Мудрый Юрист

Теория и практика марксизма и ленинизма

Смертин А.Н., докторант кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Ленинизм надо рассматривать в контексте эволюции политической культуры российского общества. "У нас... - отмечал С.Л. Франк, - при нашей склонности к логическому упрощению идей и прямолинейному выявлению их действенного существа, социализм в своем чистом виде разросся пышным махровым цветом и в изобилии принес свои плоды... Необходимо признать, что именно самые крайние из наших социалистических партий ярче и последовательнее всего выражают существо социализма - того революционно-бунтарского социализма..." <1>. В.И. Ленину удалось создать социал-демократическую партию марксистского типа, с определенной внутренней организацией и структурой. "Ленинское учение о партии как авангарде рабочего класса было его творческим решением дилеммы о неготовности России и ее пролетариата к марксистской революции" <2>.

<1> Аскольдов С.А., Бердяев Н.А., Булгаков С.А. и др. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. С. 256 - 257.
<2> Бжезинский З.И. Большой провал. Агония коммунизма // Квинтэссенция: Философский альманах / Сост.: В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М., 1990. С. 257.

Временное правительство возложило свои надежды на Учредительное собрание, идее которого было доктринерски предано. Оно, как подчеркивал Н.А. Бердяев, "в атмосфере разложения, хаоса и анархии хотело из благородного чувства продолжать войну до победного конца, в то время как солдаты готовы были бежать с фронта и превратить войну национальную в войну социальную... Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда, а не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди склонные и способные к диктатуре" <3>. На взгляд автора, Временное правительство скорее было заложником тех социальных сил, которые его поддерживали. Они не могли не прекратить войну, поскольку война была выгодна военно-промышленным кругам буржуазии, и они хотели сохранить верность союзникам, которые пытались любой ценой сохранить участие России в мировой войне. Не могли они и провести хотя бы частичную национализацию земли, иной собственности, то есть разрешить насущные проблемы, социально-экономические конфликты. Установление буржуазной диктатуры в условиях полевения народных масс фактически уже было невозможно с августа 1917 г., хотя такие попытки предпринимались (Корниловский мятеж).

<3> Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1926. С. 114.

Для В.И. Ленина диктатура пролетариата есть высшее достижение, высшая ступень развития демократии. Конечно, он замечает, что это - демократизм для бедных, демократизм для народа, а не демократизм для "богатеньких, угнетателей, эксплуататоров, капиталистов". При этом вместо отрицаемой теории разделения властей парламентаризм буржуазного общества заменить системой советов. Он даже говорил о постепенном отмирании государства, когда функции надсмотра и отчетности будут выполняться всеми по очереди, будут затем становиться привычкой и, наконец, отпадут как особые функции особого слоя людей <4>. В.И. Ленин отличался сильным прагматическим подходом, он показал способность резко менять сложные теоретические подходы исходя из практических задач. Главной целью было уничтожить "хотя бы и республиканско-буржуазную государственную машину", постоянную армию, полицию, чиновничество, заменить их более демократической, но все еще государственной машиной в виде вооруженных рабочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции.

<4> Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 33. М. С. 47 - 48.

На практике главной последующей задачей стало удержаться у власти, для чего неизбежно приходилось укреплять государственный аппарат, подавляя общество. Г.В. Плеханов в октябре 1917 г. пророчески замечал: "Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая в конце концов заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года... Власть должна опираться на коалицию всех живых сил страны, то есть на все те классы и слои, которые не заинтересованы в восстановлении старого порядка" <5>. Но большевики уже не руководствовались тем, реальна ли их политика, насколько она приближена к народным нуждам, отчасти они руководствовались политической конъюнктурой и желанием любой ценой остаться у власти, для чего выдвигали абсолютно авантюрные лозунги, которые вытекали и из их догматических представлений. "Последовательный марксизм оказался в необычайно тяжком положении, как только революция втянула в свое движение огромные массы русского народа, которые знали лишь о своих нуждах, о своих стремлениях и которые плевали на то, осуществимы или нет, общественно полезны или нет при данных условиях их требования" <6>.

<5> Плеханов Г.В. Открытое письмо к петроградским рабочим // Единство. 28 октября 1917 г. N 173.
<6> Каутский К. Терроризм и коммунизм // Полис. 1991. N 1. С. 175.

Большевизм с его идеологией и практикой выступал преемником мировоззренческой и политико-правовой традиций русской революционной интеллигенции.