Мудрый Юрист

Критерии правомерности типов и форм государств

Народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое

государство, плохое правительство, плохие законы. Каждый

народ обладает государственным устройством, которое ему

впору и подходит ему. Народ плох, если плохо правительство,

столь же плох, как и неразумен

Гегель <1>

<1> Гегель. Философия религии. В двух томах. Т. 1. С. 400; Философия права. М., 1990. С. 300; Работы разных лет. В двух томах. М., 1971 - 1973. Т. 1. С. 362.

Осипян Б.А., кандидат юридических наук, доцент.

Если считать, что идеальное государство представляет собой надлежащее бытие всеобщего правопорядка и вытекающей из него ответственной свободы, то мера его совершенства будет зависеть от меры устойчивости правопорядка и реализованной созидательной свободы в нем.

Если рассмотреть данную проблему преимущественно с духовных позиций, то по своему типу государства (regnum) бывают богообразными, или правомерными (как говорил св. Августин, civitas coelestis), либо безобразными, неправомерными (civitas terrena). Представляется, что богообразно-правомерные типы государства имеют две основные формы правления: государства в форме парламентарной теодемократии (богочеловеческого самоуправления) и государства в форме конституционно-монархического правления. Неправомерные типы государства также имеют две основные формы правления: государства в форме атеистической парламентарной охлократии (безбожной демократии) и атеистической культличностной, деспотической автократии. Разумеется, каждая из перечисленных форм государства может иметь содержание и проявляться в тех или иных своих разновидностях или частично, в разной мере содержать в себе элементы всех типов государства. Например, в государстве в форме конституционно-монархического правления верховная человеческая власть может быть сосредоточена в наследственном монархе или во временно избранном всем народом или узким кругом лиц президенте. Парламентарная теодемократия может проявляться в образе избранного народом парламента (национального собрания законодателей). При этом единая верховная власть может соразмерно быть разумно распределена между законодательными, исполнительными и судебными органами государства в целях избежания возможности возникновения общественно опасной безбожной и неправомерной власти, либо для создания конституционных гарантий против реального злоупотребления государственными чиновниками чрезмерно концентрированной в их руках властью. Однако при таких обстоятельствах сущность типа правления государством в целом остается неизменной.

Что же представляет собой теодемократическая форма правления обществом и каковы основные ее характеристики?

Теодемократическая форма государственного управления берет свое начало с Авраамова завета и предполагает общую организацию и руководство народом таким образом, чтобы через него реализовались Божественный промысел, предначертания и цели как в национальном, так и в общечеловеческом масштабе. И сказал Господь Аврааму: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении, Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" <2>. И так весь Израиль спасется, как написано: "Приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их" <3>. В те времена именно в этом состоял промысел Божий и смысл управления, т.е. правомерного руководства народом.

<2> Библия. Ветхий Завет. Бытие, 12:1 - 3.
<3> Библия. Новый Завет. Рим., 11:26.

"Чтобы сохранить истинное учение о Боге, - писал А.П. Лопухин, - Иегова заключает с народом договор на тех, если так можно сказать, условиях, что Он - Царь всей земли - становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления Которого народ обязывается принять и свято сохранять. Совокупность таких отношений Иеговы к народу есть теократия или богоправие в высшей степени религиозно-нравственном значении этого слова" <4>. При теократическом порядке Бог есть святой законодатель, верховный правитель и справедливый судья, а народ есть послушный исполнитель Его воли в целях собственного благосостояния, освобождения и спасения. Без веры и осознания этих свойств Бога никакой человеческий акт, индивидуальный или коллективный, не может быть правомерным, т.е. соответствующим слову и воле Бога. Блажен народ, у которого Господь есть Бог <5>. Строго говоря, без единой веры в Бога нет духовно единого, единодушного народа, а только безбожная, бессовестная и завистливая чернь, неуправляемая толпа и сброд. А без единого в Боге и духе народа нет общего для каждого и всех дела (respublica), т.е. правомерного общества и государства.

<4> Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986. С. 141.
<5> Библия. Ветхий Завет. Пс., 143:15.

При теодемократическом правлении народ становится как бы носителем Божественной истины, единым духовным и политическим организмом, церковью (греч. Ekklesia), т.е. собранием людей, избранных для принятия наследия Божия - клира (kleros). "Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца. И приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом в истине и в правде... Только любите истину и мир... И пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа, и каждый скажет: пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа... Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами - Бог" <6>. Теократия при активном участии народа в собственных делах - это "город правды, столица верная" <7>, это возвышенное состояние народного духа, при котором блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию <8>, когда Сам Господь-судья и спасает всех притесненных <9>. Наивысший пик теодемократии, по Священному Писанию, наступит тогда, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей <10> и будет судить... сделавших себе идолов для поклонения им <11> до тех пор, когда обратятся язычники <12> и прекратится зависть <13>. И будет в последние дни: гора Дом Господня (т.е. теократическая власть. - Б.О.) поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы <14>.

