Мудрый Юрист

О верховенстве права и задачах юристов

6 июля в здании Конституционного Суда РФ прошел симпозиум, организованный Международной ассоциацией юристов (International Bar Association) совместно с Конституционным Судом РФ, Федеральной адвокатской палатой РФ, Адвокатской палатой г. Москвы и Международным Союзом (Содружеством) адвокатов. Тема симпозиума - верховенство права - и его цель уже известны нашим читателям из интервью с экс-президентом IBA Фрэнсисом Нитом, опубликованном в майском номере журнала <1>. Участники симпозиума - ведущие российские и зарубежные ученые, адвокаты и экономисты высказали свое видение проблемы реализации верховенства права и торжества идей демократии в России. Рассказывает кандидат юридических наук, адвокат Людмила Грудцына.

<1> См.: Баренбойм П.Д. Верховенство права - главная цель юридического сообщества. Интервью с экс-президентом Международной ассоциации юристов Ф. Нитом // Адвокат. 2007. N 5. С. 3 - 6.

Открыли симпозиум председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин и президент Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко, предоставив президенту Международной ассоциации юристов (МАЮ) Фернандо Помбо приветственное слово и выступление на тему "Верховенство права и юридическое образование". Приведем основные тезисы его выступления.

МАЮ была образована в 1947 г., объединив в свои ряды несколько десятков адвокатских ассоциаций. Сейчас, спустя сорок лет в Ассоциацию, представляющую собой своеобразную "ООН в адвокатской профессии", входят более 190 адвокатских ассоциаций и объединений во всем мире, включая Париж, Москву и другие крупнейшие города.

Международная ассоциация юристов - крупнейшее профессиональное общественное объединение юристов мира, членами которой являются 2,5 млн. юристов из 170 стран. Генеральные принципы этики адвокатов были одобрены Правлением МАЮ в г. Эдинбурге (Шотландия) в 1995 г. Они разработаны под руководством сопредседателей Комитета по профессиональной этике МАЮ Джавиер Сане Ройч и Ниле ФишТомсеном. На русский язык текст этого документа переведен членом Правления МАЮ адвокатом П.Д. Баренбоймом.

Адвокаты всего мира являются профессионалами, которые ставят интересы клиентов выше собственных интересов и стремятся поддерживать уважение к верховенству права; сочетают постоянное повышение уровня правовых знаний с оказанием юридической помощи, уважением к суду и оправданным желанием поддерживать разумные стандарты своего жизненного уровня.

Генеральные принципы этики адвокатов МАЮ:

Главный приоритет, по мнению Ф. Помбо, - получение образования, постоянное повышение квалификации адвокатов: "Мы убеждены, что в мире требуются юристы, которые способны интерпретировать различные источники, включая законы, иметь доступ к различным большим объемам информации. Сорок лет назад мы искали ответы на юридические вопросы по книгам, теперь же исследователь может найти все ответы в Интернете. Наша работа заключается в классифицировании этой информации, а наши клиенты ожидают, что юристы могут сделать больше, чем просто выразить юридически обоснованное мнение, они должны уметь проникать вглубь проблемы. Консультировать сейчас можно и дистанционно. Важно, что и судьи в современном мире работают с компьютером, Интернетом, они уже не отдалены от общества, напротив, имеют широкий доступ к информации. Мы проводим в жизнь идею верховенства права, она должна иметь мировой масштаб. Юристы должны объединяться против несоблюдения прав человека, во имя торжества идей демократии".

Следующим выступил экс-президент МАЮ Фрэнсис Нит. По его мнению, юристы всего мира разделяют одни и те же ценности и выполняют одни и те же функции в обществе. Для них превыше всего вывод о том, что право - наилучший способ управления обществом, и профессиональная приверженность применению этого принципа, благодаря которому возможно создание и существование гражданского общества. "Право - двигатель гражданского общества, а мы, юристы, являемся его инженерами".

"В течение двух лет своего президентства в МАЮ я сосредоточился на идее верховенства права, - продолжил Ф. Нит. - Я определил круг подлежащих рассмотрению вопросов: мобилизация юридической профессии для защиты, продвижения и построения верховенства права по всему миру. Мы достигли достаточного успеха в достижении этих задач, что дает мне право говорить, что это остается нашей целью, и, я думаю, МАЮ будет уделять этому первоочередное внимание в течение ближайших лет".

