Мудрый Юрист

О некоторых вопросах, связанных с выплатой военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы

А.А. Выскубин, начальник юридической службы 32-го Государственного научно-исследовательского испытательного института Министерства обороны Российской Федерации, майор юстиции.

С 1 октября 2006 г. действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, которым утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. В числе других выплат указанным нормативным правовым актом регулируется порядок выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Вопросы выплаты указанной надбавки уже рассматривались на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" <1>. Однако с учетом того, что нормы указанного документа стали в текущем году предметом судебного контроля со стороны Верховного Суда Российской Федерации, представляется целесообразным вновь обратиться к данной теме.

<1> См., например: Никишин Д.В., Закиров Р.А. Необоснованное лишение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 7. С. 24 - 26.
  1. Положена ли выплата надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, зачисленным в распоряжение?

15 марта 2007 г. вступило в законную силу решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации <2>, согласно которому признаны не действующими с момента вступления в силу, т.е. с 1 октября 2006 г., следующие нормы Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200:

<2> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 г. N ВКПИ 06-94 по гражданскому делу по заявлению майора Ц. о признании противоречащими закону и недействующими п. п. 46, 93, 108, 206 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.
  1. п. 108 указанного Порядка в части, устанавливающей в качестве критериев для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы необходимость занятия военнослужащими воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач, напряженным характером работы, а также выполнением задач в специальном режиме военной службы;
  2. п. 46 Порядка в части, допускающей производство военнослужащим, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), дополнительных выплат только в случаях, предусмотренных самим этим Порядком.

В мотивировочной части рассматриваемого решения Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ является дополнительной выплатой. Пунктом 6 ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. Согласно этим изменениям военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 120% оклада по воинской должности. При этом Правительству Российской Федерации предоставлено право принимать решения о повышении размера данной надбавки отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшей редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена не только возможность выплаты военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, но и основания ее производства. Исходя из правил буквального толкования правовых норм, на законодательном уровне четко определено, что выплата этой надбавки производится в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы.

В связи с вышесказанным Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что, несмотря на сохранение прежнего названия рассматриваемой надбавки, изменилось ее существо, и одновременно были четко определены критерии для ее выплаты. Так, местность прохождения военной службы определяется административно-территориальным делением Российской Федерации, а составы военнослужащих установлены ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. Данный перечень оснований для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, констатировала Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, введение дополнительных критериев (в зависимости от нахождения или ненахождения в распоряжении) для выплаты указанной надбавки по отношению к военнослужащим одного состава, проходящим военную службу в одной местности, законом не предусмотрено.

Кроме того, как следует из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также из абз. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", целью увеличенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. Изложенное подтверждается и содержанием Постановления Правительства Российской Федерации "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" от 31 января 2005 г. N 47.

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся военнослужащим до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Таким образом, законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий военнослужащих в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты.

Исходя из вышеизложенного, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что каких-либо разграничений в выплате данной надбавки по иным основаниям, кроме установленных в п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не предусмотрено.

До 1 октября 2006 г. указанные законодательные предписания были реализованы в ведомственных нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации. Так, Инструкцией о размере и порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245 (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 г. N 33), с 1 января 2005 г. выплата этой надбавки была предусмотрена также и для военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников).

С 1 октября 2006 г. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 358 указанный выше Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245 был признан утратившим силу. Порядок выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы стал регулироваться Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.

