Мудрый Юрист

Криминальная политика государства в области национальных отношений

Арутюнов Л.С., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Кисловодского гуманитарно-технического института, кандидат юридических наук.

Касьяненко М.А., аспирант Кисловодского гуманитарно-технического института.

Государственная политика является важным регулятором общественных отношений, в том числе и этнических. Такие тенденции, как ксенофобия, антисемитизм, проявления национализма в одной из жесточайших его форм - фашизма, обусловливают стремление противопоставить этим негативным тенденциям в области этнических отношений рациональную политику, направленную на снижение напряженности межнациональной конфронтации, защиту интересов этноса, блокирование негативных процессов развития рассматриваемых общественных отношений. Важным элементом такой политики выступает криминологическая политика.

В отдельных случаях государство тем или иным образом поддерживает негативные процессы в области межнациональных отношений, политики в отношении отдельных этносов. Такая политика государства однозначно является криминальной. Этот феномен можно проследить в историческом аспекте многих государств современного мира. Ярким примером, на наш взгляд, в данном случае может служить дискриминационная политика в отношении русскоязычного населения, которая осуществляется в странах Балтии: Латвии, Литве, Эстонии. Ее проявления просматриваются и в действиях властей Казахстана и стран Средней Азии, о чем свидетельствуют опросы мигрантов, а также миграционные потоки из этого государства в Россию, в особенности в пограничные с Казахстаном регионы.

На наш взгляд, наиболее древней формой криминальной этнической политики является рабство. Рабство существует с незапамятных времен. Оно возникло в период, когда первобытное общество достигло такой производительности труда, что стало выгодным заставлять работать взятых на войне или в ходе набегов пленных, чем убивать их. Рабство было довольно распространено в Шумере, Ассирии, Вавилоне, Греции, Риме.

Работорговля с самого начала имела этнический оттенок. На невольничьих рынках ценились, например, скифские рабы, славяне, фракийцы. Широкие масштабы работорговля приобрела в Средние века. Как прибыльный бизнес она существовала вплоть до середины XIX в. Основным объектом работорговли стали африканцы - представители многих племен - от сенегальцев и суданцев на севере до банту и готтентотов на юге. Наиболее крупными из племен, поставлявших рабов в Соединенные Штаты Америки, были фула, короманти, эбо и племена, населявшие Анголу <1>.

<1> Юрьев А. Мы - не рабы // Завтра. 1999. N 11.

Этот бизнес изначально был криминальным по способу действий: негров похищали, захватывали в ходе нападений, используя обман, подкуп вождей племен, которые обладали большей или меньшей диктаторской властью. Криминальным бизнес был и по обращению с рабами. Их перевозили в нечеловеческих условиях, в результате чего многие невольники сходили с ума, слепли, умирали. На невольничьих судах поддерживалась зверская дисциплина. Рабов, которые осмеливались протестовать, избивали плетями, им отрубали руки или головы, выбрасывали живыми на съедение акулам. С больными поступали также жестко. Важно подчеркнуть, что этот бизнес долгое время находился под протекторатом государств, подданные которых занимались работорговлей. Первенствовала Великобритания. Существовали даже английские законы, в соответствии с которыми рабам устанавливались "санитарные нормы": рабу-мужчине разрешалось при перевозке занимать площадь около 1,8 м в длину и 0,4 м в ширину, женщинам и детям полагалось значительно меньше места.

Только в 1807 г. Соединенные Штаты и Англия официально осудили международную работорговлю и объявили о ее запрете под страхом тяжелого наказания. В Соединенных Штатах Закон был принят 2 марта 1807 г. и вступил в силу с 1 января 1808 г., в Англии - вступил в действие с 1 мая 1807 г. Ранее, в 1802 г. запретила работорговлю в своих владениях Дания, несколько позднее - в 1819 г. - Франция <2>.

<2> Международное право в документах. М.: Юрид. лит., 1992. С. 377 - 379.