Что такое верховенство права? Некоторые люди, даже очень образованные, испытывают затруднение, пытаясь дать ответ на этот вопрос. На самом деле все не так сложно. Верховенство права - это единственная до сего времени система, разработанная человечеством для обеспечения справедливого контроля за государственной властью, повторю, - справедливого, беспристрастного контроля за государственной властью.

Верховенство права - английская концепция. Эквивалент этого понятия в России и, возможно, в других странах переводится как "правовое государство" или "государство, управляемое правом". Если последняя фраза приемлема, то мы, естественно, говорим об одном и том же.

В документе, опубликованном в 2004 г., председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин использовал выражение "превосходство закона". Я предполагаю, что он сам скажет нам позже, что имел в виду под этой фразой, но думаю, что мы говорим об одних и тех же вещах. Лучший способ выяснить это - проанализировать основные характеристики понятий "верховенство права" и "правовое государство".

Преимущества верховенства права перед всеми иными системами организации общества настолько очевидны, что нет нужды приводить дополнительные аргументы в его пользу. Верховенство права базируется на двух фундаментальных основах.

Первая - подчинение всего праву. Верховенство права означает, что оно управляет всем. Правит не монарх, не президент или премьер-министр, не диктатор. В силу действия верховенства права нет никого, кто был бы выше или ниже закона.

Здравый смысл подсказывает, что невозможно контролировать власть абстрактным понятием права - контроль власти осуществляется другой властью (пример холодной войны это показывает). Таким образом, существенным для органов исполнительной власти, вооруженных сил, полиции, служб безопасности, даже судов является понимание того, что они связаны одним - правом. Но даже этого недостаточно, потому что если значительная часть граждан будет считать, что право противоречит их интересам, то они могут восстать против него. Иными словами, для того чтобы верховенство права существовало, необходимо его широчайшее восприятие всем обществом, а не его частью или даже большинством.

Необходимо также, чтобы в обществе существовала культура уважения права. Это является одним из основных условий. Одна из фундаментальных характеристик верховенства права базируется на принятии важных ценностей, таких как демократия, свобода, соблюдение прав меньшинств и прав человека. Верховенство права не тождественно демократии, но существование демократии невозможно без верховенства права. Верховенство права не то же, что свобода. На самом деле оно во многом ограничивает свободу, но невозможно иметь свободу без верховенства права. Верховенство права само по себе не означает безусловного соблюдения прав меньшинств и прав человека, но соблюдение этих прав невозможно без верховенства права.

Любой юрист, отметил Ф. Нит, скажет вам, что право не всегда обеспечивает справедливость, но невозможно достичь правосудия без верховенства права. Условие всеобщего признания - это то, что делает верховенство права таким хрупким. Те, у кого есть власть, находят это признание вынужденным. Политики, имеющие власть, даже в наилучшим образом организованных обществах имеют тенденцию не подчиняться праву. Как я однажды определил, если верховенство права будет приниматься и применяться обществом в не достаточной степени, это может повлечь за собой неспокойствие или даже гражданскую войну.

Второй фундаментальной характеристикой верховенства права, естественно, является разделение властей. Оно базируется на здравом смысле. Если люди, облеченные властью, создают законы и они же их применяют, невозможно обеспечить верховенство права. Его заменит верховенство людей, имеющих власть. Они в состоянии обеспечить управление по закону, но не верховенство права. Итак, необходимым условием является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. На практике лишь несколько стран достигли сбалансированного разделения властей.

По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, реформы Александра II законодательно базировались на немецкой юриспруденции. Верховенство закона - это составляющая часть верховенства права. Верховенство права, в свою очередь, лежит в основе суперцивилизации будущего, этот принцип объединяет все цивилизации, делает их ближе и понятнее друг другу. Его альтернатива - бесправие и хаос. Для господства права недостаточно принятия прогрессивных законов. Как сказал Спиноза, право есть математика закона. Право - это не любой закон, который издают законодательные органы государства. Как считает В.Д. Зорькин, "идея верховенства права должна дойти до самых широких масс населения. Власти самой нельзя совершать противоправных действий, нельзя стрелять в свой парламент... Конституция России должна перестать быть источником бумаги, она должна стать реально действующим документом!".

