Мудрый Юрист

Концепция непрерывной информационной подготовки юриста

Ершов В.В., ректор Российской академии правосудия, профессор, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук.

Ловцов Д.А., заведующий кафедрой правовой информатики, информационного права и математики Российской академии правосудия, профессор, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук.

Глобальная информатизация и широкое внедрение информационно-компьютерных средств, ресурсов, технологий, а также разномасштабных информационно-коммуникационных сетей и систем обусловили возникновение в начале XXI в. новых возможностей и стимулов для развития экономики и изменения общественно-производственных отношений, включая появление так называемых информационных отношений (отношений в информационной сфере), а также нового вида правоотношений - информационных.

Для эффективного правового урегулирования возникающих информационных правоотношений необходимы создание, разработка и постоянное развитие адекватной нормативно-правовой базы, а также ее грамотное применение, что возможно не только при наличии достаточного количества квалифицированных специалистов в информационно-правовой области, но и при целенаправленном повышении общего уровня информационной подготовки практикующих юристов <1>.

<1> Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 1 / Под ред. В.В. Ершова, Д.А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2006. 224 с.; Ершов В.В., Ловцов Д.А. Информационное право - базовая дисциплина специальности "Прикладная информатика в юриспруденции" // Информационное право. 2006. N 3. С. 34 - 38; Ловцов Д.А., Чубукова С.Г. Учебная дисциплина "Информационное право": концептуальные и дидактические аспекты // Информационное право. 2005. N 3. С. 30 - 33.

Уровень информационной подготовки юристов в наступающем глобальном информационном обществе - юристов XXI в. определяется не только глубиной и качеством самой информационной подготовки (обучения), но и ее непрерывностью, которую можно и нужно обеспечить, начиная от школьной скамьи, в юридических колледжах и вузах, аспирантурах и докторантурах, в учреждениях (на факультетах) повышения квалификации.

В учебных планах юридических вузов и колледжей современной России предусмотрен и апробирован ряд учебных дисциплин "информационного" цикла, читаемых главным образом в качестве дисциплин регионального (вузовского) компонента и дисциплин (курсов) по выбору студента, устанавливаемых вузом:

В существующем Государственном образовательном стандарте (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по специальности 030501 - "Юриспруденция" (от 27 марта 2000 г.) предусмотрена только одна учебная дисциплина "информационного" цикла: "Информатика и математика" (в составе федерального компонента общих математических и естественнонаучных дисциплин; ЕН.Ф.02 - индекс дисциплины).

В существующем ГОС среднего профессионального образования по специальности 030503 - "Правоведение" (от 1 сентября 2002 г.) предусмотрены две учебные дисциплины "информационного" цикла: "Информатика и математика" (в составе федерального компонента математических и общих естественно-научных дисциплин; ЕН.01 - индекс дисциплины) и "Информационные технологии в профессиональной деятельности" (в составе федерального компонента специальных дисциплин; СД.07 - индекс дисциплины).

Практика преподавания в юридических колледжах и вузах учебных дисциплин "информационного" цикла в нашей стране и за рубежом, а также международные технологические достижения и требования к качеству регулирования правоотношений в информационной сфере позволяют определить рациональный состав комплекса учебных дисциплин "информационного" цикла (включающего как информационно-кибернетические, так и информационно-правовые дисциплины) и логическую последовательность их изучения в образовательных учреждениях различного уровня.

Причем одни учебные дисциплины и их отдельные разделы являются базовыми, а другие - формируемыми. Например, дисциплина "Информатика и математика" является базовой для формируемых на ее основе статистических правовых дисциплин ("Юридическая статистика", "Правовая статистика", "Судебная статистика"), информационно-кибернетических дисциплин ("Правовая информатика", "ИКТ судопроизводства", "Информационные технологии в профессиональной деятельности"), юридической дисциплины "Криминалистика"; ее раздел "Теория вероятностей" является базовым для юридической дисциплины "Страховое право" (в частности, для количественной оценки различных рисков и случайности событий), раздел "Числа" - для дисциплины "Право социального обеспечения" (в частности, для расчета величины пенсии), раздел "Функции" - для дисциплины "Информационное право" (в частности, для оценки соответствия электронно-цифровой подписи электронному документу) и др. Дисциплины "Правовая информология" и "Правовая информатика" являются базовыми для правовых дисциплин, широко использующих информационные отношения в качестве средства достижения профильных целей <2>.

<2> Сырых Е.В. Информационные аспекты земельного права // Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 2 / Под ред. В.В. Ершова, Д.А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2007. С. 31 - 39; Запольский С.В. Информационно-правовая составляющая финансово-кредитного механизма рыночной экономики // Там же. С. 21 - 30.

В целом выявление и рационализация соответствующей структурно-логической схемы изучения дисциплин учебного плана, сопровождаемых определением перечня новых актуальных дисциплин и коррекцией содержания "старых", позволяет обеспечить определенный рост педагогической эффективности обучения.

