Мудрый Юрист

Обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта в процессе управления минимизацией фискальных рисков

Мамаев М.И., кандидат юридических наук, доцент.

Рисковые решения, принимаемые в организациях, напрямую воздействуют на состояние их экономической безопасности. При принятии решений руководство организации планирует достижение определенного результата. Исходя из объективно существующего риска, на практике могут произойти отличные от запланированного результаты, которые могут быть как оптимистичными, так и пессимистичными. В последнем случае организации приходится предпринимать определенные действия, с тем чтобы минимизировать последствия неблагоприятного итога. Крайней степенью отрицательного воздействия результатов принимаемых решений можно считать угрозу жизненно важным интересам (ЖВИ) организации, а следовательно, и экономической безопасности. В такой ситуации вместо использования своих ограниченных корпоративных ресурсов для целей полноценного функционирования, расширенного воспроизводства руководству организации приходится отвлекать эти ресурсы для борьбы с угрозами.

Фискальные риски проявляются при наличии различных факторов. К внешним факторам фискальных рисков можно отнести следующие: введение новых налогов и сборов и изменение элементов налогообложения, внесение изменений в другие законодательные акты, влияющие на налогообложение, допущение технических ошибок при принятии законов, несогласованность позиций государственных органов, несовершенство налогового законодательства, принимаемые государством меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов и фирмами-однодневками, слабые меры по защите налоговой тайны.

К внутренним факторам фискальных рисков - совершение ошибок бухгалтерским подразделением компании, сложное финансово-экономическое состояние организации, действия менеджмента организации, взаимоотношения организации со своими контрагентами.

Для анализа фискальных рисков больше всего подходят экспертные методы, в связи с тем что налогообложение и налоговые процедуры сложно поддаются статистическому учету и являются специфичными для каждого отдельного предприятия. К одному из таких методов относится метод "события-последствия" (СП-метод, англ. HAZOP - Hazard and Operability Study).

В обеспечение принятия управленческих решений в сфере налогообложения и снижения рисков руководству коммерческих организаций необходима самая точная и актуальная информация о происходящих процессах в экономической сфере страны, о нововведениях государственных органов, складывающейся арбитражной практике, налоговой политике властей того региона, где находится компания.

Для минимизации фискальных рисков, связанных с взаимодействием с контролирующими органами, хозяйствующим субъектам необходимо уметь грамотно выстраивать линию поведения как при обычном, ежедневном взаимодействии, так и при проведении контрольных мероприятий со стороны соответствующих государственных органов.

В настоящее время требуется проведение научно-практических исследований, направленных на научное обоснование стратегии обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта в процессе управления минимизацией фискальных рисков: методов и инструментов, с учетом уровня агрегированности бизнес-процессов предприятия, влияния фискальных (налоговых) рисков на эффективность его деятельности и роли государства в этих процессах.

К теоретическим задачам подобных исследований можно отнести:

  1. Рассмотрение и анализ общих понятий рисков в деятельности хозяйствующих субъектов как составной части экономической безопасности в рыночных отношениях.
  2. Раскрытие сущности и структуры фискальных (налоговых) рисков, основных подходов при изучении их возникновения и развития.
  3. Выявление общих и специфических особенностей факторов, внешней и внутренней среды функционирования хозяйствующих субъектов, приводящих к возникновению негативных процессов в деятельности предприятия, значительным финансовым потерям.
  4. Определение уровня угроз фискальных (налоговых) рисков на микроуровне (предприятие), макроуровне (национальная безопасность государства) и в международных экономических отношениях.
  5. Формулирование современных представлений, способствующих пониманию и определению основных тенденций и последствий фискальных (налоговых) рисков, их влиянию на экономические процессы в России и других государствах.
  6. Совершенствование методов выявления в практике хозяйствующего субъекта по противодействию негативным процессам в сфере налоговых правоотношений и минимизации фискальных (налоговых) рисков.
  7. Совершенствование методов оценки фискальных (налоговых) рисков.
  8. Научное обоснование путей совершенствования форм и методов взаимодействия хозяйствующих субъектов с фискальными, правоохранительными и иными контролирующими органами.

Прикладными задачами научно-практических исследований, направленных на научное обоснование стратегии обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта, в процессе управления минимизацией фискальных рисков, могут являться:

характеристика рисков, возникающих в экономических процессах хозяйствующего субъекта и определение различных подходов к их анализу;

систематизация специфических особенностей факторов внутренней и внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта, оказывающих влияние на возникновение фискальных (налоговых) рисков, оказывающих негативное влияние на доходность, капитализацию и т.д., с учетом специфики деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе действующего законодательства, регламентирующего его деятельность;

разработка методов определения индикаторов риска, позволяющих осуществлять постоянный и эффективный мониторинг фискальных (налоговых) рисков с учетом специфики деятельности хозяйствующего субъекта, сферы его функционирования, в том числе действующего законодательства, регламентирующего его деятельность;

характеристика и анализ криминальных последствий при нарушении законодательства в сфере регулирования налоговых отношений;

выявление специфики методов выявления и устранение причин и условий, способствующих возникновению фискальных (налоговых) рисков в деятельности хозяйствующего субъекта, с учетом его отраслевой специфики;

определение роли неформальных отношений хозяйствующего субъекта и государства в минимизации фискальных (налоговых) рисков, обеспечении экономической безопасности хозяйствующего субъекта и национальной безопасности.