Главная задача для России - это не только создание законов (благо система российского законодательства уже сформирована). На современном этапе развития российского общества и государства важна трансформация не только профессиональных юристов, но и широких масс населения. "В России не изжита еще возможность превращения права в бесправие, ведь нищему народу не нужна демократия. Сознание народа сначала должно подняться до уровня демократии. Иными словами, необходимо сделать поворот к демократии необратимым в нашем сознании".

Заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ В.И. Лафитский по-своему развил один из тезисов Ф. Нита: "Право ассоциируют со словами "править", "правитель". Право не может быть выше общественных отношений, однако история полна примерами того, как вопреки всякому праву ради власти люди идут на любые преступления. Борьба за власть всегда ослепляет, и уже никому нет дела до верховенства права. Любой закон циничен, поскольку его цели всегда достигаются за счет кого-то" <2>. Закончил свое выступление В.И. Лафитский цитатой Гегеля: "Право похоронено в громоздком аппарате многочисленных законодательных актов".

<2> Подробнее см.: Лафитский В.И. Семь грехов правотворчества // Адвокат. 2006. N 2 - 5.

Свое выступление заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ им. М.В. Ломоносова С.А. Авакьян начал с некоторого уточнения темы дискуссии: "Необходимо говорить не просто о верховенстве права, а о верховенстве легитимно созданного права". По его мнению, Конституция России 1993 г. - это нелегитимно созданное право, ведь не были соблюдены все необходимые процедуры, сопутствующие ее принятию, был расстрелян парламент. "Плохо, когда политическая целесообразность становится выше права. Например, в вопросе переезда Конституционного Суда РФ в г. Санкт-Петербург законодатель почему-то "забыл" о существовании Закона г. Москвы, по которому все органы федеральной власти находятся в столице России - Москве".

Профессор С.А. Авакьян привел другой пример: "Сейчас многие политические фигуры хотят оставить В.В. Путина на третий срок - тоже неправовым путем. И это вполне серьезно обсуждается в различных теле- и радиопрограммах всевозможными политическими и околополитическими деятелями. Как быть с верховенством права, если это самое право в России еще не появилось в подлинном смысле этого слова?".

По мнению президента Адвокатской палаты г. Москвы Г.М. Резника, для реализации идеи верховенства права необходимо, в числе всего прочего, решить проблему независимости суда и судей в России: "Верховенство права - мощная идея, созданная еще древними римлянами. В принятой в 1948 г. Хартии прав человека уже были обозначены более-менее яркие критерии-принципы верховенства права. В настоящее время в нашей стране ситуация настолько ненормальна, что сейчас нельзя решить проблемы правовым путем. Это просто нереально!".

Ректор Академии народного хозяйства В.А. Мау начал свое выступление с констатации того факта, что в России за последние 15 лет право стало доминировать над экономикой, предложив собравшимся рассмотреть взаимоотношения конституционных институтов и экономического роста: "Это важная проблема конституционной экономики. Не существует универсальной закономерности в соотношении и сопоставлении демократического и экономического роста, но однозначно одно: правовое государство является предпосылкой экономического роста, который, в свою очередь, создает спрос на демократию и правовое государство".

Создание экономики без демократических институтов, на взгляд В.А. Мау, бессмысленно и весьма опасно. Бедное население не может принимать эффективные экономические решения, ему не до экономики и демократии. Бедняки не голосуют кошельком. Для экономического роста необходимо наличие эффективных государственных гарантий личной безопасности, гарантии права собственности (в том числе частной) и понятная и стабильная система налогообложения физических и юридических лиц. Сейчас главной проблемой России является обеспечение реализации принятого законодательства.

По мнению следующего докладчика, председателя Совета адвокатуры Англии и Уэльса Джефри Воса, трансформация правовой системы в России еще не завершена. "Как мы можем помочь российским юристам? Это хороший вопрос. Все должно решаться с учетом особенностей каждой страны, поэтому в России должны быть найдены свои - российские - механизмы".

