Порядок формирования государственного задания
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2010, N 4
Основные требования к форме и порядку формирования показателей государственного задания на федеральном уровне регламентированы Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065, далее - Постановление N 1065). На базе требований указанного Положения региональные и муниципальные органы государственной власти разрабатывают собственные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования государственного задания на соответственно региональном и муниципальном уровне.
Проанализируем основные требования Постановления N 1065 к формированию отдельных показателей одного раздела государственного задания.
Характеристика работ (подпункт 1)
Данный элемент государственного задания реализован в виде следующей таблицы:
--------------T-----------T--------------------------------------------------------
Наименование ¦Содержание ¦ Планируемый результат выполнения работ
работ ¦ работ +---------T-----------T------------T----------T----------
¦ ¦отчетный ¦ текущий ¦ очередной ¦ первый ¦ второй
¦ ¦ год ¦финансовый ¦ финансовый ¦ год ¦ год
¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦планового ¦планового
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ периода ¦ периода
--------------+-----------+---------+-----------+------------+----------+----------
1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+-----------+---------+-----------+------------+----------+----------
2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+-----------+---------+-----------+------------+----------+----------
3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+-----------+---------+-----------+------------+----------+----------
В графе "Наименование работ" в государственном задании для медицинского учреждения будут указаны укрупненные медицинские услуги с детализацией по направлениям лечебной деятельности <*>.
<*> Как правило, каждый показатель, отраженный в графе "Наименование работ", соответствует деятельности одного из профильных структурных подразделений учреждения.В графе "Содержание работ" кратко описывается порядок их выполнения в соответствии с ведомственными административными регламентами и государственными стандартами медицинской деятельности.
В остальных графах данной таблицы отражаются планируемые результаты выполнения работ с детализацией по годам планового периода. Такими показателями в отношении медицинского учреждения могут быть количество проведенных операций, других медицинских услуг, а также иные количественные измерители результатов выполнения соответствующих работ.
Потребители государственной услуги (подпункт 2)
Данный элемент государственного задания также реализован в виде таблицы, отражающей следующие показатели:
- наименование категории потребителей;
- основа предоставления государственной услуги (безвозмездная, частично платная или платная);
- количество потребителей (в данном случае, например, количество прикрепленных к медицинскому учреждению пациентов) <*>;
- количество потребителей, которым возможно оказать государственную услугу (то есть доля прикрепленного контингента, в отношении которой в соответствующем периоде планируется выполнить работы, предусмотренные в рамках государственной услуги).
Таким образом, в рамках указанной таблицы отражается как общий и планируемый на соответствующий год объем осуществления соответствующих работ, так и детализация их по способу финансирования <*>.
<*> При этом безвозмездные и платные работы следует указывать в отдельных строках таблицы, а по частично платным работам целесообразно указывать (в скобках) размеры оплачиваемых и неоплачиваемых долей (например, 40/60).Нормативы объема медицинской помощи на 2010 г., используемые для расчета показателей количества потребителей государственной услуги в данном году, а также в других включенных в государственное задание периодах, в настоящее время определены разд. IV Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811, в следующих размерах на одного прикрепленного пациента в год:
- для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 0,318 вызова;
- амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 9,5 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,762 посещения;
- амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,59 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,49 пациенто-дня;
- стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня.
Показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемой государственной услуги (подпункт 3)
Данный элемент государственного задания состоит из двух таблиц и отражает следующие показатели:
а) показатели качества оказываемой государственной услуги:
- наименование показателей;
- единица измерения;
- методика расчета;
- значения показателей за отчетный, текущий и очередной финансовые годы, а также первый и второй годы планового периода;
- источник информации о значении показателей (исходные данные для их расчета).
Данный элемент государственного задания имеет целью четко определить качественные параметры анализа результатов оказания государственной услуги, поэтому он формируется, как правило, с привлечением специалистов по профилю основной деятельности учреждения;
б) объем (состав) оказываемой государственной услуги (в натуральных показателях):
- наименование показателей;
- единица измерения;
- значения показателей за отчетный, текущий и очередной финансовые годы, а также первый и второй годы планового периода;
- источник информации о значении показателей.
Данный элемент государственного задания имеет целью четко определить количественные параметры оказания государственной услуги.