В частности, предлагаются следующие состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин "информационного" цикла, в целом обеспечивающие (как показывает практика) выполнение современных требований <3> по глубине, качеству и непрерывности информационной подготовки юристов различного уровня квалификации (см. приложение).

<3> Ершов В.В. Профессиональное образование судей: проблемы и перспективы // Труды Междунар. конф. "Опыт в области подготовки судей: Практика и перспективы (6 - 7 июня 2001 г.)". РАП. М.: Российская академия правосудия, 2001. С. 90 - 98.
  1. В образовательном учреждении среднего образования (школа):

(информационно-кибернетические)

(информационно-правовая)

  1. В образовательном учреждении среднего профессионального образования (юридический колледж):

(информационно-кибернетические)

(информационно-правовая)

  1. В образовательном учреждении высшего профессионального образования (юридический вуз).

3.1. Бакалавриат:

(информационно-кибернетические)

(информационно-правовые)

<4> Исключая информационные правоотношения, являющиеся средством достижения конкретных профильных целей (налоговое декларирование и отчетность, процессуальные действия со свидетелями, мониторинг земель и информирование и др.), регулируемые в рамках других отраслей права.
<5> Информационные правоотношения - это урегулированные правом общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении ее (передача, получение, преобразование, предоставление, неразглашение и др.).

3.2. Магистратат (юридический вуз судебной системы):

(информационно-кибернетические)

(информационно-правовые)

3.3. Специалитет (юридический вуз судебной системы):

(информационно-кибернетические)

(информационно-правовые)

  1. В аспирантуре при юридическом вузе:

(информационно-кибернетические)

(информационно-правовые)

  1. В образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (учреждение или факультет повышения квалификации судебной системы):

(информационно-кибернетические)

(информационно-правовые)

Для юридических вузов, осуществляющих традиционную пятилетнюю подготовку юристов - дипломированных специалистов:

В настоящее время учебные дисциплины "Информационное право" и "Интернет-право" читаются в различных юридических вузах как дисциплины специализации, "Правовая информатика" - как дисциплина по выбору студентов, а "Правовая информология" и "ИКТ судопроизводства" - факультативно. Вместе с тем потребности практики, связанные со стремительным развитием информационного сектора экономики всех стран мира, а также внедрение крупномасштабных правовых автоматизированных информационных систем (типа Integrated Court Management Systems - США, ГАС "Правосудие" - РФ и др.) обусловливают необходимость образовательной стандартизации этих учебных дисциплин и включения их в ГОС ВПО нового поколения.

Таким образом, для обеспечения непрерывности фундаментальной информационной подготовки современного юриста представляется целесообразным дополнительно ввести в федеральный компонент ГОС ВПО по специальности 030501 - "Юриспруденция" такие обязательные для юриста XXI в. учебные дисциплины, как:

"Правовая информология" (в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - ГСЭ.Ф.00);

"Правовая информатика" (в блок общих математических и естественно-научных дисциплин - ЕН.Ф.00; причем с передачей в дисциплину следующих учебных вопросов из стандартизованной дисциплины "Информатика и математика": основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, поскольку последние не входят в предмет стандартизованной дисциплины);

"Информационное право" (в блок общепрофессиональных дисциплин - ОПД.Ф.00).

Учебные дисциплины "ИКТ судопроизводства" и "Интернет-право" можно рассматривать в качестве дисциплин регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО. Кроме того, назрела практическая необходимость введения в учебные планы вузов в качестве учебной дисциплины по выбору студента, устанавливаемой вузом, дисциплины "Международно-правовые основы глобального информационного обмена" <6>.

<6> Ловцов Д.А., Миронова Е.Ю. Международно-правовые основы глобального информационного обмена // Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 2 / Под ред. В.В. Ершова, Д.А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2007. С. 70 - 81.

Таким образом, рассмотрены концептуальные аспекты непрерывной информационной подготовки юристов различного уровня квалификации в процессе его последовательного "многоступенчатого" обучения. Предложены педагогически рациональные состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин "информационного" цикла, соответствующие мировому научно-образовательному уровню. Причем учебная дисциплина "Информационное право" занимает центральное место, объединяя необходимые информационные и юридические знания в "единое целое", что в итоге позволяет обеспечить современный уровень требований к квалификации юриста наступающего глобального информационного общества.

