Мудрый Юрист

Особенности способа совершения насильственного преступного посягательства на малолетнего ребенка

Федотов И.С., начальник кафедры уголовного процесса Воронежского института МВД России, доцент, кандидат юридических наук.

Способ совершения насильственного преступного посягательства на малолетнего ребенка, являясь элементом предмета доказывания, одновременно является общественно опасным деянием с рядом квалифицирующих признаков, средством совершения преступления, обусловливающим наступление преступных последствий и возникновение других элементов предмета доказывания по уголовным делам о насильственных преступных посягательствах на малолетнего ребенка.

По мнению Г.В. Бушуева, способ преступления и его последствия коррелируют только между собой <1>. На наш взгляд, способ насильственного преступного посягательства на ребенка и его последствия взаимосвязаны не только друг с другом, но и с виновностью (сознание совершаемого деяния и желание или нежелание наступления последствий), т.е. с наличием интеллектуального и волевого элемента личности преступника, мотивом и целью, являющимися элементами предмета доказывания.

<1> См.: Бушуев Г.В. Способ совершения и его влияние на общественную опасность содеянного. Омск, 1988. С. 20.

В криминалистической литературе отмечено, что способ совершения преступления - это система действий субъекта, охватываемая единством замысла и цели (конкретного желаемого результата) <2>.

<2> См.: Васильев Н.А., Яблоков Н.П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М., 1984. С. 119; Зуйков Г.Г. Установление способа совершения преступления. М., 1970. С. 13 - 15; Жордания И.Ш. Структура и правовое значение способа совершения преступления. Тбилиси, 1977. С. 46 - 57.

Как представляется, о способе совершения преступления как элементе предмета доказывания можно вести речь применительно лишь к умышленным видам преступления, в которых существует взаимосвязь субъективных и объективных элементов, в результате которой между ними (умыслом, мотивом, целью преступления, способом его совершения и сокрытия, также преступным результатом) образуется смысловое единство. К таковым мы относим все рассматриваемые в данном диссертационном исследовании насильственные преступные посягательства на ребенка.

Рассматривая подготавливаемые насильственные преступные посягательства на ребенка, необходимо определить все действия преступника по подготовке, совершению насилия и сокрытию его следов. Насильственные преступные посягательства на ребенка с заранее обдуманным умыслом характеризуются тем, что преступник ведет подготовку к совершению преступления и уклонению от уголовной ответственности.

При установлении действий, непосредственно направленных на совершение насильственных преступных посягательств на малолетнего ребенка, надо выяснить, в чем они конкретно проявились, использовал ли преступник какие-либо орудия и средства и как именно. Надо сказать, что способ непосредственного совершения неподготавливаемых насильственных преступных посягательств на малолетнего ребенка отличается от подготавливаемых. Основное отличие заключается в том, что при неподготавливаемых насильственных посягательствах преступник, совершая преступление, как правило, не использует специальных приспособлений, орудий, средств, а подавляет сопротивление жертвы за счет внезапности своих действий, агрессивности, физической силы, а иногда помощи соучастников.

Для примера можно привести случай, произошедший 16 ноября 2005 г. в городе Ст. Оскол. Поздним вечером гр. Е., проходя у дома N 17 мкрн. Солнечный и имея преступное намерение удовлетворить свою половую страсть насильственным путем, решил совершить половое сношение и действия сексуального характера с применением насилия в отношении ранее ему незнакомой малолетней Т., 1992 г.р.

Реализуя задуманное, действуя во исполнение своего преступного умысла, Е. проследовал за потерпевшей Т. в подъезд N 5 д. 17 мкрн. Солнечный г. Ст. Оскол, находясь в котором, пользуясь своим явным физическим превосходством, закрыл потерпевшей рот руками, лишив ее тем самым возможности обратиться за помощью к жильцам дома, а после этого, угрожая применением физического насилия, завел ее в кабину лифта. Продолжая действовать во исполнение своего преступного умысла, Е. включил лифт на подъем и остановил его между этажами. При указанных обстоятельствах, созданных Е. для реализации своего преступного умысла, он с целью подавления воли потерпевшей к сопротивлению, нанес последней не менее двух ударов руками в область головы и высказал ей угрозы дальнейшего применения физического насилия в случае отказа удовлетворить его половую страсть. Сломив указанными насильственными действиями волю потерпевшей к сопротивлению, будучи осведомленным от потерпевшей Т. о ее малолетнем возрасте, угрожая применением физического насилия, Е. принудил заведомо малолетнюю потерпевшую раздеться и исполнить его требования об удовлетворении половой страсти насильственным путем <3>.

<3> См.: Архив обвинительных заключений по уголовным делам, находящихся на кафедре уголовного процесса Воронежского института МВД России.