Рабство в более или менее скрытых формах существовало на протяжении всего XIX столетия и в начале XX в. в связи с колониальной политикой капиталистических государств. Поэтому в 1926 г. была принята Конвенция относительно рабства. Документ о присоединении СССР (правопреемницей которого является Россия) депонирован Генеральному Секретарю ООН 8 августа 1956 г.

Другой формой криминальной этнической политики является апартеид. Бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения.

Можно выделить три типа дискриминационной государственной этнической политики:

а) обусловленной социально-историческими причинами;

б) связанной с борьбой за власть и ее удержанием;

в) определяемой режимом государственной власти.

Работорговля для мира, вступающего в XXI в. - век высоких технологий, казалось бы, не более чем смутный отголосок прошлых лет. Но это не так. Достаточно проследить специфику современного криминального рынка рабства, приобретшую новые формы. То есть в данном случае речь прежде всего идет о похищении (захвате) людей с целью получения выкупа за них.

В России их специфика проявляется еще и в том, что работорговля и сопряженное с ней преступление - похищение людей с целью получения выкупа - осуществляются на территории одного государства. И прежде всего она процветает в Южном федеральном округе РФ (Северный Кавказ). Толчок для расцвета работорговли на Кавказе дала война, хотя невольники использовались для работ в аулах Кавказа и в советское время. За последние годы этот вид бизнеса наряду с торговлей оружием и наркотиками стал основой криминальной экономики не только Чечни, но и Ингушетии. Боевые действия способствовали не только расширению рынка рабов, но и его диверсификации. Боевики стали массово похищать не только русских, но и представителей других кавказских этносов, даже чеченцев и ингушей из соседних тейпов. Рабов начали использовать не только как рабочую силу или предмет торговли, но и как донорский материал.

До настоящего времени поток рабов и заложников из Дагестана, Ставрополья, Краснодарского края не только не уменьшился, но значительно возрос. В целом же, по оперативным данным, к похищениям людей имеют отношение более 150 организованных преступных групп (ОПГ). В отношении их лидеров и наиболее активных участников заведено 159 дел оперативного учета <3>.

<3> Шурыгин В. Кавказский Мюнхен // Завтра. 1999. N 11.

В последнее время все больший оборот набирает торговля людьми (прежде всего женщинами и детьми) с целью их сексуальной эксплуатации. Так, торговля людьми с целью их сексуальной эксплуатации составляет 11% от общего числа продаваемых в рабство людей <4>.

<4> Музулина Е. Россия - N 1 по экспорту секс-рабынь? // www.OXPAHA.ru.

Проституция является одной из древних криминальных профессий, она существовала, существует и, скорее всего, будет существовать во всех странах, независимо от их культурного развития и принимаемых против этого мер, это обусловлено прежде всего ее экономической выгодой. Проституция - не только выгодный криминальный бизнес (уступающий приносимой прибылью только торговле наркотиками), нередко проститутки выполняют роль мелких розничных торговцев наркотиками в сложной цепочке данного криминального бизнеса, довольно часто выполняя эту грязную работу за дозу и тем самым обусловливая кумулятивно-криминологическую связь данного рода преступлений.

Около 70% проституток в России в настоящее время являются наркоманками, причем достаточно большое количество из них занимают положение рабынь по отношению к своим сутенерам, "мамочкам", хозяевам борделей, в которых работают зачастую просто за дозу <5>. Многие криминальные авторитеты и воры в законе преступного мира, в настоящее время координирующие или возглавившие деятельность преступных группировок, в том числе и этнических, начинали свою криминальную активность именно в данной сфере. Например, один из грузинских криминальных авторитетов, впоследствии лидер одной из влиятельных в преступном мире грузинских группировок 90-х годов, активно действовавших в Московском регионе, Квантришвили Отари Витальевич свой первоначальный "капитал" создавал на "ломке" проституток, работавших в престижных местах центра Москвы <6>. В начале 90-х годов XX в. бурно развивающийся рынок секс-услуг в большей степени контролировали этнические преступные группировки, и прежде всего армянские и грузинские. Но в настоящее время специалисты отмечают постепенное уменьшение роли этнических факторов в индустрии секс- и порноуслуг. Они ослабевают по мере изменения конъюнктуры данного рынка. Прежде всего увеличение предложений данного характера и как следствие контроль данной криминальной деятельности организованных преступных группировок, сформированных из представителей этнического большинства в полиэтнической общности Российской Федерации. Этнические меньшинства криминального мира (этнические преступные группировки) вытесняются из секс-индустрии своими более многочисленными конкурентами, зачастую с помощью властей и представителей правоохранительных органов, довольно часто концентрирующих свои усилия на предоставлении "крыши" местным проституткам и притонам. Этнические преступные группировки, в свою очередь, меняют направление своей криминальной активности, налаживая и осуществляя каналы поставок российских девушек в заграничные бордели и притоны <7>.