<6> Библия. Ветхий Завет. Захария, 8:7 - 23.
<7> Библия. Ветхий Завет. Исайя, 1:26.
<8> Библия. Ветхий Завет. Исайя, 29: 24.
<9> Библия. Ветхий Завет. Судьи, 2:18; 3:15.
<10> Библия. Новый Завет. Матф., 19: 28.
<11> Библия. Ветхий Завет. Исайя, 2:28.
<12> Библия. Ветхий Завет. Исайя, 11:10.
<13> Библия. Ветхий Завет. Исайя, 10:13.
<14> Библия. Ветхий Завет. Михей, 4:1 - 8; Даниил, 2:38; Исайя, 2:1; 11:1 - 12.

Получив десять заповедей от Бога, Моисей говорит: "Как же мне одному носить тяжбы ваши, бремена ваши и распри ваши? Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими" <15>. Поскольку мудрыми мужами, которых должен избрать народ в качестве своих представителей, могут быть также и несвященники, т.е. богобоязненные и совестливые граждане-миряне, то теодемократия вовсе не означает только иерократию или клерикализм, а общество в целом не превращается в церковь, а церковь в государство. Говоря об идеальной форме государственного правления, которое достойно иметь на земле, Платон писал: "Но, быть может, есть на небе его образец (икона - icon), доступный каждому желающему: глядя на него, человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле, и будет ли оно, это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого и только такого государства" <16>. "Управление Божие, - писал Лейбниц, - есть наилучшее состояние из всех возможных, ибо поддерживается среди своих подданных добродетель, порядок, мир, душевное спокойствие" <17>.

<15> Библия. Ветхий Завет. Втор., 1:12 - 13.
<16> Платон. Сочинения. В трех томах. М., 1968 - 1972. Т. 3(1). С. 419 - 420.
<17> Лейбниц. Сочинения. В четырех томах. М., 1984. Т. 4. С. 215, 210.

При теодемократическом типе государства большинство членов общества руководствуются словом и заповедями Бога, а также их отражением в себе - своей совестью. Причем люди исполняют свое призвание не столько от своего ума, сколько от своего сердца - источника жизни, через которое Бог является каждому и делается главным субъектом социального руководства и объектом человеческого познания. "Вся та власть, которой все остальные законодатели обладают по отношению к другим, право законодательства и принуждения к повиновению получены только от Бога, - писал один из основоположников теории разделения властей Дж. Локк, - и мы обязаны подчиняться им потому, что так желает Бог и так повелевает нам, и следовательно, повинуясь им, мы повинуемся также Богу... Ведь Бог, создавший этот закон, пожелал, чтобы Он стал мерилом наших нравов и жизни" <18>.

<18> Локк Дж. Сочинения. В трех томах. М., 1985 - 1988. Т. 3. С. 39.

При теодемократическом правлении обществом абсолютный суверенитет принадлежит Всемогущему Богу, а не человеку - главе государства или парламенту, а всякие права и привилегии людей исходят из их фундаментальных обязанностей и ответственности перед Богом, своими ближними, государством и обществом в целом. Однако права и обязанности человека определяются не только заповедями Бога, но также и необходимыми правомерными законами, принятыми самим государством для всеобщего блага. При теодемократическом правлении акты принуждения являются вынужденными исключениями из общего правила убеждения и руководства людьми посредством их единой веры, совести и сознания необходимости и полезности добровольного исполнения заповедей Божиих и вытекающих из них требований правомерных законов. Здесь уместно вспомнить о том, что в середине XVII в. теодемократическая форма правления установилась, например, в штате Массачусетс (США). Она была обусловлена верой и глубокими убеждениями правителей этого штата, шестидесяти пяти проповедников слова Божия, которые прибыли из Старого Света - Англии. Теодемократическое государство и церковь функционально были законодательно отделены друг от друга, но принципиально и фактически они были едины, и потому все официальные распоряжения здесь по своей сути носили четкий религиозный характер. Система теодемократической и авторитарной формы правления со временем эволюционировала. В городских собраниях население имело возможность обсуждать социальные проблемы, и поселенцы со всех концов света здесь получили определенный опыт самоуправления. Города развивались вокруг церкви, а духовенство и консервативные обыватели старались поддерживать между собой мир и согласие <19>.

