Мудрый Юрист

"Реставрация политических наук" к.л. Фон галлера в контексте европейской эпохи реставрации

Баев В.Г., заведующий кафедрой конституционного права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кандидат юридических наук.

После разгрома Наполеона собравшиеся в Вене победители в весьма туманной формулировке поспешили пообещать немецкому народу сословную конституцию (ст. 13 Союзного акта). Столь же неопределенно ст. 19 закрепляла меры, способные хоть как-то двинуть вперед развитие экономики <1>. Исполнительный орган Венского конгресса - Священный союз был создан для решения конкретной охранительной задачи: силой оружия душить любое, даже умеренное, конституционное движение в Европе. В целях сохранения и защиты господствовавшего политического порядка реакция воспользовалась идеями феодально-абсолютистской идеологии, базовым элементом которой была христианская религия; религия рассматривалась решающим и творческим фактором истории, масштабом политического, общественного и духовного устройства, она помогала защитникам "трона и алтаря" придавать существующему правопорядку божественную святость и обеспечивать его легитимацию <2>. Деятели и писатели этой "реставрационной" тенденции боролись с революцией во имя нравственных основ жизни. Человеческому произволу они противопоставляли установленный Богом порядок. Это направление обрело особую силу в эпоху реакции, последовавшей за решениями Венского конгресса <3>.

<1> Ilse L.F. Geschichte der deutschen Bundesversammlung, insbesondere ihres Verhaltens zu den deutschen Nationakinteressen. Bd. 1. Marburg, 1861. S. 129 - 130, 213.
<2> Obermann K. Deutschland 1815 - 1849. Berlin: Verlag der Wissenschaften, 1970. S. 22.
<3> Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. Вып. 2. М.: Типография Тов-ва И.Д. Сытина, 1897. С. 341.

Формой выражения реставрационной идеологии являлся и так называемый традиционализм. Традиционализм исходил из представления, что исторический процесс есть разновидность органического процесса роста, внедряться в который люди не имеют права из-за опасения вызвать непредсказуемые последствия. Именно поэтому традиционалисты отвергали реформы и политические преобразования, представлявшие для общества гибельную попытку сломать естественно-историческую традицию.

Несмотря на известную даровитость и несомненные таланты, многие представители реакционной богословской школы не выработали цельного политического учения; как, например, Ф. Генц - составитель знаменитых протоколов Венского и других конгрессов, главный советник Меттерниха; или Ярке, который написал несколько сочинений по уголовному праву, но в области государственного права ограничился журнальной полемикой, изобиловавшей выпадами против конституционных учреждений.

К систематикам этого направления с полным правом можно отнести Карла Людвига фон Галлера (1768 - 1854), известного государствоведа, родившегося в бернской патрицианской семье, которая покинула насиженное место вследствие политических переворотов. Первое сочинение Галлер написал в 1808 г. под названием "Справочник всеобщего государствоведения". Но оно осталось незамеченным. Более обширный труд - "Реставрация государственных наук". Первая часть этой большой работы вышла в 1816 г. А последняя, шестая, - в 1834 г. Эта книга имела уже громадный успех. Период после 1815 г., названный эпохой реставрации, получил в книге Галлера теоретическое обоснование. На вартбургском празднике в октябре 1817 г. студенты сжигали наряду с другими произведениями ненавистных реакционеров и книгу Галлера. Тем более ценно проанализировать творчество столь неоднозначно характеризуемого писателя, оказавшего сильное влияние на правовую обстановку в Германии.

Теоретическая платформа, которая объединяет всех теоретиков "реставрации", - это романтическая школа, "после холодной неуютности победившего гуманизма сделавшая мир более теплым и приятным" <4>. Ее особенностью является прославление иррационализма, идеалистически-мистическое воспевание средневековья. Галлер как раз и был средневековым романтиком. Князья составляли у него главное богатство трона и страны. Воспевая патриархальные отношения между князем и гражданином, Галлер намеревался очистить учение о государстве от "естественно-правового налета", то есть от идей Гоббса и Руссо. Недаром Галлер в числе других реакционных теоретиков государства и права (таких как Ф.Ю. Шталь, еще студентом попавший под влияние учения Галлера, и Ф.К. Савиньи) считался идейным вдохновителем прусского короля Фридриха Вильгельма IV <5>.

<4> Пивоваров Ю.С. Между казачеством и кнутом. К столетию русской конституции и русского парламента // Политические исследования. 2006. N 2. С. 10.
<5> Фортунатов С.Ф. История Англии и Германии 19 века. Часть II. Лекции, читанные на Московских высших женских курсах в 1914 - 1915 гг. М., 1915. С. 89.