В отличие от неподготавливаемых насильственных преступных посягательств на малолетнего ребенка, подготавливаемые деяния в способ непосредственного совершения преступления включают использование различных приспособлений, орудий и средств, например удушающая петля, колюще-режущие, рубящие или тупые предметы, ядовитые вещества и т.д.

Так, при выяснении способа непосредственного совершения детоубийства или покушения на него нами для работников правоохранительных органов, осуществляющих раскрытие и расследование рассматриваемой категории уголовных дел, был представлен анкетный опросник. В результате проведенного исследования были получены следующие показатели: наиболее часто встречаемым способом совершения детоубийств является удушение (55%), причем 26% - путем закрытия рта и носа ладонью руки или каким-либо мягким предметом, 17% - сдавливание шеи руками или петлей-удавкой, 12% - погружение головы в воду или иную жидкость; в 19% - оставление в одиночестве; в 12% - сбрасывание с высоты; в 9% - нанесение повреждений тупым предметом (молотком, палкой, рукой и т.д.); в 3% - нанесение повреждений острым предметом (нож, топор и т.д.); в 2% - отравление (медикаментами, ядами и т.д.). Для сравнения данные, полученные Е.Б. Кургузкиной: удушение (36%), выставление на холод (27%), утопление (21%), ранение (9%), иное (6%), отравление ребенка (1%). Однако следует учитывать, что Е.Б. Кургузкина проводила исследования только в отношении новорожденных. Нами же были проанализированы уголовные дела и оперативные материалы по убийствам, совершенным как в отношении новорожденных, так и в отношении детей, не достигших 14-летнего возраста. Таким образом, если судить по уголовным делам, рассмотренным в судах, основным способом убийства детей является удушение, реже встречается оставление в одиночестве и сбрасывание с высоты, еще реже иные способы уничтожения детей, совершенные как путем действия, так и путем бездействия.

Например, Н., имея мужа и троих малолетних детей, вновь забеременела, беременность ото всех скрывала, решив убить новорожденного. Когда она родила семимесячного жизнеспособного мальчика, для осуществления своего преступного умысла нанесла ему два удара кулаком по голове, причинив переломы лобной и теменной кости, отчего младенец умер. После этого Н. положила труп ребенка в полиэтиленовый пакет и выбросила в выгребную яму туалета соседей <4>.

<4> См.: Архив Ленгорсуда. Архивное дело N 2-57/16.

Однако зачастую убийства новорожденных осуществляются путем бездействия (непринятие никаких мер к сохранению жизни ребенка, оставление в мусорном контейнере, в лесу, в поле и т.д.).

К., будучи замужем и имея двоих несовершеннолетних детей, вновь забеременела. В связи с тем что родственники и муж упрекали ее за очередную беременность и не хотели, чтобы она рожала ребенка, К. после рождения девочки в домашних условиях не перевязала пуповину, не стала оказывать ей никакой помощи. В результате бездействия младенец скончался от отсутствия надлежащего ухода <5>.

<5> См.: Архив Ленгорсуда. Архивное дело N 1-75/34.

Как показывают результаты наших исследований, при совершении насильственных преступных посягательств на малолетнего ребенка не часто используются какие-либо орудия или средства. Это связано прежде всего с тем, что жертва посягательства, по мнению насильника, заведомо слабее его, а потому при нападении не потребуется особых усилий или каких-то специальных орудий. Например, при анализе уголовных дел и оперативных материалов не встретилось ни одного случая умышленного убийства ребенка с помощью огнестрельного оружия, взрывчатого вещества или взрывного устройства, а также, например, с помощь электрических приборов.

В тех же случаях, когда виновные применяют какие-либо средства для совершения насильственных преступных посягательств на малолетнего ребенка, то они не отличаются технической сложностью и не требуют особого труда для их приискания и приспособления для использования в качестве орудий посягательства. В 9% случаев орудием, используемым при нападении, являлся нож, а в остальных же - это были иные средства, в первую очередь предметы, оказавшиеся в непосредственной близости от места насилия, а при убийстве - постельные принадлежности, которые использовались для удушения.

Этапы способа совершения подготавливаемых насильственных преступных посягательств на малолетнего ребенка последовательно сменяют друг друга и, как видим, не отделены четкими временными границами. Поэтому в процессе расследования нужно доказать, в чем состоят действия по подготовке, непосредственному совершению и сокрытию насильственных преступных посягательств на малолетнего ребенка (если они имели место): в маскировке следов преступления; инсценировке несчастного случая; исчезновении ребенка; совершении детоубийства, совершенного другим лицом, передаче ребенка на воспитание родственникам и т.д.

Таким образом, способ совершения преступления - это собирательное определение ряда сознательно-волевых действий лица. Они несут смысловую информацию о виновности лица, форме его вины, мотиве и цели их совершения.