<19> An Outline of American History. International Communication Agency. Washington. USA Embassy, 1984. P. 8 - 9.

Классическими примерами современного теократического государства, в котором верховная власть в основном принадлежит духовным лидерам народа, а Священное Писание (Библия, Коран и т.д.) является не только обязательным предметом воспитания и образования людей, но и метаправовым первоисточником для повседневной практической деятельности административных работников и судей, являются имеющие стабильный правопорядок Ватикан, Иран, Саудовская Аравия и другие государства. Так, Ватикан как город в городе, государство в государстве (status in statu) находится в центре столицы Италии Рима и имеет уже многовековой опыт теодемократического управления. В соответствии с Конституцией Ватикана Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, которая делегирована ему свыше Богом на все время его нахождения на Святом Престоле (Holy Sea). Он же является пожизненным депутатом Всевышнего в деле духовного и организационного руководства девятьюстами миллионами верующих католиков во всем мире. Что касается исламской республики Иран, то согласно ст. 2 Конституции Ирана в государстве устанавливается система правления, основанная на вере в единого Бога и законах шариата, т.е. религиозно-этических и правовых нормах, которым должен повиноваться каждый член общества по принципам божественного откровения, их правильного толкования и совершенствования человека на пути его приближения к Богу, судному дню и спасению. В ст. 57 Конституции Ирана говорится, что управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти под контролем имама, т.е. духовного лидера, который имеет наивысшую земную власть под Богом.

Теодемократическое общество управляется авторитетом в соответствии с первоначальными принципами, из которых самыми важными являются любовь к единому Богу и своему ближнему. Именно эти два основополагающих принципа определяют суть и содержание всех остальных правомерных законов и всего политического порядка в нем. Верховная власть Всемогущего Бога находит свое практическое основание в вере, сознании и действиях правителей и народа и отражается в действующем законодательстве, а также в строгом и правосудном исполнении его норм. Поскольку для теодемократического правления необходимо, чтобы в обществе большинство (или ведущее сильное меньшинство) состояло из верующих и просвещенных людей, что в реальной жизни бывает крайне редко, то теодемократия как высшая форма государственного правления на земле уступает свое место более низшим формам государственного правления: конституционной монархии, президентской или парламентской республике, т.е. пожизненному или временному единоправию человеческому в пределах правомерных законов.

Библейская история гласит, что к Самуилу - судье Израиля - старейшины народа обратились за сменой формы правления тогда, когда поставленные им вместо себя сыновья его, будучи судьями, по маловерию своему не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно. Они сказали ему: "Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов". И Господь показал Самуилу Саула и утвердил его правителем народа <20>. Отвергая теодемократию, т.е. самоуправление под началом Духа и заповедей Бога, израильский народ принял вместо нее чуждое ему царское, т.е. монархическое, правление. По этому поводу Т. Гоббс писал следующее: "Как и ложные учения, примеры различных форм правления у соседних народов часто располагают людей к изменению установленного образа правления. Именно это обстоятельство побудило еврейский народ отвергнуть Бога и его власть (теократию) и требовать от пророка Самуила царя по образцу других народов. Точно так же и небольшие города Греции непрерывно потрясались мятежами аристократических и демократических партий" <21>.

<20> Библия. Ветхий Завет. 1 Царств, 8:1-7;9:1217.
<21> Гоббс Т. Сочинения. В двух томах. М., 1991. Т. 2. С. 254.

Как справедливо заметил в свое время Н.А. Бердяев, "всякие научно обоснованные теории демократического социализма и коммунизма являются материалистическим и атеистическим извращением теократической идеи" <22>. При теодемократии, или богонародоправии, власть официально предполагается делегированной народу и его правителям от Бога, а общество в духовном отношении представляет собой как бы единую церковь с общими духовными ценностями, целями и принципами жизни.

<22> Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 114.

При конституционной монархии власть имеет своим источником и мерилом саму конституцию, которая представляет собой в большей или меньшей мере правомерное юридическое переложение слова и заповедей Божиих в форму социального порядка. Государственная власть же принимается монархом (наследным, пожизненным или временно избранным, в том числе и президентом в президентских республиках) в качестве орудия для ответственного и полноправного руководства государством перед лицом правящего Бога и управляемого народа. В этом случае народ как таковой уже не образует духовной общности - единой самоуправляющейся церкви. Он управляется не правящей элитой (просвещенной аристократией), а главным образом самим богопомазанным монархом или временно избранным президентом, личность которого предполагается святой и харизматичной. Кстати говоря, последнее выражение происходит от греческого слова "hrisma", т.е. благодать, которое означает таинственное даруемое действие помазания царей от Иисуса Христа в качестве посредников Божиих <23>.