Согласно п. 108 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы стала выплачиваться военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занимающим воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполняющим задачи в специальном режиме военной службы, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, т.е. согласно данной норме критериями для выплаты вышеназванной надбавки являются не только состав военнослужащих и местность прохождения военной службы, но и такие дополнительные условия, как занятие военнослужащими воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполнение задач в специальном режиме военной службы.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отметила, что данные условия входят в противоречие с п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нарушают права военнослужащих, зачисленных в распоряжение командиров, поскольку по сравнению с указанным Федеральным законом вводят дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Исходя из выявленного законодательного смысла надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, правом на ее получение обладают все военнослужащие, которые были лишены ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении. Так, согласно п. п. 10 и 12 ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 г. военнослужащие были лишены льгот по проезду на общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, льгот по уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц, а также ряда иных льгот. При этом утрата данных льгот произошла у всех категорий военнослужащих: как у проходящих военную службу на воинских должностях, так и у зачисленных в распоряжение командиров (начальников). Следовательно, правом на компенсацию соответствующих льгот обладают все военнослужащие. Объем данной компенсации может различаться только в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы, что обусловлено размером фактических затрат военнослужащих, возникших в связи с утратой льгот. Поэтому лишение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельных категорий военнослужащих, в то время как иные военнослужащие, относящиеся к тому же составу и проходящие военную службу в той же местности, будут ею обеспечены, противоречит действующему законодательству. В то же время у части военнослужащих по сравнению с другими уменьшается совокупный объем финансирования утраченных льгот, а условия предоставления соответствующих гарантий ухудшаются.

Кроме того, в самом Порядке (п. 110), утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, устанавливается, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц выплата надбавки производится в увеличенных размерах, т.е. данная надбавка действительно является компенсацией за отмену льгот, которой на основании п. 108 Порядка лишаются военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников).

При таких обстоятельствах по заключению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации п. 108 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, вступил в противоречие с п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Также входит в противоречие с вышеперечисленными нормами и п. 46 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200. В силу указанного пункта Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определенных ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности и процентная надбавка за выслугу лет, если иное не предусмотрено указанным Порядком. В данном пункте Порядка перечислены выплаты, полагающиеся военнослужащим, зачисленным в распоряжение. Хотя их перечень не является исчерпывающим, однако оговорка, допускающая его расширение, ссылается исключительно на случаи, предусмотренные самим этим Порядком. Вместе с тем п. п. 9 и 10 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что, кроме выплат, предусмотренных данным Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований и Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Кроме дополнительных выплат, предусмотренных ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сохраняются другие дополнительные выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, согласно прямому указанию вышеназванного Федерального закона предусмотрена возможность установления различными нормативными правовыми актами дополнительных выплат для военнослужащих. При таком положении п. 46 Порядка необоснованно ограничивает производство военнослужащим, находящимся в распоряжении, иных выплат, положенных им в силу других нормативных правовых актов, т.е. указанная формулировка допускает в силу своего изложения правовую неопределенность в ее понимании и трактовке и вступает в противоречие с п. п. 9 и 10 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Исходя из приведенных правовых позиций Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, военнослужащие, зачисленные в распоряжение соответствующих командиров (начальников), имеют такое же право на получение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, как и военнослужащие, проходящие военную службу на воинских должностях.

С учетом того, что рассмотренным выше решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации соответствующие нормы Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации признаны не действующими с момента вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, т.е. с 1 октября 2006 г., у военнослужащих, которые находились в распоряжении после указанной даты и которым надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы не выплачивалась, возникло право требовать выплаты им задолженности по данной надбавке с 1 октября 2006 г. по настоящее время.

  1. Вправе ли командир уменьшать подчиненным военнослужащим размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы либо лишать ее полностью в связи со снижением результатов служебной деятельности и совершением дисциплинарных проступков?

Решением от 20 марта 2007 г. <3> Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала не действующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200:

<3> Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N ВКПИ 07-18 по гражданскому делу по заявлению К., поданному в интересах Г., о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 109, 110 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.
  1. абз. 3 п. 109 в части слов "привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов в служебной деятельности";
  2. абз. 4 п. 109 в части слова "(лишении)".

В мотивировочной части решения Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что, как следует из п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47, на законодательном уровне четко определено, что выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы. Кроме того, исходя из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также из абз. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" одной из целей установления ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. Одновременно Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 определяют только предельные размеры надбавки и делегируют Министерству обороны Российской Федерации полномочия по установлению порядка ее выплаты и конкретного размера с учетом указанных двух оснований.