<5> Кунц Е.В. Криминологические и уголовно-правовые аспекты проституции // Вестник Челябинского университета. Серия "Право". 2003. N 1(5). С. 58 - 63.
<6> Глонти Г., Лобженидзе Г. Профессиональная преступность Грузии (воры в законе): Тбилиси, 2004. С. 53 - 54.
<7> Сорокин С. Россия - лидер в индустрии секс-рабства // Иностранец. 2005. N 27. С. 23 - 26.

В связи с этим отмечается появление в данной криминальной индустрии новых этнических преступных сообществ. Например, в последние несколько лет специалисты отмечают активизацию турецких и греческих группировок на территории РФ, наладивших каналы поставок секс-рабынь в свои страны, нередко взаимодействуя с этническими группировками из стран СНГ и России (грузинскими, чеченскими, украинскими и армянскими) <8>. Выступая в данном случае как посредники, последние осуществляют действия, подпадающие под признаки иного состава преступления - торговля людьми, в данном случае с целью сексуальной эксплуатации, хотя похищение людей нередко преследует и иную цель - принуждения к рабскому труду. В России связь между организованной преступностью и торговлей людьми практически не прослеживалась или же упорно отрицалась. Сотрудники силовых структур, МВД, законодательных и исполнительных органов власти вообще выводили и до настоящего времени выводят торговлю людьми за рамки организованной преступности, отказываясь признавать ее существование. Ни одно из уголовных дел по факту торговли людьми, возбужденных в России в 2003 - 2005 гг., не дошло до суда <9>. В свою очередь, этот преступный бизнес приносит этническим преступным группировкам, контролирующим каналы поставок "живого товара", большие доходы. Это обусловливает тот факт, что в данный момент Россия занимает первое место в мире по количеству поставляемых на международный рынок секс-рабынь. И это не только страны Турции и Греции, россиянок поставляют в Саудовскую Аравию, ОАЭ, США, Бельгию, Голландию, Китай. Кроме того, есть прецеденты продажи проституток в Финляндию, Израиль и Японию <10>. Нередко девушки попадают в эти страны обманным путем, т.е. данные действия сопряжены с иными видами преступлений, такими как мошенничество, подделка документов. Эти действия в большей части совершаются представителями этнических преступных группировок, контролирующих данный вид криминальной деятельности.

<8> Сорокин С. Указ. соч.
<9> Ерохина Л.Д. Два лика транснациональной организованной преступности: терроризм и торговля людьми // Иностранец. 2005. N 32. С. 18 - 22.
<10> Музулина Е. Россия - N 1 по экспорту секс-рабынь? // www.OXPAHA.ru.

У страшного явления, называемого "работорговля в России", есть еще один важнейший аспект - политический. За последние несколько лет в нашей стране сформировался уникальный, не имеющий аналогов социальный институт профессиональных посредников по выкупу похищенных людей. Их деятельность в принципе требует правовой оценки, поскольку она, очевидно, способствует развитию работорговли.