Галлер оригинален и самобытен. Он не признает естественно-правовой доктрины, отрицает договорную теорию происхождения государства. Если, как гласит эта теория, народ недоволен своим правительством, то оно (правительство) может быть смещено, - с такими воззрениями доктрина наследственной монархии Галлера не совмещалась.

На примере Французской революции, потрясшей весь европейский порядок, Галлер показывает пагубность договорной теории. По его мнению, посленаполеоновская реставрация лишний раз доказала неправомерность демократических теорий. И не следует объяснять провал естественного права незрелостью народа. Общество всегда достаточно зрело для пользования своими правами. Революция не могла устоять потому, что ее идеи противоречили естественному порядку человеческих отношений <6>.

<6> Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. Вып. 2. М.: Типография Тов-ва И.Д. Сытина, 1897. С. 344.

Галлер утверждает, что внеобщественное состояние людей - чистый вымысел. Человек никогда не жил и не мог жить вне общества. Общежитие человека - его естественное состояние. Само государство возникает не на основании теоретических начал, а историческим путем. Природа дала людям не только права, но и средства их защиты. Галлер находит многие нестыковки в теории общественного договора. Например: кто может выступать участником общественного договора? Если человек может стать членом сообщества по собственному желанию, то среди его участников должны быть и женщины с детьми. Если их нет, то это отступление от общих правил. Кому вверять общественную власть? Почему меньшинство должно подчиняться большинству? Признавая обоснованность критики Галлера, нельзя, однако, не видеть, что он зашел слишком далеко, безусловно отвергая возникновение государства из договора: ведь республика - договор свободных людей.

Теорию договора он заменяет естественным законом, установленным Богом. По этому закону сильнейший властвует, а слабейший подчиняется. Человеческий быт заключает в себе и взаимные отношения независимых лиц, и различные общественные объединения. При неравенстве сил и способностей естественным образом устанавливается неравенство в положении лиц. Люди традиционно примыкают к сильнейшему и признают его превосходство. Поэтому Галлеру не нравится высказывание Фридриха II о том, что "король - первый слуга своего государства". Он хочет сделать правителя безгранично независимым человеком, даже перед Богом <7>.

<7> Виппер Р. Исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе. 2-е изд. М., 1908. С. 126.

Но власть, вытекающая из естественного превосходства, говорит Галлер, не означает, что ей все дозволено. Права властителей ограничиваются высшим законом, управляющим всеми человеческими отношениями. Этот закон нацелен на установление согласия общего порядка со свободой каждого. Власть такого закона установлена не общей волей, а основывается на Божьей воле. Ибо только она связывает человеческую совесть. По этому закону, и могучий властитель, и последний человек не имеют права отнять от другого то, что ему принадлежит, - его свободу и собственность <8>.

<8> Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. Вып. 2. М.: Типография Тов-ва И.Д. Сытина, 1897. С. 351.

У природы есть средства сохранения установленного ею закона. Первое состоит в справедливости. Уважая права ближнего, можно надеяться на такое же отношение к себе. Второе - сопротивление обиде, абсолютное право. Третье - надежда получить помощь других.

Галлер понимает, что все названные способы гарантии прав могут быть недостаточными. Не существует человеческих учреждений, способных оградить отдельных лиц от злоупотреблений со стороны власти. Единственное обеспечение против злоупотреблений власти заключается в религиозном и нравственном духе властителей.

Последний пример сводит на нет всю теорию Галлера. Получается, что во всех общественных отношениях перевес имеет физическая или умственная сила. Около нее группируются другие элементы, из чего и возникает известный порядок. Но каково отношение силы к праву? Если распределение сил можно рассматривать как божественное установление, то и право измеряется силой. И напрасно Галлер уверяет, что оба начала гармоничны, что сильнейший всегда благороднее и полезнее других. Но на это положиться нельзя. Недостаточность средств, данных природой, указывает на необходимость иного, искусственного устройства общественных отношений. Для защиты своих прав от нарушений люди должны соединять свои силы и устанавливать постоянные учреждения. В этом и состоит гражданский порядок, который Галлер выдает за произвольный философский вымысел.

По Галлеру, государство есть частный союз, получивший полную самостоятельность. Его основанием является не народ, а лица, которые облечены верховной властью и вокруг которых группируются подданные. Это не общественная должность выдающихся людей, это их собственное право. Поэтому они могут пользоваться властью по собственному усмотрению, никому не давая отчета. Таково воззрение Галлера на государство. Признавая права князей на независимость от подданных, Галлер признает рядом с ними и права подданных на защиту от произвола правителей.