Приложение

Структурно-логическая схема комплекса учебных дисциплин "информационного" цикла по направлению "Юриспруденция"

----------------T----T-----------------------------------------¬
¦Образовательное¦Курс¦ Учебные дисциплины ¦
¦ учреждение ¦ ¦ информационного цикла ¦
¦ (форма ¦ +----------------T------------------------+
¦ подготовки) ¦ ¦ информационно- ¦ информационно- ¦
¦ ¦ ¦ кибернетические¦ правовые ¦
+---------------+----+----------------+------------------------+
¦ Учреждение ¦ .¦ ¦ -- - - - - - - - -¬ ¦
¦ повышения ¦ ¦-----------¬ --+> Информационное ¦
¦квалификации ¦ . ¦¦ ИКТ ¦ ¦ ¦ ¦ право ¦ ¦
¦ (ФКП) ¦ ¦¦судопроиз-¦<-+ ¦ - - - - - - - - - ¦
¦ ¦ . ¦¦ водства ¦ ¦ ¦ ------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦L----------- ¦ ¦ ¦ Судебная ¦ ¦
¦ ¦. ¦ L-+>¦ статистика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L------------------ ¦
+---------------+----+----------------+------------------------+
¦ ¦ 3 ¦ ¦ ¦
¦ +----+----------------+------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ -- - - - - - - - -¬ ¦
¦Аспирантура ¦ 2 ¦ ¦ Инфобезопасность ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L - - - /- -- --- ¦
¦ +----+----------------+----------+-------------+
¦ ¦ ¦---------------¬¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦Системология ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ 1 ¦¦ научных ++--------->¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ исследований ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦L-----/--------¦ ¦ ¦
+-------------T-+----+------+---------+----------+-------------+
¦ ¦М¦ ¦ ¦ ¦-- - - - - - - - ---¬ ¦
¦ ¦а¦ ¦ ¦ ¦ Интернет-право ¦
¦ ¦г¦ ¦ - - -+- - - -¬ ¦L- - - - - - - - - -- ¦
¦ ¦и¦ 2 ¦¦ Правовая ¦ / ¦
¦ ¦с¦ ¦ информология¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т¦ ¦L- - - - - - -- ¦----------+---------¬ ¦
¦ ¦р¦ ¦ / ¦¦Судебная статистика¦ ¦
¦ ¦а¦ ¦ ¦ ¦L-------------------- ¦
¦Юридический ¦т¦ ¦ ¦ ¦ / ¦
¦ ¦а¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т¦----+------+---------+----------+-------------+
¦ ---+ ¦ ¦---------------¬¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ИКТ судопро- ¦¦ ¦ ¦
¦ в у з ¦ ¦ ¦ 5/1¦¦ изводства ++----------- ¦
¦ ¦С ¦ ¦ ¦L---------------¦ ¦
¦ ¦п +-+----+------/--------+------------------------+
¦ ¦е ¦Б¦ ¦ ¦ ¦---------------------¬ ¦
¦ ¦ц ¦а¦ 4 ¦ ¦ ¦¦Информационное право¦ ¦
¦ ¦и ¦к¦ ¦ ¦ ¦L--------------------- ¦
¦ ¦а ¦а¦----+------+---------+----------/------------+
¦ ¦л ¦л¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и ¦а+----+------+---------+----------+-------------+
¦ ¦т ¦в¦ ¦------+-------¬ ¦ ----+--------¬ ¦
¦ ¦е ¦р¦ ¦¦ Правовая ¦ ¦ ¦Юридическая ¦ ¦
¦ ¦т ¦и¦ 2 ¦¦ информатика +-+----->¦статистика ¦ ¦
¦ ¦ ¦а¦ ¦L-----/------- ¦ L---/-------- ¦
¦ ¦ ¦т¦----+------+ -------+----------+-------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦------+-------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦¦Информатика и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ математика ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦L-----/------- ¦ ¦ ¦
+----------+--+-+----+------+---------+----------+-------------+
¦ ¦ 3 ¦------+--------¬¦ ----+--------¬ ¦
¦ ¦ ¦¦Инфотехнологи覦 ¦Юридическая ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ в ПД ¦+----->¦статистика ¦ ¦
¦ ¦ ¦L-----/--------¦ L----/------- ¦
¦ +----+------+---------+-----------+------------+
¦ ¦ ¦------+--------¬¦ ¦ ¦
¦ ¦ 2 ¦¦Информатика ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦и математика ++---------->¦ ¦
¦ ¦ ¦L-----/--------¦ ¦ ¦
¦ +----+------+---------+-----------+------------+
¦ ¦ ¦ -----+--------¬¦ ¦ ¦
¦ ¦ 1 ¦ ¦Информатика ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L----/--------¦ ¦ ¦
+---------------+----+------+---------+-----------+------------+
¦ ¦ .¦ -----+--------¬¦ -- - -+- - - - --¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Информатика ++----> Правовая ¦ ¦
¦ Школа ¦ . ¦ L----/--------¦ ¦ статистика ¦
¦ (юридический ¦ ¦ ¦ ¦ L - - /- - - - -- ¦
¦ класс) ¦ . ¦ -----+--------¬¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Математика ++------------ ¦
¦ ¦. ¦ L--------------¦ ¦
L---------------+----+----------------+-------------------------