юрист

Предъявление постановления по делу об административном правонарушении к исполнению

А. Гараев, заместитель начальника отдела Смоленской таможни.

С введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не все отраслевые законы были приведены в соответствие с требованиями нового Кодекса.

Некоторые нормы ФЗ от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве", регулирующего вопросы принудительного исполнения юрисдикционных актов, были привязаны к не действующему в настоящее время КоАП РСФСР и вступили в противоречие с действующим КоАП. Это касается сроков предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей. Новый КоАП установил иную процедуру исполнения, и поэтому, в случае обжалования постановлений, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения постановлений, срок предъявления постановления к исполнению, установленный ФЗ "Об исполнительном производстве", может истечь. Происходит это не по причине бездействия органов, осуществляющих обращение к исполнению или приведение в исполнение постановлений, а в связи с реализацией субъективных прав, установленных законодательством для лиц, привлеченных к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" должно быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения. Эта статья корреспондировалась со ст. 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Новый КоАП не содержит нормы, устанавливающие давностный срок предъявления постановления к исполнению. Однако при введении в действие нового КоАП не были изменены соответствующие нормы ФЗ "Об исполнительном производстве".

В некоторых случаях, установленных КоАП, необходимость принудительного взыскания административного штрафа возникает только по истечении трехмесячного срока со дня его вынесения. Это связано с тем, что до истечения срока для самостоятельного исполнения постановления лицом, которому назначено административное наказание, нельзя предпринимать меры принудительного исполнения постановления. Никто не может ограничить право лица, привлеченного к административной ответственности, исполнить постановление суда или иного органа до возбуждения исполнительного производства.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" рекомендовал соблюдать установленные ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" сроки предъявления вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении к исполнению. По истечении срока предъявления к исполнению постановлений они не могут быть приняты к исполнению, несмотря на то, что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек (п. 36).

Признав, что необходимо соблюдать установленный ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" трехмесячный срок предъявления к исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях с момента их вынесения, Верховный Суд РФ поставил под сомнение возможность принудительного исполнения постановлений в случае их обжалования, опротестования и предоставления отсрочки или рассрочки.

КоАП предусмотрено, что постановление направляется на принудительное взыскание административного штрафа по истечении 60 дней после его вступления в законную силу либо по истечении срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления (ст. 32.2). Получается, что постановление по делу, в случае вручения его лицу, привлеченному к административной ответственности, сразу после рассмотрения дела (идеальный случай), может быть направлено на принудительное исполнение по истечении 60 + 10 = 70 дней после его вынесения.

При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок вступления постановления в законную силу (со дня его вынесения) отодвигается на срок рассмотрения жалобы.

В случае предоставления отсрочки (на один месяц), рассрочки (до трех месяцев) начало принудительного исполнения постановления отложится на срок свыше 90 дней со дня вынесения постановления по делу.

В случае направления копии постановления по делу лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте принудительное исполнение начинается позже, в отдельных случаях и после 90 дней со дня вынесения постановления, поскольку постановление вступает в законную силу лишь по истечении 10-дневного срока обжалования, исчисляемого со дня вручения постановления или получения его копии (ст. 30.3 КоАП). Поэтому, учитывая срок пересылки и доставки почтового отправления, вручение постановления по делу может затянуться на срок свыше 20 дней. Например, это может быть в случае нахождения лица в командировке.

ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержит нормы, предусматривающей возможность прерывания срока предъявления постановления по делу в случае его обжалования, предоставления отсрочки или рассрочки.

В случае пропуска срока для предъявления постановления к исполнению ФЗ "Об исполнительном производстве" допускает его восстановление по постановлениям, принятым судами. Возможность восстановления пропущенного срока предъявления постановления, вынесенного, например, таможенным органом, к исполнению законом не предусмотрена.

Более гибкую и, представляется, правильную позицию в этом вопросе заняли арбитражные суды. А именно, после введения в действие КоАП с учетом его ст. 31.9, предусматривающей годичный срок приведения в исполнение постановления о назначении административного наказания, не может применяться трехмесячный срок предъявления постановления к исполнению, установленный подп. 5 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", и подлежит применению срок, установленный ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ. Эта позиция нашла подтверждение в судебной практике, в частности в Постановлениях кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2003 г. по делу N КА-А40/5055-03, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2004 г. по делу N А66-4456-04, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2003 г. по делу N Ф08-4762/2003-1829А, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2006 г. по делу N Ф03-А51/06-1/757.

Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12 июля 2006 г. не согласился с такой трактовкой.

Для того чтобы постановление по делу об административном правонарушении могло быть исполнено, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20 июня 2007 г. N 41 разъяснил арбитражным судам порядок исчисления срока предъявления постановления к исполнению. Трехмесячный срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению следует исчислять не с момента вынесения постановления, а с момента, когда исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю.

Представляется, для устранения коллизий между ФЗ "Об исполнительном производстве" и КоАП необходимо внести соответствующие изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве", с тем чтобы постановление по делу об административном правонарушении могло быть предъявлено к исполнению в пределах срока давности его исполнения, т.е. в течение одного года.