<23> Августин. Теологические трактаты. Об истинной вере. Минск, 1999. С. 896.

Неправомерные, или критические типы государства - это государства, которые управляются суеверными и непросвещенными (т.е. погаными - от лат. pagan) людьми, которые не имеют в себе предполагаемой благодати Божьей, должной веры и сознания Бога, Его слова и заповедей, установленного Им порядка и промысла. В этом аспекте сугубо светская, безбожная демократия, или своевольное, неправомерное народовластие, именуемое в настоящее время демократией, представляет собой не что иное, как приобретенная власть безбожных и невежественных представителей "толпы громадной, к соблазнам жадной". Эта власть, как правило, приобретается путем либо обмана, либо подкупа простодушных и материально озабоченных людей, либо посредством демагогической саморекламы или различного рода грязных игр и махинаций политических партий, лоббистов или иных групп давления. "Народные вожаки" добиваются своего избрания массами людей, а затем, не неся никакой ответственности перед отрицаемым ими Богом, обманутым или подкупленным народом - электоратом, жадно пожирают мирские плоды завоеванной ими политической власти и пальмы социального первенства до следующих свободных от истины и ответственности так называемых всенародных выборов.

При деспотических или тоталитарных режимах государственного правления власть сосредоточивается в безбожно избранном главе государства или в коллегиальном органе идеологического управления (например, политбюро), который, как правило, состоит из безбожных, непросвещенных интеллигентов-архоманов, т.е. властеманьяков. Последние прекрасно осознают, что в случае ослабления их идеологического манипулирования и властного произвола безбожный и ничем не обузданный народ сам превратится в тирана и установит собственную диктатуру, которая будет намного страшнее, нежели диктатура одного или нескольких избранных им тиранов и диктаторов. В подобных, так сказать, революционных ситуациях гражданское общество в мгновение ока превращается в общество гражданской войны различных слоев населения друг с другом, в общество хаоса, аномии и анархии. Поэтому при критических типах безбожного государства демократия (т.е. потуги самоуправления суеверной черни) приобретает свои крайние, легко переходящие друг в друга, неправомерные состояния и формы: охлократического беспредела или монархического, аристократического или партийно-олигархического произвола. Ярким примером этого является история России с конца XIX в. по настоящее время. О безбожных, неправомерных типах государства Платон писал так: "Полная свобода и независимость от всякой власти гораздо хуже умеренного подчинения другим людям... Государства, где правит не Бог, а смертный, не могут избегнуть зол и трудов... Если же какой-то отдельный человек, олигархическая власть или демократия, обладая душой, стремящейся к удовлетворению своих вожделений, требует этого удовлетворения, в то же время ничего не могут сберечь и одержимы нескончаемым, ненасытным недугом, станут управлять государством или каким-нибудь частным лицом, - тогда нет средств к спасению" <24>. "Призывы к свободе, - писал в свое время Гегель, - уже ни на кого не оказывают воздействия; анархия не отождествляется более со свободой, и понимание того, что прочная государственная власть является необходимым условием свободы, глубоко проникло в сознание людей, столь же глубоко, как и то, что народ должен принимать участие в законодательстве государства и в решении важных государственных дел" <25>. В таких государствах чем сильнее верховная власть (авторитаризм, тирания, деспотия, диктатура, тоталитаризм), тем меньше свободы у его подданных или граждан по принципу ex maxima potentia minima licentia. Поэтому, как отмечал Гегель, "государство должно опираться на религию, ибо только в ней надежность образа мысли людей и их готовность выполнять свой долг перед государством становится абсолютной" <26>.

<24> Платон. Сочинения. В трех томах. М., 1968 - 1972. Т. 3(2). С. 169, 186.
<25> Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 168.
<26> Гегель. Философия религии. В двух томах. М., 1976 - 1977. Т. 1. С. 283.

Формы государства, т.е. формы правления, государственного устройства и политического режима у разных народов или у одного и того же народа, но в разное время и в разных ситуациях могут быть разные в зависимости от степени развития духа, характера, религиозных и национальных особенностей, демографических, географических, климатических и других особенностей их жизни. Они зависят от общего духа каждого народа, который в основном объективен, хотя и заключен в субъекте (народе), ибо, как отмечал Д. Юм, "строение и устройство нашего духа зависит от нас не в большей мере, чем строение нашего тела" <27>.