Во исполнение возложенного на него полномочия Министр обороны Российской Федерации 30 июня 2006 г. издал Приказ N 200, которым утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 108 указанного Порядка определены конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не допускающие двоякого толкования. При этом пункт 110 фактически дублирует содержание Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 и предусматривает возможность выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах. Конкретные размеры повышенной надбавки также ставятся в зависимость от состава военнослужащих, местности прохождения военной службы и имеют целью компенсацию утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме.

Таким образом, отметила Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, определяя в п. п. 108 и 110 Порядка конкретные размеры выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы различным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Министр обороны Российской Федерации руководствовался федеральным законодательством, действовал в рамках предоставленных ему полномочий и прав указанных лиц не нарушил.

Вместе с тем абз. 3 и 4 п. 109 Порядка, кроме механизма действий командования, одновременно устанавливают положения, позволяющие воинским должностным лицам влиять на размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, выплачиваемой тому или иному военнослужащему. Так, в абз. 3 командир наделяется правом изменения размера надбавки военнослужащим при изменении условий военной службы, привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности, а в абз. 4 предусматривается возможность лишения военнослужащих этой надбавки полностью.

Однако согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право определять конкретные размеры надбавки только исходя из состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а также порядок ее выплаты. Таким образом, устанавливая в п. 108 Порядка конкретный размер надбавки различным категориям военнослужащих в зависимости от их состава и местности прохождения военной службы, а в абз. 3 п. 109 - возможность его изменения при изменении условий военной службы (что возможно при изменении состава военнослужащих либо местности прохождения военной службы, т.е. при получении очередного воинского звания либо при переводе к новому месту службы в другую местность, в результате которого изменяется размер надбавки), Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий.

Вместе с тем, указал Верховный Суд Российской Федерации, условия о возможном изменении размера надбавки в случае привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, снижения результатов служебной деятельности входят в противоречие с п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47, поскольку по сравнению с указанным Федеральным законом вводят дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Также исходя из выявленного законодательного смысла указанной надбавки правом на ее получение обладают военнослужащие в связи с отменой ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении. Поэтому возможность лишения их этой выплаты полностью недопустима и противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, а также преамбуле и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о том, что абз. 3 и 4 п. 109 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, вступили в противоречие с действующим законодательством и требуют судебного пресечения.

Таким образом, командиры имеют право изменять размеры надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы подчиненным военнослужащим только по двум основаниям:

  1. при изменении места прохождения военной службы (например, в случае перевода военнослужащего для дальнейшего прохождения военной службы из районного центра в областной центр и наоборот);
  2. при присвоении военнослужащему воинского звания, влекущем изменение состава военнослужащих (например, присвоение первого офицерского звания).

Снижение же результатов служебной деятельности военнослужащего либо привлечение его к дисциплинарной ответственности не могут рассматриваться в качестве оснований для уменьшения размера указанной надбавки, а тем более лишения ее полностью.

С учетом того, что указанные нормы Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации признаны не действующими с момента вступления решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N ВКПИ 07-18 в законную силу, следует прийти к выводу, что после указанной даты командиры не вправе издавать приказы об уменьшении размера указанной надбавки подчиненным военнослужащим либо лишении ее полностью по мотивам снижения результатов служебной деятельности либо привлечения их к дисциплинарной ответственности.

  1. Обложение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы налогом на доходы физических лиц

В рассмотренных судебных решениях от 17 января 2007 г. N ВКПИ 06-94 и от 20 марта 2007 г. N ВКПИ 07-18 Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации сформулировала исключительно важную правовую позицию, суть которой состоит в том, что, НЕСМОТРЯ НА СОХРАНЕНИЕ СТАРОГО НАЗВАНИЯ ДАННОЙ НАДБАВКИ, ИЗМЕНИЛОСЬ ЕЕ СУЩЕСТВО: ЦЕЛЬЮ ЕЕ ВЫПЛАТЫ ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЕНСАЦИЯ УТРАЧЕННЫХ ЛЬГОТ И ГАРАНТИЙ, РАНЕЕ ПРЕДОСТАВЛЯВШИХСЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ (выделено мной. - А.В.).