Галлер объявляет развитие государств Нового времени следствием революции, в них он видит плод искусственных теорий, а вот средневековые отношения, по Галлеру, самородные. С современной точки зрения это значит одинаково не понимать и теории государства, и смысла исторического развития. В теории органический союз - единство народной жизни - составляет высшую форму, чем случайное сочетание частных отношений. Исторически же развитие политической жизни пришло к этой форме развития потому, что средневековый тип оказался несостоятельным. Противопоставление же самостоятельных частных прав князей самостоятельным же частным правам граждан способно привести лишь к бесконечной анархии. Высшего толкователя закона у Галлера нет. Все решается частным отношением сил, победой сильнейшего. Между тем именно эта беспрерывная смена произвола и анархии привела к революции.

Галлер разделяет государства на княжества и республики, в зависимости от того, управляет ли им одно лицо или корпорация. Вотчина составляет основной тип, по образцу которого строятся остальные формы. Основанием власти служит поземельная собственность. Человек по природе своей имеет право присваивать все то, что требуется для поддержания его жизни. Присвоение правомерно, если оно не посягает на чужое право. Занятие ранее никому не принадлежавших вещей составляет первоначальное основание собственности.

Князь есть независимый собственник земли. Отсюда вытекают все его права. Галлер не считает это особенным проявлением прав, это те же права, которые даются всем людям. Просто независимое положение князя придает им большую силу.

Первое право - в верховенстве, вытекающем из полной свободы. Князья не имеют над собой власти выше Бога, потому подчиняются только ей, а не человеческому закону. Сопротивляться такому положению вещей бессмысленно - это божественное установление, а Бог не делает неверных шагов. Второе право - право войны и мира по отношению к свободным соседям. Право самозащиты. Война есть собственное дело князя. Служба князю добровольна. Подданные могут ему лишь помогать. Князь властен распоряжаться своими владениями по своему усмотрению, лишь бы он не нарушал права подданных. В-третьих, князь вправе назначать и смещать подчиненных ему служителей. Это его личные слуги. Каждый из них уполномочен принимать распоряжения в пределах своей власти и своей силы <9>. Что же до судебной власти, то она принадлежит князю наравне со всеми: все имеют право разбирать споры подчиненных. Но пользоваться этим правом могут только сильнейшие. Суд поэтому не обязанность, а благодеяние.

<9> Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. Вып. 2. М.: Типография Тов-ва И.Д. Сытина, 1897. С. 360.

С княжеской властью соединены некоторые имущественные права. Первым источником богатства служат их собственные имения. В границах своих владений они могут присваивать исключительные права на определенные производства. Принимая посторонних людей на своей территории, они вправе устанавливать и правила приема. Произвольное обложение частной собственности податью составляет нарушение частного права. Поэтому для сбора податей требуется созыв чинов, которые выплачивают налоги из собственного кармана. Если есть необходимость привлечь к платежу своих подчиненных, они должны спросить их согласия. Галлер признается иногда, что иной раз нужда требует отступать от правил и чины дают согласие не только за себя, но и за других.

Таким образом, Галлер определяет, что границы права лежат в чужом праве. Власть может делать все в пределах собственного права. Галлер приходит к такому же выводу, что и реакционная школа. Разница только в том, что он и княжескую власть производит из данных каждому человеку прав. Однако некорректно утверждать, будто всякому человеку принадлежат одинаковые с князем права.

Все значение гражданского общества состоит в том, что им устраняется самоуправство, личная месть заменяется судом третьего лица. Частные отношения между свободными людьми, не признающими над собой высшего судьи, могут породить только анархию. В организованном таким образом обществе Галлер усматривает полное равенство. Даже подати распределяются поровну между всеми. Даже на аристократию, отличительным признаком которой является почет, которым она окружена. Весь образ мыслей Галлера коренится в средневековом быте, который возводится им в степень нравственного идеала. Господство сильнейшего, основанное на общей пользе и подчиненное нравственному закону, - вот вся его теория. Но будет ли сильнейший следовать нравственному закону всегда? Порукой тому может выступать только религия. Ответ не политический, а богословский. Религия - связующий мост между сильным и слабым, между порядком и свободой. Отсюда вытекает и значение Церкви в гражданском обществе.

В итоге Галлер предстает не махровым реакционером, выводящим государство и государственную власть из божественного предписания. У него собственная оригинальная модель гражданского общества, построенная на принципах установленного Богом справедливого правопорядка. Недаром его книги пользовались невиданным успехом у власть предержащих и встречали резкое неприятие немецких революционеров. Галлер выше этих крайних взглядов, носители которых не учитывали особенностей политической роли института монархии в процессе модернизации Германии.