<27> Юм Д. Сочинения. В двух томах. М., 1966. Т. 2. С. 68.

Форма государственного правления (forma regiminis) обычно бывает основана на конституционном (законодательном) акте общей воли определенного народа, которая формируется исторически и благодаря которой безличная толпа, т.е. не имеющее единого объединяющего духа и лица население становится субъектом своей судьбы, т.е. единодушной нацией или народом, руководствующимся законодательно закрепленной единой системой ценностей, целей, принципов, институтов и функций. Каждая нация имеет специфические для нее духовный и психологический образ, характер, душевный склад или конституцию, которая отражается в его религиозных и нравственных предпочтениях, национальном языке, обычаях, искусстве, литературе, культуре и праве. Национальный характер достаточно устойчив, его невозможно существенно изменить с помощью модных учений или тех или иных импровизированных административных мер, ибо он, как и национальный язык, в основном определен свыше, хотя очевидно эволюционирует и развивается исторически. Например, под армянским или русским народом я подразумеваю как особенности их арийского, индоевропейского происхождения, христианской религии, так и их наличную духовную конституцию, психологическую склонность и приверженность к тем или иным ценностям и целям, которые сложились в процессе их трудной, но интересной и богатой истории.

Форма правления того или иного государства в определенной мере зависит также от того, кто обладает верховной властью, которой подчиняются все остальные власти и политические силы в данном обществе, равно как и от характера и содержания его действующих законов и государственно-правовых институтов. Форма государства может быть более или менее совершенной, правомерной или порочной, неправомерной. Она также может быть использована правомерно или неправомерно в зависимости от степени духовной, моральной и интеллектуальной зрелости власть предержащих и управляемых ими людей, которые представляют данный народ внутри и вне страны. В свое время Платон отмечал, что "при порочном государственном строе и плохих правителях граждане скорее предпочтут покинуть свое государство и отправиться в изгнание, пока не изменится такой государственный строй, которому свойственно делать людей худшими... Государственные устройства рождаются от нравов, что наблюдаются в государствах... Человек тиранический соответствует тиранически управляемому государству, а демократ - государству демократическому... Сколько видов государственного устройства, столько же, пожалуй, существует и видов душевного склада... Если среди правителей выделится кто-нибудь один, это можно назвать царской властью, если же правителей несколько, тогда это будет аристократия... Больше ли будет правителей или всего только один, они не нарушают важнейших законов, пока будут пускать в ход воспитание и образование" <28>.

<28> Платон. Сочинения. В трех томах. М., 1968 - 1972. Т. 3(2). С. 246 - 247; Т. 3(1). С. 342, 357, 397.

Изображая зловещий образ безбожного императора Рима Калигулы, который прекрасно понимал, что для укрепления его личной власти необходимо внести разделение не только в политическую систему общества, но и в душу каждого римлянина (divide et impera), чтобы сделать ее недоверчивой и малодушной, Светоний свидетельствует о том, что он науку правоведов хотел отменить, ибо иногда толкование тех или иных законов перечило его собственной воле <29>. Личная диктатура (dicto - устно говорит) хитрого, богатого, властного и физически здорового Калигулы (сапожка), в дикой прелести мнящего себя вечным богом без начала и конца, в сущности, была не хуже и не лучше диктатуры бедного и бесправного пролетариата, ибо основанием и причиной всякой диктатуры является узаконенная свобода от совести и заповедей Божиих. Представляется, что основным источником всякой безбожной диктатуры является эгоистическая и атеистическая борьба духовно невежественных, незрелых и неразумных людей за власть, за свои права и свободы как за жизненную самоцель, как за нечто святое и божественное, абсолютное и беспредельное. Эти "свободомыслящие" сироты, не сознающие своего единого небесного Отца, хотят жить в соответствии с заповедью падшего ангела, который из зависти к Богу продиктовал публично всем маловерным: возлюби самого себя и свои права как Бога. Однако наилучшим способом формирования совершенной формы государства является воспитание молодого поколения в духе их богообразия и богоподобия, ибо именно такое поколение, по мнению пифагорейцев, призвано будет иметь наилучшую организацию политической системы <30>.

<29> Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1991. С. 157.
<30> Гегель. Политические произведения. О научных способах исследования естественного права. М., 1978. С. 254.

Таким образом, правомерность типов и форм государства в основном зависит от степени духовной, интеллектуальной, организационно-политической и экономической зрелости того или иного общества, от его богоданных национально-исторических, природно-климатических и прочих особенностей, установившегося образа его повседневной жизни и предназначения в истории человечества.