В связи с этим в практике производства данной выплаты может возникнуть вопрос: облагается ли она налогом на доходы физических лиц?

Как известно, денежное довольствие военнослужащих облагается налогом на доходы физических лиц в полном объеме, за исключением налоговых вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Поскольку надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы является ежемесячной дополнительной выплатой, то, следовательно, она также облагается налогом на доходы физических лиц.

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В связи с изложенной выше правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации об изменении сущности данной надбавки, т.е. придании ей компенсационного характера, по нашему мнению, указанная надбавка не должна облагаться указанным налогом.

  1. Некоторые предложения

В целях реализации рассмотренных в настоящей статье решений высшего судебного органа и укрепления гарантий защиты прав военнослужащих представляется необходимым осуществить следующие меры:

  1. Ускорить разработку проекта Приказа Министра обороны Российской Федерации о внесении в Приказ от 30 июня 2006 г. N 200 изменений, касающихся исключения из Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации норм, признанных Верховным Судом Российской Федерации противоречащими действующему законодательству.
  2. Во избежание массовых обращений в суды военнослужащих, проходящих военную службу в распоряжении командиров (начальников) после 1 октября 2006 г. и не получающих в связи с этим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, направить в войска указания о производстве соответствующих перерасчетов и выплате образовавшейся задолженности.
  3. Разработать и направить в войска указания о недопустимости издания командирами (начальниками) после 1 апреля 2007 г. приказов об уменьшении размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы либо о ее лишении военнослужащим за снижение результатов служебной деятельности или в связи с совершением ими дисциплинарных проступков.
  4. Принять меры нормативного характера по освобождению ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы от налога на доходы физических лиц.

Постскриптум редакции

Пунктом 92 вышеназванного Порядка установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено данным Порядком.

Законность указанного пункта была предметом судебного рассмотрения. Пункт был признан не противоречащим законодательству. В то же время Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в решении от 30 мая 2007 г. N ВКПИ 07-8, рассматривая вопрос о законности указанной нормы, указала, что положения п. 92 Порядка не содержат запрета на производство каких-либо дополнительных выплат военнослужащим в зависимости от их служебного положения, в том числе зачисленным в распоряжение.

Анализ п. п. 46 и 92 вышеназванного Порядка в их системной связи и с учетом смысла, выявленного Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что военнослужащие, зачисленные в распоряжение соответствующих командиров (начальников), имеют право на получение надбавки в размерах, установленных п. 108 Порядка.

Однако Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГлавФЭУ), а также Служба экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации придерживаются иной позиции по рассматриваемому вопросу.

Так, в соответствии с телеграммой начальника ГлавФЭУ от 24 октября 2006 г. N 180/1/2/579 военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников), денежное довольствие должно выплачиваться в размерах и порядке, установленных п. п. 46 - 48 вышеназванного Порядка.

Из письма начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации от 5 июня 2007 г. N 180/1/2/6444-И на имя начальника отдела защиты прав военнослужащих и членов их семей аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации следует, что так как п. 92 указанного выше Порядка установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено данным Порядком, то и правовых оснований для выплаты военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников), иных дополнительных денежных выплат, кроме предусмотренных п. 46 Порядка, не имеется. Кроме того, до настоящего времени Министром обороны Российской Федерации соответствующие изменения в Порядок не внесены.

Таким образом, до внесения изменений в вышеназванный Порядок военнослужащие могут защитить свои права только в судебном порядке. Анализ судебной практики показывает, что суды удовлетворяют требования военнослужащих, находящихся в распоряжении, о выплате им надбавки.