Разжигание межгосударственной, межнациональной розни стало, по существу, основой политики отдельных стран. Провозгласив свою независимость в период распада СССР, политическая элита новых государственных образований пошла по пути создания и тиражирования мифов об экспансионистской политике России, о великодержавном шовинизме русских, о хищнической эксплуатации ресурсов и труда коренного населения этих государств. Таким образом, стержнем идеологической политики стало не восстановление или поиск одухотворяющих ценностей, а конструирование "образа врага", нагнетание разрушительных процессов, стремление объединиться на основе межэтнической вражды и ненависти.

Ясно, что ненависть не может быть объединяющим началом: государственная политика, исповедующая эту идею, неизбежно ведет к краху. Нагнетание антироссийских и русофобских настроений в некоторых независимых государствах - бывших республиках СССР не привело к обретению ими экономического могущества, процветания, повышению уровня жизни населения, а лишь явило собой толчок для нового всплеска таких антинациональных явлений, как ксенофобия, антисемитизм, национализм (чаще всего в форме фашизма), причем повсеместно во всех странах Европы и в особенности в государствах, ранее входивших в состав СССР и имевших практически вековую общую историю, уклад и нормы поведения, унифицируемо так называемую советскую культуру, с некоторым сохранением этнической идентичности.

К дискриминационной политике иного типа относится депортация народов, насильственное переселение этносов из мест их исторического обитания. Достаточно ярким примером в данном случае может служить депортационная политика советского государства. Официальные мотивы массового насильственного переселения народов в СССР обосновывались двумя обстоятельствами: военной необходимостью и национальным экстремизмом в отношении русского населения на оккупированных Германией территориях со стороны представителей титульной нации.

Если говорить о первом факторе, то в автономной республике немцев Поволжья, в Калмыкии, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, в Крыму германским службам действительно удалось развернуть активную агентурно-диверсионную деятельность: были завербованы десятки тысяч человек, организованы бандформирования, для руководства которыми забрасывались немецкие парашютисты-диверсанты <11>.

<11> Лукашевич Л.М. Украина. Восхождение к независимости (1991 - 1996 гг.). СПб.: Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия, 1997.

Что касается второго обстоятельства, то его признают и независимые зарубежные исследователи: только крымскими татарами под руководством их националистических организаций было убито около 60 тыс. человек - мирных жителей, в основном женщин и детей <12>. Однако следует заметить, что ни приведенные, ни какие-либо иные факты и данные не могут оправдать политику депортации целых народов.

<12> Кавказские орлы. М.: Мистикос, 1994. С. 32 - 46; Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в XX веке. М., 1997. Т. 2. С. 211 - 213.

Очевидцы массовых насильственных переселений в СССР вспоминают о повсеместном нарушении их элементарных прав, как загоняли женщин, детей, стариков в вагоны, "уплотняя погрузку спецконтингента" (по выражению руководителей операций, докладывавших о результатах их проведения и достигнутой при этом экономии подвижного состава) <13>, как везли без остановок и пищи, как жестоки были конвоиры <14>. Эти воспоминания остались в памяти последующих поколений, что в определенной степени сказалось на результатах русофобской политики, разыгравшейся в республиках СССР в период его распада.

<13> Вопросы истории. 1990. N 1.
<14> Панеш Э.Х., Ермолов Л.Б. Этнические контакты месхетинских турок в условиях принудительных миграций // Этнос и его подразделения. М., 1992. С. 119.

И наконец, одной из самых опаснейших форм криминальной политики в области этнических отношений в полиэтническом государстве может явиться геноцид. Политика геноцида имеет давнюю историю. Этнические чистки устраивали еще ассирийцы и вавилоняне, чтобы заполучить плодородные земли <15>. Другим историческим примером геноцида является истребление коренных жителей Америки. Освоение земель Нового Света сопровождалось массовым уничтожением индейцев <16>.

<15> Чичерен Б.Н. История политических и правовых учений. СПб.: Лань, 1999. С. 232.
<16> Цеханкская К.В. Индейцы США: трагедия и борьба // Расы и народы. М.: АН СССР, 1997. Вып. 17. С. 63.