У всех юристов мира должен быть общий долг - достичь реализации принципа верховенства права, для чего необходима логичная и понятная людям реализация трех элементов: грамотной государственной политики (внутренней и внешней), системы прав и свобод человека и гражданина и экономической стабильности в стране. Эти элементы напрямую влияют на торжество верховенства права в отдельно взятой стране. Политическая стабильность и стабильность демократии являются важными факторами прогрессивного развития экономики и инвестиций (в том числе зарубежных). Кроме того, по мнению Д. Воса, для развития страны и каждого проживающего в ней человека нужна и важна независимая и справедливая судебная система: "Права человека зависят от экономики, а экономическое развитие зависит от стабильности и соблюдения прав человека. С сожалением приходится констатировать, что верховенства права в России до сих пор нет, поскольку политическая стабильность и экономическое развитие оставляют желать лучшего".

По мнению вице-президента Международного союза (Содружества) адвокатов П.Д. Баренбойма, уже в самом названии темы обсуждения "Верховенство права и экономика" заложен некий цинизм, выражающийся в том, что тот бизнесмен, который стремится вести бизнес, хочет не верховенства права, а стабильности политической власти в России.

"Проблема толкования юристами разных стран понятия "верховенство права" затруднено уже на уровне научного определения этого понятия, мы не можем преодолеть даже лингвистический барьер, понимая верховенство права каждый по-своему".

Многие из экономических законов, как справедливо отметил П.Д. Баренбойм, если не развита конституционная экономика, не могут быть эффективно реализованы: "Кстати, на Западе экономисты и юристы не работают вместе, их редко можно увидеть даже в одной аудитории, а в России наблюдается сотрудничество и попытки найти общий язык в обсуждении общих проблем экономики и юриспруденции между юристами и экономистами. Верховенство права всегда персонифицировано, его всегда пытаются достичь не в абстракции, а конкретные люди, совершающие конкретные поступки. Многое в истории, как известно, зависит от личности, и реализация идеи верховенства права в том числе".

Следующим на симпозиуме выступил судья Конституционного Суда РФ Н.С. Бондарь с докладом на тему "Конституционный Суд РФ как институт формирования и развития конституционной экономики". По его мнению, для воплощения в России идеи верховенства права прежде всего стоит добиваться гармонизации отношений политической и экономической власти, эффективной конституционной оценки экономических возможностей государства как фундаментального и наиболее яркого показателя предела экономических преобразований. Наличие понятной экономической конституции (некоей конституционной модели рыночного развития), которая должна быть правовой (и она в России есть - это положения главы 2 Конституции РФ о конституционных основах экономических прав личности). Это важная предпосылка для формирования конституционной экономики России.

Правовая основа рынка должна базироваться на основе внедрения конституционных ценностей экономических отношений с учетом национальных особенностей развития отношений собственности в России. Много веков политическая и экономическая власть в России существовали как единое целое. Н.С. Бондарь выразил обеспокоенность тем, что "формирование в России сегментно-корпоративной демократии может стать печальным итогом игнорирования идеи верховенства права, поскольку, увы, в нашей стране политическая власть давно уже проявляется и воспринимается как товар".

Заведующий кафедрой гражданского права Московской государственной юридической академии В.П. Мозолин отметил в своем выступлении примечательный факт: в России идея верховенства права более популярна чем, например, в Америке или других развитых и вполне благополучных демократических странах. "Для России сейчас важно реализовать сложную задачу - реально поставить право выше государства. Правосознание, являющееся частью права, - это решающий фактор в достижении этой мечты. Я воспринимаю принятую в 1993 г. Конституцию России как данность. Вместе с тем не могу не отметить, что некоторые законы противоречат ей. Например, часть четвертая ГК России была принята в противоречие со ст. ст. 44 и 71 Конституции РФ. Наше законодательство отстает от жизни, оно сегодня не является современным. У Конституционного Суда РФ должно быть право не только "лечить" законы, но и препятствовать принятию "плохих" законов".

На симпозиуме также выступили: генеральный советник "Беринг Восток Капитал Партнерс" Холи Нильсен, судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцев и Г.А. Гаджиев, президент Международного Союза (Содружества) адвокатов Г.А. Воскресенский, вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов А.А. Глашев и другие.