Источником информации о значении показателей могут служить данные соответствующей отчетности (статистической, профильной и т.п.).
Наименования критериев доступности и качества медицинской помощи, а также нормативы для определения ее объема в отношении медицинских учреждений в настоящее время также определены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811.
Так, к качественным показателям выполнения медицинскими учреждениями соответствующих государственных заданий относятся:
- удовлетворенность населения медицинской помощью;
- число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом;
- число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;
- смертность населения;
- смертность населения в трудоспособном возрасте;
- смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний;
- смертность населения от онкологических заболеваний;
- смертность населения от внешних причин;
- смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий;
- материнская смертность;
- младенческая смертность;
- доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
- эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других).
Требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги (подпункт 4)
Данный элемент государственного задания заполняется по усмотрению главного распорядителя средств федерального бюджета и является основой финансового планирования потребности в средствах на развитие материально-технической базы учреждения.
Информация, представляемая в рамках данного подраздела, делится на две части:
- перечень правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги;
- требования к наличию и состоянию имущества учреждения (при этом состояние имущества, кроме полной готовности его к применению по прямому предназначению, может определяться также установленным нормативом уровнем его изношенности).
Требования к квалификации и опыту персонала (подпункт 5)
Данный элемент государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации и т.п., которые являются основой финансового планирования, потребности в средствах на обучение персонала учреждения.
Порядок оказания государственной услуги (подпункт 6)
В данном подразделе государственного задания описываются:
- нормативный правовой акт об утверждении административного регламента исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) <*>;
- основные процедуры оказания государственной услуги (в отношении медицинских учреждений такие процедуры определены нормативными документами соответствующих министерств и ведомств, регламентирующими порядок осуществления лечебной деятельности);
- порядок информирования потенциальных потребителей оказываемой государственной услуги, определяющий способ информирования, а также состав и частоту обновления информации о государственной услуге. Данная информация может быть использована для планирования потребности в расходах учреждения на рекламу государственной услуги.
Кроме того, данный подраздел государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации и т.п., которые являются основой финансового планирования потребности в средствах на обучение персонала учреждения.
Предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги (подпункт 7)
Данный подраздел государственного задания фактически заменяет утверждаемые ранее вышестоящим органом прейскуранты цен на платные услуги учреждения. Поскольку информация о затратах, необходимых для возмещения себестоимости оказания конкретных платных услуг, формируется в бюджетном учете учреждения, формирование показателей данного подраздела вышестоящим органом может осуществляться одним из следующих способов:
- Путем доведения до учреждения в рамках государственного задания значений нормативов, определения показателей накладных и прочих расходов, а также плановой рентабельности оказываемых в рамках государственной услуги работ. При этом прейскурант фактических цен на данные работы с учетом соблюдения доведенных нормативов утверждает само учреждение. Однако следует признать, что, несмотря на формальное соблюдение при этом требований действующего законодательства РФ по ценообразованию на услуги (работы) государственных учреждений, при применении данного способа невозможно обеспечить требования социальной доступности государственной услуги.
- Путем утверждения фактических размеров цен (тарифов) на конкретные работы (услуги) учреждения. После этого плановая рентабельность каждой из таких работ (услуг) определяется учреждением как разница между доведенным размером цены на нее и плановой себестоимостью, сформированной в порядке, описанном в предыдущем разделе данного материала.
Порядок контроля за исполнением государственной услуги (подпункт 8)
В данном подразделе государственного задания определяются органы, осуществляющие контроль за исполнением учреждением государственной услуги и периодичность осуществления ими своих контрольно-ревизионных функций.
Требования к отчетности об исполнении государственной услуги (подпункт 9)
Данный подраздел государственного задания определяет форму и порядок формирования отчетности об исполнении государственного задания, представляемой учреждением вышестоящему органу.
Суммируя вышеизложенное, следует признать, что с определением на уровне федерального (а на его основе регионального и муниципального) законодательства порядка формирования и исполнения государственных (муниципальных) заданий на выполнение государственных (муниципальных) услуг система финансового планирования потребности учреждений в финансовых ресурсах становится ориентированной на конечный результат их деятельности и приобретает, в основном, законченный вид.
Генеральный директор
ООО "Аудиторская компания "Интера"
И.Ю.ГАРНОВ