Часто жертвами геноцида становились евреи. Их изгоняли из Англии (1290 г.), Венгрии (1349 - 1360 гг.), Прованса (1394, 1490 гг.), Австрии (1421 г.), Литвы (1445 г.), Испании (1492 г.) <17>.

<17> Розанов Г.Л. Крушение фашистской Германии. М., 1963. С. 125.

Научную основу гитлеровской политики геноцида составили модные в конце XIX - начале XX века расовая теория, согласно которой расы признавались изначально неравными, и законы эволюции, механически переносимые на человеческое общество.

На Нюрнбергском процессе было неопровержимо доказано, что в уничтожении значительной части славянского населения, евреев, цыган и других национальностей состояла одна из целей германского фашизма.

Опираясь на расистские концепции, немецко-фашистские оккупанты жестоко подавляли национальное самосознание и культуру многих высокоразвитых наций Европы, имевших давние и богатые исторические и культурные традиции. Они стремились ликвидировать национальные языки, разрушить национальную систему просвещения, уничтожить ценнейшие памятники письменности, изобразительного искусства.

Эти факты были доказаны больше чем полвека назад. Большинство виновных были наказаны в соответствии с их деяниями, нашедшими подтверждение в процессе, хотя внутренне мы все понимаем, что несоразмерно то наказание масштабам и вреду тех деяний. Поэтому нам до сих пор остается непонятным, как европейское и мировое сообщество допускает проявление фашистских настроений во многих странах, вплоть до пересмотра итогов Второй мировой войны:

Все это по меньшей мере похоже на абсурд. И идет с явным нарушением норм международного права, тем самым государства не только не могут объединить свои усилия для борьбы с общеуголовными преступлениями (похищение людей, рабство), довольно часто до настоящего времени носящих этническую окраску, но и зачастую сами совершают путем агрессивной невыверенной политики, причем в последнее время в достаточно завуалированной, изощренной форме в отношении этносов, представленных этническим меньшинством в том или ином государстве, преступления, изначально носящие этнический характер.

В России также за последние несколько лет наблюдается всплеск таких радикально-национальных движений, одни из которых, учитывая ее полиэтничность и многосубъектность, направлены на поддержание своих землячеств в том или ином субъекте РФ, нередко путем противоправных действий и ущемления прав так называемого титульного этноса, другие, напротив, направлены на усиление позиций организаций так называемого националистического характера, совершающих противоправные действия в отношении представителей малых этнических групп, чаще всего иностранцев, дискриминируемых членами таких организаций по расовой принадлежности (цвету кожи, разрезу глаз и др.).

В данном случае выявленным тенденциям в сфере национальных отношений могут противостоять лишь реальные нормы права. На наш взгляд, те нормы международного права, которые регулируют отношения в данной сфере, должны быть реальными, т.е. соблюдаться и исполняться странами, их подписавшими и ратифицировавшими, независимо от их политического или экономического влияния в мире. Прежде всего международные организации, которые имеют свои рычаги воздействия, не должны игнорировать проявления криминальной политики ряда государств в области национальных отношений, например страны Балтии, по сути, зарождающих апартеид по отношению к нетитульным этносам.

Нельзя игнорировать эти проявления в современном мире, учитывая его полиэтничность и основные демократические принципы. Необходимо посредством сотрудничества не допускать повсеместного попрания прав нетитульных этносов в современном мире, а также воспитания толерантности по отношению к этносам, представленным в том или ином государстве или субъекте, учитывая федеративное устройство России.

Прежде всего проведение грамотной политики в молодежной среде будет способствовать нейтрализации таких негативных проявлений, как фашизм, ксенофобия, русофобия, кавказофобия, а также путем активного участия молодежных и иных политических партий, общественных объединений и СМИ в решении вопросов, касающихся национальной, этнической идентичности, с учетом исторической особенности и современных тенденций для минимизации негативных проявлений в области национальных отношений, которым в настоящее время подвержено мировое сообщество. Ведь именно многонациональность, мультикультурность и полиэтничность на фоне ярко выраженной этнической идентичности по отношению к конкретному этносу являются глобальными и универсальными характеристиками современного мира.